Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ'

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / контейнер / погрузка / резервы / объем переработки / analysis / container / loading / reserves / volume of processing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Юлия Алексеевна, Ромодина Ирина Сергеевна

В статье изложена методика расчета резервов роста объема переработки контейнеров за счет снижения трудоемкости процесса. Приведен пример расчета на основе предложенной методики с практическим предложением по увеличению коэффициента использования времени смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methodology for calculating the reserves of the volume of container processing by reducing the complexity of the process. An example of calculation based on the proposed methodology with a practical proposal to increase the utilization factor of shift time is given.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ»

УДК 656.212.6

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ

Королева Юлия Алексеевна, Ромодина Ирина Сергеевна, Белорусско-Российский университет, г. Могилёв, Республика Беларусь

Аннотация. В статье изложена методика расчета резервов роста объема переработки контейнеров за счет снижения трудоемкости процесса. Приведен пример расчета на основе предложенной методики с практическим предложением по увеличению коэффициента использования времени смены.

Ключевые слова: анализ, контейнер, погрузка, резервы, объем переработки.

Abstract. The article describes the methodology for calculating the reserves of the volume of container processing by reducing the complexity of the process. An example of calculation based on the proposed methodology with a practical proposal to increase the utilization factor of shift time is given.

Key words: analysis, container, loading, reserves, volume of processing.

Контейнерные перевозки являются наиболее удобным и экономичным способом транспортировки грузов. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов в любой комбинации видов транспорта. Данная особенность позволяет ускорить процессы переработки грузов, минимизировать затраты в транспортных узлах, упростить мониторинг перевозочного процесса [1, с. 17].

Основным транспортным узлом в контейнерных перевозках является специализированный контейнерный терминал [2, с. 50].

Расчеты интенсивности процесса переработки грузов проведены на примере контейнерного терминала железнодорожной станции, специализирующегося на перегрузке контейнеров, формировании и отправке контейнерных поездов, организации автомобильной доставки контейнеров. В целях нахождения путей повышения производительности терминала, был проведен анализ фактического объема переработки по двум основным направлениям: выгрузка с вагонов и погрузка на автомобили. В таблице 1 приведена оценка динамики переработки контейнеров в разбивке по месяцам за последний отчетный год.

Наибольшее выполнение плана погрузки из автомобилей свойственно январю и августу отчетного года (79 % и 75,6 %).Номинальное значение - это максимально возможное количество контейнеров, погруженных за календарное время смены, без учета простоев. Время смены - 8 часов в день, без выходных и праздничных дней.

Таблица 1

Динамика объема погрузки и интенсивности работ

Период Количество рабочих дней Погрузка на автомобили, шт. Коэффициент использования времени смены

фактическое значение номинальное значение

январь 31 3499 4430 0,790

февраль 28 2568 5152 0,642

март 30 2852 5520 0,665

апрель 29 2600 5336 0,627

май 31 2986 5704 0,674

июнь 30 2740 5520 0,639

июль 29 2678 5336 0,646

август 31 3349 5704 0,756

сентябрь 30 2464 5520 0,575

октябрь 31 2476 5704 0,559

ноябрь 30 2283 5520 0,532

декабрь 28 2057 5152 0,514

Всего 358 32552 65872 0,636

Процесс погрузки контейнеров на автотранспортные средства производится с контейнерной площадки, где он непосредственно расположен. Для ускорения производительности работы терминала предлагается организовать перегрузку 20 % от месячного значения выгрузки контейнеров с железнодорожных платформ прямо на автомобили, в наиболее закруженный период работы - январь месяц. Это позволит избежать периода хранения вагонов на площадке и за счет увеличения оборачиваемости иметь дополнительный объем грузопереработки.

Таким образом, целью последующих расчетов является: на основе анализа динамики погрузки контейнеров по месяцам отчетного года и коэффициента использования времени смены рассчитать резерв роста производительности по переработке контейнеров на транспортном терминале.

Фактором воздействия в данном случае является трудоемкость погрузки контейнеров на автомобили.

Построим структурную модель связи фактора воздействия - трудоемкости процесса (Тп) и результативного показателя - выручки за объем выполненных работ (ВР) на рисунке 1.

Результат ВР

Уровень 1 П Т

Уровень 2 ТСм Др К Кисп Т п

Уровень 3 Пфакт Пном

Рис. 1 Структурная модель связи факторов

Построим математическую модель связи факторов. Расчет на уровне 1 выглядит следующим образом:

ВР=П • Т,

где П - объем погрузки контейнеров на автомобили, шт. Т - средний тариф за погрузку контейнера, р. Расчет факторов на уровне 2:

(1)

Т • 3600•Д • К

_ СМ гЛр и

Т

(2)

где Тсм - продолжительность смены, ч

Др - число рабочих дней в периоде, дни;

Кисп - коэффициент использования времени смены;

Тп - трудоемкость погрузки контейнера на автомобиль, сек.

Расчет факторов на уровне 3:

_Пфакт

исп

(3)

Пфакт - фактический объем погрузки на автомобили, шт.

Пном - номинальное значение погрузки на автомобили, шт.

Следующим шагом в расчете резервов увеличения оборачиваемости контейнеров на транспортном терминале является нахождение резерва фактора воздействия. Эффект будет выражаться в снижении трудоемкости процесса погрузки.

Процесс погрузки контейнеров на автотранспортные средства производится с контейнерной площадки. В таблице 2 представлены два варианта расчета времени перегрузки контейнера с вагона на автомобиль: с учетом его хранения на площадке и прямым способом, то есть без размещения на складских площадях.

Выпуск № 1, 2021 Таблица 2

Расчет времени перегрузки контейнера

Операция Трудоемкость с учетом Трудоемкость с учетом

хранения на площадке, с хранения на площадке, с

Перемещение грузовой

тележки к контейнеру 15 15

Застройка контейнера 15 15

Подъем контейнера 15,9 15,9

Перемещение крана 34,9 55

Опускание контейнера 15,9 15,9

Отстропка контейнера 10 10

Подъем стропов 5 3

Застропка контейнера 15 -

Подъем контейнера 15,9 -

Перемещение крана 20 20

Опускание контейнера 15,9 -

Отстропка контейнера 10 -

Подъем стропов 3 -

Перемещение крана 10 -

Итого 201,50 149,80

Таким образом, погрузка контейнера на автомобиль напрямую без размещения на контейнерной площадке будет длиться 149,8 секунд. Возможное значение продолжительности процесса погрузки контейнера на автомобиль будет рассчитываться как средневзвешенная величина:

возм

Тп = 0,8 • 201,50 + 0,2 -149,80 =191,16 с.

Резерв снижения трудоемкости процесса погрузки составит 10,34 с: Р I Тп = 201,50 - 191,16 = 10,34 с.

Для верности расчетов необходимо протестировать все факторы уровня 2. Логический анализ показывает, что все 3 фактора являются независимыми от фактора воздействия, т.к. производительность рассчитывается в единицу времени, т.е. расчет проводится без учета влияния внешних факторов на время работы терминала. Т.е. все три показателя, отвечающих за время работы терминала (формула 2) берутся по фактическому уровню (таблица 3).

Таблица 3

_Расчет резерв факторов уровня 2_

Фактор Зависимость Фактическое Возможное Отрицательный Положительны

от фактора значение значение эффект й эффект

воздействия (резерв)

Тп фактор воздействия 201,50 191,16 - 10,34

Тсм не зависит 8 8 - -

Др не зависит 31 31 - -

Кисп не зависит 0,79 0,79 - -

Найдем возможное значение объема погрузки (формула 2):

П = 8-3600 • 31 • 0,79

-L J-nm Л/f

4709 шт.

149,8

Тогда резерв увеличение фактической погрузки контейнеров на автомобили составит:

Р Т П = 4709-3499 = 1210 шт.

На уровне 1 необходимо протестировать один фактор - это тариф за погрузку контейнера. Поскольку от предлагаемого мероприятия расходы в цене расти не будут тариф останется неизменным, а фактор является не зависимым.

Резерв выручки от реализации составит 66550 р.:

Р Т ВР=Р Т П -Твозм = 1210 • 55 = 66550 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщим расчеты по повышению производительности и выручки в таблице 4.

Таблица 4

Показатель Фактическое значение Возможное значение Эффект

Продолжительность смены , ч. 8 8 -

Продолжительность погрузки 1 контейнера в среднем, сек 201,50 191,16 +10,3

Количество рабочих дней в периоде, дни 31 31 -

Производительность терминала за месяц по погрузке контейнеров, штук 3499 4709 +121

Средний тариф в расчете на погрузку одного контейнера, р. 55 55

Выручка от услуг по погрузке, р. 192445 258995 66550

Исходя из расчетов резервов увеличения производительности терминала следует, что при снижении трудоемкости погрузочного процесса за счет погрузки части контейнеров напрямую с вагонов на автомобили, увеличится фактический объем погрузки, что в свою очередь увеличит выручку от реализации данных услуг.

Расчет эффективности предложенного мероприятия заключается в разнице между суммой положительного и отрицательного эффекта [3, с. 121].

В пересчете на экономическую эффективность можно предположить ее рост, т.к. снижение трудоемкости процесса погрузки откликнется снижением на ряде статей в калькуляции затрат, например, таких как затраты на топливо, и при неизменном тарифе увеличит норму прибыли в затратах и соответственно рентабельность.

Список использованной литературы:

1. Антонова А.В. Инновационные методы перевозки и технология погрузки навалочных грузов в крупнотоннажные контейнеры типа "Open top" / А.В. Антонова, Н.В. Власова // Молодая наука Сибири. - 2021. - № 4(14). - С. 17-22.

2. Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / В.А. Демин. - Москва: Феникс, 2019. - 281 с.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., испр. - Минск: РИПО, 2016 - 373 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.