3. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 328 с.
4. Смирнова М. М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3. — Т. 4. — С. 27-54.
5. Третьяк О. А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. — 2006. — № 2. — Т. 4. — С. 129-144.
УДК 338.26:656.615:656.073 А. Г. Мухина,
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПОРТОВОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
METHODS OF PLANNIHG THE PRODUCTION CAPACITY OF THE PORT CONTAINER TERMINAL IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM
Методика предназначена для планирования производственной мощности портового контейнерного терминала. Она разработана в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта РФ и учитывает специфику деятельности портовых контейнерных терминалов. Представлен методический подход и определен порядок планирования объемов погрузочно-разгрузочных работ грузов в контейнерах в зависимости от характеристик терминала, анализа основных тенденций развития мирового судоходства, расчета пропускной способности грузовых причалов и складов, а также судооборота.
The method is intended for planning production capacity of the port container terminal. It is designed in accordance with the recommendations of the Ministry of Transport of Russia and takes into account the specifics of port container terminals. The methodology presented an approach to set the procedure for planning the volume of loading and unloading of cargo in containers, depending on the terminal, the analysis of major trends in world shipping, calculate the throughput of cargo piers and warehouses, as well as turnaround.
Ключевые слова: методика, планирование, водный транспорт, контейнерный терминал, пропускная способность, погрузочно-разгрузочные работы, контейнер, доходы.
Key words: methodology, planning, water transport, container terminal, capacity, cargo handling, container, revenues.
СПГУВК
ИНАМИЧНОЕ развитие транспорт-но-экономических связей, повышение требований к комплексности и
Имеющиеся методики обоснования и планирования производственных мощностей в разных отраслях промышленного производства не применимы для портового контейнерного терминала, поскольку транспортный процесс — стохастический и характеризуется большой степенью неопределенности, что затрудняет оптимизацию расчетов резерва пропускной способности. В портовых контейнерных терминалах необходим учет специфики функционирования в системе логистического управления потоками контейнерных грузов.
сбалансированности развития транспорта на основе совершенствования структуры материально-технической базы водного транспорта обусловливают повышение роли планирования деятельности портов и в том числе портовых контейнерных терминалов.
J61|
DO
Необходимо отметить, что до настоя-
щего времени в портовых контейнерных терминалах не имеется обоснованной методики планирования объемов перевалки контейнерных грузов на предстоящую перспективу.
Допущения и ограничения:
На первом этапе составляется производственно-техническая характеристика контейнерного терминала.
Характеристика терминала включает гидрологические и гидрометрические сведения, состав и качество погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, уровень эксплуатационных показателей (механовоору-женность, плановая пропускная способность и величина ее резерва, количество причалов и их специализации, период использования, типы обрабатываемых судов и других транспортных средств), а также организационную структуру управления.
На втором этапе выполняется анализ основных тенденций развития мирового судоходства и объемов переработки контейнеров в данном регионе.
Анализ выполняется по следующей программе:
1) изучается мировой рынок контейнерных перевозок;
2) анализируется количество, доли на рынке судоходных компаний по наличию флота, грузообороту и пр.;
3) изучается география перевозок грузов (направления перевозок, типы судов, род груза, терминалы погрузки (выгрузки), мощность погрузочно-разгрузочного оборудования терминалов для разгрузки (загрузки) данных типов судов и пр.);
4) дается оценка тенденций изменения объемов погрузочно-разгрузочных работ для данного вида контейнеров по выбранным критериям (например, по грузоподъемности) в данном регионе на предстоящую перспективу.
На третьем этапе уточняется состав имеющегося погрузочно-разгрузочного оборудования, технологии выполнения работ, методов складирования контейнеров. С технической службой согласовываются сроки и объемы проведения текущего, среднего и капитального ремонта погрузочно-разгрузоч-ной техники, а также грузовых причалов и подкрановых путей.
На основании сведений о предстоящем плановом ремонте рассчитывается месячная пропускная способность грузового причала и железнодорожных путей в следующей последовательности.
1. Расчет суточной пропускной способности грузового причала (ТЕи/сутки):
я
/7 - ?4 V Р * N * к
прич.сут / а эi уг непр .п
(1.1)
где:
Р э. — эксплуатационная производительность 7-го портального крана, ТЕИ/час;
N — количество портальных кранов 7-й эксплуатационной производительности, совершающих погрузочно-разгрузочные работы, ед.;
к — коэффициент непроизвод-
непр.потерь т т А
ственных потерь, учитывающий:
время на открытие границы для судна — t , ч;
отк 7 '
время на закрытие границы для судна — t , ч;
закр ' '
время оформления транспортных документов — ^ , ч;
оф.док.' '
время на швартовные операции —
t , ч.
шв. опер.7
непр .потерь
t,,+t +1 +t +1
п(в) отк закр оф оок шв.опер.
(1.2)
где ^ — время погрузки или выгрузки судна, ч.
2. Расчет месячной пропускной способности грузового причала (ТЕи /мес.):
^ ^ прич .мес ^прич .сут
* 30,5* А:
(1.3)
произ .потерь '
— коэффициент производствен-
где к
произ.потерь
ных потерь, учитывающий:
— снижение температуры воздуха ниже -15 оС;
— обледенение причала, обледенение контейнеров на судне;
— нормируемое время на дополнительные технологические перерывы докерам-механизаторам в условиях снижения температуры воздуха ниже -15 оС.
Коэффициент производственных потерь необходимо применять в условиях Севера или приравненных к ним территорий. Для Северо-Западного региона РФ его влиянием на пропускную способность грузового причала можно пренебречь.
3. Расчет суточной пропускной способности железнодорожных путей.
Пропускная способность погрузочно -разгрузочных железнодорожных путей определяется (ТЕи /сутки):
Гш|
На терминале должны быть предусмотрены площадки для проведения визуального досмотра контейнеров и другого вида контроля контейнеров (рентгеновский досмотр).
Необходимо и целесообразно также выделение или разграничение каждой зоны хранения контейнеров по принадлежности экспедиторам или принадлежности линии.
2. Полезная площадь склада для хранения контейнеров определяется:
F =Yl *В *к .
скл / j скл скл п '
(1.10)
1=1
где:
Ькл — длина контейнерной площадки, м;
Вскл — ширина контейнерной площадки, м;
кп — коэффициент использования полезной площади контейнерного терминала.
3. Норма емкости склада в ТЕи рассчитывается по формуле
(1.11)
Е =
СКЛ
: *в
конт конт
■*N ,
яр 7
где:
Ь — длина 20-футового контейнера, м (Ь ""б ,058 м);
4 конт ' ''
В — ширина 20-футового контейне-
конт
ра, м (В = 2,438 м);
конт
Л^яр — количество ярусов складирования контейнеров (зависит от нормы нагрузки на 1 м2).
4. Для обеспечения складирования контейнеров пропускная способность склада Псл должна быть равна или больше суточного грузооборота склада gсrJ¡:
П > g СКЛ (1.12)
скл °СКД' 4 '
5. Суточный грузооборот склада:
ёсш, =\ь*8*кнераен, (113)
где:
ц — коэффициент, характеризующий удельный вес перевалки контейнеров по варианту судно - склад;
g — среднесуточный перевалочный грузооборот терминала в наиболее деятельный месяц навигации, контейнеров/сутки;
к — коэффициент неравномерности
неравн т т г г
грузооборота по максимальному грузообороту ТЕи.
s~i мах (-i мах приб уб
g = -
30.5
(1.14)
где:
С мах „ „ —
— максимальный месячный объем контейнеров прибывших на терминал контейнеров;
Сг^о* — максимальный месячный объем контейнеров убывших с терминала контейнеров.
12*0*""
к
неравн
где:
G
(1.15)
год
G'Max ~
— максимальным месячный объем выгружаемых контейнеров с судов за год;
G — годовой объем выгруженных контейнеров с судов.
Особое внимание на данном этапе уделяется возможности расширения зоны хранения контейнеров или поиску возможности работы по прямому варианту.
Это возможно достигнуть путем:
— перепрофилирования складских площадей;
— модернизации техники и технологического процесса;
— ускорения оборачиваемости контейнеров;
— получения дополнительных площадей для хранения отдельных видов контейнеров в непосредственной близости к терминалу.
На шестом этапе с помощью метода аналитического выравнивания динамического ряда и регрессионного анализа вычисляются обобщенная оценка тренда и корреляция динамики объемов переработки груженых и порожних контейнеров с судооборотом. Для оценки тренда использовано две функции: прямолинейная и парабола второго порядка, по стандартному вычислению среднеквадра-тического отклонения принимается линейная ^ или параболическая форма зависимости, при которой отклонение минимально. №65™
На седьмом этапе планируется график обработки судов на предстоящую перспективу с учетом обоснованного в расчете влияния индекса сезонности на количество судоходов, а также влияния индекса случайной состав-
ляющей и влияния индекса роста объемов потребления контейнеропригодных грузов (в процентах).
Планирование обработки судов на t1 год выполняется по следующей методике.
1. В таблицу заносится ежемесячно количество судозаходов за t_2 и t_1 год.
2. По информации за t и 11 годы вычисляют ежемесячное среднее количество судозаходов.
3. Устанавливается также по факту t и t1 гг. ежемесячное максимальное количество судазаходов.
4. Вычисляются значения следующих ежемесячных коэффициентов:
— Коэффициент влияния сезонности на количество судоходов, %:
сез.1 .мес
(кг +кг)
к '-г_'-1 ' *
100%, (1.16)
где:
КТ — ежемесячное количество судозаходов за t_2 и t_1 годы соответственно;
12
12
Ету-год \ 1 угод г
— общее количество судозаходов за t-2 и t-1 соответственно;
— Коэффициент влияния случайной составляющей, %:
МАХ (К Г ) +
100%, (1.17)
ш
— Коэффициент влияния роста (снижения) объемов потребления контейнеро-
пригодных гPУзов, ¡м.иш.потрл.мег %, является
специфическим коэффициентом для каждого конкретного портового контейнерного терминала (принимается самостоятельно в зависимости от условий работы терминала). Годовой процент влияния коэффициента находится в диапазоне от -15 % до 15 %. На данный коэффициент оказывает влияние общее состояние мировой экономики.
5. Количество судозаходов планируется по следующей формуле:
(1.18)
КСудл.мес. =МАХ(К-;КГГ
*(! + / .*/ .*/ . )
V сезииес случл.мес влизм.потрл.мес / •
При этом уделяется внимание изучению плановых и нормативных документов по организации грузовой обработки и комплексного обслуживания судов в терминале.
На восьмом этапе планируется объем обработки груженых и порожних контейнеров на ^ год в соответствии со спланированным объемом судозаходов.
На девятом этапе плановые судозахо-ды и объемы перевалки груженых и порожних контейнеров сравниваются с фактическими показателями по направлениям: анализируется количество контейнеров по месяцам; выявляются наиболее напряженные месяцы, в которых объем достигает максимальных размеров; выявляются резервы роста пропускной способности терминала; анализируется возможность снижения сроков хранения контейнеров; планируются мероприятия по увеличению объемов переработки контейнеров на перспективу.
На десятом этапе рассчитываются доходы от проведения погрузочно-разгрузоч-ных работ, выполняемых терминалом по груженым и порожним контейнерам.
По каждому месяцу исходя из планируемого объема перевалки определяются выручка от погрузочно-разгрузочных работ, выручка от хранения контейнеров, а также сопутствующих услуг (досмотр контейнеров).
На одиннадцатом этапе на основании полученных данных по судозаходам на 11, ^ годы планируется судозаходы на t1, t2 год. После этого планируется объем перевалки груженых и порожних контейнеров на t1, t2 год в соответствии с объемом судозаходов и формой корреляционной зависимости.
Алгоритм методики планирования производственной мощности портового контейнерного терминала в транспортно-логисти-ческой системе представлен на рис. 1.
Таким образом, разработанная методика позволяет на новой методической основе планировать объемы погрузочно-разгрузоч-ных работ. Применение методики ориентировано на повышение эффективности деятельности предприятий водного транспорта за