Научная статья на тему 'Повышение профессионально-культурной компетентности педагогов ДОУ в рамках проекта «Вместе с А. П. Чеховым»'

Повышение профессионально-культурной компетентности педагогов ДОУ в рамках проекта «Вместе с А. П. Чеховым» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Вера Николаевна

В статье рассматривается вопрос о профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автором представлена суть разработанного им проекта «Вместе с А.П. Чеховым». Данный проект предусматривает приобщение к творчеству писателя-земляка, содержательное развитие компетенций на основе интеграции ценностей культурного пространства города Таганрога, связанных с именем А.П. Чехова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение профессионально-культурной компетентности педагогов ДОУ в рамках проекта «Вместе с А. П. Чеховым»»

12. Селиверстов В.И. Заикание у детей: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. 4-е изд., доп. М.: Владос, 2001.

13. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК Психология: МПСИ, 2004.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 2001.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО «Изд-во Питер», 1999.

В.Н. Лукьяненко

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ ДОУ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ВМЕСТЕ С А.П. ЧЕХОВЫМ»

Сложившаяся в стране социально-политическая и экономическая ситуация предъявляет новые требования к российской образовательной системе. В связи с этим для педагога приобретают другую значимость такие профессиональные качества, как гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придает важность роли образа воспитателя. Педагог является представителем одной из социально-значимых профессий, деятельность которого направлена на развитие и формирование личности ребенка. Особую значимость для современного педагога представляет проблема повышения качества педагогических знаний.

Современное общество требует от педагогов овладения педагогическими компетенциями, применения инновационных технологий в педагогическом процессе. Педагогический потенциал специалистов, повышение их профессионального уровня и личностного развития способствуют становлению педагогической компетенции как одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога.

Современная педагогика связывает понятие «профессиональная компетентность» с феноменом культуры, овладение которой является результатом развития личности (Е.В. Бондаревская, А.И. Пискунов, Н.И. Розов и др.). Компетентность предполагает овладение современными концепциями и идеями образования дошкольников, психолого-педагогическими разработками о творческом развитии личности, положениями личностно-ориентированного подхода.

Сегодня одним из ключевых понятий, используемых в педагогическом процессе, является понятие «проектировочная компетентность». Проектировочная компетентность, по мнению учёных Л.М. Денякиной, А.В. Хуторского и др., есть способность осуществлять проектирование педагогического процесса, педагогической деятельности, требующая овладения определенными технологиями проектировочной деятельности.

Проектировочная компетентность педагогов включает следующие компоненты:

- умение проектировать результаты педагогической деятельности;

- умение планировать пути осуществления педагогических воздействий;

- умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности;

- умение выделять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, определять условия их решения;

- умение планировать свою работу по руководству различными видами деятельности детей;

- умение теоретически обоснованно выбирать средства и методы, и организационные формы образовательно -воспитательной работы.

В образовательных учреждениях достаточно широко используется метод проектов (Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселёва, Т.С. Лагода) как одно из условий повышения проектировочной компетентности. Сегодня метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, активно применяется в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование проектного метода дает возможность педагогам внедрять инновационные идеи.

Решая задачу патриотического воспитания, необходимо отметить, что наряду с демократическими преобразованиями в обществе сегодня наблюдаются изменения в социальной и культурной ориентации взрослого человека, в отношении его духовно-нравственных ценностей.

Руководствуясь государственной программой («Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»), в которой достаточно внимания уделяется развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, педагоги дошкольных образовательных учреждений воспитывают «человека культуры» (Е.В. Бондаревская). Поэтому перечисленные положения являются ключевыми в работе дошкольных образовательных учреждений при планировании мероприятий, посвященных А.П. Чехову.

Таганрог - город с более чем трехсотлетней историей - является уникальным пространством, где сосуществуют прошлое и настоящее, где соприкасаются культуры разных эпох и времен. Он как книга, открытая к встрече с новыми поколениями. Одна из лучших страниц ее повествует о жизни и творчестве нашего великого земляка - писателя Антона Павловича Чехова.

Любовь А. Чехова к земле, к её возделыванию созвучно делу воспитания детей. Чтобы взрастить, нужно посеять, а чтобы был результат, необходимо создать условия для хорошего роста.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений города Таганрога, выросшие на произведениях А.П. Чехова, в которых звучит любовь, сострадание к людям и ко всему живому, воспитывают эти чувства у детей. Поэтому сегодня представляется важным формирование толерантности, национального и гражданского самосознания у педагогов и воспитанников, уважение культурных традиций и ценностей на примере жизни и творчества великого писателя-земляка А.П. Чехова. Для педагогов важным представляется знакомство детей и взрослых с культурно -историческими событиями чеховского Таганрога, с его достопримечательностями, сохраняющими память о жизни писателя в родном городе. Экскурсии по чеховским местам Таганрога, посещение его прекрасных музеев составляет увлекательный рассказ о детских и юношеских годах А.П. Чехова, проведенных в Таганроге, и о его бескорыстном служении родному городу.

Определение условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе применения программ гуманитарного цикла, освоения современных образовательных технологий, основывающихся на культурных особенностях региона, составило цель данного проекта.

Средствами формирования проектировочной компетенции в рамках проекта является овладение методом проектов с использованием деловых игр, семинаров-практикумов с элементами тренинга, проблемных дискуссий, «круглых столов», направленного диалога, игрового моделирования, взаимодействие с музеями города (эксплуаториум - диалоговые экскурсии).

Все формы работы осуществляются при наличии педагогической поддержки, сотрудничества и диалога в процессе взаимодействия участников проекта в культурном пространстве города. Характер этого взаимодействия является основным показателем приобщения взрослых и детей к творчеству писателя.

Проект «Вместе с А.П. Чеховым» призван способствовать:

- приобщению педагогов и воспитанников к ценностям культуры родного города;

- повышению профессионально-культурной компетентности педагогов в воспитании духовности и нравственности у детей;

- совершенствованию содержания, форм и методов поисковой деятельности, проводимой в педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений, с учетом региональных особенностей;

- привлечению внимания педагогов проблеме сохранения исторической памяти о великом писателе А.П. Чехове;

- выявлению и распространению опыта работы детских садов по проблеме социально - личностного развития детей дошкольного возраста.

Реализации проекта осуществляется с соблюдением ряда условий:

- организация педагогического сообщества, в состав которого включены представители Управления образования г. Таганрога, культуры (Таганрогский государственный литературный

и историко-архитектурный музей заповедник), Таганрогский художественный музей, педагоги дошкольных образовательных учреждений;

- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.

Реализация проекта «Вместе с А.П. Чеховым» в ДОУ включает следующие направления работы.

1. Построение предметно-развивающей среды в детском саду.

2. Овладение инновационным содержанием педагогического процесса по ознакомлению детей и взрослых с творчеством А.П. Чехова.

3. Методическая работа с педагогическими кадрами.

4. Просветительская работа с родителями.

5. Взаимодействие детского сада с социумом.

Осуществление проекта строится по следующим этапам:

1-й этап. Постановка цели - определение цели и стратегии процесса ознакомления с творчеством А.П. Чехова;

2-й этап. Создание условий, необходимых для теоретического и практического осмысления проблемы и интерпретации опыта, представленного в источниках и периодической печати.

Внедрение проекта педагогами осуществляется посредством следующих форм организации их деятельности.

Тематика педагогических советов:

- «Разработка педагогических условий по приобщению детей к творческому наследию А.П. Чехова» (круглый стол);

- «Приобщение детей к творчеству А. П. Чехова в условиях музейной педагогики» (эксплуато-риум - диалоговые экскурсии);

- «Ознакомление с творчеством А.П. Чехова как средство патриотического воспитания дошкольника» (деловая игра);

- «Воспоминания о А.П. Чехове» (деловая игра).

Тематические семинары: «По дороге к А.П. Чехову», «Творчество А.П. Чехова как показатель культуры в обществе» направлены на изучение краеведческого материала г. Таганрога.

Мастер-класс «Путешествуем с детьми по чеховскому Таганрогу», «Подвижные народные игры из детства А.П. Чехова», «Создание и использование предметно-развивающей среды в педагогическом процессе.

Практикумы по изучению творчества А.П. Чехова включают составление проектов по изучению малых скульптурных форм («Египетская пирамида», «Каштанка», «Клоун»), использование инструментария педагогической оценки личности ребенка в разных жизненных ситуациях (эмоционального состояния, социального опыта в процессе ознакомления с произведениями А.П. Чехова), культурно-познавательное направление в работе. Практикумы помогают педагогам быть готовыми к работе с детьми и овладению компетенциями художественной деятельности.

Педагогические викторины «Мир чеховского чтения», «Антон Павлович Чехов - писатель на все времена», «Пути чеховских героев», «Посмеемся вместе с Чеховым», «Талант юмора и добра».

Круглый стол для педагогов и родителей детского сада «Путешествие по улицам старого Таганрога», «Герои чеховских рассказов», «Подвижные народные игры из детства А.П. Чехова» и др. Осуществляется обмен знаниями о культурном наследии города Таганрога, в котором родители воспитанников принимают активное участие, общаясь и передавая свой опыт.

Диалоговые встречи (эксплуаториум) для педагогов и родителей в Таганрогском государственном литературно и историко-архитектурном музее-заповеднике, Таганрогском художественном музее с целью организации детско-взрослого сообщества по ознакомлению с жизнью и творчеством писателя.

Для педагогов и родителей:

«Произведения А.П. Чехова в изобразительном искусстве» - полотна из коллекции Таганрогского художественного музея, иллюстрирующие произведения писателя;

«Поклон великому земляку» - выставка произведений живописи и графики художников дореволюционного Таганрога - современников А.П. Чехова из фондов Таганрогского художественного музея;

«Вокруг А.П. Чехова» - выставка произведений живописи и графики современных художников-таганрожцев;

«А.П. Чехов в кругу художников и музыкантов» - история взаимоотношений А.П. Чехова с его современниками: И.И. Левитаном, К.А. Коровиным, И.Е. Репиным, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым и другими;

«Город Чехова в городе Таганроге» - погружение в атмосферу чеховского Таганрога в рамках новой экскурсии, разработанной научными сотрудниками Таганрогского художественного музея-победителя грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимом Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и организационном управлении Ассоциации менеджеров культуры. Музейно-образовательные программы для детей: «А.П. Чехов - детям» - цикл бесед для дошкольников;

«А.П. Чехов в произведениях изобразительного искусства» - беседа с использованием подлинных произведений изобразительного искусства из коллекции Таганрогского художественного музея;

«И природа оживает в звуках, красках и словах» - художественно-музыкальная композиция с использованием произведений И.И. Левитана, П.И. Чайковского и А.П. Чехова (проводится 29 января

- день рождение А.П. Чехова, 15 июля - день памяти А.П. Чехова, 25 апреля - день рождения П.И. Чайковского);

История одной картины «Крестьянский мальчик. Ванька Жуков» Н.П. Чехова и театрализованный рассказ А.П. Чехова «Ванька».

Литературно-музыкальная гостиная «Вместе с А.П. Чеховым» для педагогов дошкольных образовательных учреждений по темам: «Художественно-музыкальная жизнь Таганрога XIX века», «Художники-таганрожцы - современники А.П. Чехова» (С.И. Блонская, А.М. Леонтовский, Д.М. Синоди-Попов, Б.Н. Кубицкий), где педагоги могли повысить уровень компетентности в вопросах художественной культуры Таганрога в XIX веке (ежегодно - январь).

Для определения динамики результатов работы по приобщению детей к творчеству писателя А.П. Чехова использовались показатели личностного развития ребёнка и педагога в различных видах деятельности.

Показатели личностного развития ребенка:

- развитие эмоционально-личностной сферы;

- проявление эмоционально-положительного отношения к героям рассказов А.П. Чехова;

- ознакомление с памятными местами, связанными с именем А.П. Чехова;

- обогащение художественного опыта;

- творческая активность, стремление к преобразованию, созданию субъективного образа в художественных видах деятельности, появление потребности в творчестве;

- осознание своей принадлежности к определенной культуре, культурная идентификация, понимание того, какой великий человек родился в одном с ними городе, проявление гордости;

- повышение уровня самооценки.

Показатели личностного развития педагога:

- признание себя ответственным за развитие ребенка в духовно-нравственном и патриотическом воспитании;

- гуманизация отношений с детьми;

- движение к постоянному творческому росту в познании культуры, искусства, истории, традиций своего города;

- овладение культурологическими технологиями развития у детей восприятия искусства, художественной литературы, их понимания;

- владение механизмами приобщения родителей к культурному наследию А.П. Чехова с целью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в вопросах формирования у детей гражданской позиции и нравственности;

- способность адаптироваться в определенном социокультурном пространстве;

- распространение материалов, проектов через печатные издания, специальный выпуск историко-литературного альманаха «Вехи Таганрога», полидисциплинарный журнал «Культура. Наука. Интеграция»;

- саморазвитие, утверждение личностных смыслов и ценностей.

Таким образом, разработка проекта «Вместе с А.П. Чеховым» предусматривает приобщение к творчеству писателя-земляка, содержательное развитие компетенций на основе интеграции ценностей культурного пространства города Таганрога, связанных с именем А.П. Чехова.

Н.В. Макарова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В последние десятилетия проблемы раннего возраста все более привлекают внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Коррекционно-развивающая помощь детям от рождения до 3 лет признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в их развитии (В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Это подтверждают не только многочисленные научные исследования (Л.А. Новикова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.), но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи нуждающимся детям раннего возраста (Л.А. Зигле, Е.В. Кожевникова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова и др.). Эффективность названных мер тем выше, чем раньше начата их реализация. Для значительной части детей в возрасте от рождения до 3 лет, имеющих те или иные нарушения психофизического развития, ранняя помощь открывает возможность включения их в общий образовательный поток уже на этапе дошкольного и начального школьного обучения, что исключает необходимость дорогостоящего специального образования (Ю.А. Разенкова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.).

В настоящее время на пути в создании отечественной системы профилактики, ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей уже сделаны первые шаги, имеются многочисленные позитивные результаты более чем в 60 регионах России (Великий Новгород, Псковская область, Самара, С.-Петербург и др.). Но при всем глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней коррекционной помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. Отсутствие законодательной основы и политики государства в этой области тормозит активное движение регионов в направлении организации сети служб по оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. Для сравнения: за рубежом уже накоплен сорокалетний опыт практики создания различных систем и программ ранней помощи малышам и их семьям, а также существует определенная государственная и законодательная база [6].

Исследование эволюции отношения общества и государства по отношениям к лицам с различными отклонениями показало, что каждый этап в развитии отечественной системы специального образования соотносится с определенным историческим периодом, отражающим отношение к детям с нарушениями в развитии и степень осознания государством и обществом их специальных потребностей [5].

Так, первые воспитательные дома, детские приюты и дома призрения для детей дошкольного возраста стали открываться в России в XVIII-XIX веках в Москве и Петербурге. На их содержание выделялись мизерные средства, что не давало возможности организовать какой-либо уход и воспитание в соответствии с требованиями педагогики и медицины. Детей дошкольного и, особенно, раннего возраста в целях борьбы со смертностью передавали на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.