экономическая безопасность
УДК 35.08:343.352(045)
повышение престижа государственной службы как способ противодействия коррупции
Чернышева Т. К.,
студентка, Финансовый университет, Москва, Россия
[email protected] Еремин С.Г.,
кандидат юридических наук, доцент, Финансовый университет,
Москва, Россия
Аннотация. Исследуются основные направления, по которым осуществляются мероприятия, включенные в комплекс антикоррупционных мер. Анализируются существующие проблемы и перспективы повышения престижа государственной службы как одного из способов противодействия коррупции в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция; престиж государственной службы; антикоррупционное законодательство
RAISING THE PRESTIGE oF PUBLIC SERVICE AS AN INSTRUMENT AGAINST CORRUPTION
Chernysheva T. K.,
student, Financial University, Moscow, Russia
[email protected] Eremin S.G.,
Candidate of Law, Associate Professor, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The author carried out an analysis of the main areas that are included in the complex of anticorruption measures. The author analyzes the existing problems and prospects of improving the image of public service as a means of corruption counteraction in the Russian Federation. Keywords: corruption; the prestige of public service; anti-corruption legislation
Коррупция представляет собой сложное социальное, политическое и экономическое явление, которое нарушает устои демократических институтов, замедляет экономическое развитие и способствует нестабильности внутри правительства и общества в целом. Коррупция искажает избирательные процессы, извращает верховенство закона и создает бюрократические сети.
Существуют различные авторские подходы к определению термина «коррупция». Российские криминологи П.А Кабанов и Г.Ф Хохряков понимают под коррупцией «использование уполномоченными на выполнение государственных функций лицами своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами». Анализируя данное определение, можно четко определить круг лиц, которые могут совершать коррупционные деяния, а также цели совершения коррупционных действий.
Иное определение приводят А. И. Долгова, А. С. Желудков, понимая под коррупцией «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных, служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». Как и из предыдущего определения, здесь можно выявить круг лиц и цели совершения коррупционных деяний. Но помимо этого нетрудно определить круг лиц, в интересах которых совершаются данные деяния [1]. На основании анализа вышеприведенных определений можно сделать вывод: понятие «коррупция» охватывает довольно широкий спектр противоправных действий, осуществляемых должностными лицами с использованием своего должностного положения в корыстных целях.
Следует отметить, что коррупция является наиболее опасной для государства и общества служебной аномалией на государственной службе. Исследование управленческих аномалий в государственной гражданской службе представляет научный интерес как для пони-
мания проблем, существующих на современном этапе развития государственной службы, так и для объяснения перспектив развития российского общества в целом.
За последнее десятилетие в Российской Федерации принят целый ряд нормативных актов, направленных на противодействие коррупции, основными из которых являются Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В стране реализуется Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг.1 Это свидетельствует о принятии руководством страны целого ряда правовых и организационных мер, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в российском обществе, что должно обеспечить поступательное развитие российского государства, модернизацию его экономики и повышение уровня жизни граждан России.
Но вышеназванные законодательные акты не являются совершенными. Так, ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» в качестве одной из основных мер профилактики коррупции установлено «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению»2. Но порядок практической реализации этой меры ни в законодательстве, ни в подзаконных актах, ни на уровне методических рекомендаций не раскрывается. Для формирования негативного отношения к коррупции со стороны государственных служащих представляется целесообразным организовать:
• разъяснение вредоносности коррупции для государства, общества, для каждого госу-
1 Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20162017 годы» // Информационно-правовой портал «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consuLtant.ru/document/ cons_doc_LAW_196138/ (дата обращения: 24.10.2017).
2 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant. ru/#/document/12164203/paragraph/2:1 (дата обращения: 24.10.2017).
дарственного служащего, а также для членов его семьи;
• незамедлительное острое реагирование на коррупционные проявления, даже самые незначительные (в том числе рассмотрение их на заседании аттестационной комиссии, собраниях и т.д.);
• регулярное доведение до государственных служащих примеров привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, а также примеров правильного реагирования на коррупционные проявления.
В Указе Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» в качестве одного из приоритетных направлений развития государственной гражданской службы указано повышение престижа гражданской службы (п. «в» ст. 1)3. Отмечается, что повышение престижа будет осуществляться за счет совершенствования системы материального стимулирования государственных служащих и изменения структуры их денежного содержания.
Престиж государственной службы играет существенную функциональную роль, поскольку именно государственные служащие выполняют функцию так называемых проводников государственных идей и задач в реальную жизнь. В прямой зависимости от уровня престижа государственной службы находится не только ее обеспечение высококвалифицированными кадрами, но и доверие, уважение со стороны населения, а также то, как законы и предписания органов государственной власти различного уровня воспринимаются общественностью [2]. Таким образом, престиж государственной службы можно по праву назвать ключевым показателем доверия населения к органам власти, устойчивости институтов государственной власти, а также развития государства в целом.
3 Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/71463052/paragraph/1:8 (дата обращения: 24.10.2017).
Многие граждане при вступлении в государственные должности стремятся удовлетворить свои материальные потребности. Большинство из них при выборе рода деятельности ориентируются на достойную оплату труда, на комфортные условия труда и характер работы. В первую очередь в связи с неудовлетворением своих материальных потребностей государственные служащие начинают искать другие «источники» дохода, что негативно влияет на престиж государственной службы [3].
Коррупция является наиболее опасной для государства и общества служебной аномалией на государственной службе.
Вопрос повышения престижа государственной службы носит огромное практическое значение. Невозможно добиться привлечения на государственную службу высокопрофессиональных служащих без обеспечения высокого престижа данного вида деятельности. А без профессионалов высокого уровня, в свою очередь, нельзя претендовать на качественное государственное управление. Другими словами, ставя задачу повышения престижа государственной службы, во-первых, необходимо понимать систему ценностей в современном российском обществе и, во-вторых, ясно представлять механизмы интеграции этих ценностей на государственной службе [4]. Более того, часто стоит вопрос даже не столько о повышении престижа, сколько о том, чтобы не ронять этот престиж.
Стоит отметить, что система ценностей в России применительно к государственной службе складывается из двух составляющих: материальной и моральной. А они, в свою очередь, имеют два уровня: легальный и нелегальный. Легальные материальные ценности широко распространены и известны. К ним относится: уровень заработной платы, наличие социальных гарантий и льгот, в том числе социальное страхование, повышение пенсионного обеспечения и другие. Моральные ценности име-
ют не меньший вес и складываются из уровня уважения, «статусности», почтения, признания обществом и самими служащими значимости данного вида деятельности.
Необходимо помнить, что помимо вышеперечисленных легальных ценностей обществом учитываются и те, о которых все знают, но говорят не так охотно. Это не предусмотренные законом «преференции», которые сопутствуют статусу государственного гражданского служащего и при реализации которых можно говорить о конфликте интересов или о коррупции. Они основаны на использовании должностного положения не в интересах службы: протекционизм, взаимные услуги, использование вверенного государственного имущества в личных целях, а также взятки, откаты и иные незаконные механизмы «преобразования власти в деньги».
Таким образом, повышение статуса государственной службы возможно путем подготовки и осуществления некоторых мероприятий. К ним относится, во-первых, целенаправленная и последовательная работа, направленная на предупреждение и борьбу с коррупцией. Общество и сам аппарат государственных служащих должны прийти к отрицанию коррупционного поведения [5]. Остальных должна останавливать неотвратимая ответственность за коррупционные формы поведения. Сюда же можно отнести реальную работу психологов в системе кадровых служб государственных органов, которые должны при поступлении на государственную службу выявлять лиц, мотивами поступления для которых являются жажда власти и незаконное обогащение. Результатом этих действий должен стать рост престижа через учет в шкале ценностей общества высоких морально-этических качеств, честности и неподкупности государственного служащего.
Помимо этого, на уровне законодательства должен соблюдаться некий баланс льгот и гарантий для государственного служащего, с одной стороны, и запретов с ограничениями - с другой. Недостаточно высокий уровень заработной платы, несущественные льготы, декларативные гарантии и все усиливающееся ограничение прав госслужащих, возложение на них дополнительных требований могут се-
рьезно понизить рейтинг оценки обществом государственной службы.
В настоящее время большое внимание уделяется этике и служебному поведению государственных служащих4. Каждый государственный служащий должен не только соблюдать законы, но и обеспечивать их исполнение, осуществляя это добросовестно и профессионально. В то же время граждане, общественные объединения должны с пониманием относиться к правомерным мерам и решениям,принимаемым государственными служащими.
В соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации практически в каждом государственном органе приняты соответствующие кодексы, и меры борьбы с коррупционными проявлениями схожи для всех. Мероприятия, включенные в комплекс антикоррупционных мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
• информирование государственных служащих об установленных законодательных мерах уголовной ответственности за получение и дачу взятки, а также о мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
• объяснение государственным служащим порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
• обязательное уведомление представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
• закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения, процедур и форм соблюдения государственными служащими ограничений, запретов и обязанностей, уста-
4 Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции: письмо Минтруда России от 19.03.2013 № 18-2/10/2-1490 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consuLtant.ru/document/cons_doc_LAW_142160/ (дата обращения: 24.10.2017).
новленных законодательством о противодействии коррупции;
• обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля [6].
В заключение стоит сказать об основной причине, по которой чиновники готовы рискнуть, скрыть конфликт интересов или осуществить коррупционные действия [7]. Причиной является уверенность в том, что они смогут оказаться безнаказанными, так как множество случаев коррупционного поведения вообще никогда не расследуется [8]. Возникает закономерный вопрос: каким образом можно остановить злоупотребления, которые трудно раскрыть? В связи с этим российским деятелям стоит принять во внимание и внедрить следующие принципы:
• принцип полного и свободного доступа населения к информации об использовании и распределении бюджетных средств;
• принцип прозрачного и регулярного опубликования чиновниками и их близкими сведений о доходах, имуществе и конфликте интересов;
• принцип улучшения мер по защите заявителей о коррупции;
• принцип неотвратимости наказания за совершенные коррупционные преступления.
Подводя итог, стоит отметить, что поведение государственных служащих должно свидетельствовать о высоком уровне их культуры, а также способствовать авторитету органов государственной власти, поскольку задачи и функции государства, при практической их реализации, становятся задачами и функциями самих государственных служащих.
Описок источников
1. Бутова Т.В. Взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 119-128.
2. Кашарный Я. В., Артемова Т.А. Совершенствование законодательства в сфере антикоррупционной деятельности: обеспечение комплексной безопасности России // Государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 1 (11). С. 8.
3. Еремин С.Г., Стешенко Ю.С. Противодействие легализации преступных доходов путем документального контроля банковских операций // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32). С. 100-102.
4. Авдеев В.А, Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Рос. Юстиция. 2015. № 5. С. 25-27.
5. Смирнова А.А, Богатырев Е.Д. Анализ зарубежного опыта участия институтов гражданского общества в профилактике и борьбе с коррупцией в государственном секторе // Актуальные проблемы и перспективы государственного и муниципального управления. М., 2017. С. 286-298.
6. Мамитова Н.В. Проблемы противодействия коррупционным преступлениям в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2. С. 267-269.
7. Прокофьев С. Е., Еремин С. Г. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под науч. ред. И. В. Лобанова. М.: Юрайт, 2016.
8. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2014.