Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОНАСС ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ С ИНЕРЦИАЛЬНЫМИ НАВИГАЦИОННЫМИ ДАТЧИКАМИ'

ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОНАСС ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ С ИНЕРЦИАЛЬНЫМИ НАВИГАЦИОННЫМИ ДАТЧИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННАЯ АППАРАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Иванов Вадим Федорович, Кошкаров Александр Сергеевич

В статье рассмотрены возможности повышения помехоустойчивости навигационной аппаратуры потребителей за счет различных схем комплексирования. Проведено обоснование и состав функциональных связей при использовании схемы глубокого комплексирования навигационной аппаратуры с бортовой инерциальной навигационной системой ЛА. Особенностью предложенной схемы является реализация навигационной аппаратуры в формате программного приемника на основе специализированной микросхемы. Предложена схема ввода ассистирующей информации в НАП комплексированную с бортовой ИНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Иванов Вадим Федорович, Кошкаров Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOISE IMMUNITY INCREASE OF GLONASS USERS’ NAVIGATION EQUIPMENT BY COMPLEXATION WITH INERTIAL NAVIGATION SENSORS

High reliability and adequacy of navigational sightings is the definitive requirement to the aircraft modern navigation complexes. This requirement is especially topical for spacecraft navigation systems in conditions of jamming impact. Experience of navigation equipment operation reveals the presence of a pronounced threshold effect occurring due to implementation of tracking systems for navigation signals processing, i. e. with noise intensity increase the increase of position measurement error is observed, and a certain noise threshold intensity leads to navigation task failure. To enhance the noise tolerance of navigation complexes methods of the user’s navigation equipment complexation with inertial sensors can be used. The proposed method of deep complexation compared to conventional methods allows reduce the probabilities of false captures by tracking meters and signal parameters tracking failure; compensate the object’s dynamics impact on tracking systems; and reduce the tracking rings’ astatism. The pointed above method was used to simulate the navigation complex operation on a software receiver. The ability of using incomplete set of navigation equipment structural elements while realization of deep complexation method is demonstrated. Simulation of navigation complex operation based on deep complexation method revealed the possibility of noise tolerance enhancement to certain types of noise by the stable operation of tracking systems. The proposed complexation method combined with software realization of navigation equipment should increase the efficiency and reliability of navigational sighting in conditions of complex interference situation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ГЛОНАСС ЗА СЧЕТ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ С ИНЕРЦИАЛЬНЫМИ НАВИГАЦИОННЫМИ ДАТЧИКАМИ»

Труды МАИ. Выпуск № 93 www.mai.ru/science/trudy/_

УДК 629.76.05

Повышение помехоустойчивости навигационной аппаратуры потребителя ГЛОНАСС за счет комплексирования с инерциальными навигационными датчиками

Иванов В.Ф.*, Кошкаров А.С.**

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, ул. Ждановская, 13, Санкт-Петербург, 197198, Россия *e-mail: vf_ivanov@list.ru **e-mail: koshkarof@rambler.ru

Аннотация

В статье рассмотрены возможности повышения помехоустойчивости навигационной аппаратуры потребителей за счет различных схем комплексирования. Проведено обоснование и состав функциональных связей при использовании схемы глубокого комплексирования навигационной аппаратуры с бортовой инерциальной навигационной системой ЛА. Особенностью предложенной схемы является реализация навигационной аппаратуры в формате программного приемника на основе специализированной микросхемы. Предложена схема ввода ассистирующей информации в НАП комплексированную с бортовой ИНС.

Ключевые слова: навигационная аппаратура потребителей, помехоустойчивость, комплексирование, инерциальные навигационные системы.

Введение

В настоящее время наблюдается значительный рост требований к техническим характеристикам навигационных комплексов (НК) летательных аппаратов (ЛА), в том числе беспилотных, в части, касающейся повышения обеспечение их помехоустойчивости к непреднамеренным и умышленным помехам [1,2].

Основной задачей НК в этих условиях является формирование и выдача в режиме реального времени координат, скорости, ускорения и, в некоторых случаях, параметров ориентации ЛА в пространстве. Данная информация используется как для управления непосредственно на борту, так и для реализации координатного метода управления служебным бортовым оборудованием и специальной аппаратурой в беспилотных системах, что в свою очередь требует высокой точности и надежности определения текущих навигационных параметров.

Высокий уровень надежности и автономности НК обеспечивается за счет использования инерциальных навигационных систем (ИНС). Использование ИНС в составе НК позволяет с высокой точностью определять параметры ориентации ЛА в пространстве. Известными недостатками данных систем являются невысокая точность определения координат и нарастающий с течением времени характер ошибок местоопределения [3].

Высокоточное определение координат местоположения и скорости в современных образцах НК, как правило, осуществляется за счет использования аппаратуры потребителей космических навигационных систем. Стандартные

образцы навигационной аппаратуры потребителей (НАП), обладая точностью определения координат местоположения на уровне единиц метров, в то же время имеют существенный недостаток - недостаточный уровень помехоустойчивости, который обусловлен низким уровнем мощности принимаемых радионавигационных сигналов ГЛОНАСС - порядка -166...-156 дБВт [4, 5].

Поэтому одним из методов повышения точности и помехоустойчивости НАП является комплексирование с автономными навигационными системами. Комплексирование с ИНС как метод, с помощью которого можно добиться повышения точности и помехоустойчивости радиоприемных устройств АП довольно долгое время считался радикальным и дорогостоящим. В первую очередь это связано с тем, что основой навигационных комплексов являлись прецизионные платформенные и бесплатформенные ИНС (БИНС), обладавшие значительной массой и высокой стоимостью (до 150-200 кг и 150-300 тысяч долларов США, соответственно). По этой причине данный метод повышения помехоустойчивости АП не предназначался для широкого круга потребителей. Появление серийных образцов малогабаритных бесплатформенных ИНС с точностными характеристиками, близкими к характеристикам платформенных ИНС, а также микромеханических датчиков позволило создать НК для большинства типов потребителей.

До настоящего времени наибольшее распространение имел метод комплексирования НАП и ИНС, основанный на совместной вторичной обработке навигационных данных разнородных систем. Данный метод, называемый так же

комплексирование "по выходам", слабосвязанная схема комплексирования, схема с низким уровнем интеграции (в иностранной технической литературе - loosely coupled) [6, 7], позволяет проводить совместную обработку выходной информации навигационных датчиков и систем, в частности, НАП и ИНС. Обобщенная структурная схема, представленная на рисунке 1 отображает основные элементы НАП, БИНС и фильтра НАП/БИНС, а также их взаимосвязь в соответствии с реализуемыми алгоритмами комплексирования на уровне вторичной обработки информации. К основным структурным элементам НАП относятся: коррелятор, генератор опорной псевдослучайной последовательности (ПСП), блок поиска сигналов навигационных КА (НКА), схемы слежения за задержкой и за несущей частотой принимаемых радионавигационных сигналов (РНС), схема выделения символов информации, фильтр Калмана. К основным элементам БИНС относятся чувствительные элементы (ЧЭ): блоки акселерометров и гироскопов.

Приемное устройство НАП осуществляет поиск, обнаружение, усиление и поэтапное преобразование частоты радионавигационных сигналов ГЛОНАСС/GPS. Преобразованные радионавигационные сигналы затем поступают на корреляторы, на другие входы которых подаются опорные сигналы. Выходные сигналы корреляторов поступают в кольца слежения за задержкой кода и несущей частотой. Сигналы рассогласования по фазе и частоте между опорным и принимаемым сигналами, вырабатываемые в кольцах слежения, передаются обратно к управляемому генератору опорного сигнала. Схема слежения за несущей частотой обычно имеет третий порядок астатизма. Выходная информация схемы слежения за

несущей частотой может быть использована в схеме слежения за задержкой, имеющей, как правило, первый порядок астатизма.

Рисунок 1 - Слабосвязанная схема комплексирования На схеме (см. рисунок 1) изображены основные каналы ввода дополнительной (корректирующей) информации, получаемой в результате обработки в фильтре НАП/БИНС. Корректирующая информация поступает в блок предварительной обработки и коррекции ЧЭ (компенсация погрешностей датчиков) БИНС, в блок определения параметров ориентации инерциальной системы (коррекция погрешностей определения угловых параметров). В фильтр Калмана НАП из фильтра НАП/БИНС поступают скорректированные значения измерений скорости

ЖЕЬ. Кроме того, информация о местоположении и скорости ЛА /^ш//г(/), Уиппс (/),

полученная на основе измерений БИНС, после соответствующего преобразования может быть использована для уменьшения времени поиска радионавигационных сигналов. Сокращение времени поиска сигналов (при условии наличия в запоминающем устройстве НАП альманаха системы) достигается путем сужения диапазона априорных значений задержек и доплеровских частот за счет указания текущих координат и скорости, получаемых в результате решения задачи счисления пути, непрерывно выполняемого БИНС.

На рисунке 1 использованы следующие условные обозначения:

- синфазная и квадратурная составляющие входного радионавигационного сигнала, соответственно;

тк4 ,/дсчк1 - оценки задержки принимаемой псевдослучайной

последовательности дальномерного кода и доплеровского сдвига частоты (ДСЧ) сигнала;

гь/.(,/ьдсч/.( - значения задержки и ДСЧ, полученные по результатам измерений БИНС;

соЕЬ, ¡¥еь - векторы измерений угловой скорости и ускорения ПС на выходе измерительного блока БИНС в проекциях на оси связанной с измерительным блоком системы координат;

®еь> К„ - скорректированные с учетом погрешностей гироскопов и акселерометров значения угловой скорости и ускорения;

ЛУ - векторы параметров ориентации и скорости, определенные по результатам измерений датчиков БИНС;

^ап ' кои' бинс " векторы текущих параметров местоположения, вектора скорости и параметров ориентации, на выходах АП, схемы комплексной обработки информации и БИНС, соответственно;

АК,АК' - коэффициенты усиления схем слежения за задержкой и несущей, соответственно.

Простейшие схемы комплексирования на уровне вторичной обработки информации используют только один канал обратной связи: выход БИНС - схема поиска радионавигационных сигналов - цифровой управляемый генератор. Использование данного канала обратной связи позволяет сократить время поиска радионавигационных сигналов.

В более сложных схемах комплексирования на уровне вторичной обработки информации в состав вектора состояния включают информацию о значениях погрешностей датчиков автономных навигационных систем, в том числе инерциальных. Результирующий вектор состояния может содержать несколько десятков параметров. Кроме того, канал обратной связи может быть использован для выставки и коррекции погрешностей БИНС непосредственно во время работы НК на борту ЛА.

Однако метод комплексирования АП и БИНС при осуществлении вторичной обработки информации позволяет достичь требуемого качества навигационных определений только в случае работоспособности самих измерителей. Следует отметить, что ситуации, когда измерители становятся неработоспособными -наблюдаются срывы сопровождения в схемах слежения за задержкой и несущей частотой сигналов навигационных КА, являются довольно распространенными.

Кроме того, существенным недостатком данного метода комплексирования является необходимость усложнения НК за счет применения ИНС высокой точности и резервирования критически важных узлов.

Для решения задачи повышения помехоустойчивости НК более перспективным является метод комплексирования на уровне первичной обработки информации (на уровне измеряемых параметров), то есть данных с колец (схем) слежения за задержкой и частотой несущей радионавигационных сигналов, гироскопов и акселерометров БИНС (в том числе микромеханических) с использованием единого вычислительного устройства в составе НК. Данный метод носит название сильносвязанной схемы или глубокого комплексирования - "tightly coupled", "deeply integrated" ("ultra-tightly") по терминологии, используемой в технической литературе [6, 7]. На рисунке 2 изображена структурная схема, представляющая метод глубокого комплексирования приемника радионавигационных сигналов и БИНС. На данном рисунке изображен состав основных блоков приемника НАП и БИНС, а также блоков, непосредственно реализующих алгоритмы комплексирования. Блок вычисления ожидаемых значений задержки и доплеровского сдвига частоты принимаемых радионавигационных сигналов относится к схеме комплексирования.

При реализации метода глубокого комплексирования появляется возможность использования неполного состава типовых структурных элементов как в спутниковом навигационном приемнике, так и в инерциальной системе.

Рисунок 2 - Сильносвязанная схема комплексирования Например, НАП может состоять из радиочастотного тракта, блока корреляторов, схемы слежения за задержкой и частотой несущей принимаемых сигналов, и не иметь собственного навигационного процессора, предназначенного для решения задачи вторичной обработки. В то же время БИНС может содержать в своем составе навигационные датчики - гироскопы, акселерометры и устройство, отвечающее за предварительную обработку информации от них. Решение задачи совместной обработки информации в схемах с глубоким уровнем комплексирования выполняется в отдельных аппаратно-программных модулях, чем достигается улучшение массогабаритных характеристик НК.

Принципиальным отличием каналов ввода дополнительной (корректирующей) информации в сильносвязанной схеме комплексирования (см. рисунок 2) по сравнению со слабосвязанной схемой комплексирования (см. рисунок 1), является возможность ввода предварительно обработанных и преобразованных измерений с выходов датчиков БИНС непосредственно в кольца слежения за частотой и задержкой НАП.

Метод глубокого комплексирования НАП и БИНС по сравнению с методом комплексирования на уровне вторичной обработки информации обладает следующими преимуществами [8]:

- существенное уменьшение вероятности ложных захватов следящими измерителями радионавигационных параметров;

- уменьшение вероятности срыва слежения за соответствующими параметрами принимаемых радиосигналов;

- для высокодинамичных объектов - компенсация влияния движения объекта на работу следящих измерителей;

- возможность уменьшения порядка астатизма колец слежения и, как следствие, уменьшение случайной ошибки слежения;

- повышение помехоустойчивости НАП.

Сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере использовать на практике все преимущества метода глубокого комплексирования, является необходимость значительных временных и материальных затрат на проведение работ по изменению структуры аппаратной части приемника радионавигационных

сигналов для решения задачи интеграции с модулями инерциальной системы. Это связано с особенностью традиционной схемы построения НАП, заключающейся в аппаратной реализации основных операций цифровой обработки радионавигационных сигналов.

Выходом из данной ситуации может быть принципиальное изменение подхода к проектированию и разработке НАП для использования в составе бортового НК ЛА.

Наибольший положительный эффект от использования глубокой схемы комплексирования НАП и БИНС может быть достигнут при использовании программного приемника ГЛОНАСС/GPS в составе НК. Основным отличием программных приемников от традиционной схемы построения АП является реализация основных операций первичной и вторичной цифровой обработки радионавигационных сигналов (ЦОС) в виде программных модулей, выполняемых на специализированных или универсальных процессорах. В зарубежной технической литературе указанный подход к созданию программных приемников радиосигналов получил название «software defined radio» (SDR).

Преимущества программной обработки радиосигналов перед существующими аппаратными платформами заключаются в следующем [9, 10]:

- получение более высоких технических характеристик устройств приема и обработки радиосигналов;

- синтез сложных алгоритмов обработки сигналов, не реализуемых традиционными методами;

- коррекция алгоритмов обработки сигналов без изменений аппаратной части;

- оперативная программная перестройка АП при появлении новых навигационных сигналов без изменений аппаратной части;

- реализация алгоритмов глубокого комплексирования с навигационными датчиками и другими системами.

Рассмотрим основные этапы программной обработки сигналов НКА.

Оцифрованный радионавигационный сигнал промежуточной частоты ,

представленный квадратурными составляющими IkvQki, записывается во входной

программный буфер. Далее следует предварительная обработка: сортировка по квадратурным составляющим записанного набора данных, пороговое ограничение радиосигнала по заданному уровню, компенсация доплеровского сдвига частоты.

В программном приемнике выполнение операций поиска по задержке и доплеровскому сдвигу частоты, а так же обнаружения радионавигационных сигналов может быть осуществлено с использованием согласованного фильтра, программно реализуемого в составе приемного устройства. Для обеспечения работы согласованного фильтра на основе кодообразующих полиномов программным методом формируются дальномерные ПСП для каждого навигационного КА ГЛОНАСС и GPS. Сформированные опорные ПСП хранятся в отдельном массиве (в памяти) и используются при выполнении операций свертки с принимаемыми навигационными сигналами.

Для повышения качества работы блока программного обнаружителя радиосигнала может быть реализована схема некогерентного накопления

результатов свертки принимаемого и опорного сигналов на заданном числе периодов дальномерного кода.

Для выполнения операции поиска по частоте на выходе согласованного фильтра формируется целочисленный массив синфазной и квадратурной

составляющих опорного сигнала с определенным шагом по частоте.

Рисунок 3 - Схема взаимодействия программно-реализованной НАП с ИНС Существенное улучшение характеристик слежения за параметрами навигационных сигналов в программном приемнике достигается за счет реализации круговой свертки в частотной области.

Схема, представленная на рисунке 3, отображает процесс взаимодействия программного приемника с ИНС в составе НК.

Очевидно, что использование программного объединения разнородных навигационных датчиков в составе НК является технологичным и современным решением, которое будет способствовать не только повышению надежности

навигационных определений на борту ЛА, но и надежности самого аппарата со всех точек зрения.

Кроме этого, реализация метода и алгоритмов комплексирования -совместной цифровой обработки измерений НАП и измерительной информации датчиков БИНС на уровне колец слежения за задержкой и частотой несущей радиосигналов позволяет улучшить характеристики следящих систем, а именно, уменьшить полосы захвата за счет дополнительной (ассистирующей) информации при этом величина ширины полосы пропускания следящей системы может быть уменьшена до значений порядка 3-5 Гц. Дальнейшее уменьшение полосы пропускания возможно, как за счет использования стабильного носителя шкалы времени в составе НАП (опорного генератора с относительной нестабильностью шкалы времени не хуже 10-6), так и за счет БИНС высокой точности. На рисунке 4 представлена блок-схема, отображающая основные этапы алгоритма комплексной обработки информации НАП и БИНС на уровне колец слежения за задержкой и несущей частотой принимаемых радионавигационных сигналов. Указанный способ позволяют осуществлять накопление сигнала на интервале времени 1 секунда и более [11-12]. При этом дополнительный прирост в коэффициенте усиления может достигать 30 дБ, а чувствительность НАП в режиме слежения -190 дБВт.

Использование единого навигационного вычислительного устройства для программно-реализованной НАП и БИНС в составе НК, реализованного на основе метода глубокого комплексирования, позволяет снизить массогабаритные характеристики и энергопотребление служебного бортового оборудования.

Рисунок 4 - Блок-схема реализации алгоритма ввода ассистирующей информации в следящие системы

Проведенные исследования, в том числе и результаты экспериментов с использованием реальных радионавигационных сигналов ГЛОНАСС, показали, что применение метода и алгоритмов глубокого комплексирования макетного образца программной НАП и БИНС, построенной на основе микромеханических датчиков,

приводит к повышению помехоустойчивости НК в среднем на 6-12 дБ.

Библиографический список

1. Алешин Б.С., Антонов Д.А., Веремеенко К.К., Жарков М.В., Зимин Р.Ю., Кузнецов И.М., Пронькин А.Н. Малогабаритный интегрированный навигационно-

посадочный комплекс // Труды МАИ. 2012. № 54. URL: https://www. mai.ru/science/trudy/published.php?ID=29692

2. Валайтите А.А., Никитин Д.П., Садовская Е.В. Исследование влияния ошибки многолучевости на точность определения параметров сигналов ГНСС (глобальных навигационных спутниковых систем) при помощи имитатора навигационного поля // Труды МАИ. 2014. № 77. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=53172

3. Мишин А.Ю., Фролова О.А., Исаев Ю.К., Егоров А.В. Комплексная навигационная система летательного аппарата // Труды МАИ. 2010. № 38. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=14161

4. ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ (редакция 5.1). - М.: Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения, 2008. - 60 с.

5. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. - М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2000. - 268 с.

6. Соловьев Ю.А. Комплексирование глобальных спутниковых радионавигационных систем с другими навигационными измерителями (обзор) // Радиотехника. 1999. № 1. С. 3-21.

7. Фатеев В.Ф. Инфраструктура малых космических аппаратов. - М.: Радиотехника, 2011. - 432 с.

8. Перов А.И., Харисов В.Н. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования. - М.: Радиотехника, 2010. - 800 с.

9. Бахолдин В.С., Герасименко В.С., Добриков В.А, Дубинко Ю.С., Иванов В.Ф., Сахно И.В., Ткачев Е.А. Программный приемник ГЛОНАСС/GPS/Galileo на нейропроцессоре Л1879ВМ1 // II Всероссийская конференция «Фундаментальное и прикладное координатно-временное обеспечение» (КВО-2005): тезисы докладов. -СПб.: 2005. С. 168-170.

10. Бабаков В.Н., Бахолдин В.С., Борсук О.А., Герасименко И.С., Добриков В.А., Дубинко Ю.С., Иванов В.Ф., Лукьяненко А.В., Сахно И.В., Симонов А.Б., Ткачев Е.А. Способ программной обработки буферизованных выборок оцифрованных сигналов и мультисистемный многоканальный программный приемник реального времени сигналов спутниковых навигационных систем и систем их поддержек для его осуществления. Патент РФ № 2336631. Бюлл. № 29, 20.10.2008.

11. Айсфеллер Б., Кройе К., Санрома Д., Люк Т. Разработка и анализ технических характеристик сильносвязанной системы ГСНС/ИНС // Гироскопия и навигация. 2003. № 2(41). С. 47-64.

12. Ладетто К., Мермино Б. Комплексирование цифрового магнитного компаса и гироскопа в задаче пешеходной навигации // Гироскопия и навигация. 2003. № 2(41). С. 65-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.