Научная статья на тему 'Повышение мыслительных способностей на основе обогащения двигательной сферы детей с детским церебральным параличом'

Повышение мыслительных способностей на основе обогащения двигательной сферы детей с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВНИМАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПАМЯТЬ / CHILDREN / CEREBRAL PALSY / MENTAL ABILITY / ATTENTION / MOTOR ACTIONS / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яловенко С.В., Гилев Г.А., Максимов Н.Е., Попков А.И.

Актуальность. Одной из главных задач в построении реабилитационного процесса детей с детским церебральным параличом (ДЦП) является повышение их мыслительных способностей. Цель изменение уровня мыслительных способностей у детей с заболеванием ДЦП (спастическая диплегия) при формировании у них новых двигательных способностей. Методы. В процессе исследования использовались педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование уровня оперативной и краткосрочной памяти при выполнении контрольных заданий. Результаты. Зафиксировано повышение объема выполняемых движений, качественное улучшение взаимодействия с окружающей средой, увеличение стабильности целенаправленных двигательных действий детей с ДЦП в воде и на суше. Отмечено улучшение эмоционального состояния при выполнении упражнений лечебной гимнастики, особенно при проведении занятий в воде. Освоение большего объема двигательных умений положительно отразилось на начальном формировании отдельных двигательных навыков. Обогащение двигательного потенциала детей привело к существенному развитию сосредоточенности внимания, запоминанию и стабильному повторению отдельных движений. При этом в результате тестирования уровня сосредоточенности, переключения внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти обнаружено существенное улучшение функционирования нервной системы у детей 6-7-летнего возраста с заболеванием ДЦП. Заключение. Совокупность полученных результатов по определению уровня устойчивости, перераспределения внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти указывает на положительное развитие мыслительных способностей детей, принявших участие в педагогическом эксперименте. Положительные изменения у детей 6-7 лет с ДЦП в тестируемых показателях, зафиксированные по завершении педагогического эксперимента, указывают на целесообразность проведения с ними регулярных занятий физическими упражнениями на суше и в водной среде, обогащающих их мыслительные способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яловенко С.В., Гилев Г.А., Максимов Н.Е., Попков А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF MENTAL ABILITIES OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY ON THE BASIS OF ENRICHMENT OF MOTOR FUNCTIONS

Relevance. One of the main tasks in the structure of the rehabilitation process of children with cerebral palsy is to increase their mental abilities. Research aim. The research aim is the change of the level of mental abilities of children with cerebral palsy (spastic diplegia) during the formation of new motor abilities. Research methods. In the process of the study the following research methods were used: pedagogical observations, pedagogical experiment, testing of operational and shorterm memory during the performance of control tasks. Research results. The increase in the volume of movements performed, a qualitative improvement in interaction with the environment and the stability of targeted motor actions of children with cerebral palsy in water and on land have been recorded. The improvement of the emotional state when performing exercises of remedial gymnastics and especially when practicing in the water have been found. Mastering a greater amount of motor skills had a positive effect on the initial formation of individual motor skills. The enrichment of the motor potential of children led to a significant development of concentration of attention, memorization and stable repetition of individual movements. At the same time, as a result of testing the level of concentration, switching of attention, the volume of short-term and operative visual memory, a significant improvement in the functioning of the nervous system of 6-7 year-old children with cerebral palsy have been found. Conclusions. The combination of the obtained results on the determination of the level of stability, redistribution of attention, the volume of short-term and operational visual memory indicates a positive development of mental abilities of children who participated in the pedagogical experiment. The positive changes of 6-7 year-old children with cerebral palsy in the tested parameters, recorded at the end of the pedagogical experiment, indicate the feasibility of conducting regular physical exercises with them on land and in the water environment, enriching their motor skills

Текст научной работы на тему «Повышение мыслительных способностей на основе обогащения двигательной сферы детей с детским церебральным параличом»

УДК 376+615.825

ПОВЫШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ОБОГАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

С.В. Яловенко, аспирант кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

Г.А. Гилев, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания,

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, профессор кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, г. Москва,

Н.Е. Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, А.И. Попков, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 15, кор. 1, кв. 10, e-mail: ga.gilev@mpgu.edu

Аннотация.

Актуальность. Одной из главных задач в построении реабилитационного процесса детей с детским церебральным параличом (ДЦП) является повышение их мыслительных способностей.

Цель - изменение уровня мыслительных способностей у детей с заболеванием ДЦП (спастическая диплегия) при формировании у них новых двигательных способностей.

Методы. В процессе исследования использовались педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование уровня оперативной и краткосрочной памяти при выполнении контрольных заданий.

Результаты. Зафиксировано повышение объема выполняемых движений, качественное улучшение взаимодействия с окружающей средой, увеличение стабильности целенаправленных двигательных действий детей с ДЦП в воде и на суше. Отмечено улучшение эмоционального состояния при выполнении упражнений лечебной гимнастики, особенно при проведении занятий в воде. Освоение большего объема двигательных умений положительно отразилось на начальном формировании отдельных двигательных навыков. Обогащение двигательного потенциала детей при-

вело к существенному развитию сосредоточенности внимания, запоминанию и стабильному повторению отдельных движений. При этом в результате тестирования уровня сосредоточенности, переключения внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти обнаружено существенное улучшение функционирования нервной системы у детей 6-7-летнего возраста с заболеванием ДЦП.

Заключение. Совокупность полученных результатов по определению уровня устойчивости, перераспределения внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти указывает на положительное развитие мыслительных способностей детей, принявших участие в педагогическом эксперименте. Положительные изменения у детей 6-7 лет с ДЦП в тестируемых показателях, зафиксированные по завершении педагогического эксперимента, указывают на целесообразность проведения с ними регулярных занятий физическими упражнениями на суше и в водной среде, обогащающих их мыслительные способности.

Ключевые слова: дети, детский церебральный паралич, мыслительная способность, внимание, двигательные действия, память.

Для цитирования: Яловенко С.В., Гилев Г.А., Максимов Н.Е., Попков А.И. Повышение мыслительных способностей на основе обогащения двигательной сферы детей с детским церебральным параличом // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. - С. 87-92.

For citation: Yalovenko S., Gilev G., Maksimov N., Popkov A. Increase of mental abilities of children with cerebral palsy on the basis of enrichment of motor functions. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 1, pp. 87-92 (in Russian).

Введение. В настоящий момент одной из тревожных проблем человечества является увеличение численности детей с диагнозом ДЦП. При этом заболевании отмечаются двигательные координационные нарушения, задержка умственного развития, речевые и другие отклонения от нормы. Нередки случаи сочетания отклонений от нормы, связанные с двигательными и мыслительными способностями [2, с. 27]. Выявление взаимообусловленности двигательной и интеллектуальной (познавательной) деятельности детей с церебральным параличом является одной из главных проблем в деле реабилитации этих детей. На это обстоятельство указывают многие исследователи, обосновывая целесообразность освоения новых двигательных действий для коррекции функционирования нервной системы [7, с. 48]. Данная позиция хорошо согласуется с биологическими представлениями о психосоматике и умственных способностях [5, с. 120].

Физическая реабилитация детей с церебральным параличом, как правило, осуществляется путем использования упражнений лечебной физической культуры, повышающих интенсивность обменных процессов и развитие функциональных возможностей [1, с.14; 6, с. 34; 8, с. 2679]. Лучшее сосредоточение и переключение внимания при более высоком уровне функциональной и физической подготовленности отмечено в ряде работ [3, с. 103].

В качестве гипотезы исследования предполагалось, что повышение устойчивости и перераспределение внимания детей с диагнозом ДЦП явится результатом освоения ими новых двигательных умений. Для оценки этих мыслительных способностей фиксировались показатели устойчивости внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Целью нашего исследования явилось обоснование возможности повышения уровня мыслительных способностей у детей 6-7 лет с ДЦП путем расширения их двигательной сферы за счет освоения новых двигательных действий на суше и в водной среде.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе инклюзивного детского сада № 288 г. Москвы с октября 2017 г. по июнь 2018 г. В исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7 лет с диагнозом спастическая диплегия. Занятия с детьми проводились ежедневно в спортивном зале с ак-

центом на выполнение упражнений, способствующих развитию двигательных координационных способностей, и в бассейне 3 раза в неделю, где использовались упражнения на освоение с водной средой и по обучению плаванию. Продолжительность каждого занятия равнялась 30 минутам. В дни, когда отсутствовали занятия по плаванию, занятия на суше проводились утром и во второй половине дня.

Методы исследования. Использовались педагогические наблюдения за качеством выполняемых физических упражнений, уровнем освоения в водной среде в бассейне. В начальной и конечной стадиях педагогического эксперимента давалась экспертная оценка двигательной координации детей. Оценка осуществлялась из пяти баллов, где 1 балл соответствовал полному отсутствию самоконтроля и корректировки движения или состояния покоя, а 5 баллов - уверенному владению двигательной координацией.

Тестирование устойчивости и переключаемости внимания проводилось по упрощенному нами варианту теста Тулуз-Пьерона. Для определения устойчивости внимания ребенку надо было из 10 разных фигурок, расположенных на каждом из 10 листов, находить те 2 фигурки, которые изображены в углу каждого листа. Фиксировалось количество правильно найденных фигур. Уровень переключаемости внимания считали по формуле: Пв = I (у - а)2 /( n - 1), где у - количество ошибок на листе; а - среднее количество ошибок; n -количество обработанных листков.

Для определения объема кратковременной зрительной памяти предлагались рисунки с различным расположением 3-х линий разного цвета. После ознакомления с каждым из пяти рисунков ребенок должен был на чистом листе нарисовать все линии, которые он запомнил. Фиксировалось количество линий, которые были воспроизведены по памяти правильно.

Для определения оперативной зрительной памяти в течение 20 секунд ребенок старался запомнить на листе 2 фигуры. Затем лист убирался, и на другом листе из 6 фигур ребенок находил фигуры, изображенные на 1-м листе. Тест предусматривал выполнение 3-х попыток с различными фигурами. Количество верно указанных фигур являлось показателем зрительной оперативной памяти.

Цифровой материал, полученный в результате проведенных тестирований, статистически обрабатывался с использованием компьютерной программы Microsoft Excel-2000. Достоверность различий показателей определялась по методу Стьюдента [4].

Результаты исследования. Полученные нами результаты показывают, что двигательный арсенал, в том числе целенаправленные действия детей, за период проведения педагогического эксперимента достоверно улучшились. При этом в процессе занятий наблюдалось улучшение стабильности выполнения двигательных действий и их координационное исполнение как в водной среде, так и на суше. От занятия к занятию наблюдалось прогрессивное освоение двигательных

Таблица

Изменение уровня познавательных способностей у детей 6-7 лет с диагнозом спастическая диплегия в начале и конце педагогического эксперимента при доверительной вероятности 0,9 (х±т)

Показатель До начала эксперимента По завершении эксперимента Р

Устойчивость внимания (кол-во правильных ответов) 7,2 ±2,15 16,1 ±1,94 <0,01

Переключаемость внимания (усл.ед.) 0,87±0,05 0,72±0,03 <0,05

Объем кратковременной зрит. памяти (кол-во правильных линий) 4,37±0,77 11,41±1,93 <0,01

Оперативная зрительная память (кол-во верно указанных фигур) 3,6±0,62 8,82±0,77 <0,01

умений, переходящих в формирование двигательного навыка. Одной из зафиксированных особенностей формирования двигательных умений у детей с ДЦП является то, что двигательное умение, освоенное на предыдущем занятии, при первых попытках его повторения на последующем занятии частично утрачивается, но относительно быстро вновь восстанавливается и улучшается в стабильном и координационном отношении по сравнению с предыдущим занятием.

При освоении движений в водной среде (передвижение по дну бассейна, погружение в воду с головой, выполнение гребковых движений руками, выдох в воду, задержка дыхания под водой и т.п.) дети сталкивались со многими отвлекающими факторами, связанными с изменением тактильных ощущений, сменой вертикального положения тела на горизонтальное и т.п. Эти обстоятельства отрицательно влияли на двигательные способности и на процессы восприятия информации. Однако адаптация детей к условиям водной среды продолжалась не более 3-4-х занятий и в целом не представляла значительных затруднений. В процессе адаптации и по ее завершении наблюдалось повышение желания у детей к занятиям в воде, улучшение их эмоционального состояния.

В конечном итоге выполнение упражнений в водной среде и на суше положительно отразилось на двигательных координационных способностях детей. Если в начале эксперимента, по экспертным данным педагогических наблюдений, у детей с ДЦП отмечались сбои в движениях при ходьбе неустойчивость в равновесии в положении стоя и сидя, то в конце эксперимента эти недостатки были существенно устранены. Так, в начале эксперимента и по его завершении экспертные оценочные баллы (из пяти возможных) по группе, соответственно, составили: в положении стоя 1,8±0,08 и 2,9±0,09; в положении сидя 2,45±0,06 и 3,5±0,09; при ходьбе 1,6±0,05 и 2,7±0,09; спуск-подъем по лестнице в бассейне 1,4±0,06 и 2,8±0,09.

Выполнение двигательных действий на развитие координации, включая игровую деятельность на суше, упражнений в период освоения в воде и начальной

подготовки обучения плаванию (принятие горизонтального положения с поддерживающими средствами и без них, раздельное выполнение плавательных движений и т.п.) привели к существенному развитию сосредоточенности внимания детей, запоминанию и повторению отдельных движений.

Результаты тестирования мыслительных способностей детей с ДЦП в начале и по завершении педагогического эксперимента (таблица) показали достоверное улучшение устойчивости и переключаемости внимания, увеличение объема кратковременной и оперативной зрительной памяти. Фактически, у детей значительно улучшились все тестируемые показатели, характеризующие улучшение познавательных способностей. По завершении педагогического эксперимента устойчивость внимания у детей с ДЦП возросла более чем в 2 раза. При этом перераспределение внимания, объем кратковременной и оперативной зрительной памяти достоверно стали значительно больше.

С учетом полученных результатов логично сделать заключение о тесной связи повышения мыслительного потенциала детей с заболеванием спастическая ди-плегия с обогащением их двигательной сферы новыми двигательными координационными способностями. Положительные изменения у детей 6-7 лет с ДЦП в тестируемых показателях, зафиксированные по завершении педагогического эксперимента, обосновывают целесообразность проведения с ними регулярных занятий, направленных на расширение их двигательных умений с использованием упражнений на суше и в водной среде.

Заключение. Полученные данные позволяют констатировать повышение уровня устойчивости и переключения внимания, объема кратковременной и оперативной зрительной памяти у детей 6-7 лет с диагнозом спастическая диплегия при формировании и стабилизации у них новых двигательных умений. Результаты исследования, направленного на обоснование возможности улучшения функционирования нервной системы у детей 6-7-летнего возраста с заболеванием ДЦП, показали, что освоение новых двига-

тельных умений положительно отражается на разви- 5. тии у них мыслительных процессов. Положительные изменения у детей 6-7 лет с ДЦП в тестируемых показателях, зафиксированные по завершении педагогического эксперимента, подтверждают целесообразность проведения с ними регулярных занятий физическими упражнениями на суше и в водной среде, направленными на расширение их двигательных умений и координационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов // Наука и жизнь. - 1997. - № 6. - С. 14-27.

2. Винокурова Т.В. Восстановительное лечение детей с детским церебральным параличом / Т.В.Винокурова // Физиотерапевт. - 2009. - №10. - С. 27-28.

3. Гилев Г.А. Физическая и функциональная подготовленность студентов специальной и основной медицинских групп / Г.А. Гилев, С.К. Романовский // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 2 (53).

- С.103-107.

4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

- 264 с.

Литвинов A.A. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей, страдающих церебральными параличами на основе использования средств адаптивной физической культуры /А.А. Литвинов // Вестник Тамбовского государственного университета. - 2011. - Вып. 9. (101). - С. 120-124 Твардовская А.А. Особенности психокоррекционной работы по развитию мышления младших школьников с церебральным параличом / А.А.Твардовская // Коррекционная педагогика. - 2011. - № 1(43). - С. 34-41.

Vlasenko S.V. Rehabilitation potential spasticity muscles in cerebral palsy: adiagnostic and prognostic aspects differentiated approach to rehabilitation / S.V. Vlasenko, G.M. Kushnir, A.M. Nenko // 2-ND PAN-SLAVIC CONGRESS OF CHILD NEUROLOGY: Book of abstracts and congress progamme, Yekaterinburg, Russia 23-25 april, 2014. -Yekaterinburg, Russia, 2014. - Р. 48-49. Neibauer J. Cardiovascular effects of exercise: role of endothelial shear stress/J. Neibauer, J.P. Cooke //J. Am. Coll. Cardiol. - 1996. - № 265. - P. 2679-2687.

INCREASE OF MENTAL ABILITIES OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY ON THE BASIS OF ENRICHMENT OF MOTOR FUNCTIONS

S. Yalovenko, Graduate student of the Sports Disciplines and Methods of Their Teaching Department, Moscow Pedagogical State University, Moscow,

G. Gilev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Sports Disciplines and Methods of

Their Teaching Department,

Moscow Pedagogical State University, Moscow,

Professor of the Physical Education Department,

Moscow Polytechnic University, Moscow,

N. Maksimov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Physical Education Department, Moscow Polytechnic University, Moscow,

A. Popkov, Associate Professor, Associate Professor of the Physical Education Department, Moscow Polytechnic University, Moscow.

Contact information for correspondence: 117342, Moscow, Vvedenskogo str., 15, building 1, apt. 10, e-mail: ga.gilev@mpgu.edu.

Abstract.

Relevance. One of the main tasks in the structure of the rehabilitation process of children with cerebral palsy is to increase their mental abilities.

Research aim. The research aim is the change of the level of mental abilities of children with cerebral palsy (spastic diplegia) during the formation of new motor abilities.

Research methods. In the process of the study the following research methods were used: pedagogical observations, pedagogical experiment, testing of operational and short-term memory during the performance of control tasks.

Research results. The increase in the volume of movements performed, a qualitative improvement in interaction with the environment and the stability of targeted motor actions of children with cerebral palsy in water and on land have been recorded. The improvement of the emotional state when performing exercises of remedial gymnastics and especially when practicing in the water have been found. Mastering a greater amount of motor skills had a positive effect on the initial formation of individual motor skills. The enrichment of the motor potential of children led to a significant development of concentration of attention, memorization and stable repetition of individual movements. At the same time, as a result of testing the level of concentration, switching of attention, the volume of short-term and operative visual memory, a significant improvement in the functioning of the nervous system of 6-7 year-old children with cerebral palsy have been found.

Conclusions. The combination of the obtained results on the determination of the level of stability, redistribution of attention, the volume of short-term and operational visual memory indicates a positive development of mental

abilities of children who participated in the pedagogical experiment. The positive changes of 6-7 year-old children with cerebral palsy in the tested parameters, recorded at the end of the pedagogical experiment, indicate the feasibility of conducting regular physical exercises with them on land and in the water environment, enriching their motor skills.

Keywords: children, cerebral palsy, mental ability, attention, motor actions, memory.

References:

1. Amosov N.M. Thoughts About Health. Nauka i zhizn' [Science and Life]. 1997, no. 6, pp. 14-27. (in Russian).

2. Vinokurova T.V. Restorative Treatment of Children With Cerebral Palsy. Fizioterapevt [Physiotherapist]. 2009, no. 10, pp. 27-28. (in Russian).

3. Gilev G.A., Romanovsky S.K. Physical and functional preparedness of students of special and basic medical groups. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical Culture and Health], 2015, no. 2 (53), pp. 103-107. (in Russian).

4. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metod-icheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activity in physical culture and sports]. Moscow: Ed. center "Academy", 2001, 264 p.

5. Litvinov A.A. Integration of Motor and Cognitive Activity of Children Suffering From Cerebral Palsy Based on the Use of Means of Adaptive Physical Culture. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tambov State University], 2011, no. 9. (101), pp. 120124 (in Russian).

6. Tvardovskaya A.A. Features of psychocorrectional work on the development of thinking of younger students with cerebral palsy. Korrekcionnayapedagogika [Correctional Pedagogy], 2011, no. 1 (43), pp. 34-41. (in Russian).

7. Vlasenko S.V., Kushnir G.M., Nenko A.M. Rehabilitation potential of spasticity muscles in cerebral palsy: adiagnostic and prognostic aspects of a differentiated approach to rehabilitation. 2nd pan-Slavic Congress of pediatric neurology: collection of abstracts and program of the Congress, Yekaterinburg, Russia April 23-25, 2014. Yekaterinburg, Russia, 2014, pp. 48-49.

8. Neubauer J. Cardiovascular effects of exercise: the role of endothelial shear stress. Of Neubauer, John. P. Cook. J. Am. Collection. Apartment repair. 1996, no. 265, pp. 26792687.

Поступила / Received 15.01.2020 Принята в печать / Accepted 03.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.