Научная статья на тему 'Повышение мотивации в обучении иностранному языку'

Повышение мотивации в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / СИТУАТИВНАЯ МЕТОДИКА / КЕЙС / ПРИНЦИП АКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / КОНКОРДАНС-ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Мария Иннокентьевна

Повышению мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка может способствовать использование методов интерактивного взаимодействия, современных информационных технологий, а также профессионально ориентированного учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Мария Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации в обучении иностранному языку»

РАЗДЕЛ I

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

М.И. Попова

Аннотация. Повышению мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка может способствовать использование методов интерактивного взаимодействия, современных информационных технологий, а также профессионально ориентированного учебного материала.

Ключевые слова: ситуация успеха, проектный метод, ситуативная методика, кейс, принцип активной коммуникации, модель реального общения, конкорданс-

программа.

Введение

В процессе обучения иностранному языку особенно важным является вопрос мотивации. Согласно общепринятой точке зрения, мотивация - это система целей, потребностей и мотивов человека, которые побуждают его быть активным в деятельности и общении. На первом этапе изучения иностранного языка у студентов технического университета, как правило, высокая мотивация. У них есть желание научиться общаться на иностранном языке, читать и узнавать о других странах. Однако в процессе обучения их отношение меняется, поскольку он предполагает кропотливую деятельность. Мотивация уменьшается, исчезает активность, снижается успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В этой связи проблема мотивации в обучении иностранному языку приобретает большое значение.

Повышение мотивации изучающих иностранный язык

Стимулирование учебной деятельности студентов с помощью методов интерактивного взаимодействия (например, ролевые игры), безусловно, активизируют их интерес, но практика показывает, что наибольшие возможности для создания внутренней мотивации предоставляет связь содержания изучае-

мого материала на иностранном языке со специальными предметами обучаемых.

В рамках международного проекта «Улучшение языковой политики в российских технических вузах» на кафедре английского языка Иркутского государственного технического университета была разработана программа по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» для студентов специальности «Нефтегазовое дело», целью и задачей которой является развить знания, умения и навыки говорения, чтения, письма и аудирования на темы профессионального общения. Конечная цель программы (и проекта) - помочь студентам после окончания университета получить работу по специальности на совместных предприятиях; в иностранных компаниях, расположенных на территории России; или в организациях, имеющих постоянных зарубежных партнеров.

Группа, принимающая участие в проекте, не однородна. Во-первых, все студенты группы обладали разным начальным уровнем языковой подготовки. Во-вторых, они отличались по своему отношению к изучению английского языка. Студенты с хорошей базовой подготовкой работали над языком систематически и понимали, что без труда они не овладеют языком в совершенстве. Такие студенты охотно читали английскую художественную

литературу, самостоятельно слушали аудиозаписи на английском языке. Студенты со слабой базовой подготовкой работали не систематически, время от времени теряли интерес к урокам английского языка, пропускали занятия. Такие студенты особенно нуждаются в постоянной подпитки мотивации. Этот факт, на мой взгляд, является парадоксальным, так как все студенты этой группы без исключения хотели бы работать после окончания университета в иностранных нефтедобывающих компаниях, расположенных на территории нашего региона. Во время летней практики после третьего курса они имели опыт общения с англо-говорящими сотрудниками тех компаний, где проходили практику, что дало им представление, насколько им нужен английский язык и какие знания языка им необходимы. В такой ситуации одной из задач стал поиск средств для создания ситуаций успеха, ведущих к выработке уверенности в своих силах. Если есть уверенность в себе, то мотивация к изучению иностранного языка возрастает. Именно хорошо знакомый материал, связанный с темами специальных предметов, способствует формированию уверенности.

Главным методическим приемом, используемым для создания ситуации успеха, явился проектный метод. На мой взгляд, данный метод способствует решению двух задач: учит студентов формулировать мысль в высказываниях на профессиональные темы и учит их собирать и обрабатывать материал для последующей устной презентации. Методисты выделяют, как правило, несколько видов проектов. К примеру, Е.С. Полат говорит о типологии проектов на основании типологических признаков. В связи с этим он выделяет шесть основных характеристик проектов: 1. по виду деятельности (исследовательский, ролеигровой, информационный и т.д.); 2. по предмету и содержанию (в рамках одной области знаний или междисциплинарных); 3. по характеру координации проекта (непосредственный, неявный); 4. по характеру контактов (внутренний, региональный, международный); 5. по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые); 6. по продолжительности проекта (краткосрочные, средней продолжительности (1-2 месяца)), долгосрочные (до года) [1]. Моя группа в течение двух недель работала над темой «Geophysical Methods of Exploration». Методика работы над проектом предусматривала 4 этапа: этап планирования, аналитический этап, этап обобщения информации и презентация. На первом этапе выбиралась общая тема, с последую-

щим делением ее на подтемы (Geologic Feature Mapping, Electrical Techniques, Seismo-graphic Methods, Magnetic Surveys, Computer Assisted Exploration и т. д.). Студенты выбирали подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу были определены сроки работы над проектом. Следующий этап - это этап работы с информацией, ее поиск, анализ и обработка. Третий этап предполагал структурирование полученной информации. На последнем этапе студенты обдумали полученные данные и подготовили итоговое представление результатов своей работы в виде устного сообщения, презентации рисунков и графиков. Презентации, созданные при помощи программы Microsoft PowerPoint, включают обычно слайд-шоу, состоящее из видеороликов, текстовых дефиниций, схем и диаграмм. Подобные презентации, как правило, оказывают большое влияние на мотивацию студентов, способствуют развитию их творческой активности и самостоятельности. Интерес студентов обусловлен нетрадиционной формой представления информации и насыщенностью разнообразными средствами воздействия на восприятие. Следует отметить, что сначала некоторые презентации были довольно слабыми, поскольку студенты не обладали какими-либо навыками презентации материала. Однако со временем они начинают чувствовать себя более уверенно, и с каждой презентацией улучшается язык и качество представления материала.

На уроках также используются приемы ситуативной методики (Case Study) или метода анализа ситуаций, где студентам предлагается осмыслить реальную ситуацию. Описание такой ситуации на английском языке одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, так или иначе связанных с основной специализацией студента. Как специфический метод обучения иностранному языку, кейс-метод позволяет активизировать способность студентов высказывать на английском языке аргументировано свое мнение, выслушать альтернативную точку зрения. С помощью этого метода студенты также приобретают аналитические и оценочные навыки. «Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний,

умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации» [2].

Например, материалы «Oil spills», «Tanker ships rupture», «Global population growth and demand for oil, gas, and coal» показывают типовые ситуации, которые часто случаются в нефтедобывающей промышленности, и с которыми, возможно, студентам придется столкнуться в процессе своей будущей профессиональной деятельности. «В обучающем кейсе ситуация, проблема и сюжет могут быть и не реальными, а такими, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии» [3].

Заключение

Главным принципом всех описанных методов является принцип активной коммуникации, где за основу берутся профессионально проблемные ситуации. Эти ситуации реализуются, как правило, через коллективную работу, но при этом все эти методы являются личностно-ориентированными, и эффективней всего реализуются в ситуации активного взаимодействия, когда обучаемые делятся информацией. Основным достоинством этих методов является создание дополнительной мотивации, обеспечивающей повышенную заинтересованность студентов.

В рамках проекта студенты группы НБ слушают курс лекций «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов» на английском языке, подготовленный преподавателем факультета геологии, геоинформатики и геоэкологии ИрГТУ. Здесь также как средство дополнительной мотивации выступает межпредметная связь. Кроме того, данный вид работы представляет собой модель реального процесса общения по основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия участников общения и система речевых средств. Благодаря этому, создаются условия обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование в условиях реального общения.

Все эти методы обучения объединяет то, что главный акцент ставится не на воспроиз-

ведение фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений между субъектами общения. Это позволяет сделать процесс обучения максимально естественным и приближенным к условиям реального общения.

Огромную роль в совершенствовании навыков устной речи и повышение мотивации играет также работа с учебным пособием для студентов специальности «Нефтегазовое дело», разработанное преподавателями кафедры английского языка ИрГТУ. Пособие включает аутентичные тексты по специальности и ряд упражнений. Не смотря на то, что данный вид работы не представляет собой модель реального общения, работу с текстом в этом случае можно рассматривать как решение некой интеллектуальной задачи, заложенной либо в самом тексте по специальности, либо заявленной преподавателем в связи с проблематикой этого текста.

Повышению мотивации студентов способствует также применение в учебном процессе современных информационных технологий, которые обновляют его не только новыми способами и формами, но и новыми видами достижения целей обучения. Благодаря семинару профессора университета Дуйсберг-Эссен Бернда Рюшоффа, проведенному для преподавателей иностранных языков Иркутского государственного технического университета, в процесс обучения было внедрено такое компьютерное обеспечение корпусной лингвистики как конкорданс-программа. Это специальная программа обработки текста, в которой ставится задача по поиску той или иной морфемы, слова или словосочетания в контексте. Корпусный подход, или метод лингвистического исследования, основанный на корпусах текстов, ориентирован на прикладное изучение языка, его функционирование в реальной среде и аутентичных текстах, что важно для преподавания языка. Например, лексикографический анализ на базе корпусов явно помогает раскрыть контекстное употребление тех или иных слов, особенно синонимичных (например, small/little, big/large), частотную сочетаемость их с другими словами, регулярность в тех или иных стилях, и четко определить их семантику. Используя такую программу, преподаватель иностранного языка получает множество примеров как грамматической, так и лексической формы слова. Студент в свою очередь получает естественные примеры демонстрации тех или иных грамматических или лексических явлений и может самостоятельно проводить линг-

вистические исследования. На базе корпусов можно легко сформировать списки активной лексики студентов, частотные списки терминов для использования в курсе «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации».

Библиографический список

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. М., 2000. №2. С. 3-10.

2. Макарова Т.А. Ситуационный метод обучения обществознанию //http: //festival/1september/ru/articles

3. Комарова Ю. А.. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников. http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.htm

Increasing students’ motivation for learning a foreign language

M.I. Popova

The increasing technical universities students’ motivation for learning languages may be facilitated by the use of interactive cooperation methods, modern information technologies and professionally oriented teaching materials.

Попова Мария Иннокентьевна - канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка (для технических специальностей) Иркутского государственного технического университета. Область научных интересов: когнитивная лингвистика, методика преподавания иностранных языков. Имеет 28 публикаций. E-mail: mariainnok@mail.ru

О ФОРМАХ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ

Н.А. Шаламай

Аннотация. В статье представлены основные формы измерения общей профессиональной языковой компетенции студентов: си-тестов (C-Tests) и устного собеседования (Speaking), записываемого на видеокамеру. Высказываются основные преимущества и недостатки данных форм диагностики. Делается вывод о возможности использования полученных результатов в дальнейшем мониторинге студентов, в частности, разработке корректирующей методики в процессе обучения английскому языку для специальных целей (ESP).

Ключевые слова: формы измерения общей языковой компетенции, си-тест, устное собеседование, LingoFox, обработка данных тестирования, мониторинг.

Введение

В настоящее время Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ) принимает участие в проекте ТЕМПУС «Совершенствование языковой политики в российских технических вузах». В рамках этого проекта в группах студентов 3-4 курса специальности «нанотехнологии» проводились практические занятия по английскому языку для специальных целей (ESP).

Измерение общей профессиональной языковой компетенции

Практические занятия по английскому языку были призваны помочь студентам совершенствовать их навыки чтения и письма на английском языке на уровне необходимом для исследования в предметной области «нанотехнологии»; навыки необходимые для

понимания лекций, семинарских обсуждений, участия в беседах, чтениях устных докладов по специальности. Измерение общей профессиональной языковой компетенции студентов осуществлялась с помощью интегративных си-тестов (C-Tests) и устного собеседования (Speaking), записываемого на видеокамеру.

Си-тест является разновидностью клоуз-теста. Т.Г. Третьякова пишет, что, несмотря на традиционное использование в названии контролирующего материала слова тест, си-тесты тестами не являются, поскольку в них нарушается свойство локальной независимости тестовых заданий, согласно которому результат выполнения одного задания не зависит от результата выполнения другого [2]. (Си-тест составлен на основе единого текста с общей тематикой, и правильное заполнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.