Научная статья на тему 'Повышение мотивации студентов направления «Правозащитная деятельность» к изучению информатики и вычислительной техники'

Повышение мотивации студентов направления «Правозащитная деятельность» к изучению информатики и вычислительной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЕ "ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / MOTIVATION / COMPUTER SCIENCE / COMPUTER ENGINEERING / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC RETRIEVAL SYSTEMS / THE DIRECTION OF "ADVOCACY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фукс Михаил Леонидович

В данной статье речь идет о проблеме повышения мотивации к изучению информатики и других дисциплин, связанных с вычислительной техникой и новыми информационными технологиями. Представлены особенности, функции и виды мотивации, а также условия ее повышения. Кроме того, определена специфика учебных материалов для направления «Правозащитная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фукс Михаил Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT MOTIVATION TO STUDY COMPUTER SCIENCE AND ENGINEERING TRAINING FOR VOCATIONAL EDUCATION (DIRECTION “ADVOCACY”)

In this article we are talking about the problem of developing and increasing motivation to study computer science and other disciplines related to computer technology and new information technologies. The features, functions, and types of motivation, as well as the conditions of its increase. Besides, we determine the specificity of training materials for the direction «Advocacy».

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации студентов направления «Правозащитная деятельность» к изучению информатики и вычислительной техники»

и уважения к праву и государству, осознание негативного характера коррупции, изменение направленности личности с коррупционной на полярную.

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: 10. Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 512 с. Бездухов В. П., Шишкина О. Ю. Теоретические основы 11 формирования нравственной направленности студента : моногр. — Самара : ПГСГА, 2012. — 142 с. 12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М., 2005. — С. 12. 13. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

Гинзбург В. Пора формировать моду на интеллект // 14 Парламентская газета. — 2005. — 8 декабря. Ильина Н. Н. Педагогический анализ воспитательных 15. возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска) : дис. ... канд. пед. наук. — Ленинград, 1991. — 193 с.

7. Казакина М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности : дис. . д-ра пед. наук. — Ленинград, 1983. — 423 с.

8. Козлов И. Ф., Макаренко А. С. Книга для учителя / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Коротова. — М.: Просвещение, 1987. -159 с.

9. Колесникова Е. В. Влияние моды на социализацию личности : дис. ... канд. социол. наук. — Курск, 2004. — 140 с. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972. — С. 403.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1998. — 50 с. Патрик К. Воспитание в условиях меняющихся цивилизаций / К. Патрик. — М.: Прогресс, 1990. — 321 с. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей : моногр. — Екатеринбург : Уникум, 1998. — С. 120. Рабинович Е. Г. Риторика повседневности. — М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. — 199 с.

О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 // Российская газета. — 2014. — 26 марта.

УДК/UDC 378.147 : 004

М. Л. Фукс M. Fux

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT MOTIVATION TO STUDY COMPUTER SCIENCE AND ENGINEERING TRAINING FOR VOCATIONAL EDUCATION (DIRECTION "ADVOCACY")

В данной статье речь идет о проблеме повышения мотивации к изучению информатики и других дисциплин, связанных с вычислительной техникой и новыми информационными технологиями. Представлены особенности, функции и виды мотивации, а также условия ее повышения. Кроме того, определена специфика учебных материалов для направления «Правозащитная деятельность».

In this article we are talking about the problem of developing and increasing motivation to study computer science and other disciplines related to computer technology and new information technologies. The features, functions, and types of motivation, as well as the conditions of its increase. Besides, we determine the specificity of training materials for the direction «Advocacy»

Ключевые слова: мотивация, информатика, вычислительная техника, новые информационные технологии, электронные поисковые системы, направление «Правозащитная деятельность».

Keywords: motivation, computer science, computer engineering, information technology, electronic retrieval systems, the direction of «Advocacy».

Уже давно не секрет, что современная жизнь просто немыслима без компьютерной техники и новых информационных технологий, которые развиваются все более и более стремительно. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на цели, задачи и качество как школьного, так и профессионального образования. Ключевой фигурой в любом образова-

нии является личность будущего специалиста, владеющего определенным набором знаний, компетенций, навыков и обладающего другими профессионально значимыми характеристиками. Как учащиеся и студенты, так и специалисты должны постоянно совершенствоваться, получать новые знания и навыки, учиться формулировать и решать сложные задачи. Изучение информатики и связанных с ней дисциплин, безусловно, является одним из ключевых условий, способствующих формированию таких профессионалов, так как стремительное развитие новых информационных технологий требует от специалистов как можно более высокой компетенции в области информатики и вычислительной техники. Эта компетенция включает в себя навыки работы с текстовыми программами (MS Word, Adobe Reader, DJVU и др.), электронными таблицами (в частности, MS Excel), программами по созданию презентаций (например, MS PowerPoint), базами данных (MS Access), графическими программами (Компас, AutoCAD, CorelDRAW, 3D MAX и т. д.), а также с мультимедийными программными средствами (программами для воспроизведения аудио- и видеофайлов, фотографий и пр.).

Студенты, которые учатся по гуманитарным направлениям (например, «Юриспруденция» и «Правозащитная деятельность»), не всегда владеют приемами работы с вычислительной техникой на желаемом уровне. В первую очередь это связано с тем, что при изучении информатики и связанных с ней дисциплин нередко отсутствует серьезное отношение к этим дисциплинам. Характерен так называемый прагматический подход [1], когда студенты считают необходимым приобретение только практических умений и навыков, освоение только тех компьютерных технологий, которые потребуются в дальнейшем в профессиональной деятельности. Разделы информатики, связанные с информацией, информационными системами, классификацией понятий и определений, по мнению студентов, скучны и малоинтересны.

Отсюда возникает вопрос: как же сформировать у студентов направления «Правозащитная деятельность» мотивацию к получению знаний и навыков по информатике и информационным технологиям?

Прежде всего обратимся к трактовке понятия «мотивация».

Термин «мотивация» имеет два значения. Первое — обозначение системы факторов, детерминирующих (обусловливающих)

поведение (в частности, мотивы, намерения, потребности, цели и т. д.). Второе — характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. В психологии мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Кроме того, под мотивацией принято рассматривать побуждение как себя, так и других к деятельности для достижения личных целей или целей группы [3].

Выделяются следующие виды мотивации:

— внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами;

— внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Кроме того, существует мотивация, основанная на положительных (положительная) и отрицательных (отрицательная) стимулах, а также устойчивая (основанная на нуждах человека и не требующая дополнительного подкрепления) и неустойчивая мотивация.

С процессом формирования мотивации связано и ее стимулирование, то есть создание факторов, побуждающих к мысли и действию.

Одним из таких факторов является компе-тентностный подход к образовательной деятельности: учащиеся и студенты должны приобретать не отдельные друг от друга знания и умения, а овладевать ими в комплексе. Способность комплексно применять теоретические знания и практические умения как в профессиональной, так и в бытовой деятельности называется компетенцией. В образовании компетенции, как правило, делятся на общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК). Будущие юристы должны обладать следующими компетенциями:

• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

• способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

• владеть культурой мышления, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

• иметь способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

• обладать культурой поведения, быть готовыми к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

• иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

• стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

• иметь способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

• иметь способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

• иметь способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

• иметь способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

• владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

в нормотворческой деятельности:

• иметь способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

• иметь способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

• иметь способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

• иметь способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

• иметь способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

• иметь способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

• владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

• быть готовыми к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

• иметь способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

• иметь способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

• иметь способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

• иметь способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

• иметь способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

• быть готовыми принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

• иметь способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

• иметь способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

• иметь способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

• иметь способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

• иметь способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19) [4].

Таким образом, изучение информатики и вычислительной техники является одним из ключевых средств формирования и развития как общекультурных, так и профессиональных компетенций будущих кадров данного направления.

Реализация компетентностного подхода неразрывно связана с выработкой и постоянным

повышением как внутренней, так и внешней мотивации к изучению тех или иных дисциплин.

Внутренняя мотивация является более естественной, поэтому она приводит к наиболее успешным результатам изучения материала. Ключевое значение здесь имеют непосредственная заинтересованность обучающихся, их цель — достичь наилучших результатов в учебно-познавательном процессе. Для того чтобы вызвать у обучающихся эту заинтересованность, необходимо активизировать учебно-познавательную деятельность.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности и стимулирования мотивации у студентов-юристов на практических занятиях по информатике и связанным с ней дисциплинам следует оценивать не знания, умения и навыки, а активное участие в учебном процессе — работа у доски и у компьютера, дополнения с места, выполнение индивидуальных работ (контрольных, курсовых). При этом ставится задача: вовлечь в учебный процесс как можно больше студентов, заинтересовать их материалами изучаемых дисциплин, показать, что часто важен именно процесс доказательства: составление цепочки логических утверждений, а не механическое выполнение заданий [2].

Кроме того, на юридических направлениях в учебные планы стали включаться такие дисциплины, как «Правовая информатика» и «Информационно-правовые системы». При изучении этих дисциплин студенты осваивают программные средства, без которых будущая профессиональная деятельность просто невозможна. А овладение этими программными средствами, в свою очередь, невозможно без владения основными навыками и приемами работы с вычислительной техникой и новыми информационными технологиями. Это, безусловно, вырабатывает и стремительно повышает мотивацию как к изучению теоретических основ информатики, так и к овладению практическими навыками и приемами работы с теми или иными программными средствами. Такую мотивацию называют внутренней, отражающей необходимость изучения данных дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств являются взаимоотношения преподавателя со студентами в учебном процессе. В ситуациях, где отношения носят негативный характер, уровень мотивации резко снижается. При доброжелательных же отношениях между преподавате-

лем и студентами интерес к изучаемым дисциплинам может значительно повыситься.

Итак, мотивация является важнейшим условием эффективного обучения любой дисциплине и выполняет следующие функции:

1) побудительную — мотивация побуждает студента осуществлять учебно-познавательную деятельность для достижения определенных целей;

2) развивающую — при наличии мотивации высокой степени студент активно вовлекается в учебную деятельность; развивает интеллект, мышление, необходимые навыки и способности;

3)организационную — мотивация и дисциплина неразрывно связаны между собой, при наличии мотивации студент более продуктивно и организованно планирует собственную деятельность, ожидаемые результаты, сроки выполнения заданий и этапы работы;

4)ориентационную — помогает студенту понимать и ориентироваться в учебном материале, включает в себя умение искать нужные данные, отличать главное от второстепенного.

В образовательном процессе перед преподавателем стоит сложная задача: найти и применить подходящий учебный материал, целесообразно использовать его для обучения информатике студентов направления «Правозащитная деятельность», поскольку данная задача неразрывно связана с поддержанием высокого уровня мотивации. Для правильного выбора материала, связанного с профильной терминологией, необходимо учитывать следующие факторы:

• связь учебного материала с будущей профильной деятельностью студентов. Обучающиеся должны получать информацию, являющуюся полезной для более эффективного погружения в сферу своей будущей специальности.

• наличие в учебном материале преодолимого уровня сложности. Предлагаемый преподавателем материал должен содержать определенные трудности, которые студент способен преодолеть, поскольку более детальное изучение достаточно сложной информации способствует развитию необходимых компетенций;

• соответствие материала уровню подготовки студентов, их специализации;

• индивидуальный подход к обучению студентов [1].

Образовательная деятельность студентов по изучению информатики станет результатив-

ной только тогда, когда основу деятельности будет составлять потребность в приобретении знаний и навыков по информатике для дальнейшей учебы и работы [2]. Отсюда возникает вопрос: как же выработать у студентов направления «Правозащитная деятельность» потребность и мотивацию к изучению информатики?

В условиях негативного отношения к предстоящим занятиям важно с первого дня попытаться устранить психологический барьер, страх перед сложностью изучаемых тем. Преподавателю необходимо рассказать студентам о целях, задачах, которые поставило Министерство образования, о запросах современного общества в подготовке грамотных и интеллектуально развитых специалистах [2].

Одним из способов формирования мотивации является ее стимулирование, то есть создание факторов, дающих толчок, побуждающих к мысли и действию. К методам стимулирования мотивации относятся: соревнование, познавательная игра и учебная дискуссия, поощрение и наказание, проблемный метод, метод конкретных ситуаций и т. д.

Очень важное значение при изучении информатики, как и любой другой дисциплины, имеет активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Активизации данной деятельности, а также формированию и стимулированию мотивации к изучению той или иной учебной дисциплины (в том числе информатики) способствуют такие виды занятий, как лекция-презентация; лекция вдвоем; лекция-пресс-конференция; лекция с заранее запланированными ошибками, которые обучающиеся анализируют и исправляют вместе с преподавателем; поощрение за умение задавать вопросы.

В Кемеровском филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности и стимулированию мотивации у студентов направления «Правозащитная деятельность». Группу из 100 студентов разделили на 2 подгруппы (экспериментальную и контрольную), по 50 человек в каждой.

У студентов экспериментальной подгруппы на лекционных занятиях по информатике использовался мультимедиапроектор, подключенный к компьютеру, а лекционный материал давался в виде презентаций, выполненных в программе МБ РсвдегРснпй Подача текстового материала студентам сопровождалась наводящими вопросами студентам. Некоторые студенты дополняли материал, передаваемый преподавателем

с мест. Если эти ответы оказывались правильными, студенты записывали их в свои конспекты. На практических занятиях по информатике оценивалось активное участие в учебном процессе, а именно — работа за компьютерами, дополнения с мест, выполнение контрольных работ. При этом ставилась задача — вовлечь в учебный процесс как можно больше студентов, заинтересовать их выбранными разделами информатики как науки, показать важность составления цепочки логических утверждений.

При выполнении индивидуальных практических заданий на ЭВМ нужно было набрать как можно больше баллов (максимум 10). Результаты эксперимента приведены в таблице.

Таблица

Результаты оценок индивидуальной практической работы студентов

Категория Экспериментальная подгруппа Контрольная подгруппа

Число участников 50 50

Всего баллов 445 355

Средний балл 8,9 7,1

Проведенный эксперимент доказал, что уровень мотивации к изучению информатики, а следовательно и усвоение материала дисциплины, значительно выше в экспериментальной подгруппе. После проведения эксперимента студентам была предложена анкета с вопросами, касающимися представления учебной информации в электронном виде. В анкетировании приняли участие 45 студентов экспериментальной подгруппы.

Результаты анкетирования представлены ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Как Вы относитесь к электронной форме представления информации? (Положительно — 100 %).

2. Стоит ли применять при работе с электронной информацией анимацию или звуковое сопровождение? (Да — 95 %>).

3. Насколько проста и удобна навигация в электронных материалах? (Проста — 75 %).

4. Уменьшилось ли время, затраченное на подготовку к индивидуальной практической работе, при использовании электронных материалов? (Да — 80 %).

5. Понравилось ли Вам оформление электронных материалов? (Да — 70 %, поже-

лание использовать более яркое оформление страниц).

6. Какие материалы Вы предпочитаете использовать при подготовке к индивидуальной практической работе (зачету, экзамену): электронные или законспектированные под диктовку? (Электронные — 45 %, законспектированные под диктовку — 15 %, все вместе — 50 %).

В условиях доброжелательного отношения преподавателя к студентам, применения в учебном процессе электронных материалов и новых информационных технологий, проведения занятий в форме диалога, обсуждения проблемных ситуаций активны студенты, уверенные в своих знаниях или не стесняющиеся ошибиться, так как они способны обнаружить и исправить ошибку. Поэтому описанный выше эксперимент отражает в какой-то степени и уровень подготовленности как преподавателей, так и студентов, а также психологический климат как в отдельно взятой группе, так и на потоке в целом [2].

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: интерес студента к информатике и новым информационным технологиям и мотивация к их изучению во многом зависят от того учебного материала, который предлагает преподаватель во время занятий, а также от способа подачи этого материала. Процесс изучения данной дисциплины является достаточ-

но сложным и специфическим, поэтому перед преподавателем ставится серьезная задача — поддерживать заинтересованность студентов в изучаемых дисциплинах, используя многообразие методов и приемов обучения работе с различными программными средствами. Качество учебного материала имеет большое значение в данном процессе, поскольку он входит в содержание курса обучения, является важной опорой в данном процессе. Правильно и грамотно выбранные учебная информация и способ ее подачи способствуют большей заинтересованности студентов в компьютерных технологиях, повышению мотивации как к изучению данной дисциплины, так и к учебному процессу в целом.

Миронова В. Е., Гейвус А. С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (15). — С. 106-110. Токарева О. В. Некоторые аспекты формирования мотивации к изучению дисциплины «математика и информатика» у студентов гуманитарных факультетов [Электронный ресурс]. — http://aeli.altai.nu/nauka/ 8Ьогтк/2001Аокагеуа.1"Лт1.

Баданина Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Юриспруденция». — Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2015.

УДК/UDC 377.5

С. Ю. Алашеев S. Alasheev

КАРЬЕРА ВЫПУСКНИКОВ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА

PROFESSIONAL CAREER OF GRADUATES: COMPONENTS AND FACTORS OF SUCCESS

На материалах социологического исследования выпускников по программам среднего профессионального образования проанализированы факторы успешности выпускников при выстраивании профессиональной карьеры в течение полутора лет после окончания профессиональных образовательных организаций. Представлены результаты регрессионного моделирования, которые позволяют выявить наиболее значимые критерии профессиональной успешности молодых специалистов.

On materials of sociological research of graduates on programs of vocational education and training we analyzed factors of success for graduates in building of their professional careers on an interval of one and a half years after graduating from professional educational organizations. The results of the regression modeling which allow us to identify the most significant factors for the success of the professional careers of graduates in the labor market are submitted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.