Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая компетентность / технические вузы / Узбекистан / методы обучения / профессиональное развитие / methodological competence / technical universities / Uzbekistan / teaching methods / professional development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифбаева Халида Ядкаровна

в статье анализируется актуальная проблема повышения методической компетентности преподавателей технических вузов Узбекистана. Авторы выявляют противоречие между требованиями к методической подготовке и уровнем методической компетентности молодых педагогов. Дается комплексная оценка проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, и предлагаются четыре основных вектора решения: профессиональное развитие и обучение, доступ к методическим ресурсам, стимулирование и признание методической работы, а также административная и системная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF TECHNICAL UNIVERSITIES OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

the article analyzes the actual problem of improving the methodological competence of teachers of technical universities in Uzbekistan. The authors identify a contradiction between the requirements for methodological training and the level of methodological competence of young teachers. A comprehensive assessment of the problems faced by teachers is given, and four main solution vectors are proposed: professional development and training, access to methodological resources, stimulation and recognition of methodological work, as well as administrative and systemic support.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Шарифбаева Х.Я.

Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, направление педагогики и психологии, Ташкентский институт менеджмента и коммуникации, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется актуальная проблема повышения методической компетентности преподавателей технических вузов Узбекистана. Авторы выявляют противоречие между требованиями к методической подготовке и уровнем методической компетентности молодых педагогов. Дается комплексная оценка проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, и предлагаются четыре основных вектора решения: профессиональное развитие и обучение, доступ к методическим ресурсам, стимулирование и признание методической работы, а также административная и системная поддержка.

Ключевые слова: методическая компетентность, технические вузы, Узбекистан, методы обучения, профессиональное развитие

IMPROVING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF TECHNICAL UNIVERSITIES OF UZBEKISTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Sharifbayeva H.Ya.

Sharifbayeva Khalida Yadkarovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT INSTITUTE OF MANAGEMENT AND COMMUNICATION, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the actual problem of improving the methodological competence of teachers of technical universities in Uzbekistan. The authors identify a contradiction between the requirements for methodological training and the level of methodological competence of young teachers. A comprehensive assessment of the problems faced by teachers is given, and four main solution vectors are proposed: professional development and training, access to methodological resources, stimulation and recognition of methodological work, as well as administrative and systemic support.

Keywords: methodological competence, technical universities, Uzbekistan, teaching methods, professional development.

УДК: 378.147

Введение

Современное общество, развивающееся в условиях быстрых технологических изменений, предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов в технических ВУЗах. Технические дисциплины постоянно эволюционируют, требуя от преподавателей готовности к обновлению содержания курсов, применению новых методов обучения и технологий [1]. Ключевым фактором, обеспечивающим повышение качества подготовки кадров, становится методическая компетентность преподавателей. Она включает в себя разработку и применение эффективных методов обучения, совершенствование содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Система профессионального образования Узбекистана в последнее десятилетие проходит масштабную модернизацию, и в этом процессе возрастает значимость методической компетентности преподавателей технических вузов. В рамках профессиональной подготовки инженеров в технических вузах Узбекистана в настоящее время осуществляется изучение широкого спектра дисциплин, включая педагогику, психологию, социологию, компьютерные технологии и другие. Однако «общеобразовательная» информация зачастую подается в разрозненном виде на разных курсах обучения, в результате чего не формируются системные теоретические знания и методические умения, обеспечивающие высокую степень методических компетенций преподавательского состава [2]. Таким образом, актуальность исследований в данном направлении обусловлена следующим противоречием:

Педагоги технических вузов, получившие техническое образование, являясь прекрасными специалистами в инженерных отраслях, не всегда при этом обладают достаточными знаниями и навыками в области методики преподавания. Копируя опыт своих учителей, они начинают тяготеть к

применению устаревших методик преподавания, которые не соответствуют специфике технических дисциплин и ожиданиям современного студента. В то же время внедряемые новые образовательные стандарты, ориентированность на новейшие методики и образовательные технологии требуют от преподавательского состава качественно иного уровня методической подготовки.

Указанное противоречие раскрывает перед нами целый спектр проблем, требующих своего решения. Среди них:

• Медленное распространение актуальной информации о последних методах и технологиях обучения, недостаточная методическая подготовка преподавателей в рамках программ бакалавриата и магистратуры, что ведет к слабой осведомлённости в современных образовательных техниках и технологиях.

• Нехватка времени и ресурсов для разработки и внедрения инновационных методических подходов.

• Слабая мотивация к методической работе, обусловленная недостаточной оценкой и непродуманной системой стимулирования методической активности преподавателей со стороны администрации.

Как следствие - недостаточно быстро обновляется пул методических пособий и рекомендаций, адаптированных к специфике преподаваемых технических дисциплин. Педагогами используется весьма ограниченный спектр методических, дидактических, технических средств и приемов в образовательном процессе.

Для эффективного решения отмеченных проблем необходимо разработать комплексные меры, направленные на повышение методической культуры преподавателей технических ВУЗов. Анализ существующего опыта [3] позволяет нам выделить четыре основные вектора, направленных на повышение методической компетентности преподавателей технических ВУЗов Узбекистана:

1. Профессиональное развитие и обучение:

• Включение существенных методологических компонентов как в программы бакалавриата, так и магистратуры для преподавателей технических дисциплин.

• Регулярная организация семинаров и мастер-классов по новым методам обучения, образовательным технологиям и инновационным педагогическим приемам, специально адаптированным для технических дисциплин.

• Менторские программы с опытными педагогами, специализирующимися на методологии, с теми, кто нуждается в методической поддержке.

2. Доступ и распространение ресурсов:

• Возможность пополнять онлайн-платформы, ресурсы и репозитории, чтобы преподаватели могли не только быстро получать доступ к планам уроков, лучшим практикам и актуальным методическим ресурсам, но и оперативно делиться собственными наработками [4].

• Совместные платформы между преподавателями разных технических университетов для обмена идеями и разработки новых методологий обучения общетехническим дисциплинам.

• Поддержка исследований эффективных методов преподавания в технических дисциплинах и широкое распространение результатов.

3. Стимулирование и признание:

• Включение методических разработок в систему оценки результативности и критерии карьерного продвижения.

• Предоставление грантов или наград для преподавателей, разрабатывающих и внедряющих инновационные методы обучения.

• Поощрение выдающейся методической работы через награды и общественное признание на уровне университета или национального уровня.

4. Административная и системная поддержка:

• Создание методических подразделений в университетах, сосредоточенных на методологическом развитии и поддержке преподавателей.

• Предоставление времени преподавателям для вовлечения в методологические исследования и разработки за счет снижения учебной нагрузки и внеаудиторной занятости.

• Инвестиции в образовательные технологии и предоставление постоянной технической поддержки.

• Таким образом, внедрение новых методических подходов требует не только обучения, но и поддержки со стороны администрации университета.

Внедрение комплексной системы мер, включающей профессиональное развитие и обучение, доступ к методическим ресурсам, стимулирование и признание методической работы, а также административную и системную поддержку, позволит повысить методическую компетентность преподавателей технических

ВУЗов. Это, в свою очередь, приведет к улучшению качества подготовки инженерных кадров и повышению конкурентоспособности системы высшего образования Узбекистана.

Следует также отметить, что немаловажным аспектом методической подготовки является активная самостоятельная работа преподавателей [5], которая включает в себя изучение методической литературы, участие в научно-методических мероприятиях и постоянное самосовершенствование. Этот аспект зависит от сформированное™ навыков самообразования [6] и стремления к повышению профессионального уровня. Выводы

1. Проведенный анализ показал, что методическая компетентность преподавателей технических ВУЗов Узбекистана является ключевым фактором, обеспечивающим повышение качества подготовки кадров.

2. В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих эффективному развитию методической компетентности: медленное распространение информации о новых методах обучения, недостаточная методическая подготовка в рамках программ бакалавриата и магистратуры, нехватка времени и ресурсов, слабая мотивация к методической работе.

3. Для решения этих проблем необходимо внедрить комплексную систему мер, направленную на повышение методической культуры преподавателей.

Список литературы /References

1. Расулов Х.А., Шарифбаева Х.Я. Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров // Наука и образование сегодня. - 2017. - №. 6 (17). - С. 86-87.

2. Матназарова М.Б. Модель развития профессиональной компетентности современных педагогических кадров высших образовательных учреждений // Проблемы современной науки и образования. - 2018. - №. 13 (133). - С. 76-80.

3. Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж.У. Опыт подготовки преподавателей технических дисциплин в ведущих вузах мира // Вестник науки и образования. - 2021. - №. 7-2 (110). - С. 27-29.

4. Абдураззакова Д.А., Абдурашидов И.Ж., Алимарданов Р.А. Цифровые приложения в преподавании технических дисциплин //Интернаука: электрон. научн. журн. - 2022. - №. 2. - С. 225.

5. Tolegenovna G.S., Timurovna T.B. Formation of professional competence of future teachers on the basis of volunteer activities // Вестник науки и образования. - 2021. - №. 7-1 (110). - С. 81-85.

6. Sharifbaeva H.Y., Sh T.G., Shamsiddinova E.M. Internal factors of student self-organization of educational activities [Vnutrennie faktory samoorganizacii studentom uchebnoj deyatel'nosti] // Nauchnyj zhurnal. -2018. - №. 9. - С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.