ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ Шарифбаева Х.Я.1, Абдурашидов И.Ж.2 Email: Sharifbaeva6101 @scientifictext.ru
1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных дисциплин; 2Абдурашидов Искандарбек Журъат угли - ассистент, кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье акцентируется внимание на важности формирования общеметодической компетентности у начинающих преподавателей специальных дисциплин в технических вузах; изучаются основные пути повышения методической компетентности; рассматривается процесс повышения профессионального уровня и приобретения необходимых компетенций молодыми преподавателями; излагаются результаты анализа текущей ситуации с методической подготовкой в технических вузах; предлагаются формы организации общеметодической подготовки педагогов и способы решения актуальных проблем.
Ключевые слова: методическая подготовка, преподаватель, специальные дисциплины.
GENERAL METHODOLOGICAL TRAINING OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES IN TECHNICAL UNIVERSITIES Sharifbaeva H.Ya.1, Abdurashidov I.Zh.2
1Sharifbaeva Halida Yadkarovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL DISCIPLINES;
2Abdurashidov Iskandarbek Zhurat ugli - Assistant, DEPARTMENT OF AUTOMOBILE AND AUTOMOTIVE ECONOMY, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article focuses on the importance of the formation of general methodological competence among novice teachers of special disciplines in technical universities; the main ways of improving methodological competence are studied; the process of improving the professional level and acquiring the necessary competencies by young teachers is considered; the results of the analysis of the current situation with methodological training in technical universities are presented; the forms of organization of general methodical training of teachers and ways of solving urgent problems are proposed. Keywords: methodical training, teacher, special disciplines.
УДК 378.147
Формирование общеметодической компетентности преподавателей специальных дисциплин в технических вузах.
Содержание образовательного процесса состоит не только в том, чтобы предоставить учащимся некоторые обязательные знания, которые на данный момент являются актуальными и будут необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности. Здесь важно наличие и ряда других составляющих, в том числе, теоретических и практических умений и навыков, умения действовать творчески. Но особенно важно наполнить содержание образования материалом, который поможет сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся как друг к другу, так и
ко всему миру, широкое мировоззрение, систему моральных качеств, которые определят поведение и действия человека в различных условиях [1].
Методическая работа в вузе представляет собой спланированную познавательную деятельность педагогического коллектива, целью которой является овладение существующими и разработка и внедрение новых форм, методов и принципов построения педагогической деятельности. Работа учебного заведения, направленная на повышение методической компетентности преподавателя, ведется в таких направлениях: определение текущего уровня данной компетентности, повышение уровня организации педагогической деятельности и формирование у педагогов рефлексивных умений самостоятельно анализировать проведенные занятия.
Из практики известно, что успешно организовать процесс методической подготовки преподавателей можно с помощью следующих форм:
• внутривузовские курсы повышения квалификации;
• круглые столы;
• семинары и совещания, посвященные методике и методологии;
• научно-практические конференции;
• посещение открытых занятий и т. д.
Качественно подготовить молодых преподавателей к методически грамотной педагогической деятельности и способствовать лучшему пониманию ими методической стороны работы позволяет проведение семинаров, посвященных вопросам методики и методологии. Темами таких мероприятий должны быть наиболее актуальные вопросы действующей образовательной системы, пути решения которых предлагаются различными кафедрами. Все предложенные формы доказали свою эффективность для педагогов, занимающихся преподаванием специальных дисциплин в технических вузах.
Деятельность, направленная на профессиональный рост преподавателя, должна основываться на сквозной, непрерывной и целенаправленной системе формирования профессиональных компетенций молодых специалистов, включающей довузовский, вузовский и послевузовский этапы [2]. Проблема методической подготовки (ее структура, наполнение, организационное и технологическое обеспечение) до сих пор сохраняет свою актуальность в теории и практике профессионального, в том числе, профессионально-педагогического образования. Сложность ее решения заключается в узком понимании сущности методической подготовки: она выступает как составляющая в структуре психолого-педагогической, а не общей системы профессиональной подготовки педагога. Однако сегодня мы наблюдаем совершенствование профессионального образования, что требует наличия высокого уровня методической подготовки как ключевого фактора профессиональной компетентности молодых преподавателей [3]. Дополнительная сложность заключается в том, что далеко не у всех преподавателей специальных дисциплин в технических вузах есть профессионально-педагогическое образование.
Чрезвычайно полезен опыт проведения открытых занятий. Их посещение позволило выявить то, что для многих педагогов, преподающих специальные дисциплины, сложность представляют такие компоненты педагогической деятельности, как дифференциация методов обучения, квалификация формы занятия и др. Поэтому проведение общеметодической подготовки с повышением уровня подготовленности к ней педагога сегодня воспринимается как одна из наиболее актуальных задач. В первую очередь, это относится к молодым преподавателям, только начинающим свою профессиональную деятельность.
При сохранении общей направленности методической подготовки существует потребность в обновлении ее характера и содержания, в разработке новых форм. В таких условиях качественно меняется роль педагога: это уже не рядовой преподаватель, а преподаватель-технолог, в функции которого входит формирование таких учебных
условий, в которых учащиеся приобретут социальный опыт решения познавательных, организационных, коммуникативных и других задач, возникающих в процессе получения образования. Чтобы соответствовать таким повышенным требованиям, у преподавателя должен быть необходимый практический опыт. Однако он имеется сегодня далеко не у каждого педагога.
Изучение методической деятельности, которая в настоящее время проводится в технических вузах, дало возможность выявить ее существенные недостатки:
• преобладание шаблонного использования стандартных подходов к реализации образовательных программ и их методического сопровождения в процессе обучения;
• отсутствие или недостаточное применение в образовательном процессе собственных научных наработок педагогов, слабое методическое обоснование внедрения в постоянную практику результатов таких исследований;
• отсутствие системности в составлении программ периодического повышения квалификации;
• недостаточный уровень сотрудничества разных преподавателей по вопросам методического обеспечения развития аналогичных компетенций в процессе преподавания различных образовательных дисциплин;
• отсутствие четкой системы повышения квалификации педагогического коллектива, фрагментарность данного процесса, отсутствие механизма отслеживания его результатов и практики дальнейшего использования приобретенных компетенций в педагогической деятельности;
• фактический отказ от ранее популярной практики регулярного проведения педагогического и методического анализа занятий начинающих педагогов преподавателями, владеющими богатым опытом [4].
Мы полагаем, что решить все указанные выше проблемы возможно с помощью внутривузовской системы повышения квалификации. На данный момент она пребывает в состоянии глубокого реформирования и пересмотра. Для каждого начинающего преподавателя специальных дисциплин, когда он проходит стажировку, целесообразно предусмотреть изучение целого ряда психолого-педагогических и общеметодических дисциплин, что в дальнейшем поможет ему при осуществлении своей профессиональной деятельности в качестве преподавателя на технических специальностях. Внедрение таких программ должно быть направлено на формирование и совершенствование педагогических компетенций у преподавателя специальных дисциплин, на повышение его профессионализма. Ключевым должно стать создание условий для высвобождения творческого потенциала молодого специалиста. В процессе обучения нужно дать ему возможность проявить собственную индивидуальность в научно-исследовательской деятельности, позволить выбрать свой стиль и разработать свою методику работы, сформировать собственный профессиональный инструментарий.
Список литературы /References
1. Расулов Х.Ф. Шарифбаева Х.Я. Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17).
2. Алексеева И.С. Современные вызовы и профессиональное становление Педагога // Педагогика. Психология. Философия, 2018. № 2 (10).
3. Шарифбаева Х.Я., Абдурашидов И.Ж. Условия совершенствования практической подготовки инженеров дорожно-строительной отрасли // Наука и образование сегодня, 2020. № 2. С. 53-55.
4. Косырев В.П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения // АР диссертации доктора педагогических наук по специальности 13.00.08. М., 2007.