ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ МИРА Шарифбаева Х.Я.1, Абдурашидов И.Ж.2 Email: [email protected]
1Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальных дисциплин; 2Абдурашидов Искандарбек Журъат угли - ассистент, кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются системы профессиональной подготовки молодых преподавателей технических дисциплин, принятые в развитых странах, сформулированы основные тенденции в подготовке преподавателей в области технических дисциплин. Акцентируется внимание на актуальности комплексного подхода при формировании программ обучения, рассматриваются пути повышения профессионального уровня и приобретения необходимых компетенций молодыми преподавателями. Подробно рассмотрены действующая система профессиональной подготовки преподавателей высшей школы США, Великобритании, Германии.
Ключевые слова: компетентность преподавателя, профессиональная подготовка, квалификационные требования, педагогическое мастерство, уровень квалификации.
EXPERIENCE OF TRAINING TEACHERS OF TECHNICAL DISCIPLINES IN THE LEADING UNIVERSITIES OF THE WORLD Sharifbaeva H.Ya.1, Abdurashidov I.Zh.2
1Sharifbaeva Halida Yadkarovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL DISCIPLINES;
2Abdurashidov Iskandarbek Zhurat ugli - Assistant, DEPARTMENT OF AUTOMOBILE AND AUTOMOTIVE ECONOMY, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the systems of professional training of young teachers of technical disciplines, adopted in developed countries, formulates the main trends in the training of teachers in the field of technical disciplines. Attention is focused on the relevance of an integrated approach in the formation of training programs, ways of improving the professional level and acquiring the necessary competencies for young teachers are considered. The current system ofprofessional training of higher education teachers in the USA, Great Britain, and Germany is considered in detail.
Keywords: teacher competence, professional training, qualification requirements, pedagogical skills, qualification level.
УДК 378.147
Вопрос качества профессиональной подготовки преподавателей технических дисциплин стоит остро для всех ВУЗов мировой системы образования. Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава определяет эффективность работы высших учебных заведений, является залогом качественной подготовки компетентных специалистов. Форма современной инженерной
деятельности приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер, расширяя круг задач преподавателей технических дисциплин и принуждая к динамичному профессиональному развитию. Смысл педагогического процесса состоит не только в том, чтобы предоставить учащимся некоторую базу необходимых и актуальных знаний, не менее значимым становятся и другие составляющие: теоретические и практические умения и навыки, реализация творческого подхода [1].
Реформирование системы образования в Республике Узбекистан, нацеленной на интеграцию в мировое сообщество и равноправное партнерство, невозможно без учета мировых тенденций. Поэтому необходимо уделять внимание изучению зарубежного педагогического опыта, анализ которого способствует освоению всего позитивного, что накоплено в мировой педагогической теории и практике [2]. В настоящее время можно отметить схожесть основных тенденций в модернизации системы подготовки преподавателей технических дисциплин в России, США, Великобритании и других странах. К основным тенденциям в подготовке преподавателей в области технических дисциплин можно отнести расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей, масштабное внедрение практико-ориентированных методов обучения, проектирование метапредметных образовательных программ. В ведущих технических ВУЗах мира прослеживается тенденция к изменению первоначальной формы подготовки преподавателей технических дисциплин в форме аспирантуры и последующем послевузовском образовании, актуальным становится понятие «программы совершенствования преподавания и учения», успешно реализуются направления совершенствования практических навыков в форме «активных лабораторий» [3].
В соответствии с действующими реалиями актуализируются и основные цели данных программ: задачи целостных теорий учения, учитывающих настоящие потребности обучающихся, базирующиеся на технологиях интерактивного и проблемного обучения, приходят на смену ранее главенствующей ориентации исключительно на обучении мастерству [4].
В ведущих мировых технических университетах проводится активная работа в формате тренингов по модернизации преподавания, реализующихся в стратегиях активного обучения [3].
В технических университетах США активная научная деятельность является приоритетной, технические учебные заведения имеют мощный научно-методический потенциал. В ВУЗах успешно реализован опыт практической ориентации повышения квалификации преподавателей технических дисциплин с применением разносторонних методик, которые включают в себя многообразие, как по форме, так и по содержанию курсов. Они действуют на базе научных центров, в которых разработаны программы с теоретическим или практическим уклоном [5]. Активно реализуется подготовка молодых преподавателей в формате индивидуальных консультаций, практических занятий, конференций по всему диапазону проблем учебно-преподавательской деятельности, от вопросов планирования расписания до методик проблемного обучения. Проработка вопросов в таком широком спектре позволяет преподавателям приобрести необходимые практические навыки и умения [6]. На базе всех ведущих технически ВУЗов созданы центры по переподготовке профессорско-преподавательского состава.
В Германии молодые преподаватели в организационном плане полностью зависят от университетов. Ограниченные возможности послевузовского образования за пределами университетов снижают возможности полноценного профессионального развития. С целью устранения этой проблемы, в настоящее время появилась тенденция расширения масштабов системы подготовки молодых специалистов за пределами университетов [3]. Для повышения качества подготовки молодых преподавателей ВУЗов во многих университетах Германии были созданы так
называемые Центры дидактики высшего образования, осуществляющие повышение педагогической квалификации выпускников ВУЗов по различным программам. Такой формой на магистерском уровне университетов стала подготовка выпускников и преподавателей ВУЗов со степенями дипломированного специалиста, работающих в качестве научного сотрудника, ассистента, докторанта, младшего профессора или преподавателя, ведущего лабораторные и практические занятия. Программа нацелена на формирование «академической педагогической квалификации» для тех, кто решил посвятить себя науке и преподавательской деятельности.
В Великобритании профессиональная подготовка преподавателей высшей школы закреплена за отдельно взятыми вузами, которые содержат департаменты или сотрудников, отвечающих за профессиональный рост профессорско-преподавательского состава.
Таким образом, мы можем наблюдать, что сегодня во всех развитых странах к профессорско-преподавательскому составу высшей школы предъявляют повышенные требования. Создаются и работают на базе технических университетов специализированные центры повышения квалификации, успешно реализуются многоформатные системы обучения, обеспечивается возможность участия в международной кооперации в плане свободного обмена информацией с зарубежными коллегами, проведения совместных научных и научно-методических проектов, которые становятся залогом роста научного, инновационного и педагогического потенциала преподавательского состава технических вузов.
Список литературы /References
1. Расулов Х.Ф. Шарифбаева Х.Я. Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров // Наука и образование сегодня, 2017. № 6 (17).
2. Шарифбаева Х.Я. Сравнительная педагогика в подготовке преподавателей для ССПО, 2004.
3. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Подготовка педагогических кадров для сферы образования в условиях университета классического типа // Наука. Инновации. Технологии, 2009. № 3.
4. Шумская Л.И., Дормешкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: Учебно-методическое пособие для слушателей системы последипломного образования. Мн.: БГЭУ, 2000. С. 7.
5. Коренькова О.В. Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе США: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. С. 198.
6. Концепция развития педагогического образования в РБ. Программа реализации концепции развития педагогического образования в РБ. Минск, 2000. С. 19.