УДК 629:378.045.4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В.Д. ГОРОБЕЦ
Статья посвящена анализу действующего законодательства в сфере дополнительного профессионального образования, объясняет особенности обучения авиационного персонала в свете нового Федерального закона об образовании.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение, авиационный персонал.
Дополнительное профессиональное образование является составным элементом системы непрерывного повышения профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования деловой квалификации граждан, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.
В настоящее время, до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сфера правоотношений, регулирующих дополнительное профессиональное образование, базируется на нормах Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 Об образовании Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других нормативно-правовых актах.
Так в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», п. 14 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 610, образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования, вправе осуществлять свою деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным исполнительным органом государственной власти, которым в России является Рособрнадзор.
Рособрнадзор также вправе оказывать образовательным учреждениям государственную услугу, заключающуюся в проведении процедуры государственной аккредитации. Процедура государственной аккредитации в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» носит заявительный характер.
Целью государственной аккредитации образовательного учреждения в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» являлось подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, установление его государственного статуса путем выдачи слушателям, успешно завершившим образовательный процесс, документов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании.
Федеральным законом от 08.11.2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольнонадзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», который вступил в силу с 01.01.2011 г., в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, предусматривающие, что государственная аккредитация проводится только в отношении тех образовательных программ, к которым установлены федеральные гос-
ударственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (п. 1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
При этом законодатель установил, что федеральные государственные требования должны устанавливаться только по тем программам дополнительного профессионального образования, в тех отраслях экономики и социальной сферы, в которых преобладает государственное регулирование (например, государственная и муниципальная служба, педагогическая деятельность), или деятельность которых связана с особой сложностью и опасностью выполняемых работ (к примеру, атомная промышленность, химическое производство, обеспечение безопасности населения на объектах транспорта и др.).
Действующим в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам для таких сфер деятельности, как государственная гражданская служба, педагогическая деятельность, таможенное дело и частная охранная деятельность.
Таким образом, законодатель посчитал, что дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым разработка федеральных государственных требований Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрена, с
01.01.2011 г. государственной аккредитации не подлежат.
Следует отметить, что Рособрнадзор в период 2007-2010 гг. в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 300, Законом «Об образовании», Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 г. № 1323 (утратило силу 28.07.2008г.), Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 522 (утратило силу 04.04.2011 г.), проводил государственную аккредитацию в отношении всех образовательных учреждений как высшего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций по программам дополнительного профессионального образования, которые обращались в Рособрна-дзор с соответствующим заявлением.
С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее - Закон), вступающего в силу с 1 сентября 2013 г., ситуация с получением дополнительного профессионального образования специалистами авиационного персонала изменяется кардинальным образом.
Так, законодатель изменил задачи дополнительного профессионального образования, а именно ст. 76 Закона постулирует, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Законом предусматривается, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
Законом определено, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение
новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются соответствующими нормативными актами.
Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются самой образовательной программой и (или) договором об образовании.
Освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Описанное выше касается всех видов дополнительной подготовки специалистов народного хозяйства.
Вместе с тем, Закон предусматривает особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
Так в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации в соответствии с Законом реализуются следующие образовательные программы:
1) основные программы профессионального обучения;
2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;
3) дополнительные профессиональные программы.
При этом законодатель, учитывая важность транспортной сферы для экономики страны и осуществления безопасности населения на транспорте, установил, что типовые дополнительные профессиональные программы, в частности, в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере транспорта, то есть Министерством транспорта Российской Федерации.
Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации должна включать в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответ-
ствии с программами, утвержденными Минтрансом России. При этом при подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации должно быть обеспечено выполнение норм налета часов в объеме не менее чем объем, требуемый международными договорами Российской Федерации.
Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, требования к которым предусмотрены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, типовыми основными программами профессионального обучения или типовыми дополнительными профессиональными программами.
Кроме того, Минтрансом России могут устанавливаться особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации в соответствии с международными требованиями.
Вышеприведенный анализ норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяет сделать некоторые выводы и предложения.
Во-первых, Министерству транспорта Российской Федерации как Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, следует ускорить разработку типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации. В противном случае образовательные учреждения, реализующие дополнительные профессиональные программы, не смогут после 1 сентября 2013 г. проводить повышение квалификации или профессиональную переподготовку авиационных специалистов.
Во-вторых, Минтрансу России либо Федеральному агентству воздушного транспорта требуется определить круг образовательных организаций, которые могут в полном объеме осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации по дополнительным профессиональным программам. При этом должно учитываться требование Закона об обязательном наличии в данных учебных заведениях учебно-тренажерной базы, в том числе транспортных средств и тренажеров.
В-третьих, п. 8 ст. 108 Закона предусматривается, что свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего закона, т.е. с 1 сентября 2013 г.
Тем самым образовательные учреждения с 1 сентября 2013 г. лишатся права выдавать слушателям, завершившим обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, документы государственного образца.
Для унификации документов, выдаваемых слушателям по окончании обучения (повышения квалификации), предлагается разработать и утвердить типовой бланк удостоверения о повышении квалификации, который будет единственным документом, подтверждающим повышение квалификации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: Федеральный закон от 08.11.2010 г. № 293-ФЭ.
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ в действующей редакции.
4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ в действующей редакции.
5. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 в действующей редакции.
6. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 300 (ред. от 24.10.2011).
TRAINING OF AVIATION STAFF PROFESSIONALS UNDER NEW EDUCATION ACT
Gorobets V.D.
There are analyzed in the article the current law in the sphere of further professional education, are explained particularities of aviation staff professionals training in light of new Russian Federation education act.
Key words: further professional education, training, aviation staff professionals.
Сведения об авторе
Горобец Виктор Дмитриевич, 1957 г.р., окончил Дальневосточный государственный университет (1982), доктор юридических наук, профессор, проректор МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - теория права и государства, конституционное право РФ, конституционноправовой статус парламента РФ, вопросы российского парламентаризма.