УДК 796/799
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД
РОССИИ
Марина Юрьевна Щенникова, доктор педагогических наук, доцент, Юлия Юрьевна
Вишнякова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Татьяна Михайловна Овсюк, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф, Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлен краткий анализ современной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность научно-методического обеспечения спортивного резерва в России, в том числе особенности формирования комплексных научных групп. Основной целью исследования стало определение (выявление) приоритетных (базовых) знаний, умений и практических навыков для специалистов (участников комплексных научных групп) реализующих ряд мероприятий научно-методического обеспечения спортсменов высшего спортивного мастерства, спортивных сборных команд России. Проведенный анализ профессиональных образовательных программ по подготовке кадров (программ магистратуры и дополнительного профессионального образования) в области научно-методического и медико-биологического обеспечения позволил определить перечень образовательных организаций с направлениями подготовки данной области знаний, выявить перечень дисциплин, про-ранжировать их по степени значимости для научно-методического обеспечения, создать базу приоритетных профессиональных компетенций для формирования профильной программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учитывающей специфику отдельного вида спорта (спортивной дисциплины) и современное развитие инновационных технологий в части мероприятий, проводимых на всех этапах комплексного обследования высококвалифицированных спортсменов. В процессе анализа определены основные направленности учебных дисциплин программ магистратуры и систематизированы направленности дополнительных профессиональных программ образования. Определены основные тенденции к совершенствованию существующих моделей научно-методического обеспечения спортивны сборных команд России в части подготовки профессиональных кадров, специалистов, входящих или планируемых к включению в составы комплексных научных групп отдельных видов спорта (спортивных дисциплин).
Ключевые слова: физическая культура и спорт, научно-методическое обеспечение, профессиональное образование, профессиональные компетенции, кадровый резерв.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p487-492
IMPROVING THE SKILLS OF PERSONNEL IMPLEMENTING SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF SPORTS TEAMS OF RUSSIA
Marina Yurievna Shchennikova, doctor of pedagogical sciences, docent, Yulia Yurievna
Vishnyakova, candidate of pedagogical sciences, docent, Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow; Tatiana Mikhailovna Ovsiuk, senior teacher Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
The main purpose of the study was to determine (identify) priority (basic) knowledge, skills and practical skills for specialists (participants of complex scientific groups) implementing a number of scientific and methodological support activities for athletes of higher sportsmanship, sports Russian teams. The analysis of educational programs for training personnel (master's programs and additional professional education) in the field of scientific, methodological and biomedical support made it possible to determine the list of educational organizations with areas of training in this area, to identify a list of disciplines, to rank them in order of importance for implementing a number of scientific and methodological support activities, create a base of priority professional competencies to create a fundamentally new program of additional
professional education (advanced training), taking into account the specifics of a particular sport (sports discipline) and the modern development of innovative technologies in terms of activities carried out at all stages of a comprehensive examination of highly qualified athletes. In the course of the analysis, it was possible to determine the main directions of the academic disciplines of the master's programs and to systematize the directions of the programs of additional professional education. The main trends towards the improvement of the existing models of scientific and methodological support for the sports teams of Russia in terms of training professional personnel, specialists included or planned to be included in the composition of complex scientific groups of certain sports (sports disciplines) at the stage of higher sportsmanship are determined.
Keywords: physical Culture and sport, scientific and methodological support, vocational education, professional competencies, personnel reserve.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня под научно-методическим обеспечением понимается получение, обработка и интерпретация информации обследования, формирование и выдача рекомендаций, а также научно-методический контроль, осуществляемый сотрудниками объединенной научной группы [6, 7]. Данные обследования могут доводиться до тренерского состава непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований или после их обработки в аналитическом центре. Для комплексного контроля необходимо включать различные методы оценки подготовленности высококвалифицированных спортсменов, такие как физическая, техническая, тактическая и психологическая, а также оценка успешности результатов соревновательной деятельности. Специфика каждого метода контроля требует акцентировать внимание на необходимости учитывать особые условия и требования к выбору методов, используемых для оценки различных аспектов подготовленности спортсмена.
Основной целью научно-методического обеспечения спортивных сборных команд является анализ инновационной научной и научно-методической информации, создание и ведение плановой документации, получение объективных данных о текущем и перспективном био-функциональном состоянии спортсменов в процессе комплексного педагогического руководства, о специальной физической, технической, тактической и психологической подготовке, об учебно-тренировочном и соревновательном процессах, а также о повышении эффективности управления процесса спортивной подготовки спортивных сборных команд за счет анализа всех объективных данных об уровне подготовленности спортсменов высшего спортивного мастерства. При этом информация, полученная комплексной исследовательской группой в ходе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности, должна быть направлена в исследовательский центр для формирования отчетов и рекомендаций по совершенствованию системы спортивной подготовки. Проводимая аналитическая работа должна учитывать потребности национальных спортивных сборных команд, обращать внимание на подготовительный этап (этапное комплексное обследование, текущее обследование, оценка результатов соревнований), на специфику отдельных спортивных дисциплин и возможности применения современных технических комплексов и средств.
В отечественных научных изданиях достаточно широко и часто можно встретить работы, посвященные тематике научно-методического или медико-биологического обеспечения спортивной деятельности. Так, в 2007 году группой авторов (А.Г. Абалян, А.А. Де-ревоедов, А.А. Мирошников, Н.В. Кубеева, Е.Б. Акимов) [1] определена положительная динамика в части повышения интереса ведущих тренеров страны по различным видам спорта к возможностям научно-методического обеспечения высококвалифицированных спортсменов.
В работе А.Г. Абаляна с соавторами [2], «ранее (до распада СССР) для проведения НМО создавались комплексные научные группы - временные трудовые коллективы, в состав которых включались специалисты различного профиля: педагоги, врачи, специалисты
по биомеханике, лабораторным исследованиям и др.».
Далее, в своем сравнительном анализе моделей научно-методического обеспечения подготовки сборных команд СССР и России [3] авторы В.Д. Тимофеев, А.А, Обвинцев, Ф.Х. Зекрин, В.В. Зебзеев, В.Ф. Каверин определили оптимальную модель научно-методического обеспечения, включающую три направления видов деятельности:
- комплексный контроль спортивной подготовки;
- научный раздел;
- методический раздел.
В настоящее время существует несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность научно-методического обеспечения в России. Так, в Приказе Мин-спорта России от 27.08.2020г. № 648 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва» [5]. В нем изложена рекомендуемая структура программы НМО, ее содержание и формат отчетности. Соответственно, п. 15 данного приказа рекомендует организациям научно-методического обеспечения (организациям, деятельность которых включает в себя оказание услуг по научно-методическому обеспечению в качестве одного из видов деятельности, сотрудники которых имеют подтвержденный уровень образования и необходимый опыт для оказания услуг по научно-методическому обеспечению) создать комплексную (интегрированную) научную группу.
В п. 17 здесь же рекомендуется привлекать специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа работников образовательных организаций высшего образования, научных и медицинских организаций. Также пункт 6 Приказа Мин-спорта России от 30 июня 2021 г. № 507 «Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» [6] рекомендует в качестве перечня экспертов для участия в КНГ ученых и специалистов в области физической культуры и спорта, центров спортивной подготовки и работников образовательных, научных и иных организаций, но не указывает требований к минимальному уровню знаний, умений и опыта экспертов - участников КНГ. Это несоответствие стало основной причиной для начала аналитического исследования с использованием контекстуального анализа полученных данных.
МЕТОДОЛОГИЯ (МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ)
Методологическую основу исследования составляют идеи В.К. Бальсевича относительно проблем отбора и спортивной ориентации; В.И. Баландина в части тенденций к прогнозированию в спорте; Верхошанский Ю.В., определивший новые подходы в организации спортсменов высокого класса в 1993 году. Повышение профессиональной компетенции кадров (специалистов), реализующих научно-методическое обеспечение высококвалифицированных спортсменов, включаемых в состав комплексной научной группы, должно осуществляться на основе расширения знаний, умений и опыта, учитывающих специфику вида спорта и индивидуальные особенности каждого спортсмена высокого уровня.
Основными методами исследования выступили математико-статистическая обработка данных и контекстный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ программ магистратуры образовательных организаций высшего профессионального образования показал, что только 22-е образовательные организации из 98-ми исследованных организаций высшего образования реализующих программы магистратуры по 49.00.00 укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (далее -УГСН) [8, 9], реализуют программу магистратуры «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта» и «Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта» или частично схожих по содержательной части (дисциплины) с содержанием
программ. Выявлено только 6 специализированных программы магистратуры научно-методического / медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта:
- ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» - программа магистратуры «Комплексное научное сопровождение сборных команд»;
- ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» - программа магистратуры - «Медико-биологическое обеспечение спорта»;
- ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» - программа магистратуры «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта»;
- ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» -программа магистратуры - «Медико-биологическое сопровождение спортивной и экстремальной деятельности»;
- ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» - программы магистратуры - «Научно-методическое обеспечение спортивной подготовки»; «Медико-биологическое сопровождение спортивной подготовки.
Однако только одна программа ГАОУ ВО «МГПУ» учитывает специфику вида спорта, спортивной деятельности именно высококвалифицированных спортсменов, спорта высших достижений.
В таблице 1 представлен перечень тематической направленности учебных дисциплин, формируемых знаний, умений и навыков (опыта владения), заявленных в программах магистратуры.
Из общего количества образовательных организаций (п=98) Российской Федерации, реализующих программы магистратуры по 49.00.00 УГСН, из которых 14 образовательных организации высшего образования в области физической культуры и спорта, подведомственных Министерству спорта РФ, удалось определить 22 и дифференцировать на соответствующие три подгруппы:
- группа ОО ВПО, реализующих программы магистратуры «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта» и «Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта» (п=7);
- группа ОО ВПО, реализующих программы магистратуры частично схожих по содержательной части (дисциплины) с содержанием программ магистратуры «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта» и «Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта» (п=7);
- группа ОО ВПО, реализующих иные программы магистратуры, с включением отдельных дисциплин, отражающих содержание «Научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта» и «Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта» (п=8).
Дифференцировка содержательной части учебных дисциплин (п=130) программ магистратуры позволила определить их приоритетные направленности (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ содержательной части учебных дисциплин программ магистратуры
Направленность Кол-во учеб. дисцип.
Анализ физических нагрузок 27
Диагностика состояний спортсмена 39
Применение инновац. технологий (аппаратура, тренажеры, лабораторные методы и др.) 36
Подготовка профессиональных кадров 28
Всего 130
Анализ программ дополнительного профессионального образования показал отсутствие программ направленных на подготовку специалистов в области научно-методического обеспечения спортивных сборных команд. Из 98-и образовательных организаций высшего профессионального образования и иных организаций, осуществляющих
деятельность в подготовке кадров (дополнительное образование), выявленные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки были условно разделены на несколько укрупненных направленностей знаний (таблица 2).
Направленность программы Кол-во программ
ПК (от 16-216 часов) ПП (от 250-972 часов)
Теория и методика избранного вида спорта 36 55
Спортивная подготовка 54 14
Спорт высших достижений 4 2
Спортивная аналитика 28 2
Всего 122 73
Иными словами представленные данные свидетельствуют нам о том, что на сегодняшний день основная масса программ дополнительного профессионального образования уходит в сторону теории и методики вида спорта или спортивной подготовки (по этапам спортивной подготовки отдельно), тогда как спорту высших достижений посвящено только 4 программы повышения квалификации кадров и 2 программы профессиональной переподготовки, которые по своему содержанию лишь частично могут закрывать базовый, на данный момент условный перечень необходимых знаний, умений и владений.
Проведенный анализ образовательных программ магистратуры по 49.00.00 УГСН и дополнительного профессионального образования в области научно-методического обеспечения спорта высших достижений послужил отправной точкой для создания базы данных профессиональных компетенций, с целью дальнейшего формирования программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - участников комплексных научных групп, реализующих научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд России, учитывающей специфику вида спорта (спортивной дисциплины) и современные информационные тенденции спорта высших достижений.
ВЫВОДЫ
Представленные данные исследования показывают необходимость подготовки (обучения) профессиональных кадров для научно-методического обеспечения спортивных сборных команд России, учитывающих локальную специфику видов спорта (спортивной дисциплины); необходимость разработки программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации / профессиональной переподготовки) «Научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд России», в которой необходимо учитывать специализированные знания, умения и навыки, для проведения исследования в рамках научно-методического обеспечения и качественной интерпретации полученных данных в результате проведенных этапных комплексных обследований для тренерского состава.
Отдельно нужно сказать о необходимости формирования кадрового резерва специалистов для включения в составы комплексных научных групп по отдельным видам спорта (спортивным дисциплинам) на уровне спортивных сборных команд России, где основной акцент необходимо делать на индивидуализацию подхода при проведении этапных комплексных обследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалян А.Г. Современные подходы к совершенствованию системы научно-методического обеспечения подготовки сборных команд России / А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, М.П. Шестаков // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 3-6.
2. Особенности организации научнометодического обеспечения подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации / А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестаков // Теория и практика физ. культуры: Тренер - журнал в журнале. - 2011. - № 11. - С. 66-70.
3. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №1. - С. 31-33.
4. Востребованность в специалистах физической культуры и спорта с учетом показателей кадрового обеспечения отрасли / С.А. Воробьев, М.Ю. Щенникова, Н.А. Брейдер, А.Н. Щенников // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 104-106.
5. Сравнительный анализ моделей научно-методического обеспечения подготовки сборных команд СССР и России / В.Д. Тимофеев, А.А. Обвинцев, Ф.Х. Зекрин [и др.] // Ученые записки университета имения П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 10 (212). - С.437-443.
6. Об утверждении методических рекомендаций по проведению научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва: приказ Минспорта России от 27.08.2020 № 648 // ГА-РАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/74577810/ (дата обращения: 01.05.2023).
7. Об утверждении порядка научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета : приказ Минспорта России от 30 июня 2021г. № 507 // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/402634074/ (дата обращения: 01.05.2023).
8. Щенникова М.Ю. Региональные особенности развития кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, А.Н. Щенников, А.В. Малинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9 (211). - С. 505-512.
9. Щенникова М.Ю. Государственная итоговая аттестация по программам высшего образования в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов / М.Ю. Щенникова, Е.Я. Михайлова, Т.М. Овсюк // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 3-6.
REFERENCES
1. Abalyan, A.G., Fomichenko, T.G. and Shestakov, M.P. (2010), "Modern approaches to improving the system of scientific and methodological support for the preparation of national teams of Russia", Sports science bulletin, No. 5, pp. 3-6.
2. Abalyan, A.G., Fomichenko, T.G., Myakinchenko, E.B. and Shestakov, M.P. (2011), "Features of the organization of scientific and methodological support of sports training of Russian national teams", Teoriya ipraktika fizicheskoy kultury: Trener - jurnal v jurnale, No. 11, pp. 66-70.
3. Balsevich V.K. (1980), "Methodological principles of research on the problem of selection and sports orientation", Teoriya ipraktikafizicheskoy kulturi, No. 1, pp. 31-33.
4. Vorobyov, S.A., Shchennikova, M.Y., Breider, N.A. and Shchennikov, A.N. (2021), "Demand in the specialists of physical culture and sports, taking into account the indicators of the staffing of the industry", Teoriya i praktika fizicheskoy kulturi, No. 8, pр. 104-106.
5. Timofeev, V.D. and Obvintsev, A.A. (2022), "Comparative analysis of models of scientific and methodological support for the preparation of national teams of the USSR and Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, No. 10 (212). pр. 437-443.
6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2020), "On approval of methodological recommendations for the scientific and methodological support of the training of a sports reserve", Order No. 648 of August 27, 2020, available at: https://base.garant.ru/74577810/ (accessed 1 May 2023).
7. Ministry of Sports of the Russian Federation (2021), "On approval of the procedure for scientific and methodological support of sports teams of the Russian Federation at the expense of the federal budget", Order No. 507 of June 30, 2021, available at: https://base.garant.ru/402634074/ (accessed 1 May 2023).
8. Shchennikova, M.Y. Shchennikov, A.N., and Malinin, A.V. (2022), "Regional features of the development of personnel potential in the sphere of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, No. 9 (211), pp. 505-512.
9. Shchennikova, M.Y, Mikhailova, E.Y. and Ovsiuk, T.M. (2019), "State final attestation for higher education programs in the field of physical culture and sports, taking into account the requirements of professional standards", Teoriya i praktika fizicheskoy kulturi, No. 5, pр. 3-6.
Контактная информация: t.ovsyuk@lesgaft.spb.ru
Статья поступила в редакцию 01.06.2023