Научная статья на тему 'Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы'

Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
848
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / STATE CIVIL SERVICE / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жанчипова Ц. Б.

Статья посвящена важной проблеме развития кадрового потенциала государственной гражданской службы Российской Федерации. Механизмом ее развития рассматривается система дополнительного профессионального обучения, в частности, система повышения квалификации государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жанчипова Ц. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development of civil employees as a mechanism to strengthen and develop the staff of state civil service

He article is devoted to the important problem of personnel potential development of the Russian Federation state civil service. A system of additional professional training, in particular, the system of civil employees training is considered as a mechanism of its development.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

УДК 311.1 © Ц.Б. Жанчипова

Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы

Статья посвящена важной проблеме развития кадрового потенциала государственной гражданской службы Российской Федерации. Механизмом ее развития рассматривается система дополнительного профессионального обучения, в частности, система повышения квалификации государственных служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование.

Ц.Б. Жанчипова. Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы

Ts.B. Zhanchipova

Professional development of civil employees as a mechanism to strengthen and develop the staff of state civil service

The article is devoted to the important problem of personnel potential development of the Russian Federation state civil service. A system of additional professional training, in particular, the system of civil employees training is considered as a mechanism of its development .

Keywords: state civil service, professional development, additional professional training.

Несмотря на то, что административная реформа, в рамках которой модернизируется и государственная служба, имеет довольно продолжительный временной срок, проблема укрепления кадрового состава государственной службы по-прежнему сохраняет свою актуальность. Кадровое обеспечение - одно из самых уязвимых мест функционирования органов государственной власти

За прошедшие 20 лет кадры государственной службы претерпели существенные изменения: если 15 лет назад анализ кадрового состава позволял сделать вывод о том, что, с одной стороны, на государственной службе заняты специалисты, получившие высшее образование и профессионально социализированные в условиях административно-командной системы, и потому не отвечающие вызовам современной среды, с другой стороны, в условиях политических реформ на государственную службу пришли люди, профессионально слабо подготовленные к исполнению должностей; выдвижение на руководящую работу зачастую производилось без учета профессиональной подготовленности, а новые руководители нередко меняли руководящие должности без полноценного их освоения.

Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что к должностям государственной гражданской службы, в зависимости от категории и группы, устанавливаются требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

По данным федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 октября 2009 г., должностной состав кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти) в самой своей многочисленной категории «специалисты» по возрастам представлял следующую картину: до 30 лет - 60,6%, до 40 лет - 60,9%, 62 % имели высшее профессиональ-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

ное образование, из них по профилю «государственное и муниципальное управление» - 58,2%.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что за последние 20 лет существенно обновился кадровый состав гражданских служащих и по возрасту и по образованию, а также произошло качественное изменение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.

Несмотря на приведенные данные, проблема кадрового обеспечения государственной гражданской службы профессионально подготовленными специалистами поднимается в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, во встречах лидеров государства с молодежью, на научных семинарах и пр.

Анализ научных публикаций, выступлений подводит к выводу о том, что многие исследователи сходятся на низкой оценке уровня профессионализма кадров государственной службы. Это не может не сказаться на успешности функционирования государственного управления, ведь эффективность государственного управления в решающей степени зависит от уровня профессионализма и компетентности служащих.

Конечно, в соответствии с федеральным законом, в процессе формирования кадрового состава органов государственной власти особое место должен занять «входной контроль» при приеме на службу. К сожалению, приходится констатировать, что существующая ныне система конкурсного отбора из-за применения классических методов (собеседование) не позволяет полностью «разглядеть» потенциал конкурсанта, а в условиях такого региона как Бурятия, с достаточно узким рынка труда, по-прежнему сохраняются и традиционные «технологии» прохождения конкурсного отбора: знакомства, родственные связи.

Очевидно, что выход из создавшегося положения следует искать прежде всего в организации профессиональной подготовки служащих, которая представляет собой целевое, конкретно направленное обучение. Его конечная цель - обеспечение органов государственной власти достаточным количеством служащих, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Как обстоят дела, какие проблемы решают органы государственного управления в этом направлении у нас в Бурятии?

Организационное обеспечение переподготовки и повышения квалификации государственных служащих включает механизм формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. В республике указом Президента Республики Бурятия от 30 января 2009 г. № 6 «Об организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих Республики Бурятия, лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия в

Ц.Б. Жанчипова. Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы

исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия» было утверждено «Положение о порядке формирования, утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Республики Бурятия, а также лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия». При этом функции по организации формирования и контроля за исполнением государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Республики Бурятия, а также лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия, возлагались на Администрацию Главы и Правительства Республики Бурятия.

Необходимо отметить, что повышение квалификации кадров проходило по общим вопросам государственного управления, таким как управленческое, организационно-экономическое, планово-финансовое, правовое, информационно-аналитическое, размещение государственных заказов, противодействие коррупции в таких учебных заведениях как РАН-ХиГС, Дипакадемия МИД Российской Федерации, НИУ Высшая школа экономики в г. Москве и др.

В Республике Бурятия также сложился рынок образовательных услуг. Подготовкой специалистов по специальностям и повышением квалификации государственных служащих занимаются Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, работают филиалы учебных заведений других городов (Москва, Томск).

Налаженная система повышения квалификации кадров принесла, на наш взгляд, положительные результаты: если в 2000 г. при анализе образовательного уровня государственных и муниципальных служащих Республики Бурятия было выявлено, что доля государственных служащих, не имеющих высшего образования, составляет 4,1%, то по состоянию на сегодняшний день этот показатель составляет менее 0,3%.

Особое рассмотрение получают вопросы, связанные с финансированием государственного заказа, денежным содержанием государственных служащих в период обучения. По сравнению с началом XXI в. финансирование выросло: если в 2000 г. было выделено 698,6 тысяч р., то в 2011 г. - 2 948,6 тысяч рублей.

Анализ заявок органов государственной власти показывает, что большая часть государственных служащих желает пройти обучение в центральных учебных заведениях страны, республиканские учебные заведения являются менее востребованными, т. к. качество предлагаемых обра-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2012

зовательных услуг местных учебных заведений несколько ниже. Справедливости ради стоит отметить, что есть здесь и субъективные моменты со стороны государственных служащих. Тем не менее, учебным заведениям республики необходимо более тщательно подойти к организации обучения служащих, предложить им кроме цены и востребованное содержание занятий.

Несколько слов о том, почему наши специалисты не хотят повышать квалификацию в местных вузах. Можно рассмотреть несколько причин.

Во-первых, большинство специалистов - выпускники местных вузов, и, конечно, хочется совместить приятное с полезным во время учебы: и квалификацию повысить, и мир, так, сказать, повидать. В желании выехать за пределы города для повышении квалификации в другие города нет ничего плохого. Как мы знаем из практики, опыт общения с коллегами из других регионов порой дает больше в плане профессионального роста, понимания своей работы, чем просто посещение лекций. С этой точки зрения, конечно, очень жаль, что все больше идет переход на дистанционную систему обучения.

Во-вторых, сейчас речь идет о специальности «государственное и муниципальное управление», на повышение квалификации бывшие студенты возвращаются в свои родные учебные заведения. Практика показывает, что зачастую преподаватели высших учебных заведений, в том числе и преподающие управленческие дисциплины, большей частью не владеют теорией управления. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, многие преподаватели практически не имеют опыта управленческой работы, и сами, к сожалению, имеют весьма смутное представление о практике управленческой деятельности; знания, которыми они оперируют, также часто отстают от реалий. И пришедшие на повышение квалификации государственные служащие часто выражают недовольство тем, что не дают им того, чего они жаждали бы услышать. Это проблема не только улан-удэнских вузов, эта проблема носит более глобальный характер. Автор статьи проходила повышение квалификации в Москве, в Высшей школе экономики, со специалистами категории «руководители». Читали нам лекции все ведущие преподаватели, ниже должности «профессор» не было. И, тем не менее, по окончании курсов со стороны слушателей также раздавались речи о том, что они не совсем удовлетворены лекциями, что наука и практика управленческой деятельности - слишком разные вещи. В качестве предложения хочется отметить, что возможным представляется организация курсов повышения квалификации для преподавателей, круглых столов с помощью руководителей-практиков управленческой деятельности. Ведь преподаватели в силу загруженности, инерции не имеют представления об изменениях, которые происходят в системе государственного управления, к примеру, той же законодательной базы. Сближение вуза и органов государственной власти поможет организовать

Ц.Б. Жанчипова. Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы

разработку фундаментальных и прикладных проблем государственного управления.

В 2012 г. система повышения квалификации в республике претерпела существенные изменения. В соответствии с указом Президента Республики Бурятия от 18.07.2011 г. № 178 «О внесении изменений в указ Президента Республики Бурятия от 30.01.2009 г. № 6 «Об организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих Республики Бурятия, лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия», Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, начиная с 2012 г., осуществляет функции исключительно формирования и контроля за исполнением государственного заказа.

Функции по размещению, финансированию и исполнению государственного заказа осуществляют теперь непосредственно государственные органы Республики Бурятия.

Одной из причин такого нововведения было желание самих исполнительных органов распоряжаться средствами, полагающимися на повышение квалификации. С чем же столкнулись наши органы? Финансовых средств оказалось не так много, как представлялось. По-прежнему нет возможности организовать выездное повышение квалификации, т. к. средства на командировочные расходы в бюджете исполнительного органа по-прежнему ограничены. Отчеты показывают, что сократился и список центральных вузов, которые по системе дистанционного обучения повышали квалификацию нашим специалистам.

Государственная служба - карьерная служба. Одним из условий продвижения по иерархической лестнице должно быть постоянное повышение квалификации государственного служащего как самостоятельное, так и плановое. К сожалению, сформировавшаяся система служебного продвижения не способствует выработке у государственных служащих мотивированной потребности в повышении уровня профессиональной подготовки. Укреплению и развитию кадров государственной службы способствовало бы закрепление правовых норм, обеспечивающих корреляцию должностных перемещений государственных служащих с результатами их обучения и применения ими полученных знаний. Различные виды формы переподготовки и повышения квалификации целесообразно увязать не только с замещением конкретных государственных должностей государственной службы, но и с этапами служебного продвижения от приема на государственную службу до ухода в отставку, с уровнем денежного содержания. Это будет способствовать формированию мотива-ционного механизма, направленного на повышение эффективности деятельности государственных служащих.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2/2Ql2

Жанчипова Цыжып Бадмадоржиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. E-mail:[email protected] Zhanchipova Tsyzhyp Badmadorzhievna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of government and municipal management, Buryat State University. E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.