Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности специалистов отрасли туризма в условиях модернизации'

Повышение конкурентоспособности специалистов отрасли туризма в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / SUSTAINABLE TOURISM / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА / FACTORS OF DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE TOURISM / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING TECHNOLOGIES / КРОСС-ТРЕНИНГ / CROSS-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева И.Б., Перова Т.В., Семёнышева М.А.

В статье обоснована важность преобразования туристской деятельности с позиции концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие туризма определяется авторами как фактор будущего развития и успешного конкурентоспособного предпринимательства, обеспечивающего качественное, надежное, безопасное обслуживание клиентов; оправданное соответствие «цена-качество» предоставляемой услуги с учетом сегментации потребителей, дифференцированный подход к ценообразованию и системе скидок. Конкурентоспособный специалист в условиях модернизации туризма рассматривается как профессионально и социально мобильная личность, способная самостоятельно, уверенно, ответственно и творчески разрешать различные ситуации с целью достижения гармонии между интересами общества, государства, личности и требованиями устойчивого развития туризма. Представлен опыт использования тренинг-технологий в развитии конкурентоспособности специалистов сферы туризма, с учетом системного и ориентированного на практику, подходов и принципов кросс-тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE SPECIALISTS OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

In article importance of transformation of tourist activity from a position of the concept of a sustainable development is proved. The tourism sustainable development is defined by authors as the factor of the future development and the successful competitive business providing qualitative, reliable, safe servicing; defensible conformity of the price-quality of rendered service taking into account segmentation of the consumers, the differentiated approach to pricing and system of discounts. The competitive expert in the conditions of tourism modernization is considered as professionally and socially mobile person capable independently, confidently, responsibly and creatively to resolve various situations for the purpose of achievement of harmony between interests of a society, the state, the person and requirements of a sustainable development of tourism. Experience of use of trainings-technologies in development of competitiveness of experts of sphere of tourism taking into account the approaches system and focused on practice and cross-training principles is presented.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности специалистов отрасли туризма в условиях модернизации»

УДК 338.482.22

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

И.Б. Бичева, Т.В. Перова

Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина,

М.А. Семёнышева

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета

В статье обоснована важность преобразования туристской деятельности с позиции концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие туризма определяется авторами как фактор будущего развития и успешного конкурентоспособного предпринимательства, обеспечивающего качественное, надежное, безопасное обслуживание клиентов; оправданное соответствие «цена-качество» предоставляемой услуги с учетом сегментации потребителей, дифференцированный подход к ценообразованию и системе скидок. Конкурентоспособный специалист в условиях модернизации туризма рассматривается как профессионально и социально мобильная личность, способная самостоятельно, уверенно, ответственно и творчески разрешать различные ситуации с целью достижения гармонии между интересами общества, государства, личности и требованиями устойчивого развития туризма. Представлен опыт использования тренинг-технологий в развитии конкурентоспособности специалистов сферы туризма, с учетом системного и ориентированного на практику, подходов и принципов кросс-тренинга.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивый туризм, факторы развития устойчивого туризма, конкурентоспособный специалист, тренинговые технологии, кросс-тренинг.

Специфика экономического роста современного этапа общественного развития, преобладание потребительской составляющей жизнедеятельности человека, невозможность полной реализации культурных запросов личности приводят к снижению качества жизни конкретного человека и всего общества в целом. Не случайно, концепция устойчивого развития признана мировым сообществом как идеология будущего, призванная решить комплекс экономических, социальных и экологических стратегий развития в единстве всех компонентов. Принцип устойчивого развития туризма, предложенный ЮНВТО, рассматривается как инновационный способ радикальных экономических, социально-культурных и экологических преобразований туристской отрасли и направлен на системное и комплексное решение следующих задач:

- сохранение природного наследия и биологического разнообразия, обеспечение оптимального использования природных ресурсов, являющихся ключевым элементом развития туризма;

- уважение к социально-культурным особенностям принимающих сообществ, сохранение культурного наследия и традиций, проявление терпимости и взаимопонимания к различным культурам;

- снижение социального неравенства, обеспечение жизнеспособности долгосрочных экономических процессов с учетом взаимовыгодного сотрудничества заинтересованных сторон, постоянной занятости населения, поступающих доходов и социальных услуг принимающих сообществ [8].

Туристская сфера деятельности в данном контексте приобретает устойчи-

вый характер, если обеспечивает потребности современных потребителей туристских услуг и принимающих регионов (экономические, социально-культурные, образовательные, эстетические и др.), сохраняя возможности для будущих поколений в реализации их потребностей. Исследования показывают, что понятие «устойчивый туризм» возникло в ответ на рост массового туризма и последствий, обострившихся в области социально-экономической, социально-культурной и экологической деятельности. Прежде всего, отмечается, что тенденция к росту коммерческой выгоды от туристской деятельности, без учета традиций и обычаев конкретных территорий, приводит к росту недовольства коренного населения. Увеличение количества отдыхающих часто приводит к увеличению антропогенной нагрузки и нарушению экологических систем в местах отдыха. Важным фактором, отрицательно характеризующим состояние современной туриндуст-рии, является высокая степень опасности и незащищенности туристов и местного населения, отсутствие единых требований, связанных с обязанностью сторон, межнациональные конфликты, невыполнение норм и законов (Г.А. Карпова, А.С. Малафий, И.Ю. Пономарева, Л.В. Хоре-ва, M. Baud-Bovy, F. Lawson, D.B. Weaver и др.). Как отмечают И.Ю. Пономарева и А.С. Малафий, развивать туристскую отрасль, с точки зрения ее устойчивости, следует таким образом, «чтобы усиливать местную экономику, рационально и бережно использовать природные ресурсы, приносить пользу местному населению путем обеспечения стабильной занятости, способствовать развитию местных ремесел и народных промыслов, развивать инфраструктуру и сервис для туристов так, чтобы приносить пользу местным жителям» [13, с. 214]. Таким образом, современные тенденции развития туристской отрасли связываются учеными с реализацией концепции устойчивого развития, как

единственно возможного направления постиндустриального общественного прогресса, обеспечивающего изменение содержания и формы материальной и духовной культуры человека. Модернизация туризма, как устойчивого направления деятельности, предполагает достижение качества, доступности и конкурентоспособности предоставления туристских услуг, новую коммуникативную стратегию, основанную на принципах демократического и свободного развития инновационных идей, информационной доступности, толерантности, уважения прав человека, культурно-этнического многообразия, духовной нравственности [4, 7, 8, 13].

Обозначенные идеи и подходы позволяют определить устойчивое развитие туризма как фактор будущего развития и успешного конкурентоспособного предпринимательства, обеспечивающего качественное, надежное, безопасное обслуживание клиентов; оправданное соответствие «цена-качество» предоставляемой услуги с учетом сегментации потребителей; дифференцированным подходом к ценообразованию и системе скидок. Направленность на устойчивое развитие туризма обусловливает формирование нового мировоззрения специалистов, мотивации на позитивную деятельность и социально-ответственного опыта профессиональной деятельности. Значимым аспектом исследуемой проблемы развития устойчивого туризма является определение профессионально-личностных качеств специалистов туристской отрасли. Учеными выделяются технологические и профессионально-личностные требования к процессу профессиональной деятельности специалистов, предполагающие комплекс характеристик специалиста в условиях свободного туристского рынка. Технологические требования отражают поведенческие аспекты профессии, предполагают знания и владение необходимыми приемами и процедурами действия в типичных и нестандартных

ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности. Профессионально-личностные требования предполагают высокий уровень развития качественных характеристик, обеспечивающих социально-целевую направленность предоставления туристской услуги с учетом специфики целевой аудитории [1, 2, 4, 6, 10, 11, 14]. Важной составляющей профессионализма специалистов, в том числе туристской сферы деятельности, выступает устойчивая профессиональная позиция и профессиональное самосознание специалиста. По мнению Мутавчи Е.П., профессиональное самосознание специалиста характеризуется:

- социальной открытостью и предполагает обширность, многочисленность и разнообразие личностных и деловых контактов, осуществляемых с клиентами, партнерами и конкурентами по бизнесу;

- деловой репутацией, имеющей особую роль в профессиональной сфере сервисных услуг, поскольку многие вопросы, в том числе и финансовые, решаются на «честном слове»;

- временной неопределенностью периода рабочего времени, так как он не ограничен четкими рамками - это «образ жизни», «круглосуточное понятие» [9].

Опрос, проведенный среди ведущих предприятий туристской сферы г. Н. Новгорода, свидетельствует, что важными качествами специалиста-профессионала в области туризма работодатели считают: клиентоориентиро-ванность; коммуникабельность; ответственность; профессиональную культуру и мобильность; умение удерживать в памяти большой объем информации и правильно ее использовать в случае необходимости; умение работать со специализированными компьютерными программами и др. К характеристикам личности, мешающим эффективно выполнять профессиональные задачи, ими отнесены: инертность; нежелание продуктивно работать; низкая мотивация на самообразо-

вание и обучение; безответственность; отсутствие коммуникативных способностей, навыков работы с компьютером и специальным программным обеспечением; недостаточность языковой практики; незнание географии и др. [12]. Таким образом, анализ современной ситуации в организации туристских услуг выявил противоречие между необходимостью преобразований сферы туризма, с точки зрения концепции устойчивого развития, и недостаточным уровнем профессиональной квалификации и подготовки специалистов. Разрешение данного противоречия обусловливает:

- научно-теоретический поиск специфических особенностей профессиональной деятельности специалистов сферы туризма, инновационных направлений туризма (Н.К. Бакланова, В.А. Кальней, В.Г. Кузнецов, В.С. Новиков, др.);

- исследования развития профессионально-личностных качеств специалистов в реализации государственной программы развития туристского бизнеса (В.А. Горский, А.А. Федулин);

- повышение роли образования для достижения устойчивого развития социально-экономических систем (С .В. Алексеев, С.В. Беляков, И.Б. Бичева, АС. Михалев, НС. Касимов, Т.П. Николаева, А.Д.Урсул, А.Н. Худин, др.);

- обоснование инновационных образовательных технологий подготовки компетентных специалистов туристской отрасли (Н.А. Гулиев, Т.Н. Третьякова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова и др.).

Выявленные тенденции и ориентация на устойчивое развитие туристского бизнеса предопределяют принципы организации процесса профессиональной деятельности специалистов в области туристской деятельности:

- клиентосообразности (учет индивидуальных особенностей клиента, основанный на знании психотипов

потребителей, создание мотивации на предлагаемый туристский продукт, владение коммуникативными навыками взаимодействия, др.);

- культуросообразности (соблюдение этических норм при обслуживании, ведении телефонных переговоров, терпимость по отношению к культуре и религии клиентов, знание особенностей культуры и традиций иностранных государств, владение культурой взаимодействия и обслуживания клиентов, др.);

- безопасности и нормированнос-ти (строгое выполнение законодательных требований в области безопасности (личной, социальной, политической, экономической, информационной, др.), получение и распространение знаний о правах и обязанностях граждан во время пребывания в РФ и других государствах,

др.;

- инновационности (создание, развитие и применение новых туристских услуг, в том числе региональных, владение технологиями поиска актуальной информации с помощью специализированных компьютерных программ, моделирования и прогнозирования, др.);

- устойчивости и перспективы развития (моделирование ситуации будущего развития, осуществление маркетинговых исследований, сегментации рынка туристских услуг, прогнозирование ожидаемых рисков и возможностей развития в условиях определенности и неопределенности);

- непрерывного самопознания и профессионального совершенствования (владение иностранными языками, изучение передового опыта в сфере туризма, приемов и способов выполнения профессиональных задач, в том числе, с помощью презентаций, др.);

- лояльности к организации (соблюдение корпоративной культуры, умение работать в команде, др.).

Учет данных принципов качественно меняет возможности профессиональной деятельности специалистов туристкой сферы, акцентируя необходимость развития их конкурентоспособности, которую мы определяем как «личностно-профессиональное свойство, проявляющееся в специфических качествах и способностях, позволяющих выполнять производственные задачи на высоком уровне профессионализма, непрерывно саморазвиваться и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности, проявляя направленность на достижение успеха и готовность к участию в конкуренции» [2].

В условиях модернизации туризма конкурентоспособный специалист - это профессионально и социально мобильная личность, способная самостоятельно, уверенно, ответственно и творчески разрешать жизненные и профессиональные ситуации с целью достижения гармонии между интересами общества, государства, личности и требованиями устойчивого развития туризма. В рассматриваемом контексте повышается роль тренинг-технологий, организуемых на основе системного и практикоориентированного подходов и позволяющих приобрести реальный опыт «погружения» в деятельность туристского предприятия в целом и в работу конкретных исполнителей, в частности [3, 5, 10, 15].

Для усиления конкурентных преимуществ специалистов сферы туризма руководителям туристских предприятий целесообразно применение принципов кросс-тренинга, являющегося одним из методов перекрестного обучения, предполагающего следующие образовательные задачи:

- ликвидация процесса стагнации в профессиональной деятельности;

- возможность выбора разных диверсифицированных направлений для профессионального роста;

- улучшение рабочей атмосферы в различных службах туристского предприятия;

- стимулирование здоровой конкуренции между сотрудниками подразделений туристского предприятия;

- мотивация персонала туристского предприятия на достижение устойчивых показателей профессиональной деятельности;

- формирование корпоративного духа за счет общности цели и задачи всего туристского предприятия.

Четко спланированная и согласованная программа кросс-тренинга предоставляет возможность сотрудникам реализовать себя в качестве специалиста различного уровня туристского агентства, что позволяет систематизировать несколько видов деятельности: организационно-управленческой, финансово- экономической, кадровой, аналитико- проектировочной, коммуникативно- информационной, др.

Анализируя возможности применения тренинговых технологий в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы туристского бизнеса, можно констатировать, что тренинговые технологии сокращают период адаптации молодых специалистов; совершенствуют профессиональные компетенции специалистов, способствуя развитию умений организовывать рекламу и презентации основных направлений деятельности, активно участвуя в проведении «круглых столов», выставок, научно-практических конференций. Важными результатами становятся формирование нравственно-гуманистических ценностей сотрудников, развитие культуры профессиональной деятельности и становление специалиста как творческой и социально-мобильной личности, способной принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, владеть культурными способами построения отношений, что, во многом,

определяет качества конкурентоспособной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 7173. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op= show_article&article_id=10004351 (дата обращения: 14.04.2016).

2. Бичева И.Б., Бичева М.В. Формирование конкурентоспособности специалиста сервисного предприятия - важнейшее направление организованного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. -С. 465. URL: http://www.science-education.ru/122-17478 (дата обращения: 24.04.2016).

3. Бичева И.Б., Перова Т.В. Научно-педагогические основы разработки факультативного курса «Устойчивое развитие: человек, природа, экономика» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 811-814.

4. Дробышева Л.И., Янчукова Т.С. Совершенствование подготовки специалистов для сферы туризма в современных условиях // Социально-культурный сервис и туризм в регионе: проблемы и перспективы развития: Материалы III международной научно -практической конференции. Барнаул: Изд. -во АлтГАКИ, 2011. С.347.

5. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Кросс-маркетинг как элемент инновационного маркетингового менеджмента в туризме // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №4 (44). -С. 32-37.

6. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Проблема подготовки специалистов в сфере туризма // Экономика и социум. - 2014. - №3-4 (12). - С. 462466.

7. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 268 с.

8. Морозова Н.С. Тенденции развития туристского рынка в условиях кризиса [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом - 2010. - №(1)16 - URL: http://www.mgus.ru/electronic_journal/number16/co ntents (дата обращения: 15.04.2016).

9. Мутавчи Е.П. Формирование профессиональной позиции специалиста по

сервису и туризму // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 3. - С. 170-173.

10. Перова Т.В. Профессиональное развитие персонала как фактор развития туристской организации // Инновационные технологии управления: Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет. - 2015. -С. 39-41.

11. Перова Т.В., Гусева Ж.В. Профессиональные компетенции специалистов сферы гостеприимства // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. №3 (28). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/134EVN315.pdf (дата обращения: 15.04.2016).

12. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка // Вестник Мининского

университета. 2014. № 4. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/ scientific/scientific_ ac-tivities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 15.04.2016).

13. Пономарева И.Ю., Малафий А.С. Устойчивое развитие туризма и его влияние на социальные процессы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С.209-215.

14. Рыбакова А.С., Бичева И.Б. Личностно-профессиональные качества менеджера в сфере туризма. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. - 2014. - С. 102-104.

15. Саакова В.А. Профессиональный тренинг как эффективная форма организации внутрифирменного туристского обучения / /Туризм - путь достижения Целей Тысячелетия. СПб.: Невский Фонд. 2008.141-143 с.

Рукопись поступила в редакцию 06.05.2016.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE SPECIALISTS OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

I. Bicheva, , T. Perova, M. Semenysheva

In article importance of transformation of tourist activity from a position of the concept of a sustainable development is proved. The tourism sustainable development is defined by authors as the factor of the future development and the successful competitive business providing qualitative, reliable, safe servicing; defensible conformity of the price-quality of rendered service taking into account segmentation of the consumers, the differentiated approach to pricing and system of discounts. The competitive expert in the conditions of tourism modernization is considered as professionally and socially mobile person capable independently, confidently, responsibly and creatively to resolve various situations for the purpose of achievement of harmony between interests of a society, the state, the person and requirements of a sustainable development of tourism. Experience of use of trainings-technologies in development of competitiveness of experts of sphere of tourism taking into account the approaches system and focused on practice and cross-training principles is presented.

Key words: sustainable development, sustainable tourism, factors of development of sustainable tourism, competitive specialist, training technologies , cross-training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.