Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз'

Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность вузов / мировые рейтинги вузов / глобальные угрозы / мировое образовательное пространство. / competitiveness of universities / world rankings of universities / global threats / world educational space

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Бондаренко, П. С. Селезнев, М. А. Танина, В. А. Юдина

В статье представлены основные пути решения задачи, стоящей перед российскими вузами по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Представлены направления взаимодействия вузов с производственными и бизнес-компаниями, реализация которых будет способствовать повышению качества образования, востребованности выпускников на рынке труда и повышению конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В. В. Бондаренко, П. С. Селезнев, М. А. Танина, В. А. Юдина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE WORLD EDUCATIONAL SPACE IN THE FACE OF GLOBAL THREATS

The article presents the main ways to solve the problem facing Russian universities to increase competitiveness in the world educational space. The directions of interaction of universities with production and business companies are presented, the implementation of which will contribute to improving the quality of education, the demand of graduates in the labor market and increasing competitiveness.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз»

В.В. БОНДАРЕНКО, П.С. СЕЛЕЗНЕВ, М.А. ТАНИНА, В.А. ЮДИНА,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пенза, Россия e-mail: mail@law-books.ru

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ

Аннотация. В статье представлены основные пути решения задачи, стоящей перед российскими вузами по повышению конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Представлены направления взаимодействия вузов с производственными и бизнес-компаниями, реализация которых будет способствовать повышению качества образования, востребованности выпускников на рынке труда и повышению конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, мировые рейтинги вузов, глобальные угрозы, мировое образовательное пространство.

V.V. BONDARENKO, P.S. SELEZNEV, M.A. TANINA, V.A. YUDINA,

FSOBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation, "Penza, Russia

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE WORLD EDUCATIONAL SPACE IN THE FACE OF GLOBAL THREATS

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10533 УДК 303.2

Annotation. The article presents the main ways to solve the problem facing Russian universities to increase competitiveness in the world educational space. The directions of interaction of universities with production and business companies are presented, the implementation of which will contribute to improving the quality of education, the demand of graduates in the labor market and increasing competitiveness.

Key words: competitiveness of universities, world rankings of universities, global threats, world educational space.

По оценкам специалистов, число иностранных студентов в мире к 2025 г. составит около 8 млн. человек, и Российская Федерация имеет все шансы привлечь значительную часть из этого количества, а для этого образование в нашей стране должно быть привлекательным в глазах зарубежных студентов. От качества российского образования, позиций на международных рынках абитуриентов, преподавателей, ученых и научных исследований зависят престиж и конкурентоспособность образования в мире.

Конкурентоспособность страны всегда играет ключевую роль для развития общества, и для России задача повышения конкурентоспособ-

ности государства в целом и отдельных отраслей также является приоритетной. Нельзя однозначно утверждать, что для укрепления позиций России среди мировых лидеров необходимо развивать только сферу образования, но такая точка зрения не лишена смысла, т.к. именно образование готовит людей к производственному и социальному взаимодействию в обществе, формирует базу, которая лежит в основе профессиональной самореализации.

Конкурентоспособность любого государства зависит от двух факторов: природного и человеческого потенциала, однако, эти факторы не всегда равнозначны - страна может занимать одну из лидирующих индустриальных позиций, даже если

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

она не имеет большого количества природных ресурсов. Следовательно, можно утверждать, что именно человеческий потенциал является ключевым фактором социально-экономического развития, который включает в себя ряд отдельных элементов, такие как компетентность работника, уровень его образования, творческие возможности индивида и условия для их использования и воплощения.

В 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Указе №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставил амбициозную задачу перед российским образованием: войти не менее пяти российским университетам в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу1 (британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE), китайский The Academic Ranking of World Universities (ARWU)). Данный факт позволит подтвердить высокий статус и уровень российского образования, а также создать полюса роста, которые окажут синергетический эффект российскому образованию в целом и обеспечат повышение конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве [1, с. 6]. В рамках Проекта 5-100 были выделены следующие основные направления деятельности:

- интернационализация всех областей деятельности, развитие инфраструктуры для привлечения ведущих ученых, преподавателей и студентов;

- активное продвижение российской системы высшего образования на ключевых рынках, наращивание позиций и авторитета в мировых сообществах, в том числе рейтингах;

- формирование выдающейся академической репутации ведущих университетов за счет ведения прорывных исследований и привлечения мировых ведущих ученых [2, с. 68].

По итогам 2019 г. в институциональных, отраслевых и предметных рейтингах представлено 47 российских университетов, в том числе 19 вузов - частников Проекта 5-100. При этом вузы, которые являются участниками какого-либо иного проекта (НИУ, опорных университетов), имеют административную, методическую и финансовую поддержку, в то время как остальные должны самостоятельно решать вопросы собственной конкурентоспособности, зачастую в условиях неполного финансового обеспечения норматива затрат на образовательные услуги. Поэтому положительным является тот факт, что в 2021 г. предполагается расширение числа участников Проекта 5-100, тем более что не все вузы-участники входят в ведущие мировые рейтинги, а из тех, кто

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

входит, не все являются участниками Проекта 5-100.

Конкурентоспособность государства зависит от двух факторов: природного и человеческого потенциала, однако, эти факторы не всегда равнозначны. Именно человеческий потенциал является ключевым фактором развития, включающим в себя ряд отдельных элементов: компетентность работника, уровень образования, творческие возможности и условия для их реализации.

В системе составляющих международной конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования можно выделить следующие: уровень инфраструктуры, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, структура и качественный состав профессорско-преподавательского состава, трудоустройство, научная деятельность студентов, внеучебная работа вуза со студентами, международная деятельность, инклюзивное образование. Перечисленные критерии оценки конкурентоспособности вуза, в свою очередь, содержат десятки подкритериев, позволяющих провести более разносторонний и глубокий анализ образовательной деятельности вуза. При этом следует признать, что среди всех элементов конкурентных преимуществ в российских вузах слабо развиты, в сравнении с зарубежными учреждениями ВО: инклюзивное образование, международная деятельность, мобильность студентов, инновационная инфраструктура. Данные элементы стали развиваться в отечественных университетах сравнительно недавно, поэтому в этих направлениях наблюдается некое отставание от мировых вузов.

Повышение конкурентоспособности страны играет важную роль для развития общества. При этом не стоит утверждать, что для укрепления позиций России среди мировых держав необходимо развивать лишь сферу образования, - хотя именно оно даёт профессиональную базу. Стратегия повышения конкурентоспособности высших учебных заведений вызывает большой интерес как у педагогов - профессионалов в сфере образования - так и у специалистов, поддерживающих точку зрения о ключевой роли обучения в жизни человека.

Подготовка профессиональных кадров является одной из главных задач для национальной системы образования и на сегодняшний день основным источником преимущества в плане конкуренции являются знания. Они лежат как в основе образования, так и в основе развития всего общества.

Оценка конкурентоспособности образовательного учреждения часто базируется на успешности его выпускников. Если рассматривать существующую практику России, то не следует гово-

рить о высокой конкурентоспособности российского высшего образования, поскольку во многих сферах оно не обеспечивает успешности работников. Подтверждение этого можно найти в данных о международной оценке качества работы университетов, их рейтингов.

Высшее образование конкурентоспособно при условии, что учащиеся и преподаватели могут адаптироваться к обновляющимся требованиям и к непрерывному образованию. Вуз, который считается конкурентоспособным, может дать студентам не только знания, но и важнейшие компетенции, которые они могут применять на практике. Очевидно, что обновление и изменение образовательной системы, её потенциал в сфере инноваций отстают от скорости применений новых технологий и методов во всём мире. По нашему мнению, не следует говорить о том, что университеты других стран являются идеальными, что системы образования в других странах не имеют недостатков, но скорость адаптации к изменяющимся условиям развития общества в России пока ниже. В какой-то степени это связано с тем, что, несмотря на попытки обмениваться опытом, которые в большинстве достаточно успешны, инновационные технологии и методики создаются не в России, а значит, их применение сильно задерживается.

В настоящее время в режиме реального времени создается глобальная международная образовательная среда с увеличивающейся конкуренцией. Это подтверждает количество студенческих обменов и связей, а также повсеместное развитие и работа международных образовательных организаций, которые проводят обучение с применением технологий Интернета, в том числе - так называемые открытые университеты, включенное образование, программы двойного диплома, дистанционное обучение. Именно по этим направлениям в последние 10 лет на глобальном уровне активизировались университеты таких стран как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция и Германия. Великобритания, США, Германия, Австрия, Франция общепризнанно являются мировыми лидерами по количеству иностранных студентов. Число иностранных студентов, которые обучаются в России, снизилось за последние 15 лет. Если другие страны смогли увеличить в два раза качество инфраструктуры и доступность образовательной системы в целом, то Россия пока не смогла этого сделать. Так, в США учится приблизительно треть всех иностранных студентов, в России их доля составляет примерно сороковую часть. Доход от иностранных студентов в США составляет около 15 млрд. долл., в России же он равен менее 200 млн. долл. [4]

Повышение международной конкурентоспособности России предполагает некоторые изменения, которые должны быть интегрированы в систему высшего образования. При этом существует множество точек зрения, - как именно нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата и оказаться на первых позициях в мировых рейтингах.

При оценке конкурентоспособности российских вузов внутри страны стоит отметить, что крупные государственные вузы уверенно занимают лидирующие позиции. Это связано, прежде всего, с определенной монополией в плане территориального положения в регионе и ситуации на рынке труда.

Среди мер по повышению конкурентоспособности российских вузов можно выделить и проект поддержки российских вузов «5-100», реализуемый правительством РФ в области образования уже несколько лет. К участию в проекте был допущен 21 вуз. Среди основных задач проекта:

- приведение уровня образовательных услуг российских вузов к мировым стандартам;

- повышение уровня научно-исследовательского потенциала;

- развитие дополнительного образования;

- расширение международной деятельности.

В рамках проекта и в дальнейшем предполагается привлечь большее число ученых из известных вузов мира, расширить программы студенческой мобильности, повысить публикационную активность российских преподавателей в журналах, входящих в международные базы.

В мировой практике конкурентоспособность университетов оценивается и с точки зрения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, успешности их профессиональной карьеры, объему доходов. К сожалению, даже многие ведущие вузы Российской Федерации, сохраняя свою внутреннюю (в масштабах нашей страны) конкурентоспособность, не входят в число мировых образовательных лидеров. Причиной сложившегося положения является тот факт, что объем инвестиций в сферу образования, годовые бюджеты, финансовые возможности позволяют зарубежным ВУЗам - нынешним мировым лидерам обеспечивать высокотехничный учебный процесс, проводить научные исследования.

В рамках поведенческой теории конкуренция обычно трактуется как взаимодействие заинтересованных сторон рынка, каждая из которых претендует на лучшие условия реализации своих интересов и большую выгоду.

Не стоит забывать, что выбор направления повышения конкурентоспособности системы высшего образования может привести и к снижению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

доступности высшего образования, снижению интеллектуального потенциала населения, и при таком развитии событий повысится конкурентоспособность отдельных вузов за счет ее снижения в системе в целом.

Для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование, но также развитие центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов. [5] Одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3/1, при этом ресурсы российских университетов значительно ниже европейских. Как показывает анализ, не только в этой причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Следует обратить внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов. «Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей», указывает Салми [5]. По его мнению, слияния могут быть эффективны, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.

В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов, помимо привлечения ведущей профессуры, молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления, следует назвать и интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата (в частности, аспирантуры) в ведущих университетах.

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров является одной из ключевых задач Министерства образования и науки.

Перед системой российского высшего образования стоит непростая задача - соответствовать скорости развития мирового образования, сохраняя при этом академические традиции. Проект повышения конкурентоспособности университетов Российской Федерации среди ведущих центров в мировом образовательном пространстве должен способствовать увеличению научно-исследовательского потенциала российских вузов и укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.

С момента начала существования Проекта «5-100» его участники разработали эффективные механизмы, позволяющие успешно выполнять мероприятия программ повышения конкуренто-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

способности: привлечение иностранных специалистов на руководящие и академические позиции, создание новых лабораторий, создание проектных офисов, проведение ребрендинга. Проект побуждает российские университеты к более активным действиям на международном уровне и повышает узнаваемость тех достижений, которые Россия может предложить на глобальном рынке образовательных услуг.

В результате реализации Проекта «5-100» в России в 2020 году стали появляться группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, которые могут работать, применяя мировые тенденции на практике и мобильно реагировать на глобальные изменения.

Конечно, проект «5-100» предполагает успешное выполнение всех поставленных задач, что впоследствии должно привести к достижению основной цели - попаданию в мировые рейтинги, но ключевым моментом является понимание того, что все-таки попадание в рейтинг не должно рассматриваться как главная цель. Помимо этой цели будут получены и следующие результаты: в университетах число иностранных студентов будет составлять не менее 15% от общего числа обучающихся в каждом вузе, а количество иностранных специалистов - не менее 10% от общего научно-педагогического состава.

Все показатели, которые учитываются в мировых рейтингах, изначально связаны и базируются на том, как преподаватели приспособлены к меняющимся тенденциям в мировом образовательном пространстве, могут ли они использовать в полном объеме современные цифровые технологии, а также адаптироваться к изменяющимся ситуациям обучения. Безусловно, попадание в мировые рейтинги будет означать, что Россия достигла успехов в развитии системы высшего образования. Однако идея проекта «5-100» заключается в выстраивании системы качественных исследований, повышении качества преподавания в российских университетах.

Именно поэтому университеты России должны, прежде всего, стремиться к качественным изменениям в своей работе, а не к «подстра-иванию» под мировые рейтинги.

Говоря о результатах выполненного исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время уделяется большое внимание вопросу повышения конкурентоспособности высшего образования с учетом глобальных вызовов. Меры, принимаемые на данный момент, включают:

- анализ эффективности деятельности вузов;

- разработку и исполнение стратегий развития высших образовательных заведений;

- создание базовых кафедр совместно с заинтересованными представителями бизнеса, органов исполнительной власти, государственных структур;

- привлечение представителей бизнеса к формированию тематик выпускных работ, использование имеющегося у крупных и компаний опыта, знаний и умений при подготовке специалистов;

- привлечение представителей бизнеса к программам дополнительного профессионального обучения. При обсуждении роли бизнеса в повышении конкурентоспособности российского образования следует особо выделить практико-о-риентированность обучения. Образование становится конкурентоспособным в глазах общественности, когда складывается ясное и четкое понимание того, где полученные знания могут быть использованы в дальнейшем, какую пользу обществу и государству принесет выпускник вуза;

- реализацию Проекта 5-100, результатом которого должно быть попадание российских вузов в мировые рейтинги.

Исходя из результатов анализа международных примеров, можно отметить, что значительного успеха достигают университеты, которые уделяют внимание не только повышению качества образования, но и развитию вузовской науки. ВУЗы, являющиеся научными центрами, могут предложить своим студентам применить знания и умения на практике, что определенно способствуют развитию их профессиональных качеств, а значит и повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы:

[1] Калинина И.А., Карасев П.А., Кулапов М.Н., Скоробогатых И.И. РЭУ им. Г. В. Плеханова как конкурентоспособный университет будущего // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 6 (96). -С. 5-14.

[2] Формирование системы непрерывного бизнес-образования в России: теория и практика: монография / главный научный редактор В. И. Гришин. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. - С. 158.

[3] Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А., Малашкина В.А. Совершенствование управления филиалом вуза с целью повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 27-34.

[4] Сухорукова Д.В. Конкурентоспособность российских вузов Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. URL: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=17178 (дата обращения: 08.07.2020).

[5] Салми Д., Фрумин И. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - C. 5-14.

Spisok literatury:

[1] Kalinina I.A., Karasev P.A., Kulapov M.N., Skorobogatyh I.I. REU im. G. V. Plekhanova kak konkurentosposobnyj universitet budushchego // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. - 2017. - № 6 (96). - C. 5-14.

[2] Formirovanie sistemy nepreryvnogo biznes-obrazovaniya v Rossii: teoriya i praktika: mon-ografiya / glavnyj nauchnyj redaktor V. I. Grishin. -M.: FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», 2018. - S. 158.

[3] Bondarenko V.V., Tanina M.A., YUdina V.A., Malashkina V.A. Sovershenstvovanie upravleniya fil-ialom vuza s cel'yu povysheniya konkurentosposob-nosti regional'noj seti obrazovatel'nyh sistem vyss-hego obrazovaniya // Modeli, sistemy, seti v ekono-mike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2015. - № 1 (13). - S. 27-34.

[4] Suhorukova D.V. Konkurentosposobnost' rossijskih vuzov Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. - 2017. - № 3. URL: http://eduher-ald.ru/ru/article/view?id=17178 (data obrashcheniya: 08.07.2020).

[5] Salmi D., Frumin I. Kak gosudarstva dobivayutsya mezhdunarodnoj konkurentosposob-nosti universitetov: uroki dlya Rossii // Voprosy obrazovaniya. - 2013. - № 1. - C. 5-14.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.