Научная статья на тему 'Глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских университетов: доминанта государства, рейтингов, сайта вуза'

Глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских университетов: доминанта государства, рейтингов, сайта вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕЙТИНГИ РИА НОВОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ / «СЕТЬ НАУКИ» / «WEB OF SCIENCE» / «SCOPUS» / САЙТ ВУЗА / «THE TIMES» / «NETWORK SCIENCE» / ARWU / QS / THE TIMES / THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / STATE STRATEGY / INTERNATIONAL RATINGS / DOMESTIC RATINGS RIA NOVOSTI / INFORMATION-ANALYTICAL DATABASE / WEBSITE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских вузов. Подчеркивается доминирующая роль государства. Конкурентоспособность вузов рассматривается с позиций повышения качества их научно-образовательной деятельности. Вхождение ведущих университетов в российские и глобальные рейтинги вузов. Отмечается растущая роль сайтов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global benchmarks improve the competitiveness of Russian universities: the dominant of state, rankings, the site of the university

The article deals with global benchmarks improve the competitiveness of Russian universities. Emphasizes the dominant role of the state. Competitiveness of universities is considered from the standpoint of improving the quality of their research and educational activities. The entry of the leading universities in the Russian and global rankings of universities. There is a growing role of the university sites.

Текст научной работы на тему «Глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских университетов: доминанта государства, рейтингов, сайта вуза»

В статье рассматриваются глобальные ориентиры повышения конкурентоспособности российских вузов. Подчеркивается доминирующая роль государства. Конкурентоспособность вузов рассматривается с позиций повышения качества их научно-образовательной деятельности. Вхождение ведущих университетов в российские и глобальные рейтинги вузов. Отмечается растущая роль сайтов вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза; государственная стратегия; международные рейтинги; ARWU; QS; The Times; отечественные рейтинги РИА Новости; информационно-аналитические базы данных; «Сеть науки»; «Web of Science»; «Scopus»; сайт вуза.

Global benchmarks improve the competitiveness of Russian universities: the dominant of state, rankings, the site of the university

The article deals with global benchmarks improve the competitiveness of Russian universities. Emphasizes the dominant role of the state. Competitiveness of universities is considered from the standpoint of improving the quality of their research and educational activities. The entry of the leading universities in the Russian and global rankings of universities. There is a growing role of the university sites.

Keywords: The competitiveness of the university; State Strategy; International ratings; ARWU; QS; «The Times»; domestic ratings RIA Novosti; Information-analytical database; «Network Science»; «Web of Science»; «Scopus»; Website of the university.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ДОМИНАНТА ГОСУДАРСТВА, РЕЙТИНГОВ, САЙТА ВУЗА

Шевченко Дмитрий Анатольевич,

д. э. н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, Российский

Государственный Гуманитарный Университет

shevm@rggu.ru

Dmitry Shevchenko,

doctor of economic sciences, professor, head of chair Marketing and Advertising of the Russian State University for the Humanities

В настоящее время есть все основания говорить о сложившемся рынке высшего профессионального образования(ВПО) в России. Исследователи отме-

чают сложный характер его становления, отмечая наличие основного критерия — конкуренции1. В последующие годы наличие конкурентного рынка

ВПО уже никто не оспаривал, и дискуссии шли в отношении векторов его развития. Особое внимание придавалось характеру и содержанию конкуренции

1 Глобализация и конвергенция образования: Технологический аспект. - М., 2004; Самойлов В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. - М., 2005; Бровко С.Л. Повышение конкурентоспособности и организации маркетинговой деятельности как важнейшие задачи российских вузов// Высшее образование в России. 2005. № 6; Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг// Высшее образование в России. 2006. № 9; Фатхутдтинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза //Высшее образование в России. 2006. № 9; Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования//Высшее образование в России. 2007. № 1; Маринина А.Ю., Топорова Е.В. Повышение конкурентоспособности в высших школах инновационного типа//Известия СПб ГАУ. 2009. № 17; Коваленко А.И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация//Современная конкуренция. 2010. № 1.

в системе ВПО, месту и роли государства в этом процессе2. В настоящее время эта дискуссия потеряла свою актуальность. Государство целенаправленно стремится занять место мегарегулятора рынка всей системы ВПО.

Глобальная ориентация российского вуза на современном этапе означает интеграцию высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство. Реализация этой стратегии возможна при условии преобразования вузов в научно-образовательные центры (НОЦ), способные конкурировать с ведущими университетами мира. Современные условия диктуют задачу интеграции науки, образования и инновационной деятельности в вузе. Глобальные стратегические ориентиры повышения конкурентоспособности вузов России связаны с интеграцией их научно-образовательной деятельности на международном рынке высшего образования. В новом законе РФ «Об образовании» 2012 года подчеркивается необходимость проведения независимой оценки качества образования, которая направлена на повышение конкурентоспособности организаций, осуществля-

ющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках3.

Глобальная конкурентоспособность системы ВПО может быть реализована исключительно вузами, которые сталкиваются с появлением независимой оценки их качества — рейтингов. Рейтинги становятся мерилом общественной и мировой оценки качества научно-образовательной деятельности российских вузов. В США, развитых европейских странах, а также на Востоке, рейтинги, их критерии оценки вузов давно обрели черты глобальных ориентиров совершенствования конкурентоспособности университетов. Рейтинги стали мерилом качества научного потенциала вуза. Рейтинги фиксируют качество подготовки человеческих ресурсов к профессиональной деятельности, социальный и интеллектуальный вклад университетов в развитие научно-технического прогресса общества. Вступление России во Всемирную торговую организацию только ускорило актуальность постановки этой проблемы для вузовского сообщества. Процесс подготовки и участия вузов

России в отечественных и глобальных международных рейтингах, вхождения и продвижения научных работ в мировых информационно- аналитических базах данных стал актуальной повесткой дня. Возможность участия в глобальных рейтингах требует от каждого университета информационной открытости, обеспечения видимости его ресурсов и академического потенциала на его сайте. В новом законе об образовании подчеркивается обеспечение информационной открытости образовательной деятельности вузов4. Виртуальное представление университета требует перевода его образовательной и научной деятельности с языка offline на язык online.

Наблюдаемая интрига современной обстановки на рынке ВПО состоит в том, что государство самым решительным образом стремится навести порядок на рынке образовательных услуг. Государство выдвигает собственную стратегию развития системы ВПО в направлении повышения конкурентоспособности вузов не только на российском, но и на международном рынках. Сам по себе спонтанно развивающийся рынок образовательных услуг выполнить та-

2 Шевченко Д.А. Рынок и рыночные отношения в России: экономический и социологический анализ //Практический маркетинг. 2011. № 3 (169); Косевич А.В. Экономический рост и проблемы конкурентоспособности российской системы высшего образования//Вестник ЧГУ. 2011. № 6; БольшаковаЛ.К. Конкурентоспособность стран на мировом рынке высшего образования//Сборник НТ. 2011. № 4; Василенок В.Л., Кургузова Е.Я. Конкуренция на рынке высшего профессионального образования: проблемы и перспективы//Экономика и экологический менеджмент СПбГУ. 2011. № 1; Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных экономических условиях// Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3.

3 Федеральный закон РФ. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 95.

4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. ст. 89.

кую задачу не в состоянии. Государственная стратегия развития ВПО вступает в противоречие со стихийным характером развития рынка образовательных услуг. Инновационная стратегия государства заключается в том, что оно активно вмешивается в деятельность операторов рынка ВПО, подотчетных ему государственных вузов, а впоследствии — в деятельность всех вузов России.

Последние события, связанные с ликвидацией некоторых филиалов и присоединением вузов, демонстрирует государственную решительность в наведении порядка на рынке ВПО. Рациональный порядок не противоречит, а стимулирует совершенствование развития рынка ВПО в направление его модернизации, соответствия вузов требованиям развития мирового научно-технического прогресса и интересам цивилизации. Конкурентоспособность российских вузов требует не только выполнения ими своей социально-культурной миссии, но превращения их в научно-образовательные международные центры5. Установление нового порядка на рынке ВПО со стороны государства соответствует принципам нового ФЗ «Об образовании», в котором говорится о необходимости интеграции науки и образования в вузах. «Целями интеграции образовательной и научной (научно-ис-

следовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников,использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности»6.

Интеграция образования и науки в вузовской практике находит свое отражение в высоком профессиональном и интеллектуальном потенциале деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) университета. Эффективность работы научно-исследовательских лабораторий, отделов, научных подразделений, деятельность которых высоко оценивается в мировом академическом сообществе, становится решающим конкурентным преимуществом университета.

До сих пор научная деятельность велась, преимущественно, в технических вузах. Теперь она становится обязательным компонентом любого российского университета. В этом веление нового времени развития университетского сообщества во всем мире.

Стремительный рост знания и обновление технологий все меньше оставляет времени на

доучивание и переучивание студентов. Требуются специалисты с фундаментальной подготовкой. Сегодня только немногие среди ППС имеют серьезные научные труды и могут совмещать свою работу с обучением студентов. Несмотря на то, что в последние годы расходы на науку в вузах возросли, они, тем не менее, не дают желаемых результатов, они малоэффективны7.

В настоящих условиях глобальная стратегия вуза — это налаживание связей и взаимодействий университетов с НИИ РАН РФ, НИИЦ отраслевой направленности, с предприятиями, занимающимися выпуском наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Подобное соединение интеллектуальных усилий ученых могло бы привести к более качественному результату в подготовке высококвалифицированных специалистов в конкурирующих отраслях и сферах экономики России. Развитие этого процесса особенно важно в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Интеграция результатов НИР вузов национального масштаба в мировое академическое пространство стало возможным с развитием новых сетевых интернет-технологий.

Руководством страны ставится задача войти в топ-700 мирового рейтинга не менее 50 вузам.

5 Рубин Ю.Б. Высшее образование: качество и конкурентоспособность. - М., 2011. - С. 32-35.

6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013 г. ст.72.

7 Бобков В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модернизации? // Экономист. 2010. № 10.

К 2020 году пять отечественных вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Это подчеркивается в Указе Президента РФ «О мерах по-реализации государственной политики в области образования и науки», а также правительственном проекте постановления «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»8.

На эти цели в 2013 году высшим образовательным учреждениям выделяются 9 млрд руб. Процесс стимулирования и повышения конкурентоспособности российских вузов определяется специальным проектом — документом Минобрнауки, где предусматривается комплекс мер по совершенствованию работы аспирантур и докторантур вузов, финансовой поддержке аспирантов, студентов, стажеров и молодых научно-педагогических работников. Повышение конкурентоспособности вузов предполагает целый ряд государственных мероприятий в целях совершенствования образовательных программ, кадрового состава, научно исследовательской работы (НИР) вуза.

По существу, современная модернизация ВПО является продуманной государственной стратегией, которая, в частности, предполагает несколько на-

правлений ее реализации. В части повышения качества образовательных программ (ОП) вуза. Достижение этих целей возможно через внедрение новых ОП в партнерстве с ведущими отечественными и зарубежными университетами и научными организациями в целях привлечения студентов из ведущих зарубежных университетов в вузы. В деле совершенствования ППС вузов, планируется привлекать на руководящие посты специалистов, имеющих опыт управленческой работы в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях. Акцент делается на привлечение в вузы молодых научно-педагогических работников. Создание программ международной и внутренней российской академической мобильности научно-педагогических работников (стажировки, повышение квалификации, переподготовка и пр.).

Научно-исследовательская работа в вузах ставится на одно из первых мест в государственной стратегии совершенствования ВПО. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в вузах должно сопровождаться привлечением отечественных и зарубежных ученых, в том числе созданием для этого специальных структурных подразделений. Рассчитывать на государственную поддержку смогут те вузы, которые

будут соответствовать набору определенных и жестких требований. В настоящее время перечень требований разрабатывается и уточняется в Минобрнауки. По результатам предполагается создать специальный совет по повышению конкурентоспособности университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Совет примет решение о субсидировании «дорожной карты» для каждого вуза. После этого будет объявлен конкурс, по результатам которого определятся вузы, которым будут выделены значительные финансовые средства на укрепление и развитие НИР. Предполагается, что инвестиции станут сдерживающим фактором расширения платного приема в вузы, который диктуется стремлением больше заработать при отсутствии необходимых средств на развитие НИР. Этот документ не ограничивает участие негосударственных образовательных учреждений (НОУ) в государственном конкурсе.

Государство планирует организацию специального конкурса на получения инвестиций для развития научно-образовательной базы вузов-победителей. Вузы — победители конкурса, при наличии положительного заключения Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих научно-образователь-

8 Проект постановления Правительства России о мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров http:// минобрнауки.рф (показ 17 марта 2013).

б) публикуют в научных изданиях цитируемые научные исследования, индексируемые в Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index. Таких вузов в мире всего 1 000. Из них 500 лучших попадают в рейтинг ARWU11. По каждому показателю самым лучшим вузам мира присваивается 100 баллов. Оценка других вузов рассчитывается как процент от максимально возможного балла. Также происходит и общая оценка общего ранга вуза: результаты по каждому показателю являются взвешенными. Самым результативным вузам присваивается 100 баллов, оценка других вузов рассчитывается как процент от максимальной балльной оценки. Рейтинг ARWU оценивает следующие критерии (табл. 1).

Таблица 1

Критерий отбора вузов Метод отбора Значимость критерия

Научные публикации Число статей, опубликованных в Nature или Science. 20%

Индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук Института научной информации (англ./nstitute for Scientific Information, ISI) Science Citation Index и Social Sciences Citation Index, а также индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation Index. 20%

Качество преподавательского состава Число преподавателей, сотрудников, обладающих Нобелевскими или Филдсовскими премиями*. 20%

Число часто цитируемых в научных изданиях публикаций («часто цитируемых исследователей в 21 категории»). 20%

Качество обучения Число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию**. 10%

Размер университета 10%

* Филдсовская премия (англ. Fields Medal) — международная премия и медаль, которые вручаются один раз в 4 года на международном математическом конгрессе двум, трем или четырем молодым математикам не старше 40 лет (или достигших 40-летия в год вручения премии). Считается только одна премия и одна степень.

** Под выпускниками понимаются те, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора в исследуемом вузе.

9 Вузы продвигают вверх //Газетами (показ 6 февраля 2013).

10 Academic Ranking of World Universities http://www.arwu.org/ (показ 4 марта 2013).

11 По результатам рейтинга ARWU, который составляет Исследовательским центром Шанхайского университета Цзяо Тун в 2012 года МГУ занял 80-е место. Еще один российский вуз, который попал в рейтинг - СПбГУ, он находится в пятой сотне. Первая пятерка выглядит следующим образом: Harvard University, Stanford University, Massachusetts Institute of Technology, University of California, University of Cambridge. В прошлом 2011 году МГУ занимал в рейтинге 77-ю строку, а СПбГУ находился в четвертой сотне.

ных центров (НОЦ), разрабатывают «дорожные карты», которые проходят согласование в Минобрнауки. «Дорожные карты» вузов включают показатели результативности достижения целей с учетом критериев международных глобальных рейтингов: ARWU — Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, Shanghai Jiao Tong University Ranking); THE— рейтинг университетов мира Таймс ( The Times Higher Education World University Rankings); QS— всемирный рейтинг университетов (QS World University Rankings) и иных международных рейтингов9.

Результативность повышения конкурентоспособности российских вузов заключается в достижении ими статуса полноправно-

го участника мирового академического сообщества. Это, в свою очередь, предполагает соответствие научной и образовательной деятельности вузов критериям мировых глобальных рейтингов.

Остановимся кратко на характеристиках и основных критериях глобальных рейтингов.

Шанхайский рейтинг лучших вузов мира10. The Academic Ranking of World Universities (ARWU) — один из наиболее влиятельнейших рейтингов лучших вузов мира. Результаты рейтинга лучших 500 вузов мира публикуются с 2003 года. Методология рейтинга ARWU строится путем отбора среди вузов мира только тех университетов, преподаватели или выпускники которых:

а) имеют Нобелевскую или Филдсовскую премию;

Одним из наиболее влиятельных международных рейтингов университетов мира считается The Times. The Times Higher Education World University Rankings — глобальный рейтинг университетов мира рассчитывается по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Методика The Times представлена в таблице 212.

В 2011-12 гг. 31 000 ученых из 149 стран со всего мира, посредством электронной почты при участии социологической службы Ipsos Media, совместно с агентством Thomson Reuters провели опрос экспертов академической репутации вузов. Более половины экспертов — 53%

относятся к Северной Америке и Западной Европе. Небольшое число российских ученых с высоким показателем цитируемо-сти (а именно этот фактор служил основным критерием) не позволило нам получить большую долю в мировом списке экспертов. «Средний респондент», включенный в число экспертов, опубликовал около 50 научных трудов, учтенных в Web of Science. Восточная Европа, включая Россию, была представлена 8-ю экспертами. Восточная Азия, включая Японию и Китай — 10 экспертами Южная Америка, Австралия и Океания по 7 экспертов.

Индекс репутации университетов, в соответствии с которым они ранжируются, является взвешенной суммой двух пока-

зателей (в отношении 2:1), отражающих в каждой из отраслей мнения признанных экспертов о научной и учебной репутации вузов. В список топ-100 вошли университеты 19 стран. В первой десятке 7 американских (всего в сотне 44 университета США) и два британских вуза (всего — 10), один — японский (всего — 5). Первые шесть мест заняли университеты Америки, в списке: Гарвард, Масса-чусетский технологический университет, Кембридж, Стэнфорд, Беркли и Оксфорд. Чем ближе к концу списка, тем более плотные результаты. Поэтому во вторую половину списка топ-100 включены университеты, ранжированные не индивидуально, а группами по 10. В сотню не вошли (были в 2011 г.) предста-

Таблица 2

Показатель Вес

Академическая репутация университета, включая научную деятельность и качество образования (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 15,0%

Научная репутация университета в определенных областях (данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества). 19,5%

Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период). 32,5%

Отношение опубликованных научных статей к численности профессорско-преподавательского состава (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период). 4,5%

Объем финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 5,25%

Объем финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава. 5,5%

Отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета. 0,75%

Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся студентов. 4,5%

Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных. 3,0%

Отношение количества иностранных студентов к численности местных. 2,0%

Отношение защищенных диссертаций (РИ.Э) к численности преподавательского состава. 6,0%

Отношение защищенных диссертаций (РИ.Э) к численности бакалавров, претендующих на звание магистра. 2,25%

Средний размер вознаграждения профессорско-преподавательского состава (показатель нормализуется по паритету покупательной способности, исходя из экономики конкретной страны). 2,25%

12 Центр гуманитарных технологий. Экспертно-аналитический портал http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (показ 24 февраля 2013).

вители Финляндии и Австрии, а также МГУ (в числе 276—300 места), два университета Великобритании. В прошлогоднем списке топ-100 МГУ занимал 33-ю позицию. Анализируя эту ситуацию, отдельные исследователи справедливо замечают, что честный ответ на несогласие многих российских экспертов по поводу результатов рейтинга The Times (выход МГУ из Топ-100) в том, что наши университеты не являются игроками на глобальном поле мирового образовательного рынка. Обстоятельства такого резкого ухудшения положения МГУ в рейтинге The Times рассматриваются в статье Валерия Аджиева13.

В государственной стратегии развития конкурентоспособности системы ВПО отмечается еще один популярный международный рейтинг университетов мира — QS World University Rankings, ежегодно составляемый компанией Quacquarelli Symonds.

При составлении международного рейтинга университетов мира QS (Quacquarelli Symonds), вузы оцениваются по шести критериям (в порядке убывания значимости):

1) академическая репутация (ACADEMIC REPUTATION) -составляет 40% от общей оценки;

2) отношение работодателей к выпускникам вуза (EMPLOYER REPUTATION) - составляет 10% от общей оценки;

3) уровень цитируемости публикаций сотрудников университета (CITATIONS PER FACULTY) - 20%;

4) Соотношение числа студентов и преподавателей (FACULTY STUDENT Ratio) - 20%;

5) Численность в вузе иностранных студентов (Proportion of INTERNATIONAL STUDENTS) - 5%;

6) Численность в вузе иностранных преподавателей (Proportion of INTERNATIONAL FACULTY) - 5%.

Всего в международный рейтинг компании QS 2012 года вошли 300 вузов. Возглавляет первую десятку в этом году Кембридж (предыдущие шесть лет лучшим вузом мира считался Гарвард). Также в топ-10 вошли Гарвард, Массачусетский технологический университет, Йельский университет, Оксфорд, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Чикагский, Пенсильванский и Колумбийский университеты.

В 2012 году в рейтинг (QS World University Rankings) вошли 14 российских вузов. По сравнению с прошлогодним рейтингом, МГУ занял 116-е место14.

Санкт-Петербургский государственный университет в рейтинге 03 за 2012 год занимает 253-е место. Дальневосточный федеральный университет и Российская экономическая академия имени Плеханова попали в список впервые. Потеряли несколько строк Томский госуниверситет — 580-е место (474-е в 2011 году), Казанский федеральный университет — 663-е место (603-е в 2011 году) и Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского — 719-е место (696-е в 2011 году). МГТУ имени Баумана поднялся на 27 позиций и занял 352-е место в мире. Новосибирский госуниверситет поднялся вверх на 29 очков и занял 371-е место. МГИМО поднялся на 367-е место (389-е в 2011 году), Томский политехнический университет поднялся также на 567-е место (607-е в 2011 году). Несмотря на то, что после слияния это первый рейтинг для Уральского федерального университета, ему удалось удержаться в пределах одной группы: 450—500 места. Также продолжают подъем РУДН — 537-е место (600-е в 2011 году); Высшая школа экономики — 542-е место (564-е в 2011 году)15.

Стоит отметить, что все рейтинги, в том числе и авторитетный 03, берут в расчет такие ка-

13 Аджиев В. Мировой рейтинг и российские университеты. 24 апреля 2012 года. ТрВ № 102. С. 2-3// ЬНр://1гу-science.ru/2012/04/24/adzhiev/ (показ 17 марта 2013).

14 С первыми 200 позиций рейтинга можно ознакомиться на сайте Topuniversities.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 В прошлом году в топ-10 входили Калифорнийский технологический институт и Принстонский университет. Российских вузов в прошлогоднем рейтинге было больше: МГУ занимал 93 место, СПбГУ - 210 место, Новосибирский госуниверситет - 375 место, Томский госуниверситет и Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) тогда оказались в пятой сотне списка.

чественные показатели, как индекс академической репутации и индекс репутации выпускников среди работодателей. Кроме того, оценивается соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, доля преподавателей и студентов из других стран.

Исследователи справедливо отмечают, что российские вузы занимают низкие позиции в рейтинге по вполне объективным причинам.

Одна из главных причин невысоких мест в рейтинге QS, также как и в рейтинге The Times, низкий порог научного цитирования в вузах России.

Государство предпринимает стратегические шаги для исправления такой ситуации. Распоряжением Правительства РФ предусматривается ежегодное проведение мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. По результатам мониторинга в целях совершенствования сети вузов будут проведены реорганизационные меры, присоединения организаций и их филиалов. Преследуя цели сближения рынка ВПО и рынка труда, по результатам мониторинга будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технологического

потенциала российских регионов. Структурные преобразования сети ВПО позволят создать условия для вхождения к 2020 году 5 вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

При поддержке Минобрнауки в России развернута активная работа по созданию российских рейтингов вузов. В настоящее время таких рейтингов несколько. На Федеральном портале «Российское образование» опубликован список наиболее влиятельных российских рей-тингов16.

Рейтинг Рейтингового агентства «ЭКСПЕРТРА» построен на основе статистических показателей, масштабных опросов среди 4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Методика рейтинга составлена с учетом мнений, высказанных представителями ведущих вузов РФ.

Рейтинги Высшей школы экономики и РИА Новости построены на основе баллов ЕГЭ студентов, зачисленных в 2011 и 2010 годах на первый курс ба-калавриата/специалитета. В настоящее время заработал специальный портал «Социальный компас».

Рейтинг ООО «Деловая Россия» дает оценку российским вузам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда.

Рейтинг Федерального агентства по образованию (ФАО) проводит оценку на основании официальных данных, полученных от администраций вузов. При составлении рейтинга ФАО учитываются такие параметры, как: состав и качество профессорско-преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т. д. Подсчет итоговых результатов производится с учетом филиалов вузов.

Рейтинг вузов издательского дома «Коммерсантъ» формируется на основе опроса крупнейших российских компаний, которые предоставили информацию о нескольких тысячах молодых специалистов, принятых ими на работу.

Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «Рейтор» проводит рейтинговые исследования вузов по критериям общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов.

В 2001 году Министерство образования и науки РФ инициировало разработку методики рейтинга университетов приказом № 631 от 26.02.2001 г. «О рейтинге высших учебных заведений». Однако этот правитель-

16 Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.rU/abitur/act.9/index.php (показ 17 марта 2013).

ственный рейтинг, составители которого отчасти опирались на мнение квалифицированных экспертов, и на количественные данные о ресурсных показателях деятельности вузов, не увенчался успехом.

В 2009—10-х гг. международная информационная Группа «Интерфакс» и радиостанция «Эхо Москвы» приступили к реализации нового совместного проекта — формированию Национального рейтинга университетов. Вот как заявлены цели проекта Национальный рейтинг университетов:

♦ стимулирование конкуренции между вузами в национальной системе образования.

♦ поиск и реализация новых механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и образовательных программ по основным критериям качества образовательных, исследовательских и социальных услуг;

♦ стимулирование роста«интел-лектуальной капитализации» российских вузов, повышение

их конкурентоспособности в мировом образовательном и исследовательском пространствах17.

Национальный рейтинг университетов проводит общий и частные рейтинги российских вузов по шести номинациям. Результаты частных рейтингов классических, федеральных и национальных исследовательских университетов по уровню развития 2011 года. Топ-10 российских вузов составляют университеты, ранжированные по направлениям. Образовательная деятельность: МГУ, Новосибирский НИГУ, МНИФТИ, МГТУ, РУДН, Южный ФУ, Томский НИГУ, Уральский ФУ, Саратовский НИУ.

Научно-исследовательская деятельность: МНУ, МГТУ, Казанский НИТУ, Новосибирский НИТУ, Томский НИПУ, НИУ МАИ, Уральский ФУ, Казанский ФУ, НИТУ МИСиС.

Социализаторская деятельность — социализация: МНИФТИ, МГУ, МИИТ, Южный ФУ, МГТУ, Томский НИГУ,

РУДН, РНИГУ нефти и газа имени И.М.Губкина.

Международная деятельность — интернационализации: РУДН, МГУ, Петрозаводский ГУ, НИТУ МИСиС, МНИФТИ, МИИТ, РГПУ им. Герцена, Томский НИГУ, РНИГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Южный ФУ.

Уровень развития бренда вуза: МГУ, РНИГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, РУДН, Томский НИГУ, Южный ФУ, Казанский ФУ, МНИФТИ, Томский НИПУ, Уральский ФУ.

Выбраны следующие критерии оценки вуза (табл. 3).

Сводный национальный рейтинг университетов 2011 года демонстрирует топ-10 ведущих университетов России18.

Сюда вошли: МГУ имени М.В.Ломоносова, НИУ МФТИ, МНИТУ имени Н.Э. Баумана, РУДН, Новосибирский НИГУ, Южный ФУ, Томский НИГУ, Уральский ФУ, Томский НИПУ, Казанский НИТУ19. РИА Новости активно развивают систему рей-тингования по разным направле-

17 Национальный рейтинг университетов. ЬНр://итга1тд.ги/х1.а$р?гЬг=29&1х1=АЬои1&!пд=0 (показ 17 марта 2013).

18 ЬНр://итга1тд.ги/га1тд_соттоп.а$р?рег=5&р=1 (показ 24 февраля 2013).

19 Исследовательская группа Национального рейтинга университетов продолжает отслеживать процессы селекции национальных элит, в том числе по месту получения представителями элиты государственного управления первого и последующего высшего образования, присвоенным ученым званиям и т. п. / ЬНр://итга1тд.ги/1х1.а$р?гЬг=55 (показ 17 марта 2013).

Формируются сводные рейтинги вузов по числу выпускников (отдельно по первому и второму и последующим высшим образованиям) - высших государственных чиновников (министров, судей, депутатов и пр.), условно, на основании занимаемой государственной должности, причисленных к элите, представляющих все основные ветви и уровни государственной власти в РФ.

По отдельным блокам государственного управления строятся частные рейтинги вузов, отражающие их место в обеспечении кадрового потенциала того или иного сегмента государственного управления. В Топ-10 вузов рейтинга вузов по образованию представителей элиты государственного управления России 2012 года первого высшего образования вошли: МГУ, МГИМО, Уральская государственная юридическая академия, РАНХиГС при Президенте РФ, МГТУ, НИУ МАИ, НИУ Южно-Уральский ГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ. ЬНр://итга1тд.ги/ЬНргоо1/{ч!е$/е№е_2012^: (показ 17 марта 2013).

Таблица 3

Структура модели национального рейтинга университетов 2011/12 г.

№ п/п Критерий Краткое описание критерия Вес

1. Образовательная деятельность вуза Оценка числа студентов первого уровня подготовки (бакалавриат, специалитет). Оценка спектра образовательных программ. Оценка числа ППС, работающих на полной ставке. Оценка уровня квалификации ППС. Оценка качества абитуриентов. Оценка затрат на подготовку студента. Оценка ресурсного обеспечения образовательного процесса. 0,2

2. Научно- Исследовательская деятельность вуза Результативность работы аспирантуры и докторантуры. Оценка образовательных программ подготовки научно-исследовательских кадров (магистратура, аспирантура, докторантура). Оценка ресурсного обеспечения исследовательского процесса. Оценка достижений ППС в области науки и исследований. 0,2

3. Социализаторская деятельность вуза Оценка образовательных программ дополнительного образования. Пространственный масштаб деятельности вуза. Оценка динамики активности выпускников на региональных рынках труда. Оценка зарплатных ожиданий и карьерных притязаний выпускников. 0,15

4. Международная деятельность вуза Оценка академической мобильности студентов, преподавателей, ученых. Оценка уровня международного сотрудничества в разработке и реализации образовательных программ. Оценка влияния на зарубежные рынки образования, исследований. Оценка ресурсного обеспечения международной деятельности вуза. Показатели сотрудничества с зарубежными вузами и исследовательскими организациями в научно-исследовательской деятельности. 0,15

5. Бренд вуза Репутация вуза. Миссия вуза, программы развития, управление. Успешность выпускников вуза, достижения вуза в процессе селекции элит национального и международного уровней. Показатели публичной и экспертной деятельности представителей вуза. Известность вуза среди зарубежного академического сообщества. 0,15

6. Инновации и коммерциализация разработок Оценка результатов интеллектуальной деятельности вуза: российские патенты на изобретения и полезные модели, другие виды интеллектуальной собственности (программы, ноу-хау), регистрируемые Роспатентом. Создание и развитие вузом малых инновационных предприятий (МИП), стимулирование предприни мательства. Оценка развитости инновационной инфраструктуры вуза. Участие вуза в развитии технологических платформ, госпрограммах развития технологий. Доходы вуза от коммерциализации разработок. 0,15

ниям оценки качества рынка образовательных услуг и рынка труда20.

Проводя сравнение оценки качества образования и науки западных и отечественных рей-

тингов, мы увидим, что значимость в оценке параметров не совпадает. Это можно объяс-

20 РИА Новости продолжает публиковать свои рейтинги. Появился специальный сайт, посвященный выбору вуза абитуриентом «Социальный навигатор». Воспользовавшись новым ресурсом, абитуриент-2013 сможет сравнить данные по различным условиям приема в российских вузах и выбрать именно то высшее учебное заведение, которое ему подходит по качеству образования и стоимости обучения. Есть еще один частный рейтинг, который имеет значение для выбора абитуриентами вуза. Рейтинг отслеживает селекцию национальных элит, в том числе по месту получения представителями элиты государственного управления первого и последующего высшего образования, присвоенным ученым званиям и т. п. Сводные рейтинги вузов по числу выпускников (отдельно по первому и второму и последующим высшим образованиям) - высших государственных чиновников (министров, судей, депутатов и пр.), условно, на основании занимаемой государственной должности, причисленных к элите, представляющих все основные ветви и уровни государственной власти в РФ.

По отдельным блокам государственного управления строятся частные рейтинги вузов, отражающие их место в обеспечении кадрового потенциала того или иного сегмента государственного управления. В Топ-10 вузов рейтинга вузов по образованию представителей элиты государственного управления России 2012 года первого высшего образования вошли: МГУ, МГИМО, Уральская государственная юридическая академия,

нять национальной спецификой страны, ситуацией на рынке труда и многими другими факторами. Но вместе с тем ясно, что веса критериев разные.

Так, в рейтингах The Times и в российском национальном рейтинге университетов (НРУ) число показателей образовательной деятельности составляют 4 к 15, но суммарная и весовая нагрузка почти совпадают 30,35 и 35,84. А вот в научной деятельности число показателей в The Times равно — 6, в национальном рейтинге университетов (НРУ) 8 показателей. В то же время, суммарная и весовая нагрузка в The Times — 65,0, а в НРУ всего - 13,84.

В международных рейтингах QS, The Times, ARWUнауке уделяется значительно большее внимание, чем в России, где ей уделяется внимание в 5-7 раз меньше. Возможности наращивания научно-исследовательского потенциала связано с участием в этом процессе преподавателей и научных работников вуза. Общая численность исследователей по всем областям наук в 1995 году составляла 518,7 тыс. чел., а в 2010 году она составила 368,9 тыс. чел., т. е. сократилась на 30%. Численность персонала, занимающегося научными разработками и исследованиями в высшем образо-

вании в 90-е годы, еще более резко сократилась со 109 тыс. чел. (1990 г.) до 52,0 тыс. чел. (1995 г.) и до 40,8 тыс. чел. в 2000 году. В то же время число докторов наук, напротив, с 13, 7 тыс. чел. (1990-91 гг.) выросло до 28,0 тыс. чел. (200001 гг.). Количество докторов наук в эти годы постоянно росло и к 2009-10 гг. достигло 42,6 тыс. чел.21 Причины такого падения науки известны: мизерная зарплата, монетизация социальных программ, отсутствие перспективы творческого роста. Весовая нагрузка группы «Научные исследования» в рейтинге The Times составляет почти 40%, а в российском НРУ — 11,7%. Есть различия и в финансовых ресурсах, направляемых на НИР. Их вес в рейтинге The Times составляет более 10%, а в российском менее 4%. Обратное соотношение наблюдается в группах показателя «репутация вуза». В The Times она составляет 30%, в российском — свыше 43%.

Разница в ориентации рейтингов очевидна. В международных рейтингах она делается на науку, а в российских — на репутацию. Исследователи отмечают, что в 90-е годы среди ППС параллельно с сокращением доли научной работы в общем объеме

занятости в вузе шло увеличение учебной нагрузки. В 1990 году на одного занятого исследованиями и разработками в секторе высшего образования приходилось 26 студентов, т. е. одна студенческая группа. В результате резкого роста в течение полутора десятилетий этот показатель к 2006 году превысил 164 студента, т. е. произошел более чем шестикратный рост рассчитанного удельного пока-зателя22. В 1990 году на одного занятого наукой приходилось чуть больше двух преподавателей. В результате динамики численности занятых исследованиями и ППС их соотношение менялось в сторону все большего числа ППС в среднем на одного занятого исследованиями. В 2006 году отмечено максимальное значение данного показателя: на одного занятого исследованиями приходилось более семи преподавателей. Здесь более чем трехкратный рост. Причины низкого места российских вузов в международных рейтингах надо искать именно в этих обстоятельствах, а не пытаться обличить иностранных составителей рейтингов в предвзятости к российским вузам. Кроме указанных глобальных международных рейтингов университетов, есть другие авторитетные международные рейтин-

РАНХиГС при Президенте РФ, МГТУ, НИУ МАИ, НИУ Южно-Уральский ГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ (http://un¡rаt¡ng.ru/httproot/f¡les/el¡te_2012.pdf) Ь|1р://ип1га11пд.ги/1х1.а$р?гЬг=55 (показ 19 марта 2013).

21 Российский статистический ежегодник 2011. - М., 2011. - С. 242; 543 - 548.

22 Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы// Высшее образование в России. 2012. № 8-9.

ги, в которых отводится высокий удельный вес для научных публикаций ППС вуза, построенных на оценке количества внешних и внутренних ссылок23.

Государство пытается найти решение этой проблемы. Правда, преимущественно и часто исключительно, посредством политических решений. Укрупнения вузов — создание федеральных университетов (2009—10 гг.), национальных исследовательских университетов (2010—11 гг.), мониторинги эффективности качества вузов (2011 — 12—13 гг.) и, как результат, слияние вузов и ликвидация филиалов. Государство активно стремится навести порядок на рынке ВПО, ставшем практически потребительским рынком. Политическими средствами пытается придать ему цивилизованный социальный характер. Этим объясняется решения финансировать ППС вузов, где наиболее заметен рост научных исследований и разработок. Правительство РФ совместно с Минобрнауки

разрабатывает и реализует проекты доступа и продвижения научных результатов вузов в международные базы данных: «Сеть науки» (GEANT); Web of Science; Scopus, выделяя для этого специальные финансовые средства. Вузы также пытаются активизировать свою научную деятельность. В практике стимулирования развития научно-исследовательской активности российских вузов следует отметить национальный исследовательский университет Высшая школа экономики24. Представители ППС, демонстрирующие высокую научную продуктивность и продвижение своих статей в международных репозиториях, могут получить существенное материальное вознаграждение (35 тыс. руб. ежемесячно)25. Правительство РФ понимает необходимость стимулирования и оказания организационно-методической и финансовой помощи университетам для продвижения научных работ преподавателей, исследователей и российских реферируемых научных журна-

лов путем их включения в базы данных: «Сеть науки» (GEANT); Web of Science; Scopus.

Остановимся кратко на характеристике каждой из них.

«Сеть науки» — это общеевропейская сеть науки и образования (GEANT), которая является большой научно-образовательной сетью в Европе. Она включает более 30 миллионов исследователей из 34 европейских стран и имеет свои каналы в разных регионах мира. GEANT2 — центр глобальной научно-образовательной сети. G£ANTфинансируется совместно Европейской комиссией и европейскими национальными сетями науки и образования. Эта сеть управляется некоммерческой организацией DANTE, в задачи которой входит развитие сетевой инфраструктуры для нужд науки и образования в Европе. Россия подключена к сети GEANT с 2003 года. С 2004 года — полноправный участник проекта GEANT2. Представителем Российского научно-обра-

23 Webometrics. Рейтинг публикуется каждые полгода, начиная с 2004.University Ranking by Academic Performance (URAP) определяется количеством и качеством представленных публикаций его сотрудников. 4 international Colleges & Universities (4icu) Рейтинг 4icu определяется популярность и посещаемостью сайтов университетов. TopCoder (США) Данный рейтинг онлайновый проект - организатор соревнований по программированию был создан в апреле 2001 года и является первым и авторитетным среди профессионалов этой сферы. SCImago Institutions Rankings (SIR). Испанский исследовательский центр SCImago Lab - испанский рейтинг научных исследовательских учреждений. «Тайваньский рейтинг»; «Лучшие 650 колледжей Америки» и другие.

24 НИУ ВШЭ устанавливает надбавку за академические успехи и вклад в научную репутацию университета ежемесячно в размере 60 тысяч рублей, которая выплачивается пропорционально отработанному времени и включается в расчет средней заработной платы.

25 Ежегодно в целях активизации научной и учебно-методической работы преподавателям, научным и иным работникам НИУ ВШЭ и его филиалов, ведущим преподавательскую деятельность в НИУ ВШЭ и его филиалах, выплачиваются надбавки за результаты академической деятельности. Академические надбавки могут устанавливаться преподавателям НИУ ВШЭ и его филиалов, работающим на полную ставку, научным работникам НИУ ВШЭ и его филиалов, работающим на полную ставку. Надбавка за академическую работу устанавливается ежемесячно в размере 35 тысяч рублей, выплачивается пропорционально отработанному времени и включается в расчет средней заработной платы. http://www.hse.ru/science/scifund/bonus (показ 12 марта 2013 ).

зовательного сообщества в проекте является Межведомственный суперкомпьютерный Центр Российской Академии Наук (МСЦ РАН)26. Обмен информацией российских научно-образовательных сетей с сетью GEANT обеспечивает сеть Российской академии наук RASNE727. Стать членом этой организации не просто, надо оформить целый ряд документов.

Web of Science (WOS) — одна из самых авторитетных в мире аналитическая и цитатная база данных журнальных статей, объединяющая 3 базы: Science/Social; Sciences/ Arts&Humanities; Citation Index. Ее ресурсы не содержат полных текстов статей, однако включают в себя ссылки на полные тексты в первоисточниках и списки всех библиографических ссылок, встречающихся в каждой публикации. Это позволяет в краткие сроки получить самую полную библиографию по интересующей теме. Полная глубина архива — 20 лет.

Еще один авторитетный репо-зиторий — Scopus. Это библио-

графическая и реферативная база данных для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Индексирует 18 000 названий научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам 5 000 издателей. База данных индексирует научные журналы, материалы конференций и сериальные книжные издания. Классификационная система Scopus включает 24 тематических раздела. Базовые критерии оценки издания устанавливаются экспертным советом Scopus: 1) издание должно иметь англоязычное название и публиковать англоязычные версии рефератов всех научных статей (оценивается качество англоязычных рефератов); 2) Полные тексты статей могут публиковаться на любом языке; 3) Оценка качества происходит по следующим критериям: авторитетность, в том числе репутация коммерческого издателя или научного общества; 4) Международный научный авторитет ведущих членов редколлегии и разнообразие мест их работы

(среди прочего, учитывается ци-тируемость членов редколлегий и авторов журналов в изданиях, уже индексирующихся Scopus);

5) Популярность и доступность: в том числе количество ссылок на издание в базе данных Scopus, количество учреждений, выписывающих издание;

6) Базы данных информационных агрегаторов, у которых уже индексируется издание, количество запросов на включение издания в Scopus; 7) Издание должно иметь собственный вебсайт с англоязычными версиями страниц (оценивается качество главной страницы издания); 8) Наличие на веб-сайте полных текстов статей не является обязательным требованием, но это желательно для обеспечения возможностей бесшовного перехода со страниц Scopus к страницам полных текстов статей (« View at Publisher»).

Предполагается, что участие ведущих университетов России в репозиториях мира придаст большую прозрачность научно-образовательной деятельности вузов, будет способствовать по-

26 Основными задачами МСЦ являются - обеспечение исследователей - сотрудников научных учреждений РАН, участников научных программ Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Министерства образования РФ, грантодержателей РФФИ и федеральных научных центров - современными вычислительными ресурсами, в том числе дистанционно через Национальную сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы; оказание методической помощи исследователям в использовании высокопроизводительных вычислительных средств и современных средств обработки информации, в том числе по каналам Internet; обеспечение доступа к современным базам данных; проведение исследований по развитию системного и прикладного математического обеспечения, а также решение задач большой сложности. МСЦ является крупнейшим и самым мощным суперкомпьютерным центром в России в сфере науки и образования, в десять раз превышающим по производительности другие крупные вычислительные центры России. - http://www.jscc.ru/about.shtml (показ16марта2013).

27 Корпоративная сеть Российской академии наук объединяет региональные сети отделений и научных центров РАН. Сеть предназначена для организации информационного обмена институтов и подразделений внутри РАН, с российскими и зарубежными научно-образовательными сетями и Интернет. RASNET обеспечивает присутствие в России общеевропейской академической сети GEANT2 и доступ к ней всех российских научно-образовательных сетей. - http://www.jscc.ru/rasnet.shtml (показ 16 марта 2013).

вышению их академической репутации и авторитета в мире.

Учет показателей публикационной активности в репозитории Web of Science и Scopus будет происходить на основе эффективного контракта28. По существу, правительственный проект постановления «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» является ориентиром для выработки глобальной стратегии вузов, решения тактических целей и задач их деятельности на ближайшие годы.

Среди мер, направленных на увеличение доли цитируемости научных публикаций российских ученых и попадания их в глобальные рейтинги, обращает на себя внимание еще один проект распоряжения Правительства РФ 2013 года «Комплекс мероприятий, направленных на увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных

журналах, индексируемых в базе данных Web of Science до 2,44%» (сейчас этот показатель равен -1,2%)29. Ставится задача перед компетентными учреждениями разработать необходимую методику для авторов по подготовке и публикации результатов научной деятельности в высокорейтинговых международных научных журналах, входящих в международные информационно-аналитические системы Web of Science и Scopus, с учетом дисциплинарной специфики изданий 2013 года.

Среди мер, стимулирующих подготовку и размещение научных публикаций в репозиториях Web of Science и Scopus, предлагается включить показатели публикационной активности в перечень требований, предъявляемых к составу лиц, входящих в диссертационные советы, лиц, привлекаемых к экспертизе при разработке и реализации государственных, федеральных целевых и ведомственных программ. Эти же меры распространяются и на коллективы, физические лица и организации,

претендующие на государственную поддержку научно-образовательной деятельности и программ развития. Эти требования распространяются на лицензирование, аккредитацию и оценку деятельности научных и образовательных учреждений.

Правительством РФ, учеными и специалистами предлагается системная поддержка научных публикаций и мероприятий по повышению квалификации научных и научно-педагогических работников. Предполагается обеспечить лицензионный доступ к полнотекстовым международным базам данных по научным статьям и международным информационно-аналитическим системам Web of Science и Scopus на основе подписки ведущих российских научных организаций и вузов. В этих же целях будут созданы центры подготовки и программы повышения квалификации на базе институтов повышения квалификации по развитию компетенций работы с этими репозиториями. Предполагается создание в регионах на базе ведущих вузов Центров академического письма

28 Контракт, обеспечивающий максимальную лояльность работника целям предприятия, минимизацию так называемого оппортунистического поведения, когда работник, выскальзывая из-под контроля нанимателя, работает не в полную силу или вообще начинает игнорировать свои обязательства. Для такого контракта в любой отрасли характерны три условия:

а) уровень вознаграждения, достаточный для достижения желаемого уровня жизни и соблюдения социального статуса (труд соответствующего качества должен вознаграждаться на рынке труда примерно также, чтобы не было сильных материальных стимулов перейти на другую работу);

б) эффективная система контроля со стороны нанимателя за результатами работы сотрудника;

в) наличие профессиональной или корпоративной морали, поддерживающей «правильное» поведение работника. Без последнего условия контроль сверху должен быть слишком детальным - и слишком дорогим для предприятия. См. подробнее: Булгакова Н. В. Испытание разрывом//Образование. № 47 (2010) / http://smi.sfu-kras.ru/node/ 7227(показ 10 марта 2013).

29 http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 3119/%01%84%00%В0%00%В9%Э0%ВВ/1847/ 13.02.27(показ 12 марта 2013).

для создания статей на английском языке и их размещения в международных научных журналах и попадания их в международную информационно-аналитическую систему Web of Science. На эти цели планируется выделить государственную финансовую поддержку. В целях продвижения научных публикаций российских авторов ставится задача интеграции информационно-аналитической системы научного цитирования (РИНЦ) с технологической платформой Web of Know/edge компании Thomson Reuters. Авторам научных публикаций будет оказываться финансовая поддержка из государственного бюджета при условии размещения статей в открытом доступе.

Есть еще одна важная деталь, на которую хотелось бы обратить особое внимание. Интеграция образования и науки в вузовской практике должна найти свое отражение на сайтах университетов. Сайты становятся

«зеркалом» эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов, основанием для ранжирования их конкурентных преимуществ. В современном информационном обществе рейтинги сайтов университетов стали закономерным явлением оценки социальной ответственности вузов. Информация, содержащаяся на сайтах западных и американских университетов, является не столько отчетом о результатах своей административной и образовательной практики, сколько показателем научного вклада вузов в развитие экономики, показателем удовлетворения спроса рынка труда. Современное общество не имеет иного эффективного способа оценить готовность вуза к образовательной и научной деятельности, кроме как на сайте вуза. В настоящее время место, занимаемое вузом в мировых рейтингах, отражает качество образования и науки, а также служит своеобразным ориентиром абитуриен-

там, выбирающим вуз для последующего обучения. Создание, поддержка и заполнение сайта университета актуальной информацией позволяет обеспечивать возникновение внешних ссылок(ссылки со сторонних ресурсов, которые дают нам внешний PR). Количество ссылок, в свою очередь, определит, на каком месте окажется ресурс вуза в метрических системах учета объема публицистической активности преподавателей в международных рейтингах, например в Вебометрикс.

Сайт, таким образом, становится виртуальным отображением деятельности университета и с точки зрения качества образования, научной работы преподавателей, но и также каналом передачи смысла и целей существования университета, его вклада в социализацию студенческой молодежи, связи с общественностью, репутации, имиджа и бренда вуза в сознании и психологии абитуриентов и поступающих.

P.S. Если, ознакомившись с основными положениями статьи, вы задумаетесь о стратегических ориентирах повышения конкурентоспособности своего вуза, представленный ниже список структурированных критериев российских и международных рейтингов поможет найти решение этой проблемы.

Сайт вуза.

1) количество страниц, проиндексированных поисковой системой Google (полнота информации Приемной комиссии РФ);

2) посещаемость сайта, определяемая по данным сайта Alexa Traffic Rank;

3) видимость количества внешних ссылок и ссылающихся доменов, определяемых по самой большой открытой базе данных Majestic SEO (прозрачность для абитуриентов РФ РИА Новости и ВШЭ);

4) популярность страниц, определяемая поисковой системой Google;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) количество ссылок, определяемых по самой большой открытой базе данных Majestic SEO;

6) количество научных публикаций, найденных поисковой системой Google;

7) наличие специальных файлов.

Научная деятельность.

1) число опубликованных научных исследований;

2) число упоминаний научных исследований в научной прессе;

3) число статей, опубликованных в наиболее авторитетных научных печатных изданиях;

4) число цитат из опубликованных научных работ в базе данных Thomson Reuters' Web;

5) видимость— количество внешних ссылок и ссылающихся доменов, определяемых по самой большой открытой базе данных Majestic SEO;

6) индекс цитируемости;

7) количество ссылок;

8) h-индекс — цитирование (РИНЦ РФ);

9) совокупный импакт-фактор (сумма журналов, в которых опубликованы статьи);

10) объем НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) в расчете на одного педагогического работника (РФ Минобрнауки 2012);

11) соотношение среднего научного вклада учреждения и среднего мирового показателя;

12) показатель специализации — определяет уровень тематической концентрированности научных статей в диапазоне от нуля до единицы;

13) число упоминаний научных исследований в научной прессе;

14) отношение общего числа исследований к высокоцитируемым;

15) число статей, опубликованных в наиболее авторитетных научных печатных изданиях;

16) число высокоцитируемых работ;

17) публикации в научных изданиях, цитируемые научные исследования, индексируемые в Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index.

Международная деятельность.

1) количество статей, написанных в сотрудничестве с авторами из разных институтов;

2) доля иностранных студентов;

3) удельный вес численности иностранных студентов, завершивших изучение основной программы, не считая стран СНГ (РФ Минобрнауки 2012);

4) доля иностранных преподавателей;

5) наличие двойных дипломов (РФ Минобрнауки 2012);

6) отношение числа иностранных студентов к студентам из страны нахождения учебного заведения;

7) соотношение числа иностранных преподавателей к числу местных преподавателей.

Академическая производительность и качество ППС.

1) соотношение преподавательского состава к числу студентов;

2) отношение числа докторантов к числу преподавателей;

3) отношение числа докторантов к количеству бакалавров;

4) отношение числа научных публикаций к количеству персонала;

5) качество преподавания (оценка студентами ППС, анкетирование — баллы — контракт);

6) отношение числа первокурсников к числу преподавателей;

7) число преподавателей, обладающих Нобелевскими или Филдсовскими премиями.

Студенческий корпус и качество знаний студентов.

1) количество студентов;

2) средний балл ЕГЭ при поступлении (РФ Минобрнауки 2012);

3) средний балл за время обучения;

4) число студентов, окончивших вуз за определенный период времени;

5) размер и количество учебных групп и преподавателей (должны быть низкими);

6) тестирование остаточных знаний по профессии (РФ Минобрнауки — Шахты 2010—11 гг.);

7) тестирование/ЕГЭ выпускников вузов на ГЭК (предложение Минобрнауки обсуждается).

Востребованность выпускников и репутация вуза.

1) уровень статуса выпускников;

2) скорости возврата средств, затраченных на получение образования;

3) перспективы карьерного роста (опрос работодателей);

4) число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию;

5) репутация вуза среди работодателей (проводится в РФ);

6) репутация в академических кругах;

7) мнение экспертов о вузе;

8) авторитетность в области научных исследований — опрос преподавателей, ведущих научную деятельность, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования проводятся на самом высоком уровне. Учитываются данные за последние 3 года;

9) число бывших выпускников, жертвующих средства на нужды вуза.

Хозяйственная и образовательная инфраструктура.

1) оценивается по объему площадей помещений, находящихся в праве собственности или в оперативном управлении (РФ Минобрнауки 2012);

2) количество квадратных метров на 1 студента (РФ Минобрнауки 2012);

3) количество библиотечных фондов (единиц хранения) на одного студента;

4) количество мест в общежитии;

5) количество бесплатных курсов дополнительного образования для населения. Финансовая устойчивость.

1) количество доходов из всех источников в расчете на одного педагогического работника;

2) отношение дохода вуза к размеру преподавательского состава;

3) отношение дохода от научной деятельности к числу научных сотрудников;

4) отношение доходов от научной деятельности к общему доходу учебного заведения;

5) отношение дохода, полученного от инновационных разработок, к числу преподавателей;

6) отношение преподавательского состава к числу студентов;

7) количество средств выделяемых на приобретение библиотечных фондов.

Для филиалов (РФ Минобрнауки 2012)

1) число студентов, обучающихся в вузе;

2) число преподавателей, имеющих степень кандидата или доктора наук;

3) доля штатных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.