УДК 332.1
повышение конкурентоспособности региона на основе организации инновационной
инфраструктуры
м. а. каменских,
магистрант кафедры экономической теории E-mail: m. a. s. h. u. n. i. a@mail. ru
в. п. постников,
ассистент кафедры экономики и управления на предприятии, магистрант кафедры экономической теории
E-mail: v. p. o. s. t. v@mail. ru Пермский национальный исследовательский политехнический университет
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности региона. Выделена существенная роль технопарка как связующего звена трансферта технологий от научных организаций до предприятий. Описана роль государства в развитии региональных инновационных систем. Приведена схема взаимосвязей в инновационной инфраструктуре региона.
Ключевые слова: инновации, регион, конкурентоспособность, инфраструктура, технопарк, трансферт технологий, государство.
Инновации становятся основным фактором, определяющим конкурентоспособность как национальной, так и региональной экономики. Именно поэтому развитие конкурентоспособности региона возможно на основе создания развитой инновационной инфраструктуры. Система управления экономическим развитием региона требует выработки концепции, основанной на координации действий государства, хозяйствующих субъектов и общественных институтов. Приоритетным направлением в формировании новой структуры экономики региона должна стать совокупность таких институтов инновационной инфраструктуры, которые повышают конкурентоспособность региона.
Большинство подходов, применяемых на региональном уровне при реализации территориальной политики, отмечает Е. А. Монастырный, зачастую представляет собой совокупность мер по развитию отдельных инфраструктурных элементов, не рассматриваемых на уровне власти как единый взаимодействующий комплекс, позволяющий решать приоритетные задачи для региона [2].
Необходимо упомянуть В. В. Иванова, который стал одним из первых российских исследователей, выделяющих инновационную систему региона. Так, российская инновационная система, по мнению ученого, — это федерально-региональная экономическая система, представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, направление деятельности которого определяется проводимой государственной экономической политикой и регламентируется соответствующей нормативно-правовой базой [1]. Данное определение максимально точно раскрывает сущность этого понятия.
Анализ нормативных документов и ряда научных работ позволяет выделить схожесть подходов к определению термина «инновационная инфраструк-
тура» [1—4, 6, 9]. Наиболее универсальным можно признать следующее определение. Инновационная инфраструктура — это подсистема региональной инновационной системы, представленная в виде совокупности определенных организаций и их взаимосвязей с разными элементами региональной инновационной системы, способствующая развитию инновационного бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла, а также реализации инновационной цепочки на территории, и направленная на формирование экономики, основанной на знаниях.
Инновационная инфраструктура, указывает Н. О. Чистякова, является значимым элементом региональной инновационной системы, от результатов работы которой зависит успех эффективности формирования экономики, основанной на знаниях [6].
Конкурентоспособность определяется как способность к производству товаров и услуг, соответствующих требованиям международных рынков, и в то же время способность регионов поддерживать, будучи открытыми для внешней конкуренции, достаточно высокие уровни доходов и занятости [11]. Иными словами, для того, чтобы регион стал конкурентоспособным, необходимо обеспечивать как количество, так и качество рабочих мест. Необходимо учитывать также то, что, несмотря на наличие в каждом регионе конкурентоспособных или неконкурентоспособных компаний, в рамках региона существуют общие особенности, влияющие на конкурентоспособность всех расположенных в нем компаний.
Важным этапом инновационно-технологического развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов является разработка адекватных рыночным реформам инновационных структур и механизмов управления. Развитию конкурентоспособности региона способствуют:
1) формирование инновационной инфраструктуры;
2) внедрение механизмов стимулирования инноваций;
3) организация инновационных бизнес-структур.
Инновации являются средством, позволяющим
менее преуспевающим регионам догонять в своем развитии развитые регионы, не пытаясь имитировать то, чего уже достигли последние, но в соответствии со своими особенностями и потребностями создавая основу для адаптации к конкурентным условиям мировой экономики [8].
Мировой опыт показывает, что важнейшим фактором становится скорость доведения научной
разработки до рыночного продукта. В России в настоящее время предприниматели практически не заинтересованы в поиске, оценке и продвижении отечественных научных разработок. Для того чтобы развить инновационное предпринимательство, необходимо задействовать уже апробированные в мире схемы взаимодействия частного капитала и науки. Связующим звеном в подобном взаимодействии выступает технопарк.
Применимо к инновационной инфраструктуре технологический парк — это юридическое лицо, созданное для более адекватного использования научных и технологических ресурсов для улучшения экономической базы региона. Миссией технопарка является стимулирование регионального развития, деиндустриализации, помощь в реализации коммерческих и промышленных инноваций (табл. 1). Деятельность технопарка обогащает научную культуру региона, создает рабочие места и добавленную стоимость.
Технопарк, обладая различным функциональным содержанием, является посредником между потребителями и создателями технологий. Цели и содержание работы технопарка определяются интересами инициатора, основных партнеров и якорных резидентов проекта. При этом главными задачами технопарка являются:
• обеспечение взаимодействия между поставщиками и потребителями технологий;
• поиск технологических решений для корпораций;
• коммерциализация накопленного научного потенциала;
• обеспечение коммуникации сообщества исследователей;
• создание условий для обмена технологиями (импорт технологий).
Успешно функционирующий технопарк может внести существенный вклад в экономику региона за счет:
— стимулирования экономического роста региона;
— диверсификации местной экономики, что делает ее более устойчивой;
— развития успешных компаний малого и среднего бизнеса;
— увеличения доходов местного бюджета.
В одной из своих работ Д. Долорекс и С. Парто отмечают, что индустриальный парк (технопарк) является центральным институтом, стимулирующим развитие инноваций. При этом индустриальный
Таблица 1
Роль технопарка в трансферте технологий
источник инноваций Технопарк Покупатель инноваций
Исследователь: — проектная группа или НИИ; — малые и средние предприятия; — фриланс Для исследователя: — бизнес-инкубатор; — лабораторный или консалтинговый центр; — коворкинг-центр Компании реального сектора
Вуз: — проектная группа или НИИ; — отдельные научные сотрудники; — Вуз как партнер или участник Для вуза: — организация исследований; — обеспечение исследований; — предоставление лабораторий и иной инфраструктуры Финансовые компании или бизнес-ангелы (с перспективной перепродажей)
Иностранный источник: — иностранная технологичная компания; — иностранная исследовательская организация или вуз; — прочие Для иностранного источника: — обеспечение входа на российский рынок; — содействие в размещении заказов среди российских компаний; — поиск местных инновационных идей Другие исследовательские группы для собственного использования или перепродажи
парк функционирует в тесной связи с другими институтами поддержки развития инноваций — с государством, венчурными фондами, исследовательскими институтами [7]. Технопарк, таким образом, являясь связующим звеном в инновационной инфраструктуре, способствует повышению конкурентоспособности региона за счет трансферта и внедрения технологических инноваций.
Определяющую роль в функционировании региональной инфраструктуры играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Данное положение подтверждают в своей работе А. Ф. Суховей, И. М. Голова. Ученые рассматривают территориальную инновационную систему как целостную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического роста [5]. Особенностью данной модели является то, что государственная политика, способствующая развитию инновационной деятельности, выступает как один из основных институтов регулирования и развития инновационной системы региона.
В традиционном понимании в инновационную инфраструктуру входят собственно субъекты инновационной деятельности — организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, а также объекты инфраструктуры — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Состав
Система связей инновационной деятельности
и система связей инновационной инфраструктуры представлены на рисунке.
Государственный сектор играет жизненно важную роль в развитии региональных инновационных систем. Фактически именно он создает системные связи, помогающие передавать знания и инновации в рамках региональной экономики и вне их. Он достигает этой цели через развитие социальных потенциалов, сетей, увеличение количества учреждений и поддержку функционирования постоянных взаимосвязей. При этом государственный сектор одновременно играет роль стимулятора и одного из источников финансирования.
Роль государства в регулировании инновационной деятельности заключается в том числе в том, что оно может формировать спрос на инновации в форме госзаказа.
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
41
Первое направление инноваций может быть реализовано посредством программы, в рамках которой должны быть решены задачи подготовки специалистов, укрепления инновационного потенциала, установления эффективных связей между фундаментальной наукой и промышленностью, формирования инновационной инфраструктуры.
Второе направление предполагает разработку нормативных правовых актов, направленных на стимулирование инновационной активности, например, разработку мер поддержки инноваций в малых фирмах, предоставление рискового капитала из государственных средств, создание инновационных центров, предоставление льгот новаторам. Меры по созданию экономических условий, стимулирующих инновационную активность, включают также косвенные меры регулирования — льготное налогообложение, ускоренная амортизация, регулирование отдельных рынков и др.
Исходя из вышесказанного, основные положения инновационной деятельности в целях повышения региональной конкурентоспособности можно сформулировать следующим образом:
1) центр тяжести в инновационной деятельности должен приходиться на машиностроение, энергетику, металлургию, строительство и экологию;
2) необходимо сформировать портфель инновационных проектов и программ, подлежащих первоочередному освоению, по которым имеется
научный и изобретательский задел высокого уровня; наиболее перспективные проекты должны объединяться в региональную инновационную программу, которая должна быть увязана с приоритетами промышленной стратегии;
3) требуется поиск эффективных организационных форм для осуществления инновационных проектов, прежде всего необходимо активное использование венчурного капитала;
4) фактором реализации инновационной стратегии необходимо сделать профессиональный инновационный менеджмент; специалистов, способных эффективно осуществлять разработку и реализацию инновационных проектов и программ, крайне мало, поэтому нужна подготовка специалистов в этой области.
Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие решению перечисленных выше проблем. В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (табл. 2).
Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем. Успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено в зависимость исключительно от наличия соответствующих объектов инфраструктуры. Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и
Таблица 2
общая схема инновационной инфраструктуры
Производственно-технологические институты Консалтинговые институты Финансовые институты Кадровая составляющая информационная составляющая Сбытовая составляющая
Инновационно-технологические центры и технопарки Центры трансфера технологий Бюджетные средства Повышение квалификации персонала в области инноваций Государственная система научно-технической информации Внешнеторговые объединения
Инновационно-промышленные комплексы Консалтинг в сфере экономики и финансов Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития Подготовка специалистов в области технологического и научного менеджмента Ресурсы структур поддержки малого бизнеса Специализированные посреднические фирмы
Технологические кластеры Технологический консалтинг Венчурные фонды Региональные информационные сети Интернет
Технико-внедренческие зоны Маркетинговый консалтинг Посевные и стартовые фонды Интернет Выставки
Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием Консалтинг в области внешнеэкономической деятельности Гарантийные структуры и фонды
эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий.
Задача развития инфраструктуры тесно связана с задачами развития сектора исследований, усиления исследовательской деятельности в вузах, развития инновационной деятельности в промышленности. Реализация мер по переходу к инновационному типу экономического развития требует организации постоянного мониторинга происходящих изменений в целях своевременной корректировки принимаемых мер, внесения корректив в концептуальные документы и целевые программы.
Список литературы
1. Иванов В. В. Национальная инновационная система: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. 2002. № 7. С. 37—39.
2.Монастырный Е. А. Методологическое обеспечение процессов формирования региональной инновационной системы // Инновации. 2006. № 8. С. 49—54.
3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утверждены письмом Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http:// innovus. biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf.
5. Суховей А. В., Голова И.М. Сохранение отраслевой науки как необходимого элемента отечественной инновационной системы // Инновации. 2005. № 3. С. 26—29.
6. ЧистяковаН. О., Краковецкая И. В. Формирование методического инструментария оценки эффективности высшей школы и объектов инфраструктуры как элементов региональной инновационной системы. Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2010.
7. Doloreux D., Parto S. Regional Innovation Systems: A Critical Review // International Journal of Innovation Management — 2003. № 7. P. 86—94.
8. Green Paper on Innovation, Bulletin of the European Union, Supplement 5/95 / European Commission. Luxembourg, 1996.
9. Radosevic S. Regional Innovation Systems in Central and Eastern Europe: Determinants, Organizers and Alignments // The Journal of Technology Transfer, Springer, vol. 27(1), 2002. P. 87—96.
10. Simmie J. Innovation and urban regions as national and international nodes for the transfer and sharing of knowledge, Regional Studies 37 (6/7), 2003. P. 607—620.
11. Sixth Periodic Reporting: region problems / UNESCO. URL: http://whc. unesco. org/en/ periodicreporting.