Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса, за счет внедрения инноваций'

Повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса, за счет внедрения инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1478
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ / ПИЩЕВОЙ ДИЗАЙН / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туватова В. Е.

Статья посвящена проблеме повышения конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса. В статье рассмотрены основные аспекты использования инновационных направлений маркетинга в ресторанном бизнесе и предложены пути продвижения ресторанных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туватова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса, за счет внедрения инноваций»

Иркутской государственной экономической академии. 2001. № 3. С. 23-27.

5. Фабоцци Ф. Дж. Управление инвестициями. - М.: Инфра-М, 2010

6. Prokopyeva A.V., Nechaev A.S. Key features of risks of company innovative activities // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 2. С. 233-236.

© Тарасова И.А., 2016

УДК 339.1

В. Е. Туватова

К. т. н., доцент Технологический факультет Институт пищевых технологий и дизайна г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА,

ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса. В статье рассмотрены основные аспекты использования инновационных направлений маркетинга в ресторанном бизнесе и предложены пути продвижения ресторанных услуг.

Ключевые слова

Ресторанный бизнес, продвижение продукции, пищевой дизайн, инновационный маркетинг.

Ресторанный бизнес - одна из немногих сфер отечественной экономики, в которой практически с самого начала экономических реформ в полной мере проявились рыночные отношения, и сегодня, это наиболее динамично развивающийся и высокодоходный, а, следовательно, перспективный для инвестиций и привлекательный для предпринимателей сегмент российского рынка услуг.

Бурные темпы роста сферы общественного питания в нашей стране привели к тому, что в данном сегменте рынка обострилась конкуренция. В условиях возросшей конкуренции в ресторанном бизнесе возникла потребность в использовании современных, инновационных методов продвижения ресторанной продукции.

Можно выделить следующие основные пути внедрения новаций в ресторанном бизнесе:

• открытие предприятий новых форматов;

• создание принципиально новых продуктов - инновационных, синтезированных и обогащенных с заданным функциональным назначением;

• использование нетрадиционных для данной кухни и территории продуктов;

• использование новых видов рекламы и PR-кампаний;

• применение новых форм подачи кулинарной продукции.

В настоящее время в России наибольшее распространение получили предприятия питания следующих форматов:

• фаст-фуд (fast-food) - предприятия быстрого обслуживания;

• фри фло (free flow) - свободный доступ;

• фаст-кэжл (fast-casual) - заведения быстрого питания, родственные фаст-фуду, но с более изысканным меню;

• кофейни;

• демократичные рестораны с соответствующими ценами, например, сеть ресторанов «Едок»;

• универсальные рестораны/кафе;

• рестораны/ кафе национальной кухни;

• пивные рестораны и пабы;

• монопродуктовые заведения общественного питания (пиццерии; блинные; суши-бары; пельменные; кафе-мороженое; кафе-кондитерские и т.д.).

Среди современных тенденций в ресторанном бизнесе можно отметить: совершенствование искусства приготовления блюд и сочетания пищевых ингредиентов, а также способов их подачи, включая оригинальную сервировку и необычную посуду [1, с. 138].

«Пищевой дизайн» или «food-design» - одно из новых направлений в индустрии питания XXI века. Он обычно ассоциируется с двумя отдельными направлениями: дизайном упаковки и гастрономическими экспериментами шеф-поваров. В Европе под этим термином подразумеваются не только эстетические приемы, но и целая культурно-философская концепция, включающая комплексный подход к презентации и изготовлению блюд.

Пищевой дизайн — новое модное искусство, в котором сочетаются креативный подход к продуктам питания, непосредственно к процессу приготовления пищи, а также к дизайну текстиля и посуды. Благодаря food-дизайну можно задуматься о том, что и как мы едим, заново посмотреть на привычные продукты, создать настроение. В арт-кулинарии важно не упустить ни один ингредиент, ведь уже через минуту он может стать арт-объектом [2, с.57].

Есть рестораны, в которых подают еду, а есть рестораны, в которых подают эстетическое удовольствие. Наслаждение едой следует за ним немедленно, как бесплатное приложение. Ресторан АЛИНЕА в Чикаго переходит все привычные границы великолепия, в своих блюдах, создавая шедевры, которые и есть жалко, но вместе с тем очень хочется. Шедевры можно разделить на две группы - кулинарные и скульптуры, исключительно из съедобных ингредиентов со специальными приспособлениями для их инсталляции, иногда напоминающими фантастические орудия. Композиции выглядят захватывающе и необычно. Здесь соединяется мастерство шеф-повара и тонкий взгляд на природу вещей профессионального ювелира. И даже самые простые блюда, в их исполнении, получаются верхом виртуозной элегантности.

Сейчас в Европе и США появляется новый вид брендинга: пища от кутюр. Это пища от определенного дизайнера.

Одна из современных тенденций в ресторанном бизнесе — оригинальное оформление блюд: карвинг — фигурная нарезка овощей и фруктов; латте-арт — нанесение рисунка на кофе, а также эффектные формы подачи готовых изделий: фламбирование — поджигание готового изделия; транширование — порционирование блюда, приготовленного целиком; использование специальной посуды для подачи национальных блюд и т.п. [3, с.22].

При оформлении кулинарных изделий, посуда нередко, выступает в качестве рамы для произведения искусства, а иногда сама дизайнерская посуда создает повод для нестандартных решений - например, набор тарелок-треугольников Triangolo, который составляет круг, при порционировании, он подходит для раскладывания пиццы, торта, пирожных.

Творческий подход к вопросу привлечения дополнительных клиентов в индустрии питания выражается сегодня не только в том, чем и как накормить людей, но и какими видами дополнительных услуг и развлечений можно привлечь новых потребителей. Так появляются предприятия питания, где гости сами могут участвовать в процессе приготовления кулинарной продукции, оценить мастерство повара, готовящего блюда на глазах клиентов, посмотреть во время трапезы фильм или поучаствовать самим в каком-либо шоу. Кальянные, чайные, детские комнаты, уже стали сегодня привычным делом.

В последнее время все чаще для продвижения ресторанных услуг применяют мобильный маркетинг (СМС, ММС-реклама), вирусный маркетинг - распространение информации с помощью фото, видео, анекдотов и т.п. Разновидностью вирусного маркетинга является провокационный или партизанский

маркетинг, который использует для продвижения продукции и услуг интернет-форумы, чаты, блоги, флэш-мобы.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на все трудности, рост индустрии питания в России постепенно набирает всё большие темпы. Высокая конкуренция на рынке ресторанных услуг будет способствовать использованию новых методов подачи и продвижения ресторанной продукции. Список использованной литературы:

1. Рождественская Л.Н., Чередниченко Л.Е. Креатив в системах общественного питания: границы допустимого // Креативная экономика. — 2011. — № 7 (55). — с. 136-144.

2. Туватова В.Е. Методы инновационного маркетинга в ресторанном бизнесе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - с. 55-58.

3. Туватова В.Е. Перспективы использования средств маркетинга в ресторанном бизнесе // Маркетинг.- 2011. - №1.- с. 20-24.

© Туватова В.Е., 2016.

УДК 330.357

Н.Л. Удальцова

к.э.н., доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета при Правительстве РФ (Финуниверситет)

г. Москва, Российская Федерация

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ - КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Основной тенденцией развития современной экономики является так называемая «экономика знаний». Этот тип экономики характеризуется уходом на второй план материальных составляющих в работе организации, решающую роль сегодня играют интеллектуальные ресурсы. Материальные активы уже не имеют такой ценности, как скажем 50, 100 лет назад. Сегодня в век развития технологий, повсеместной глобализации и информатизации, творческий, интеллектуальный труд является основой для успеха в любой отрасли, а знания в свою очередь являются основной производительной силой.

Экономика предыдущих периодов существенно зависела от использования земли, природных ресурсов, оборудования и капитала для создания добавленной стоимости. Нынешняя экономика, экономика знаний в большей мере зависит от эффективности использования интеллектуального капитала. Т.е. эффективность экономики зависит от степени использования, развития, интегрирования, управления знаний, интеллектуальных ресурсов.

Не стоит забывать о существенной роли развития инноваций, которые являются одним из основных драйверов развития любой экономики. Без знаний, интеллектуального капитала немыслимо создание тех самых инноваций. Экономическое благосостояние зависит от инноваций, развитие которых в свою очередь напрямую зависит от уровня знаний и доступности информации, нежели от процессов производства.

Выступая в качестве нематериального актива интеллектуальный капитал, в большинстве случаев не отражается в балансе организаций, однако в отличие от материальных активов имеет для неё основную ценность. Интеллектуальный капитал можно определить как разницу между рыночной стоимостью компании и стоимостью замещения её активов. Существенная роль нематериальных активов организации, её интеллектуального капитала обуславливает потребность поиска подходов, способных обеспечить успешное управление интеллектуальным капиталом. Независимо от роли материальных и нематериальных ресурсов, получение максимальной прибыли остается основной задачей любой организации. Таким образом, детальное изучение данных понятий способно обеспечить организацию серьезными конкурентными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.