Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности на предприятиях гостиничного хозяйства'

Повышение конкурентоспособности на предприятиях гостиничного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламиева Е. Н.

В статье рассматриваются основные направления повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства в Пермском крае, особенности функционирования регионального рынка гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности на предприятиях гостиничного хозяйства»

5. Шутьков С.А. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе / С.А. Шутьков. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2005. - 166 с.

6. Пермский край в цифрах, 2011: краткий стат. сб. Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Перм. краю. - Пермь, 2010. - 176 с.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Исламиева Е.Н.*

Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,

г. Пермь

В статье рассматриваются основные направления повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства в Пермском крае, особенности функционирования регионального рынка гостиничных услуг.

Предприятия гостиничного хозяйства, представляющие материальную основу туристской отрасли, несут в себе огромный потенциал для устойчивого дохода в государственный бюджет. Эффективное развитие предприятий гостиничного хозяйства является стратегически важным направлением для туризма и национальной экономики.

Как элемент инфраструктуры, гостиничное хозяйство отражает обустроенность социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов и производства. Деятельность предприятий гостиничного хозяйства способствует укреплению связей, превращая их в систему интеграционных процессов с реализацией социально-культурного обмена, с развитием культуры познания [6, с. 47].

За последние годы в Пермском крае повысилась доступность гостиничных услуг для различных категорий потребителей, чему способствовали упрощение туристских формальностей, демократизация процессов обслуживания, концентрация средств размещения, повышение эффективности функционирования национальной экономики. Во многих городах края появились гостиницы различного уровня, принадлежащие как российским, так и зарубежным владельцам. Однако уровень регионального гостиничного бизнеса отстает от мировых тенденций. Региональные предприятия гостиничного хозяйства отличают низкий уровень сервиса и качества услуг, неэффективный менеджмент, которые не дают возможности в полной мере удовлетворять потребности рынка в гостиничных услугах и выдерживать конкуренцию. Это препятствует эффективному развитию предприятий гостиничного хозяйства в Пермском крае.

* Преподаватель кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий.

В этих условиях решение задачи обеспечения собственной конкурентоспособности, позволяющей удовлетворять спрос на высококачественные гостиничные услуги, становится главным конкурентным преимуществом предприятий гостиничного хозяйства.

Конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке [4, с. 35].

Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции - это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение [4, с. 35].

Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Успешная работа предприятий в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Борьба за потребителя - это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

Прочность положения предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями вести конкурентную борьбу.

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкурентоспособный товар - это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков [1, с. 68].

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов. В исследовании теоретически обоснованы и выбраны наиболее

значимые факторы конкурентных преимуществ предприятий гостиничного хозяйства: качество гостиничных услуг, система ценообразования, организационная культура, система менеджмента и мотивация персонала. Совокупность этих факторов способствует возникновению среды, которая ведет к повышению конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства.

Сегодня этот факт побуждает собственников и управляющих предприятий гостиничного хозяйства осуществлять поиск инструментов и средств обеспечения конкурентоспособности. Несовершенство действующих подходов к обеспечению конкурентоспособности обусловлено, прежде всего, отсутствием механизма, позволяющего оценить уровень конкурентоспособности предприятия гостиничного хозяйства, выявить факторы конкурентных преимуществ, определить инструменты управленческих воздействий на конкурентоспособность. Отсюда возникает необходимость разработки организационно-экономического механизма, способного обеспечить высокий уровень развития гостиничного хозяйства.

Понятие конкурентоспособности связано с определением сущности и роли конкуренции, которые обусловлены рядом ключевых проблем хозяйственной деятельности. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара, совокупности социально-экономических и организационных факторов, а также методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы [5, с. 16].

Следует отметить, что для работающих в сфере гостеприимства характерна высокая степень конкуренции, зависимость от сезонности, природных, общеполитических и прочих внешних факторов. Условия развития рынка гостиничных услуг, сложность работы на нем диктуются особенностями функционирования предприятий гостиничного хозяйства. Экономическая сущность гостиничной деятельности имеет нематериальный характер. Гостиничные предприятия предлагают рынку свой товарный продукт в виде услуги, в производство которой вовлекается и потребитель.

Проведенные автором исследования показывают, что максимальное удовлетворение потребителей гостиничных услуг возможно лишь при оказании предприятием гостиничного хозяйства конкурентоспособных гостиничных услуг. Конкурентоспособные гостиничные услуги формируются в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия гостиничного хозяйства, основанной на реализации конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность предприятий гостиничного хозяйства включает большой комплекс социально-экономических характеристик, определяющих положение субъекта хозяйствования на рынке. С одной стороны это совокупность характеристик самого предприятия, которая определяется уровнем использования его производственного, кадрового и маркетингового потенциала.

Факторы конкурентных преимуществ предприятий гостиничного хозяйства - это совокупность условий и процессов производственно-хозяйственной

деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение в производстве и реализации гостиничных услуг и обеспечивают превосходство перед конкурентами. Они определяются условиями функционирования как внешней, так и внутренней среды.

Для предприятий гостиничного хозяйства важным является не только процесс формирования факторов конкурентных преимуществ, но и процесс их удержания. Для достижения своей цели, предприятиям приходится уравновешивать свои чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами составляющих среды. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественным ожиданиям, сводится к тому, что предприятия гостиничного хозяйства должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, безопасность, защита интересов потребителя и т.п.

Механизм обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия может быть представлен в виде пространственной модели, включающей:

1. комплексно функционирующие этапы процесса обеспечения конкурентоспособности;

2. элементы, определяющие мероприятия по обеспечению конкурентоспособности;

3. средства и методы, способствующие максимальному удовлетворению потребностей клиентов [2, с. 34].

В предлагаемом механизме обеспечения конкурентоспособности базовым стержнем рассматривается максимальное удовлетворение потребительских предпочтений за счет реализации совокупности экономических и организационных инструментов. Повышение уровня удовлетворенности потребителей может стать основой для развития уникального конкурентного преимущества. Удовлетворенность подвержена влиянию двух факторов: «выгода потребителя» и «ориентация на потребителя». Чем больше выгода от использования услуги, тем больше удовлетворенность и выше оценка услуги. Если системы, процессы и структуры предприятия сориентированы таким образом, что они воспринимаются фактическими и потенциальными потребителями как соответствующие ожиданиям, то такая позиция способствует появлению удовлетворенности потребителей своим производителем услуги [3, с. 27].

Основным направлением конкурентоспособности гостиничных предприятий является повышение эффективности эксплуатационной деятельности гостиниц за счёт улучшения услуг и предоставления новых дополнительных услуг. В общей системе гостиничного предложения некоторые из услуг не играют большой роли при формировании прибыли, однако они способствуют приобретению других услуг и повышению предложения, которое зависит от организационной культуры.

Таким образом, конкурентоспособность предприятий гостиничных хозяйств возможно за счет предоставления новых дополнительных услуг, с одновременным процессом реконструкции и модернизации существующих

гостиниц. В сервисное обслуживание гостиничных хозяйств включается множество разнообразных услуг. Перечень услуг постоянно дополняется, видоизменяется и дифференцируется в зависимости от размеров гостиницы, её месторасположения, уровня комфортабельности и других факторов. Современное состояние гостиничных услуг характеризуется отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Производство гостиничных услуг требует высоких материальных постоянных затрат при существенно меньших переменных затратах. Особое значение для развития гостиничных услуг имеет изучение всей гостиничной индустрии, её состояния и тенденций развития.

Список литературы:

1. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. - 347 с.

2. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика. - М.: Кнорус, 2008. - 287 с.

3. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. - М.: Маркет ДС, 2006. - 166 с.

4. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность - М.: Экзамен, 2007. - 267 с.

5. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология. - М., 2008. - 253 с.

6. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. В.С.Янкевича. -М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ VAS В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ ОПЕРАТОРЕ

© Лазарев П.И.*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются показатели оценки инновационных проектов по внедрению дополнительных услуг связи, используемые в процессе выработки решения телекоммуникационными операторами. Показатели выделяются для каждого из трех этапов оценки с учетом специфики каждого из них.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.