Научная статья на тему 'Исследование конкуренции на рынке гостиничных услуг крупного промышленного центра (на примере г. Перми)'

Исследование конкуренции на рынке гостиничных услуг крупного промышленного центра (на примере г. Перми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косвинцева Е. Н.

В настоящее время все большую долю в ВВП занимает сфера услуг и гостиничный бизнес как ее важнейший элемент. В связи с большой трудоемкостью, имеющей место в гостиничной индустрии, в ней занято большое количество трудоспособного населения во многих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование конкуренции на рынке гостиничных услуг крупного промышленного центра (на примере г. Перми)»

звездная болезнь

исследование конкуренции

на рынке гостиничных услуг

крупного промышленного центра

(на примере г. Перми)

_В настоящее время все большую долю в ВВП занимает

_сфера услуг и гостиничный бизнес как ее важнейший элемент.

В связи с большой трудоемкостью, имеющей место в гостиничной

_индустрии, в ней занято большое количество трудоспособного

__населения во многих странах.

Косвинцева Е.Н.

преподаватель кафедры управления и экономики социально-культурной сферы Пермского государственного института искусства и культуры

Большинство экспертов прогнозируют на ближайшее время небывалый рост гостиничной индустрии в России. Причины подъема называются разные, но главная состоит в том, что сегодня в стране имеется большое количество финансовых ресурсов, а секторов экономики, оптимально сочетающих риски с эффективностью инвестиций не так много. Инвесторы, работавшие в секторе недвижимости, уже обратили свои взгляды на смежные сферы, среди которых гостиничное направление выглядит весьма привлекательным. С развитием рыночных отношений, международных партнерских связей, с увеличением и расширением сферы производства и потребления растут требования, предъявляемые к качеству сферы обслуживания, в том числе и к предоставлению гостиничных услуг [1]. Проблема конкурентоспособности на российском рынке гостеприимства стоит достаточно остро, поскольку отечественные предприятия не являются конкурентоспособными по многим показателям. Так, например качество гостиничных услуг и уровень сервиса зачастую остается очень низким (не говоря о сравнении с зарубежными предприятиями). Невозможность правильно оценить изменения потребностей клиентов, конъюнктуру рынка

гринимательство, 2008, № 4 (2)

и выбрать соответствующую стратегию приводит к ошибкам в управлении, ухудшению финансового состояния, снижению конкурентоспособности, а иногда и к банкротству. В последнее время в Перми наблюдается рост числа гостиничных предприятий. В период с 2005 г. по настоящее время количество отелей увеличилось более чем в 1,5 раза. Хотя рынок до сих пор не насыщен, конкуренция уже дает о себе знать, так как, помимо местных собственников, в Перми уже действуют и развиваются федеральные и иностранные гостиничные цепи (Amaks Grand Hotels, Hilton Hotels Corp.) [2].

Сегодня на рынке гостиничных услуг г. Перми работают 36 гостиниц. Крупнейшими из них являются «Урал» 420 номеров, «Прикамье» 150 номеров и «Амакс Премьер отель» 139 номеров. По уровню предоставляемых услуг и сегменту рынка все гостиницы города можно разделить на четыре типа:

1. Современные бизнес-отели - занимают около 18% рынка гостиничных услуг Перми и ориентируются в основном на бизнес-туристов;

2. Мини-отели - составляют порядка 14% рынка гостиничных услуг города и ориентируются на различные категории клиентов. Располагаются, как правило, в непредназначенных для гостиниц зданиях, зачастую занимают один или несколько этажей в жилом доме. Количество номеров в таких гостиницах составляет в среднем 15;

3. Гостиницы «советского» образца - занимают около 61% рынка гостиничных услуг Перми. Целевая аудитория - командированные служащие, группы туристов, школьники, студенты, спортсмены и пр. Частично номерной фонд этих гостиниц обновлен, но уровень обслуживания по-прежнему остается невысоким;

4. Общежития гостиничного типа - составляют порядка 7% гостиничного рынка Перми. Эти гостиницы отличаются изношенным номерным фондом, отсутствием элементарных удобств и дополнительных услуг, зачастую и плохим обслуживанием. В реальности

выгодные

условия аренды

элитного

жилья создают

конкуренцию

рынку

гостиничных

услуг

туристический бизнес

—Пнй

звезс

важнейшими

факторами,

обеспечивающими

конкурентные

позиции

гостиничных

предприятий

на рынке,

являются качество

и цена услуг

они не отвечают требованиям, предъявляемым к гостиницам, и являются общежитиями гостиничного типа.

Особо стоит выделить ситуацию на достаточно новом и активно развивающемся сегменте рынка - аренде апартаментов. Выгодные условия аренды элитного жилья создают конкуренцию рынку гостиничных услуг. Сдаваемые квартиры повышенной комфортности вполне соответствуют 4-5-звездочным гостиничным номерам: евроремонт, мебель хорошего качества, бытовая техника, зачастую джакузи, «теплые полы», услуги горничной. Солидные организации и крупные предприятия давно являются основными арендаторами подобного жилья, осознав несомненные преимущества содержания элитной квартиры перед постоянными издержками проживания гостей в местных отелях. Именно организации являются основными арендаторами апартаментов - они создают более 85% спроса [3, с. 87].

Несмотря на развивающийся характер рынка гостиничных услуг г. Перми, выделенные типы предприятий представляют собой определенные конкурентные группы, внутри которых идет борьба за потребителя. Основная проблема заключается в том, что в городе растет число современных бизнес-отелей и гостиницы «советского» образца не выдерживают конкуренции. И, хотя, менеджмент этих гостиниц стремится к обновлению материально-технической базы (переоснащение номерного фонда, ремонт и реконструкция зданий) и оснащению современными средствами для организации бизнес-деятельности, но этих мер на сегодняшний день недостаточно.

В результате рассмотрения вопросов конкурентоспособности можно отметить, что важнейшими факторами, обеспечивающими конкурентные позиции гостиничных предприятий на рынке, являются качество и цена услуг. Помимо мероприятий, направленных на снижение затрат и повышение качества гостиничных услуг, необходимо осуществлять деятель-

_российское предпринимательство, 2008, № 4 (2)

ность, направленную на создание и поддержание необходимого имиджа, стимулирование спроса, формирование лояльности потребителя, расширение сбытовой сети и другие активные действия.

Вместе с тем необходимо помнить, что главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия, является качество продукции. Ситуация в г. Перми складывается таким образом, что при невысоком уровне сервиса цены на размещение в гостиницах не ниже, чем в Европе, а иногда и выше. Об уровне сервиса говорят результаты исследования (февраль-апрель 2006 г.). Было опрошено 640 человек в пяти гостиницах города. В целом оценка качества службы размещения и службы горничных среди основных участников гостиничного рынка г. Перми достаточно низкая. Положительную оценку работе службы размещения дали 58,1% опрошенных и 64,8% опрошенных службе горничных соответственно. Итак, на основании вышеизложенного можно выявить организационно-экономические условия повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия. Таковыми являются:

1. Разработка и совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием;

2. Внедрение системы всеобщего управления качеством на гостиничном предприятии с учетом его специфики;

3. Выявление целевого рынка и систематическое изучение потребностей клиентов;

4. Выявление факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия в условиях растущей конкуренции;

5. Стимулирование инновационной деятельности;

6. Постоянный контроль и оценка бизнес-процессов предприятия с целью улучшения их качества;

7. Использование опыта ведущих компаний через применение бенчмаркинга (эталонного сопоставления).

.Литература

1. Косвинцева Е.Н Анализ особенностей рынка гостиничных услуг круп-

нейших городов - промышленных центров РФ (на примере г. Перми). //

Российское предпринимательство. - 2007. №11. - с.104-106.

2. Сведения о предприятиях гостиничного типа. №29-117/262. - Пермь:

Пермьстат, 2007.

3. Шилов Н.«Звездная»

недвижимость. // Бизнес-журнал. - 2006. №16. - с. 87-90

туристический бизнес^Л._

—185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.