звездная болезнь
исследование конкуренции
на рынке гостиничных услуг
крупного промышленного центра
(на примере г. Перми)
_В настоящее время все большую долю в ВВП занимает
_сфера услуг и гостиничный бизнес как ее важнейший элемент.
В связи с большой трудоемкостью, имеющей место в гостиничной
_индустрии, в ней занято большое количество трудоспособного
__населения во многих странах.
Косвинцева Е.Н.
преподаватель кафедры управления и экономики социально-культурной сферы Пермского государственного института искусства и культуры
Большинство экспертов прогнозируют на ближайшее время небывалый рост гостиничной индустрии в России. Причины подъема называются разные, но главная состоит в том, что сегодня в стране имеется большое количество финансовых ресурсов, а секторов экономики, оптимально сочетающих риски с эффективностью инвестиций не так много. Инвесторы, работавшие в секторе недвижимости, уже обратили свои взгляды на смежные сферы, среди которых гостиничное направление выглядит весьма привлекательным. С развитием рыночных отношений, международных партнерских связей, с увеличением и расширением сферы производства и потребления растут требования, предъявляемые к качеству сферы обслуживания, в том числе и к предоставлению гостиничных услуг [1]. Проблема конкурентоспособности на российском рынке гостеприимства стоит достаточно остро, поскольку отечественные предприятия не являются конкурентоспособными по многим показателям. Так, например качество гостиничных услуг и уровень сервиса зачастую остается очень низким (не говоря о сравнении с зарубежными предприятиями). Невозможность правильно оценить изменения потребностей клиентов, конъюнктуру рынка
гринимательство, 2008, № 4 (2)
и выбрать соответствующую стратегию приводит к ошибкам в управлении, ухудшению финансового состояния, снижению конкурентоспособности, а иногда и к банкротству. В последнее время в Перми наблюдается рост числа гостиничных предприятий. В период с 2005 г. по настоящее время количество отелей увеличилось более чем в 1,5 раза. Хотя рынок до сих пор не насыщен, конкуренция уже дает о себе знать, так как, помимо местных собственников, в Перми уже действуют и развиваются федеральные и иностранные гостиничные цепи (Amaks Grand Hotels, Hilton Hotels Corp.) [2].
Сегодня на рынке гостиничных услуг г. Перми работают 36 гостиниц. Крупнейшими из них являются «Урал» 420 номеров, «Прикамье» 150 номеров и «Амакс Премьер отель» 139 номеров. По уровню предоставляемых услуг и сегменту рынка все гостиницы города можно разделить на четыре типа:
1. Современные бизнес-отели - занимают около 18% рынка гостиничных услуг Перми и ориентируются в основном на бизнес-туристов;
2. Мини-отели - составляют порядка 14% рынка гостиничных услуг города и ориентируются на различные категории клиентов. Располагаются, как правило, в непредназначенных для гостиниц зданиях, зачастую занимают один или несколько этажей в жилом доме. Количество номеров в таких гостиницах составляет в среднем 15;
3. Гостиницы «советского» образца - занимают около 61% рынка гостиничных услуг Перми. Целевая аудитория - командированные служащие, группы туристов, школьники, студенты, спортсмены и пр. Частично номерной фонд этих гостиниц обновлен, но уровень обслуживания по-прежнему остается невысоким;
4. Общежития гостиничного типа - составляют порядка 7% гостиничного рынка Перми. Эти гостиницы отличаются изношенным номерным фондом, отсутствием элементарных удобств и дополнительных услуг, зачастую и плохим обслуживанием. В реальности
выгодные
условия аренды
элитного
жилья создают
конкуренцию
рынку
гостиничных
услуг
туристический бизнес
—Пнй
звезс
важнейшими
факторами,
обеспечивающими
конкурентные
позиции
гостиничных
предприятий
на рынке,
являются качество
и цена услуг
они не отвечают требованиям, предъявляемым к гостиницам, и являются общежитиями гостиничного типа.
Особо стоит выделить ситуацию на достаточно новом и активно развивающемся сегменте рынка - аренде апартаментов. Выгодные условия аренды элитного жилья создают конкуренцию рынку гостиничных услуг. Сдаваемые квартиры повышенной комфортности вполне соответствуют 4-5-звездочным гостиничным номерам: евроремонт, мебель хорошего качества, бытовая техника, зачастую джакузи, «теплые полы», услуги горничной. Солидные организации и крупные предприятия давно являются основными арендаторами подобного жилья, осознав несомненные преимущества содержания элитной квартиры перед постоянными издержками проживания гостей в местных отелях. Именно организации являются основными арендаторами апартаментов - они создают более 85% спроса [3, с. 87].
Несмотря на развивающийся характер рынка гостиничных услуг г. Перми, выделенные типы предприятий представляют собой определенные конкурентные группы, внутри которых идет борьба за потребителя. Основная проблема заключается в том, что в городе растет число современных бизнес-отелей и гостиницы «советского» образца не выдерживают конкуренции. И, хотя, менеджмент этих гостиниц стремится к обновлению материально-технической базы (переоснащение номерного фонда, ремонт и реконструкция зданий) и оснащению современными средствами для организации бизнес-деятельности, но этих мер на сегодняшний день недостаточно.
В результате рассмотрения вопросов конкурентоспособности можно отметить, что важнейшими факторами, обеспечивающими конкурентные позиции гостиничных предприятий на рынке, являются качество и цена услуг. Помимо мероприятий, направленных на снижение затрат и повышение качества гостиничных услуг, необходимо осуществлять деятель-
_российское предпринимательство, 2008, № 4 (2)
ность, направленную на создание и поддержание необходимого имиджа, стимулирование спроса, формирование лояльности потребителя, расширение сбытовой сети и другие активные действия.
Вместе с тем необходимо помнить, что главным фактором, формирующим конкурентные преимущества предприятия, является качество продукции. Ситуация в г. Перми складывается таким образом, что при невысоком уровне сервиса цены на размещение в гостиницах не ниже, чем в Европе, а иногда и выше. Об уровне сервиса говорят результаты исследования (февраль-апрель 2006 г.). Было опрошено 640 человек в пяти гостиницах города. В целом оценка качества службы размещения и службы горничных среди основных участников гостиничного рынка г. Перми достаточно низкая. Положительную оценку работе службы размещения дали 58,1% опрошенных и 64,8% опрошенных службе горничных соответственно. Итак, на основании вышеизложенного можно выявить организационно-экономические условия повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия. Таковыми являются:
1. Разработка и совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием;
2. Внедрение системы всеобщего управления качеством на гостиничном предприятии с учетом его специфики;
3. Выявление целевого рынка и систематическое изучение потребностей клиентов;
4. Выявление факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия в условиях растущей конкуренции;
5. Стимулирование инновационной деятельности;
6. Постоянный контроль и оценка бизнес-процессов предприятия с целью улучшения их качества;
7. Использование опыта ведущих компаний через применение бенчмаркинга (эталонного сопоставления).
.Литература
1. Косвинцева Е.Н Анализ особенностей рынка гостиничных услуг круп-
нейших городов - промышленных центров РФ (на примере г. Перми). //
Российское предпринимательство. - 2007. №11. - с.104-106.
2. Сведения о предприятиях гостиничного типа. №29-117/262. - Пермь:
Пермьстат, 2007.
3. Шилов Н.«Звездная»
недвижимость. // Бизнес-журнал. - 2006. №16. - с. 87-90
туристический бизнес^Л._
—185