Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга с помощью модифицированного метода экспертных оценок'

Оценка конкурентоспособности пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга с помощью модифицированного метода экспертных оценок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1217
266
Поделиться
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко М.И.

В статье выделены основные составляющие конкурентоспособности гостиничного предприятия, проведен анализ выбранных гостиниц по факторам конкурентоспособности. Модифицированным методом экспертных оценок определена конкурентоспособность пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга с помощью модифицированного метода экспертных оценок»

УДК 640.41.01(075.9)

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫХ ГОСТИНИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОГО МЕТОДА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК*

М. И. ШЕВЧЕНКО,

ассистент кафедры управления предпринимательской деятельностью E-mail: marizz@mail. ru Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье выделены основные составляющие конкурентоспособности гостиничного предприятия, проведен анализ выбранных гостиниц по факторам конкурентоспособности. Модифицированным методом экспертных оценок определена конкурентоспособность пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: гостиничные услуги, индустрия гостеприимства, конкурентоспособность, качество гостиничных услуг.

Предприятия индустрии гостеприимства функционируют в Российской Федерации в условиях развивающихся рынков. Усиливается воздействие рыночных сил, требующих повышения конкурентоспособности и удовлетворения потребителя, обеспечивающего благополучие предприятия, его работников и владельцев.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужила классическая теория конкуренции, широко исследованная такими

* Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического развития Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма, а также в рамках четвертого этапа реализации программы Европейского Союза Tempus в Российской Федерации.

авторами, как, А. Смит, Й. Шумпетер, Д. Кейнс, М. Портер, Р. А. Фатхутдинов, Г. Л. Азоев и др. Кроме того, были проанализированы теоретические исследования, посвященные функционированию предприятий индустрии гостеприимства таких авторов, как Ф. Котлер, Д. Р. Уокер, М. Ю. Лайко, А. Л. Лесник, С. С. Скобкин, А. В. Чернышев, Е. В. Печерица и др.

Тем не менее в работах указанных авторов недостаточно полно рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий в условиях ужесточения конкурентной борьбы на динамично развивающемся рынке. Кроме того, в России пока отсутствуют апробированные методические рекомендации по определению конкурентной позиции, формированию конкурентных преимуществ и повышению конкурентоспособности гостиничных предприятий за счет управления качеством услуг.

Это обстоятельство обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований по разработке методических основ повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса для повышения эффективности их деятельности в изменяющихся условиях.

Главным условием выживания на гостиничном рынке являются непрерывное развитие и совершенствование предприятий по всем параметрам, а

главное - уровень качества предоставляемых услуг и максимальное удовлетворение потребностей клиентов, так как гостиничный бизнес - это бизнес репутационный, и успешное функционирование в нем обеспечивается исключительно имиджем и авторитетом данного предприятия у потребителя.

Для оценки конкурентоспособности гостиничных услуг применяется множество различных методов, например дифференциальный и комплексный методы оценки конкурентоспособности услуг, матричные методы оценки конкурентоспособности (матрица BCG, матрица МсЮ^еу, матрица И. Ансоффа, матрица Д. Абеля) и др. Все перечисленные методы являются эффективными, однако зачастую требуют анализа данных финансово-эко-

Источник: составлено автором.

Последовательность этапов оценки конкурентоспособности гостиницы

номической деятельности гостиницы, что является затруднительным ввиду закрытости этой информации. Поэтому для решения многокритериальной задачи с большим количеством факторов, влияющих на конкурентоспособность гостиниц, автором предлагается модифицированный метод экспертных оценок (метод глобального критерия), который позволяет на основе открытых данных оценить уровень конкурентоспособности гостиниц в определенном сегменте рынка.

Конкурентоспособность гостиницы является понятием относительным, потому что о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Следовательно, при расчете показателей конкурентоспособности гостиницы в качестве сравниваемого объекта необходимо выбирать группу конкурентов, затем эти показатели или собираются в один интегрированный показатель, или оценка производится по группе показателей.

Последовательность этапов оценки конкурентоспособности гостиницы представлена на рисунке.

Для обеспечения конкурентоспособности гостиниц по показателям качества, цены, ассортимента услуг и уровню обслуживания необходимо уделять должное внимание особенностям гостиничных услуг, связанных со сложностью и разнородностью такой услуги, зависимостью от человеческого фактора (персонала гостиницы), с участием гостя в процессе предоставления услуги.

Правильность результата, полученного в процессе оценки конкурентоспособности, в значительной степени

зависит от выбора оценочной базы. В качестве базовых могут быть выбраны следующие параметры:

- потребность потребителей;

- конкурирующая услуга;

- гипотетический образец услуги;

- группа аналогичных услуг;

- величина полезного эффекта.

Для анализа по факторам конкурентоспособности представлены десять пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга: «Гранд Отель Европа», «Рэдисон САС Роял», «Коринтия Отель Санкт-Петербург», «Гранд Отель Эмеральд», «Кемпински Мойка, 22», «Талион Империал Отель», «Астория», «Золотой Сад», «Ренессанс Балтик Отель», «Балтийская звезда». Уровень сервиса в пятизвездочных гостиницах Санкт-Петербурга уже давно пересек тот рубеж, который определяется высочайшими мировыми стандартами обслуживания клиентов.

Все гостиницы охарактеризованы по основным параметрам, таким как месторасположение, ближайшие достопримечательности, расстояние до аэропорта и железнодорожных вокзалов. Результаты представлены в табл. 1.

Пятизвездочные гостиницы категории традиционно располагаются в историческом и культурном центре Санкт-Петербурга вблизи всех значимых архитектурных памятников. Исключением является лишь гостиница «Балтийская звезда», располагающаяся в Стрельне. Расположение в историческом центре города значительно упрощает пребывание гостей в Санкт-Петербурге, так как почти все основные достопримечательности города находятся на расстоянии пешеходной прогулки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подавляющее большинство пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга принадлежит международным гостиничным сетям (табл. 2).

Несетевыми гостиницами в данной категории являются только «Балтийская звезда» и «Талион Империал Отель». Но «Талион Империал Отель» входит в ассоциацию «Ведущие малые отели мира» (The Leading Small Hotels of the Worlds и является ассоциированным членом влиятельного издания «Курорты и лучшие отели мира».

Общий номерной фонд пятизвездочных гостиниц в 2010 г. составил 1 515 номеров, что составляет лишь около 13 % от общего объема

Таблица 1

Общая характеристика пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга

Гостиница Адрес Ближайшие достопримечательности Расстояние до аэропорта Пулково и вокзалов, км

Гранд Отель Европа Невский проспект, Михайловская улица, 1/7 Невский проспект, Русский музей, Михайловский театр Аэропорт - 15,5. Финляндский вокзал - 6. Московский вокзал - 1,6. Витебский вокзал - 2,8

Рэдисон САС Роял Невский проспект, 49/2 Невский проспект, Аничков мост, площадь Восстания Аэропорт - 15. Московский вокзал - 1

Коринтия Отель Санкт-Петербург Невский проспект, 57 Невский проспект, Александро-Невская лавра Аэропорт - 14. Московский вокзал - 0,8

Гранд Отель Эмеральд Суворовский проспект, 18 Смольный собор, Таврический дворец, Таврический сад Аэропорт - 14,5. Московский вокзал - 0,5

Кемпински Мойка, 22 Набережная реки Мойки, 22 Невский проспект, Эрмитаж, Дворцовая площадь Аэропорт - 15. Московский вокзал - 3

Талион Империал Отель Набережная реки Мойки, 59 Невский проспект, Эрмитаж, Дворцовая площадь Аэропорт - 17. Московский вокзал - 1

Астория Большая Морская улица, 39 Исаакиевский собор, Невский проспект, Сенатская площадь, Медный всадник Аэропорт - 15 км, Московский вокзал - 3 км

Золотой Сад Владимирский проспект, 9 Аничков Мост, Аничков дворец, Владимирский собор Аэропорт - 17. Московский вокзал - 0,5

Ренессанс Балтик Отель Почтамтская улица, 4 Исаакиевский Собор, Мариинский театр, Набережная реки Фонтанки, Дворцовая площадь Аэропорт - 14. Московский вокзал - 3

Балтийская звезда Стрельна, Березовая аллея, 3 Дворцово-парковый ансамбль Конс-тантиновского дворца, Петродворец Аэропорт - 15. Московский вокзал - 18

Источник: составлено автором по [2-13].

Таблица 2

Принадлежность пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга международной гостиничной сети

Гостиница Сеть

Гранд Отель Европа Orient-Express Hotels

Астория Rocco Forte Hotels

Гранд Отель Эмеральд Summit Hotels and Resorts

Рэдиссон САС Роял Radisson SAS Hotels & Resorts

Кемпински Мойка, 22 Kempinski

Коринтия Отель Санкт-Пе- CHI Hotels and Resorts

тербург

Золотой Сад Boutique Hotels & Resorts International

Ренессанс Балтик Отель Marriott International

Балтийская звезда -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Талион Империал Отель -

Источник: составлено автором по [2-13].

номерного фонда всех гостиниц Санкт-Петербурга [16] (табл. 3).

Наибольшим номерным фондом обладает гостиница «Гранд Отель Европа» (301 номер), наименьшим - гостиница «Золотой Сад» с номерным фондом в 23 номера. Наибольшим количеством президентских номеров располагают гостиницы «Астория» и «Кемпински Мойка, 22».

Основным фактором, влияющим на ценообразование на рынке гостиничной недвижимости, является сезонность рынка. По сравнению с 2009-2010 гг. в 2011 г., по оценкам GVA Sawyer, цены на размещение в пятизвездочных гостиницах

Таблица 3

Номерной фонд пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга

снизились и в дальнейшем будут корректироваться в зависимости от ситуации на рынке. Цены на размещение в пятизвездочных гостиницах Санкт-Петербурга представлены в табл. 4.

В табл. 4 представлены цены, находящиеся в открытом доступе. Из этого следует, что цены гостиниц «Гранд Отель Европа», «Гранд Отель Эмеральд», «Балтийская звезда», «Ренессанс Бал-тик Отель», «Золотой Сад» и «Талион Империал Отель» находятся в свободном доступе, что всегда гораздо удобнее для гостей, чем звонки по телефону и предварительные запросы. В гостиницах «Астория», «Кемпински Мойка, 22», «Коринтия

Таблица 4

Стоимость размещения в номерах стандарт, люкс/полулюкс и президентских апартаментах пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга,

руб.

Объем Стан- Прези-

Гостиница номерного дартные дентские

фонда номера номера

Гранд Отель Европа 301 210 3

Коринтия Отель 280 149 1

Санкт-Петербург

Астория 223 61 5

Кемпински Мойка, 22 197 120 5

Рэдиссон САС Роял 164 107 1

Балтийская звезда 106 54 1

Ренессанс Балтик 102 76 1

Отель

Гранд Отель Эмеральд 90 59 2

Талион Империал 29 10 1

Отель

Золотой Сад 23 15 1

Гостиница Номер Цена

Гранд Отель Классический 22 100-27 625

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европа стандартный

Belle Chamber 39 100-65 000

Исторический 111 100-180 000

президентский люкс

Гранд Отель Стандартный 9 990-17 020

Эмеральд Представительский люкс 28 490-44 400

Королевский люкс 42 550-61 050

Балтийская Стандартный 4 200-6 000

звезда Люкс 10 900-12 600

Президентские 30 000-33 000

апартаменты

Астория Classic 11 500-14 700

Studio (Classic Suite) 16 100-19 700

Presidential Apartment По запросу

Кемпински Superior 9 340-16 800

Мойка, 22 Deluxe 10 920-20 480

Executive Suite По запросу

Ренессанс Deluxe 7 000-30 000

Балтик Suite Isaacs 16 000-45 000

Отель Bi-level 30 000-70 000

Коринтия Стандартный 5 640-7 750

Отель Санкт- Полулюкс По запросу

Петербург Президентский люкс По запросу

Золотой Сад Стандартный 6 700-10 600

Бизнес класс 9 150-12 800

Президентский люкс 48 700-72 300

Талион Классический 16 161-27 777

Империал Де люкс 23 433-47 978

Отель Presidential Suite По запросу

Рэдиссон Стандартный 7 500-20 060

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САС Роял Полулюкс 13 200-29 736

Люкс «Роял» 34 200-61 006

Источник: составлено автором по [2-13]. Источник: составлено автором по [2-13].

Отель Санкт-Петербург» и «Рэдиссон САС Роял» большинство цен можно узнать только по запросу при бронировании номера.

Во всех номерах пятизвездочных гостиниц должны быть прямая городская, междугородная и международная телефонная связь, ванна во всех номерах, дополнительный туалет для многокомнатных номеров, в ванной комнате должны быть шампунь, гель, лосьон, бритвенный прибор, соль для ванны, халат банный (на каждого гостя), сейф в номере, выключатель дистанционного управления для всех источников света, термостат для индивидуального регулирования температуры, телевизор с дистанционным управлением и приемом программ основных телекомпаний мира. Каждый номер обязательно должен быть оборудован мини-баром, иметь будильник (таймер), ковры или ковровое покрытие пола в комнатах, мягкую мебель и журнальный столик, мебель из ценных пород дерева, авторские предметы интерьера, зеркало в каждой комнате, кровать больших размеров, фен для сушки волос, подогрев пола в ванной комнате, охранную сигнализацию или электронные средства контроля за безопасностью номера, телефонный аппарат в ванной комнате, тапочки банные (на каждого гостя).

Согласно проведенному исследованию стандартные номера во всех рассматриваемых гостиницах по площади не менее 15 м2, что соответствует требованиям к пятизвездочным гостиницам. Во всех номерах гостиниц данной категории согласно стандартам должны быть подогреваемые полы в ванной комнате. Данному требованию не соответствуют

гостиницы «Балтийская звезда», «Астория», «Золотой Сад» и «Ренессанс Балтик Отель» (теплые полы в ванной комнате установлены только в номерах высшей категории). По остальным параметрам все гостиницы соответствуют своему классу (табл. 5).

Данные об оборудовании номеров люкс и полулюкс пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга представлены в табл. 6.

Исходя из анализа данных, представленных в табл. 6, можно сделать вывод, что все номера первой категории (люкс и полулюкс) в исследуемых гостиницах соответствуют своему классу. Единственное отклонение от стандартов - отсутствие подогрева пола в ванной комнате в номере бизнес-класса гостиницы «Золотой Сад».

Данные об оборудовании президентских люксов пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга представлены в табл. 7.

Президентские номера есть практически во всех рассматриваемых гостиницах. Исключение составляет лишь гостиница «Ренессанс Балтик Отель» (номером высшей категории является В> 1еуе1 - двухуровневый люкс). Самый большой по площади президентский люкс в гостинице «Балтийская звезда». Площадь номера составляет 175 м2. Минимальной площадью соответствующий номер обладает в гостинице «Золотой Сад» - 55 м2.

В каждой гостинице есть некоторые отличия в оборудовании номеров высшей категории. Так, в гостинице «Гранд Отель Европа» гостям, остановившимся в президентских апартаментах, доступны персональный лифт, а также пианино, ус-

Таблица 5

Оборудование стандартных номеров пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга

Оборудование Гранд Отель Европа Гранд Отель Эме-ральд Рэдиссон САС Роял Балтийская звезда Астория Коринтия Отель Санкт-Петербург Кем-пински Мойка, 22 Талион Империал Отель Золотой Сад Ренессанс Балтик Отель

Площадь, м2 16-25 12-24 18-22 25 38 23-25 26 30 27 30

Мини-бар + + + + + + + + + +

Интернет + + + + + + + + + +

Спутниковое ТВ + + + + + + + + + +

Телефон + + + + + + + + + +

Кондиционер + + + + + + + + + +

Сейф + + + + + + + + + +

Подогрев пола в + + + - - + + + - -

ванной

Фен + + + + + + + + + +

Полотенца, халат, + + + + + + + + + +

тапочки

Источник: составлено автором по [2-13].

Таблица 6

Оборудование номеров люкс и полулюкс пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборудование Гранд Отель Европа Гранд Отель Эмеральд Рэдиссон САС Роял Балтийская звезда Асто-рия Коринтия Отель Санкт-Петербург Кем-пински Мойка, 22 Талион Империал Отель Золотой Сад Ренессанс Балтик Отель

Площадь, м2 37-45 88 26-30 70 38 35-37 30-35 55 25-35 35

Мини-бар + + + + + + + + + +

Интернет + + + + + + + + + +

Спутниковое ТВ + + + + + + + + + +

Телефон + + + + + + + + + +

Кондиционер + + + + + + + + + +

Сейф + + + + + + + + + +

Подогрев пола в ванной + + + + + + + + - +

Фен + + + + + + + + + +

Полотенца, халат, тапочки + + + + + + + + + +

Источник: составлено автором по [2-13].

Таблица 7

Оборудование президентских люксов пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга

Оборудование Гранд Отель Европа Гранд Отель Эме-ральд Рэдиссон САС Роял Балтийская звезда Асто-рия Коринтия Отель Санкт-Петербург Кем-пински Мойка, 22 Талион Империал Отель Золотой Сад Ренессанс Балтик Отель

Площадь, м2 67-120 85 75 175 108 120 67 120 55 -

Мини-бар + + + + + + + + + -

Интернет + + + + + + + + + -

Спутниковое ТВ + + + + + + + + + -

Телефон + + + + + + + + + -

Кондиционер + + + + + + + + + -

Сейф + + + + + + + + + -

Подогрев пола + + + + + + + + + -

в ванной

Фен + + + + + + + + + -

Полотенца, + + + + + + + + + -

халат, тапочки

Стереосистема + + + + + + + + + -

и DVD-проигры-

ватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персональный + - - - - - - - - -

лифт

Пианино + - - - - - - - - -

Сауна - + - - - - - - - -

Джакузи - + - - - - - - - -

Компьютер с - - - - + - - - - -

принтером

Балкон или - - - - - + + - - -

терраса

Источник: составлено автором по [2-13].

тановленное в номере. В «Гранд Отель Эмеральд» -это сауна и ванна-джакузи, а в «Коринтии Отель Санкт-Петербург» и «Кемпински Мойка, 22» - это балкон или терраса.

В пятизвездочных гостиницах обязательно должны предоставляться следующие услуги: круглосуточный прием гостей, вызов такси, смена постельного белья один раз в три дня, химчистка

(исполнение в течение суток), организация встреч и проводов (в аэропорту, на вокзале и т. д.), швейцар, круглосуточная работа администраторов, аренда (прокат) автомашины, обязательная круглосуточная подноска багажа, уборка номера горничной ежедневно и по просьбе гостя, контроль за состоянием номера в течение дня, стирка (исполнение в течение 12 ч), глажение (исполнение в течение 1 ч), отправление и доставка заказной корреспонденции, бронирование билетов на различные виды транспорта, экскурсии, гиды-переводчики, инструкторы-проводники, газеты, журналы, услуги бизнесцентра, машинопись, копирование документов, услуги секретаря, стенографиста, переводчика (в том числе синхрониста), посыльного, техническое обслуживание автомобилей, медицинское обслуживание и вызов врача в номер, парковка (персоналом

гостиницы) и подача из гаража (со стоянки) к подъезду автомобиля гостя. Услуги, предоставляемые в исследуемых гостинцах, представлены в табл. 8.

Исходя из анализа данных, представленных в табл. 8, можно сделать вывод о том, что набор услуг, предоставляемый во всех гостиницах, соответствует требованиям к пятизвездочным гостиницам, а некоторые отели в дополнение к обязательному набору услуг предлагают гостям такие сервисы, как услуги флориста, личного дворецкого, отдельные номера для людей с ограниченными возможностями и пр. Наибольшее количество услуг своим гостям предлагает гостиница «Гранд Отель Европа».

Для исследования конкурентоспособности гостиниц был предложен модифицированный метод экспертных оценок, так как этот метод удобен в том случае, когда для оценки конкурентоспособности

Таблица 8

Услуги, предоставляемые пятизвездочными гостиницами Санкт-Петербурга

Услуга Гранд Отель Европа Гранд Отель Эмеральд Рэдиссон САС Роял Балтийская звезда Асто-рия Коринтия Отель Санкт-Петербург Кем-пински Мойка, 22 Талион Империал Отель Золотой Сад Ренессанс Балтик Отель

Автостоянка + + + + + + + + + +

Прокат автомобилей + + + + + + + + + +

Ресторан/бар + + + + + + + + + +

Фитнес + + + + + + + + + +

и СПА-центры

Салон красоты + + + + + + + + + +

Магазин сувениров + + + - да - - - - +

Обмен валюты + + + + + + + + + +

Конференц-зал/ бизнес-центр + + + + + + + + + +

Прачечная/ + + + + + + + + + +

химчистка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Круглосуточное обслуживание + + + + + + + + + +

номеров

Почта + + + + + + + + + +

Организация + + + + + + + + + +

экскурсий

Личный дворецкий + - - - - - - + - -

Размещение + - - - - - + - - +*

с животными

Номера для людей + - - + - - + - - +

с ограниченными

возможностями

Флорист + + - + - - - - - -

Вызов врача + + + + + + + + + +

Номера + + + + + + + + + +

для некурящих

* Проживание с домашними животными запрещено, кроме тех случаев, когда номер предоставляется гостю-инвалиду. Источник: составлено автором по [2-13].

выбираются критерии, находящиеся в открытом ^ доступе. В отличие от классического метода экс- ^ пертных оценок для оценки таких критериев нет необходимости привлекать группу специалистов, ^ достаточно одного эксперта.

На основе результатов проведенного исследования, представленного в таблицах, произведена оценка конкурентоспособности гостиниц модифицированным методом экспертных оценок. Сначала были выставлены баллы по каждому фактору конкурентоспособности по десятибалльной шкале « (10 - высший балл, 1 - низший). Затем определена а весомость каждого фактора, влияющего на конку- ^ рентоспособность гостиниц. н

Средневзвешенное значение конкурентоспособности гостиницы определяется по следующей формуле:

Оценка конкурентоспособности пятизвездоч-

самой знаменитой в Санкт-Петербурге и по праву входящая в число лучших отелей мира, в данном исследовании набрала меньшее количество баллов из-за самого высокого уровня цен за размещение, что является более весомым фактором конкурентоспособности, чем самый большой объем номерного фонда, которым располагает гостиница.

Приблизительная доля рынка, которую занимает каждая из исследуемых гостиниц по состоянию на 2010 г., представлена в табл. 10.

п и

к=!а Р., В

J=l ¡с

где К - средневзвешенный интегральный показа- £

тель, оценивающий конкурентоспособность в 2

баллах;

] = 1, 2,..., п - номер оцениваемого фактора ¡т

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентоспособности; ч

а. - весомость 7-го фактора конкурентоспособ- и

3 м

ности по десятибалльной системе;

Р. - оценка .-го фактора по десятибалльной §

системе. я

н

"П Я

ных гостиниц Санкт-Петербурга представлена в

О

табл. 9. £

Наибольшее количество баллов благодаря 5

о

своему удачному местоположению, хорошему н

X

оборудованию номеров и не самым высоким ценам ^

за размещение получила гостиница «Коринтия ^

Отель Санкт-Петербург». Эта гостиница обладает о

оптимальным набором компонентов, являющихся «

самыми важными для клиента при выборе гостини- я

цы. Гостиница «Гранд Отель Европа», являющаяся ^

Балтийская звезда чо чо сл сл о 00 сл 00 о

Ренессанс Балтик Отель сл чо 00 г- чо сл о ^

Золотой Сад 00 т г- ^ 00 о г- т

Асто-рия о 00 сл чо 00 ^ чо 00 477

Талион Империал Отель о ^ сл 00 г- т хч 00 чо ^

Кемпински Мойка, 22 о 00 00 'П 00 сл г- чо 4

Гранд Отель Эмеральд чо чо о г- 'П сл 00 4

Коринтия Отель Санкт-Петербург о сл г- сл сл сл г- <4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рэдисон САС Роял о г- т чо чо г- 00 о 4

Гранд Отель Европа о о 00 00 сл г^ т о 477

Весомость параметра сл сл сл сл сл 00 о 1

Показатель Местоположение Объем номерного фонда Оборудование номеров: - стандарт - люкс/полулюкс - президентский люкс Цена на размещение: - стандарт - люкс и полулюкс Услуги Сумма баллов

о Л

[2

£

Таблица 10 Доля рынка пятизвездочных гостиниц Санкт-Петербурга, %

Гостиница Доля рынка

Коринтия Отель Санкт-Петербург 19

Балтийская звезда 14

Гранд Отель Европа 12

Астория 12

Кемпински Мойка, 22 11

Талион Империал Отель 11

Гранд Отель Эмеральд 9

Золотой Сад 4

Рэдисон САС Роял 4

Ренессанс Балтик Отель 4

Источник: составлено автором по [14].

По занимаемой каждой гостиницей доле рынка можно судить об адекватности расчета по предложенному модифицированному методу экспертных оценок [1].

Если сравнить полученные результаты с максимальным значением, можно сделать вывод о том, что у всех гостиниц имеются значительные резервы повышения конкурентоспособности по всем направлениям.

Собранная и проанализированная информация о конкурентных преимуществах пятизвездочных гостиниц позволит сделать некоторые выводы о характере развития конкуренции, поможет разработать пути дальнейшего развития гостиничного бизнеса в условиях конкурентной борьбы на рынке гостиничных услуг [15].

Данные исследования совпали с мнением Американской академии гостеприимных наук (AAHS), которая в 2011 г. признала гостиницу «Коринтия Отель Санкт-Петербург» лучшей в России «за последовательную связность в предоставляемых товарах и услугах и за общее соответствие высоким показателям и стандартам качества» и присвоила престижную награду Five Star Diamond Award.

Список литературы

1. Воронов Д. С. Оценка конкурентоспособности предприятия. URL: http://www. kpilib. ru/article. php?page=207.

2. Гостиницы Санкт-Петербурга: цены // СОЛО - сеть мини-отелей. URL: http://www. solohotel. ru/articles/gostinici_spb_ceni. html.

3. Номера и цены // Коринтия Невский Палас. URL: http://www.nevskij -palace.ru/rooms-and-prices.

4. Официальный сайт гостиницы «Астория» -http://www. astoriya-hotel. ru/.

5. Официальный сайт гостиницы «Балтийская звезда» - http://www. balticstar-hotel. ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Официальный сайт гостиницы «Гранд Отель Европа» - http://www. grandhoteleurope. ru/.

7. Официальный сайт гостиницы «Гранд Отель Эмеральд» - http://www. grandhotelemerald. com/.

8. Официальный сайт гостиницы «Золотой Сад» - http://www. goldengardenclub. com/.

9. Официальный сайт гостиницы «Кемпински Мойка, 22» - http://moika22.ru/.

10. Официальный сайт гостиницы «Коринтия Отель Санкт-Петербург - http://www.nevskiy-hotel. ru/.

11. Официальный сайт гостиницы «Ренессанс Балтик Отель» - http://www. renessans-inn. ru/.

12. Официальный сайт гостиницы «Рэдиссон САС Роял» - http://www. royal-petersburg. ru/.

13. Официальный сайт гостиницы «Талион империал Отель» - http://www. taleonimperialhotel. com/RU/.

14. Официальный сайт компании Hospitality Management - http://hospitalitymanagement. ru/.

15. Печерица Е. В. Методы оценки конкурентной среды предприятий гостиничного бизнеса: монография. СПб: СПбГУСЭ, 2010.

16. Печерица Е. В., Шевченко М. И. Влияние качества услуг на конкурентоспособность гостиниц класса 4 и 5 звезд в г. Санкт-Петербурге: монография. СПб: СПбГУСЭ, 2011.