Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №4, Том 10 / 2018, No 4, Vol 10 https://esj.today/issue-4-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/50ECVN418.pdf Статья поступила в редакцию 09.07.2018; опубликована 27.08.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Андреев К.А. Понятие малого средства размещения. Классификации основных видов малых средств размещения Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/50ECVN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Andreev K.A. (2018). The meaning of small hotel and it's classification in Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(10). Available at: https://esj.today/PDF/50ECVN418.pdf (in Russian)
УДК 005.1 ГРНТИ 06.71.57
Андреев Константин Александрович
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия
Аспирант
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8793-170X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=921686
Понятие малого средства размещения. Классификации основных видов малых средств размещения Российской Федерации
Аннотация. В данной статье, являющейся частью проводимого мной исследования в области управления затратами в малых средствах размещения отражены результаты исследования в области гостиничного бизнеса Российской Федерации. Анализ рынка гостиничных услуг демонстрирует устойчивый характер усиления конкуренции. В данной связи спрос на качественные гостиничные услуги постоянно растет, что стимулирует открытие новых гостиниц и ускоренный ввод в эксплуатацию реконструируемых зданий. В связи с бурным развитием рынка гостиничных услуг имеет место активное участие малого бизнеса. Данный аспект позволяет говорить о важной роли малого гостиничного бизнеса в структуре всего рынка. Тем не менее, для выживания на рынке гостиничных услуг малым гостиничным предприятиям, находящимся в крупных городах, необходим научный подход к управлению предприятием, а для разработки грамотных методов управления необходимо понимание сущности малого средства размещения в контексте современной экономики. Представленное в статье понятие наиболее полно и емко отражает все аспекты деятельности современных малых гостиниц России. Раскрытие сущности малых средств размещения предлагается представить в форме классификации данных средств с целью систематизации знаний о данных предприятиях. Предложенная классификация позволяет сформировать нормы и стандарты обслуживания в малых средствах размещения, что в свою очередь приведет к повышению уровня качества предоставляемых услуг в малых гостиницах Российской Федерации. Авторская классификация включает в себя новые виды малых средств размещения и позволяет закрепить их статус на законодательном уровне.
Ключевые слова: малое средство размещения; классификация; гостиничный бизнес; малый бизнес; понятие; гостиница; Российская Федерация
Введение
В современных социально-экономических условиях, в которых имеет место развитие экономики Российской Федерации, устойчивый рост демонстрирует сектор гостиничной индустрии. Это связано не только с ростом деловой активности и притока бизнес-туристов, но также и с проведением массовых культурных и спортивных мероприятий, таких как: Олимпийские игры в Сочи 2014, чемпионат мира по хоккею 2016 и Чемпионат мира по футболу 2018. Данные события ускоряют процесс ввода в эксплуатацию новых гостиниц и аналогичных средств размещения. В данной работе проанализирована статистика развития рынка гостиничных услуг России за последние 17 лет. Особое внимание уделяется сегменту малого бизнеса, поскольку практически половина мест, предоставляемых для размещения туристов, предоставляется именно малыми средствами размещения. В данной связи необходимо более детально рассмотреть понятие малого гостиничного предприятия в контексте анализируемой статистики, а также определиться с типами малых средств размещения в крупных центрах деловой активности на примере г. Москва.
Устойчивый рост туристических потоков можно рассматривать как процесс глобальных изменений, поскольку он имеет широкий охват и влияние на развитие индустрии туризма во всем мире. Развитие туризма привело к появлению множества других видов туристических услуг, относящихся к экологическому и социально ответственному туризму. Как отрасль, состоящая из многих подсекторов, включая жилье, транспорт, развлечения и продукты питания, и напитки, существует множество компонентов туризма, которые подвержены изменениям [11]. В данных условиях малый бизнес имеет преимущество, в связи со своей мобильностью и возможностью оперативно реагировать на внешние изменения конъюнктуры мирового и отечественного рынков гостиничных услуг. На данном этапе развития экономической теории существуют все предпосылки для расширения и совершенствования теории управления малыми средствами размещения.
Рынок гостиничных услуг РФ на сегодняшний день представлен предприятиями, различными по комфортабельности, типу размещения, местоположению и спектру оказываемых услуг. При этом темпы роста гостиничного бизнеса в нашей стране за последние 15 лет составил 54 % [9]. Не смотря на еще заметные последствия экономического кризиса 2015 года и продолжающуюся санкционную политику некоторых зарубежных стран, статистические показатели темпов прироста гостиничных мощностей растут.
Таблица 1
Показатели развития гостиничного бизнеса России
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2017
Число коллективных средств размещения - всего 9058 9269 12585 13062 14019 14583 15590 20136 25291
Специализированные средства размещения 4876 4457 4719 4646 4703 4714 4876 6178 6538
Гостиницы и аналогичные средства размещения 4182 4812 7866 8416 9316 9869 10714 13958 18753
в них мест, тыс. 472 487 556 560 586 600 671 771 884
Специализированные средства размещения 289 286 295 282 285 281 299 337 508
Гостиницы и аналогичные средства размещения 183 201 260 278 301 319 372 433 376
* по данным государственной службы статистики
Как видно из таблицы 1 на начало 2010 года число объектов коллективного размещения составило 12585, из которых гостиницами являлись 7866 предприятий емкостью 260 тысяч мест. К 2017 году число гостиниц выросло более чем в 2 раза и составило 18753 единицы общим
объемом 884 тысячи мест. В первую очередь, имеет место постоянная положительная динамика числа гостиниц и аналогичных средств размещения с 2010-го года. Не смотря на этот факт, необходимо отметить, что это является следствием не только открытия новых гостиниц, но и в значительной мере регистрации и выхода из «тени» уже существующих предприятий. Этому способствует грамотная политика государства, проводимая в области работы с малым и средним бизнесом.
Данная тенденция особенно отчетливо просматривается в 2015 году, по итогам которого общее число средств размещения, официально зарегистрированных в Российской Федерации, увеличилось на 29,2 % или на 4,5 тысячи единиц.
В течение последних 17 лет количество гостиниц увеличилось на 448 %, что составило основную часть прироста. В это же время объем специализированных средств размещения с 2000 по 2013 снижался, а рост на 26,7 % отмечен только в 2015 году и на 33,6 % в 2017 году.
Общий номерной фонд средств размещения Российской Федерации за последние 17 лет вырос на 87,3 %: с 472 тыс. до 884 тыс. номеров. В среднем на одно средство размещения приходится около 38 номеров, в сегменте гостиниц и аналогичных средств размещения этот показатель составляет 31 номер, среди санаториев этот показатель составляет - 54 номера. Данные усредненные показатели говорят о том, что существующие нормы оценки размеров гостиницы не совпадают со статистическими.
Положительные изменения в динамике количества средств размещения и номерного фонда связано не только с ростом активности в бизнес среде. Имеет место переориентация туристического потока на внутренний рынок, восстановление историко-культурных достопримечательностей, резкое качественное и количественное увеличение массовых спортивных и культурных мероприятий. Вместе с тем, увеличение количества средств размещения связано и с серьезными шагами государства в области официальной регистрации предприятий и постановке их на налоговый учет [7]. В связи с этим развитие рынка качественных гостиничных услуг не совпадает со статистическими данными.
Такое положение дел ведет к постепенной нехватке коллективных средств размещения в центрах туристской и бизнес активности нашей страны, при этом приемлемых по стоимости проживания и отвечающим стандартам качества предоставляемых услуг [8]. В данной связи, получившийся избыток спроса приходится на малые гостиничные предприятия и аналогичные формы размещения, так как данные предприятия способны оперативно реагировать на изменения рынка и внешнее воздействие на предприятие по сравнению с крупными гостиничными комплексами [3].
По оценкам исследователей (Клименко В.Е., Татаринов А.А., Цацулина И.А.) к 2020 году прирост численности туристов, останавливающихся в малых гостиничных предприятиях, относительно 2005 года составит 172,6 % [5]. Такой рост обосновывается рядом преимуществ малых предприятий гостиничного бизнеса в сравнении со средними и крупными комплексами:
• оперативное принятие решения по жалобам и предложениям гостей;
• гибкая политика тарифов на проживание и дополнительные услуги в зависимости от сезона и загруженности;
• личный подход к гостям - малый номерной фонд позволяет уделить каждому гостю больше времени;
• в связи с небольшим штатом сотрудников есть возможность тщательного контроля за работой персонала, так как собственник зачастую является управляющим гостиницей [5].
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что малые гостиницы являются привлекательным видом бизнеса для начинающих предпринимателей в сегменте туристической индустрии, связанный с относительно малым объемом необходимых стартовых инвестиций, высоким уровнем рентабельности, относительно быстрым сроком окупаемости и высоким спросом. В рамках мирового рынка гостиничных услуг малые гостиницы привлекательны для туристов стоимостью проживания [4].
Среди недостатков малых предприятий гостиничного бизнеса следует выделить их действие вне правового поля индустрии [9]. Малые предприятия часто прибегают к задержке по оплате коммунальных платежей, сокрытию прибыли для ухода от налогообложения. Имеют место частые нарушения режима регистрации иностранных граждан. Более того, проблема овербукинга малых гостиниц и неквалифицированный персонал негативно влияют на имидж города [6].
Одной из основных проблем изучения деятельности малого гостиничного бизнеса Российской Федерации является недостаток средств и методов экономического и статистического учета предприятий, что не позволяет грамотно и точно оценивать социальный и экономический эффект от деятельности малых гостиниц Российской Федерации [2].
Тем не менее, с точки зрения автора, основной проблемой анализа результатов работы малых средств размещения является не недостаточность разработки системы учета, а отсутствие единого мнения по вопросу что же такое малое средство размещения и какие виды малых предприятий существуют в гостиничном бизнесе [7]. Необходимость корректировки терминологического аппарата связана с тем, что в российской практике индустрии гостеприимства к малым средствам размещения принято относить только специальные здания, официально зарегистрированные как средство краткосрочного размещения туристов.
Тем не менее, в структуре малых средств размещения данные предприятия не являются основным типом гостиниц. Большинство предприятий, относящихся к малым средствам размещения, располагаются либо в этажах жилой застройки, либо находятся в арендованных помещениях, зарегистрированных как коммерческая площадь. Эти постройки относят к категории «арендного бизнеса», а не гостиничного [13]. В соответствии с новым законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» гостиницам необходимо будет проходить классификацию. На данный момент для получения разрешения достаточно, чтобы объект был введен в эксплуатацию и соответствовал требованиям жилого помещения.
В связи с большим количеством разнообразных типов малых средств размещения в центрах деловой и туристической активности необходимо создание классификации, основанной на статистической информации, с целью создания базы для дальнейшего изучения данного сегмента гостиничной индустрии. Данный инструмент позволит изучить процессы управления малыми гостиницами с научно обоснованной точки зрения, эффективно и системно [12].
Основной проблемой учета результатов деятельности малых гостиничных предприятий является не недостаточность разработки системы учета, а отсутствие единого мнения по вопросу что же такое малая гостиница. В связи с этим, в работе нами дается определение малого средства размещения туристов как места краткосрочного проживания, оказывающего услуги по размещению, питанию и другим дополнительным сервисам, с номерным фондом до 25 номеров либо коечным фондом до 50 койко-мест одинаковой или близким категориям, отвечающих требованиям законодательства по отношению к номерному фонду гостиниц и аналогичных средств размещения.
Данное определение отличается от нынешнего официального определения малого средства размещения тем, что нами дается значительно меньший объем номерного и коечного
фонда. Это связано со статистической особенностью Российской Федерации, в которой в среднем на 1 гостиницу приходится 31 номер.
Таким образом, определение становится связано с реальной картиной дел в нашей стране и отражает статистические данные, так как текущие нормы были сформированы европейским подходом, а не основываясь на реалиях ведения бизнеса в Российской Федерации. Предел в 50 номеров целесообразно закрепить лишь за сегментом специализированных средств размещения, таких как пансионаты и санатории, поскольку данные средства размещения туристов в основном находятся за чертой города и отличаются большим объемом номерного фонда по сравнению с городскими отелями [4]. Данное определение позволяет включить в сегмент малых средств размещения отельные апартаменты в жилом фонде, этажные отели, а также хостелы и сравнительно небольшие пансионаты. На основании изученных статистических данных по г. Москве была составлена классификация малых средств размещения, представленная в табл. 2.
Таблица 2
Классификация малых гостиничных предприятий
Тип Размер Расположение Уровень сервиса
Малая корпоративная гостиница до 25 номеров Городское, пригородное В соответствии с пройденной классификацией
Малый отель до 25 номеров Городское, пригородное В соответствии с пройденной классификацией
Малый мотель до 25 номеров Пригород, у крупных магистралей и въездов в город В соответствии с пройденной классификацией
Этажный отель до 25 номеров Городское, в жилых зданиях В соответствии с пройденной классификацией
Апарт-отель до 25 апартаментов Центр города Высший
Эконом-отель до 25 номеров Пригород или окраина города Низкий или средний
Пансионат до 50 номеров Пригород Средний или высший
Хостел до 25 номеров Городское, пригородное Низкий или средний
Данная классификация позволяет выявить уровень сервиса и расположение разных видов малых гостиничных предприятий, что позволяет более детально рассмотреть нормы и стандарты обслуживания в данных предприятиях.
Безусловным преимуществом малых средств размещения является небольшой масштаб предприятий, при котором легко управлять небольшим штатом сотрудников и номерным фондом [10]. В малых предприятиях зачастую идет совмещение должностей владельца и управляющего, что способствует особой заинтересованности в результате деятельности фирмы, налаживанию внутренних связей в коллективе, а также оперативному принятию решений в ситуациях, когда требуется быстрая и четкая реакция на внешнее воздействие [8]. С другой стороны, нежелание владельца участвовать в управленческом процессе никак не влияет на работу небольшой гостиницы.
Заключение
В данной статье был проанализирован рынок гостиничных услуг Российской федерации. За последние 17 лет наблюдается значительный рост показателей динамики количества гостиниц и аналогичных средств размещения в нашей стране. Данная положительная динамика вызвана такими факторами как развитие деловой среды, выход экономики из кризиса, государственная политика в отношение малого и среднего бизнеса, способствующая выходу предприятий из тени, а также проведение крупных спортивных мероприятий и улучшения инфраструктуры городов. В связи с ростом количества малых гостиниц и их многообразием автором выделяется понятие малого средства размещения и применяется подход к
классификации малых предприятий индустрии гостеприимства, относящимся к центрам деловой и туристической активности. Данная классификация позволят применять системный подход к изучению данного сегмента рынка, а также процессов управления малыми средствами размещения с целью увеличения качества обслуживания и эффективности работы данных гостиниц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев К.А. Методика анализа эффективности управления затратами в гостиничном предприятии. Российский экономический интернет-журнал 2017 г. №2. С. 2. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/5ad/5ad0644bec926485 3090a654c01e49d3.pdf.
2. Аренков И.А., Салихова Я.Ю. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития // Проблемы современной экономики. 2011. No 4 (40).
3. И.С. Барчуков [и др.]. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие к использованию в образовательных учреждениях. - 3-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2014. - 166 с.
4. Клименко В.Е. Организационно-экономический механизм развития малого гостиничного бизнеса: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. -Сочи, 2005. - 167 с.
5. Кобяк М.В. Совершенствование управления деятельностью предприятий гостиничного бизнеса: монография. М.: Издатель Степаненко, 2011. с. 68-72.
6. Кудря В.А. Формирование системы государственного регулирования малых средств размещения туристов на материалах федерального курорта - Сочи: диссертация кандидата экономических наук: - Сочи, 2007. - 154 с.
7. Михайлов С.А. Управление процессом формирования качества гостиничных услуг малых средств размещения: автореферат дис. ... кандидата экономических наук - Сочи, 2013. - 23 с.
8. Михайлов С.А. Управление процессом формирования качества гостиничных услуг малых средств размещения: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Краснодар, 2012. 130 с.
9. О.В. Лысикова, А.В. Фоменко. Операционный менеджмент туризма: учеб. пособие; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 117 с.
10. Пекарская О.А. Формирование и развитие конкурентоспособности предприятий гостиничных услуг (на примере Санкт-Петербурга): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2014. 169 с.
11. Попов Л.А., Романюк А.В., Козлов Д.А. Состояние индустрии гостеприимства и туризма Российской Федерации и перспективы ее развития. Российский экономический интернет-журнал №4. Москва. 2016 г. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/0ce/0ce0048abc0ddfd3a39cad224ab94175.pdf.
12. Рогачев А.Ф. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. 2005. No 4. Режим доступа: www.uecs.mcnip.ru.
13. Янюшкин В.А. Формирование системы управления инновационным развитием малых предприятий гостиничного бизнеса. - Санкт-Петербург: Астерион, 2009. -175 с.
14. Kirby D, 2003. Big book of small business. Gardners books. P. 28-32.
15. SCARBOROUGH, N.M. & ZIMMERER, T.W. 2003. Effective small business management. An entrepreneurial approach. 7th. ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education.
Andreev Konstantin Aleksandrovich
Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
The meaning of small hotel and it's classification in Russian Federation
Abstract. This article as a part of a phd investigation shows the results of research in the hotel business sphere of the Russian Federation. The analysis of the hotel services market demonstrates the persistent nature of increasing competition. In this regard, the demand of quality hotel services is growing constantly, which stimulates the opening of new hotels. To survive in the market of hotel business, small hotels need a scientific approach to manage the enterprise, and a competent system for managing the costs and resources of the hotel will help to create the necessary competitive advantage. In connection with the rapid development of the hotel business, active participation of small businesses takes place. This aspect allows us to talk about the important role of small hotel business in the structure of the entire market. Nevertheless, to survive in the hotel services market, small hotel companies located in large cities need a scientific approach to managing the enterprise, and for the development of competent management methods it is necessary to understand the essence of the small accommodation facility in the context of the modern economy. The concept presented in the article most fully and capaciously reflects all aspects of the activity of modern small hotels in Russia.
Keywords: small hotel enterprise; classification; hotel business; meaning; Russian Federation
50ECVN418