Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОТРАСЛЬ / РЫНОК / ОНЛАЙН-ОПРОС / СБЫТ / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE / COMPETITION / INDUSTRY / MARKET / ONLINE SURVEY / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камнева П. И., Федорова И. С.

Исследована конкурентоспособность как фактор успешного функционирования предприятия, приведены теоретические аспекты конкурентоспособности, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, представлена статистика состояния конкуренции в различных отраслях экономической деятельности, описаны основные направления повышения конкурентоспособности предприятия. В современной рыночной экономике именно конкурентоспособность является основным параметром развития предприятия, помогающим занять устойчивые позиции на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING COMPETITIVENESS AS A DRIVER OF MODERN ENTERPRISE DEVELOPMENT

The article examines competitiveness as a factor in the successful functioning of an enterprise, provides theoretical aspects of enterprise competitiveness, considers factors affecting the competitiveness of an enterprise, presents statistics on the state of competition in various sectors of economic activity, describes the main directions of increasing the competitiveness of an enterprise. In modern conditions of a market economy, it is competitiveness that is the main parameter for the development of an enterprise that helps to take a stable position in the market.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 339.137.2

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

П. И. Камнева, И. С. Федорова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Исследована конкурентоспособность как фактор успешного функционирования предприятия, приведены теоретические аспекты конкурентоспособности, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, представлена статистика состояния конкуренции в различных отраслях экономической деятельности, описаны основные направления повышения конкурентоспособности предприятия. В современной рыночной экономике именно конкурентоспособность является основным параметром развития предприятия, помогающим занять устойчивые позиции на рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, конкуренция, отрасль, рынок, онлайн-опрос, сбыт.

INCREASING COMPETITIVENESS AS A DRIVER OF MODERN ENTERPRISE

DEVELOPMENT

P. I. Kamneva, I. S. Fedorova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article examines competitiveness as a factor in the successful functioning of an enterprise, provides theoretical aspects of enterprise competitiveness, considers factors affecting the competitiveness of an enterprise, presents statistics on the state of competition in various sectors of economic activity, describes the main directions of increasing the competitiveness of an enterprise. In modern conditions of a market economy, it is competitiveness that is the main parameter for the development of an enterprise that helps to take a stable position in the market.

Keywords: competitiveness, enterprise, competition, industry, market, online survey, sales

Введение. Одним из важнейших элементов современной рыночной экономики является конкуренция. Механизм действия рынка без современных форм конкурентной борьбы не может существовать. В настоящее время именно конкурентоспособность считается драйвером развития предприятия.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятий далеко не нова. В процессе обострения борьбы за рынки сбыта предприятия вынуждены находиться в постоянном поиске новых резервов и возможностей для улучшения конкурентоспособности собственного производства. Поэтому, учитывая постоянный рост уровня рисков для деятельности предприятий на рынке в современных условиях хозяйствования, исследуемая проблема является актуальной и важной.

Роль конкурентоспособности в деятельности предприятия. Сегодня не определены единые подходы к изучению путей повышения конкурентоспособности предприятий в условиях рынка. Под конкурентоспособностью предприятия понимается его возможность производить и реализовывать товары или оказывать услуги, обладающие лучшими ценовыми и неценовыми параметрами для покупателей, чем у других предприятий-конкурентов [1]. Конкурентоспособность конкретного предприятия зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов:

— профессиональный уровень и стиль руководства;

— качество товаров, их цена и доступность для потребителей;

— имеющийся ресурсный, технический и технологический потенциал;

— доступность и открытость целевых рынков;

— имидж предприятия.

На рис. 1 представлена классификация факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия.

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия

Предприятия постоянно оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности. С целью выявления потенциальных угроз проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются мероприятия, за счет которых возможно повысить конкурентоспособность. Проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной в современном мире [2].

Состояние конкурентной среды на рынках России. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации в 2019 г. провел онлайн-опрос 1300 представителей российского бизнеса для оценки общего состояния конкурентной среды на российских рынках. Выявлено, что в период с 2015 по 2019 гг. увеличилось количество респондентов, отметивших высокую долю конкуренции для бизнеса. В 2019 г. их доля составила 51 %. При этом произошло снижение доли тех, кто отметил низкую конкурентоспособность или ее отсутствие: 22 % — в 2019 г., 27 % — в 2018 г., 24 % — в 2017 и 2016 гг. [3].

По мнению опрошенных, главным фактором, влияющим на снижение конкурентоспособности предприятий, является появление новых конкурентов. Об этом заявило 69 % респондентов.

По данным анализа состояния конкуренции в различных отраслях экономики России наиболее высока конкуренция в деревообрабатывающей отрасли, целлюлозно-бумажной промышленности, а доля самой низкой конкуренции приходится на отрасль металлургии (рис. 2).

К современным методологиям основных направлений повышения конкурентоспособности относят:

— постоянное использование нововведений;

— анализ конкурентов предприятия;

— маркетинговые исследования рынка;

— повышение квалификации кадров;

— материальное и нематериальное стимулирование персонала предприятия;

— совершенствование качества производимой продукции;

— эффективная рекламная компания.

Заключение (выводы). Таким образом, предприятиям для решения проблемы повышения конкурентоспособности необходимо:

— определить критерии конкурентоспособности предприятий и механизм формирования системы показателей ее измерения;

— разработать действенные методы оценки и мониторинга уровня конкурентоспособности предприятия;

— разработать методы формирования современных эффективных алгоритмов повышения конкурентоспособности предприятий.

• мет конкуренции

• Слэбэо конкуренции

• Умеренная комкуремдиа

• Вы с с о а к<м*уренциа

• Сче«ь выссжзя конкурентно

• Ззтруднаось ответить

Все сферы деятельности Металлургия 10 11 16 21 30 11

429 29 4

Текстильное и швейное 10 538 33 14

производство Производство 10 20 30 40

неметаллических изделий Производство 6 6 24 6 53 6

стройматериалов Деревообработка. ЦБП 6 6 25 44 13 6

Пищевая промышленность 510 533 38 10

Финансовые услуги 14 21 21 36 7

Сфера ИТ-технологий 113 26 20 32 7

Торговля 12 613 21 35 12

Производство 21 21 26 26 5

оборудования Машиностроение 3 21 9 32 24 12

Строительство 12 12 18 17 28 12

Сельское хозяйство. 15 15 8 23 23 15

охота, рыболовство Химическая 11 22 22 22 22

промышленность Производство 50 25 13 13

электроэнергии, газа, воды Топливно-энергетический 40 20 30 10

комплекс Сфера услуг 12 13 16 18 29 12

Рис. 2. Состояние конкуренции в различных отраслях экономической деятельности

Библиографический список

1. Штиллер, М. В. Теоретические аспекты стратегии конкурентоспособности фирмы / М. В. Штиллер // Вестник Казахского национального университета. — 2015. — № 4. — С 82-87. — URL: https://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/994/ 958 (дата обращения: 15.09.2020).

2. Бексултанова, А. И. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия / А. И. Бексултанова, С. А. Аслаханова, М. А. Эскиев // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/101 /22815/ (дата обращения: 30.11.2019).

3. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год / Федеральная антимонопольная служба России. — URL: https://fas.gov.ru/documents/686911 (дата обращения: 20.09.2020).

Об авторах:

Камнева Полина Ивановна, старший преподаватель кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162), polin61@yandex.ru

Федорова Инна Сергеевна, студент кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162), innafedorova20@mail.ru

Authors:

Kamneva, Polina I., Senior lecturer, Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University (162, Sotsialisticheskaya str., Rostov-on-Don, RF, 344000), polin61@yandex.ru

Fedorova, Inna S., Student, Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University (162, Sotsialisticheskaya str., Rostov-on-Don, RF, 344000), innafedorova20@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.