Научная статья на тему 'Повышение конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций'

Повышение конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION POTENTIAL / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ / CHOICE OF SUPPLIERS / LOGISTIC INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкалина Ольга Владимировна

В статье рассмотрены вопросы достижения конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций, а также подразделения конкурентоспособного потенциала предприятия и комплекс его базисных составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыкалина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses issues of attaining competitive advantages of companies through logistic innovations and splitting competitive potential of the enterprise. The set of basic components is also offered by the author.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций»

О. В. Рыкалина

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

В статье рассмотрены вопросы достижения конкурентных преимуществ компаний с помощью логистических инноваций, а также подразделения конкурентоспособного потенциала предприятия и комплекс его базисных составляющих.

Ключевые слова и словосочетания: логистические инновации, конкурентные преимущества, инновационный потенциал, выбор поставщиков.

Конкурентоспособность промышленных предприятий и организаций, оказывающих различного рода услуги, в общем виде представляет собой сравнительное преимущество конкретного субъекта хозяйствования по отношению к другим субъектам, функционирующим внутри данной отрасли и (или) за ее пределами. Конкурентные преимущества предприятий и организаций - характеристика продуктивности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также наличия определенного конкурентоспособного потенциала. Она оценивает относительное (сравнительное) внешнее качество субъекта хозяйствования и одновременно использует внутренние показатели, свойственные предприятиям и организациям.

Независимо от рода деятельности (материальное производство или сфера услуг) конкурентные преимущества предприятия или организации условно можно подразделить на две составляющие.

К первой, общесистемной составляющей относятся характер инновационной деятельности, результативность стратегического планирования и управления субъектом хозяйствования, адаптивность или быстрота реакции на меняющиеся требования и условия рынка, уровень взаимоотношений с участниками общей цепи поставок, способность субъекта хозяйствования превратить свои потенциальные возможности (ресурсы, знания, опыт, образование, инфраструктуру) в конкретные преимущества.

Вторая составляющая включает рентабельность производственно-хозяйственной деятельности; величину себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг; уровень производительности труда; издержки, дифференцированные по виду деятельности, в том числе логистические: качество и надежность выпускаемой продукции и оказываемых услуг в виде обслуживания потребителей (степень выполнения заказов); долю реализованной продукции (услуг) на рынке.

Что касается конкурентоспособного потенциала предприятия или организации, то его подразделяют на системный, обеспечивающий минимальное время выполнения заказа, широкий ассортимент продукции и услуг, короткий цикл создания новой продукции (услуг); процессный, заключающийся в последовательном выполнении функций, процедур и операций, обеспечивающих низкую цену и высокое качество продукции (услуг); организационный, обес-

печивающий реализацию инновационных проектов в виде новых технологий, продукции (услуг), организационных и управленческих решений, позволяющих повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности.

Одним из факторов, характеризующих конкурентные преимущества промышленных предприятий, является периодичность предложения рынку новых видов конкурентоспособной продукции.

Следует отметить, что новая (инновационная) продукция имеет два вида. Первый вид - новая продукция, изготовление которой осуществляется на основе использования новых современных технологий и технических устройств, а также применения новых материалов и компонентов, которые в свою очередь являются инновационными. Эта инновационность представляет собой результат развития научно-технического прогресса (НТП) - открытия и новаторство в области физики, химии, инженерии, биофизики, биохимии и других наук. Поэтому первый вид продукции, имеющей, как правило, продолжительный жизненный цикл (до новых открытий в эволюции НТП), - действительно инновационная продукция.

Второй вид - новая продукция, которая незначительно отличается от аналогичной, существующей на рынке, в основном дизайном, формой, цветом. Это модные одежда, обувь, головные уборы, недорогая бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры. Данный вид продукции имеет, как правило, достаточно короткий жизненный цикл (всего несколько месяцев), непредсказуемый спрос, высокий риск устаревания, но одновременно высокую норму прибыли. Поэтому второй вид продукции можно определить как временно инновационную, или «глянцевую».

В связи с этим следует отметить, что конкурентные преимущества промышленного предприятия как раз и заключаются в готовности и возможности производить инновационную и «глянцевую» продукцию, используя при этом различные стратегии в проектировании продукта, его производстве и управлении цепями поставок.

Основой конкурентной стратегии предприятий, независимо от жизненного цикла продукции первого или второго ее вида, является перманентный инновационный процесс, который выражается в наличии долговременного «портфеля» инновационной продукции.

На этапе проектирования новой продукции и выбора технологии ее изготовления выявляется потребность в технических устройствах, материалах и комплектующих изделиях, которые ранее не использовались в производстве. Следовательно, уже на этом этапе возникает проблема в поставке этих новых для предприятия материально-технических ресурсов, к которым предъявляется ряд требований как производственного, так и логистического характера.

Прежде всего данные ресурсы должны соответствовать определенным параметрам: технические устройства и комплектующие изделия (узлы и агрегаты) - требуемым качеству и надежности, а также уровню гарантийного и послегарантийного обслуживания; материалы - необходимым физическим свойствам и химическому составу. Поэтому первая задача с позиции логистики состоит в поиске, оценке и выборе источника (поставщика), продукция которого отвечает предъявляемым требованиям. При этом появляется альтерна-

тива - выбор одного или нескольких поставщиков конкретного наименования материального ресурса.

В настоящее время оценка и выбор поставщиков в отечественной практике предприятий и организаций осуществляются традиционным методом -по балльной системе исходя из установленных критериев, ранжированных по важности, с присвоением определенных баллов каждому из них. Данный метод не оценивает продукцию, производимую поставщиками, с точки зрения ее конкурентоспособности, а принимает во внимание только логистические критерии: удаленность поставщика, время поставки; объемы, номенклатуру и ассортимент поставляемых ресурсов, условия поставки и др.

Логистической инновацией при оценке и выборе потенциального поставщика (поставщиков) может служить унифицированный подход, который состоит из двух этапов. Первый этап - оценка поставляемых материально-технических ресурсов. На этом этапе осуществляется предварительный отбор предприятий, продукция которых соответствует предъявляемым к ней требованиям. Эти предприятия остаются потенциальными претендентами на поставщиков и участвуют во втором этапе отбора.

Второй этап - собственно оценка поставщиков по таким критериям, как производственная мощность, прогрессивность технологии, комплектность поставки, соответствие общепринятым стандартам, развитость инфраструктуры, наличие дефектов в поставляемой продукции, послегарантийное техническое обслуживание, ассортимент продукции, постоянство упаковки, стиль поставки, условия поставки, сроки поставки, варианты оплаты, удаленность поставщика, финансовое положение, продолжительность функционирования на рынке, репутация, уровень взаимодействия.

Унифицированность данного подхода к выбору потенциального поставщика (поставщиков) заключается в том, что он может быть использован в любой отрасли материального производства и сфере услуг. При этом в зависимости от вида поставляемого материального ресурса каждый потребитель выбирает те критерии, по которым он будет оценивать поставщика. Эти критерии потребитель самостоятельно ранжирует по важности, которая зависит от номенклатуры потребляемых материально-технических ресурсов; вида, сложности, номенклатуры (модификаций) выпускаемой продукции; типа производства и принципов его организации; наличия собственных складов и транспортных средств.

Конкурентные преимущества промышленного предприятия укрупнено можно представить в виде комплекса базисных составляющих (таблица), в каждую из которых в качестве элемента входят различные направления логистической деятельности, основанной на постоянном использовании логистических инноваций.

В связи с тем что логистическая деятельность на промышленных предприятиях сопровождает весь жизненный цикл инновационного продукта - от его проектирования до утилизации, то естественно, что реализация комплекса базисных составляющих конкурентных преимуществ в равной степени зависит от инновационных логистических, маркетинговых и производственных решений, которые принимаются совместно участниками общей цепи поставок. В качестве одной из логистических инноваций предлагается осуществ-

лять проектирование и управление общей цепью поставок по модульному принципу (по аналогии с организацией производства по индивидуальным заказам).

Комплекс базисных составляющих конкурентных преимуществ

Базисные составляющие Реализуемый потенциал предприятия

Процесс разработки нового продукта Возможность предприятия использовать гибкость и скорость освоения производства нового продукта за счет координации действий поставщиков и совместных разработчиков продукта

Условия существующих факторов Способность предприятия превратить свои трудовые, материальные и финансовые ресурсы, знания, опыт, образование, инфраструктуру в конкретные преимущества

Кооперация и разделение труда Готовность предприятия к тесному сотрудничеству и взаимодействию с партнерами в общей цепи поставок в области снабжения, производства и реализации готовой продукции

Реакция на изменение спроса Способность предприятия в течение длительного периода времени быстро и адекватно реагировать на динамику рыночного спроса на традиционную и новую продукцию

Управление по отклонениям от процесса Возможность предприятия проводить постоянный мониторинг цепи поставок и концентрировать усилия на решениях при отклонении от планируемого процесса

Планирование возможных изменений Готовность предприятия к оперативной адаптации при возможных переменах в цепи поставок, которые должны планироваться с достаточной степенью точности

Поставка быстрого реагирования Способность предприятия доставлять материально-технические ресурсы и готовую продукцию в необходимые сроки, сочетая транзитную и складскую формы снабжения

Послепродажная поддержка потребителя Возможность предприятия в обеспечении качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания находящейся в эксплуатации продукции у потребителя

Управление цепями поставок Способность предприятия постоянно оценивать эффективность управления цепями поставок по различным технико-экономическим показателям

Логистические модули следует разрабатывать по областям логистики в зависимости от первого и второго видов инновационной продукции. Цепи поставок, состоящие из производственных (выпуск продукции) и сервисных (складских и транспортных) процессов, необходимо проектировать таким образом, чтобы они состояли из независимых модулей, которые можно перемещать или перекомпоновывать для поддержания различных вариантов закупки материальных ресурсов, движения промежуточной продукции в производстве, складских и транспортных процедур, расчета объемов запасов материально-технических ресурсов и конечной готовой продукции, организации распределительных сетей. Модульный подход к проектированию цепей поставок позволит промышленным предприятиям обеспечить конкурентные преимущества, определенным образом конфигурируя логистические процедуры и операции.

Другой логистической инновацией, обеспечивающей предприятиям конкурентные преимущества, может служить аутсорсинг, который распространен в основном в производственных процессах. В практике логистической деятельности предприятий профильные направления, которые представляются ключевыми, не всегда обеспечивают им конкурентные преимущества - высокие издержки, длительный цикл процедур и операций.

В свою очередь, стратегические направления логистической деятельности являются важным источником конкурентного преимущества. Поэтому целесообразно провести анализ профильных и стратегических видов деятельности, оценив их значимость, затраты, время выполнения функций, процедур и операций.

На основе данных анализа следует принять рациональное решение о передаче некоторых функций или их части сторонним организациям.

Список литературы

1. Ивасенко А. Г. и др. Инновационный менеджмент : учебное пособие. - М. : КноРус, 2009.

2. Ильдеменов С. В. и др. Операционный менеджмент : учебник - М. : Инфра-М, 2007.

3. Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Никулин Л. Ф. Менеджмент и лидерство: общее и отличное // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 2 (32).

4. Степанов В. И. Логистика : учебник - М. : Проспект, 2010.

5. Чейз Р. Производственный и операционный менеджмент. - М. : Вильямс, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.