Научная статья на тему 'Повышение качественного уровня регионального телевидения России (из обучающей практики нко «Интерньюс-Россия»)'

Повышение качественного уровня регионального телевидения России (из обучающей практики нко «Интерньюс-Россия») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
236
54
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хенни Саптатиа Драджати Нуграхани

В России зарегистрировано более 350 тыс. некоммерческих общественных организаций, которые занимаются разнообразной деятельностью. Среди них существуют НКО, которые играют важную роль в развитии СМИ, В данной работе рассматривается деятельность «Интерньюс-Россия», которая осуществляет следующие гуманитарные проекты в области аудиовизуальных СМИ: образовательные программы, информационно-консультативное содействие, произ­водство и распространение ТВ-программ, разработка и внедрение передовых телевизионных технологий, Главнее для НКО чтобы участники медиатренингов и семинаров воспринимали те стороны учебных программ, которые имеют прямое отношение к их собственным организациям, рабочим ситуациям и жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of Russian Regional TV Quality (training practices organized by Non-Governmental Ogranization "Internews-Russia")

In Russia have been registered more than 350.000 Non-Governmental Organizations (NGO), which are engaged in various activities. Among them, there are diverse NGO playing important role in the development of mass-media. This article describes the activities of "Internews-Russia", which carries out numerous humanitarian projects in the field of audiovisual-media such as: educational programs, information-advisory assistance, production and distribution of TV-programs, development and introduction of advanced television technologies. However, an essential goal of NGOs is to motivate the participants of media trainings and courses to implement and perceive those parts of curriculums, which would have direct relation to their own organizations, work situations and the life of the society.

Текст научной работы на тему «Повышение качественного уровня регионального телевидения России (из обучающей практики нко «Интерньюс-Россия»)»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. 2007. Вып.З.Ч.И

Хенни Саптатиа Драджати Нуграхани

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ РОССИИ (из обучающей практики НКО «Интерньюс-Россия»)

В настоящее время требуется соблюдение принципов гласности и объективности, без чего невозможно обеспечить справедливый миропорядок. В начале 1990-х гг. Россия вступила в полосу поиска новых форм гражданской, общественной деятельности. Тогда же в России было создано множество организаций, которые чаще всего называются общественными и некоммерческими (НКО). По данным Министерства юстиции РФ, приведенным И.М. Дзялошинским, в России зарегистрировано более 350 тыс. таких организаций1.

Сегодня в России проблема взаимодействия СМИ и НКО является чрезвычайно актуальной. Крупные, средние и малые НКО играют важную роль в развитии СМИ. Рассматривая практику НКО, занимающихся развитием СМИ, Н.Б. Кириллова в книге «Медиакультура: от модерна к постмодерну» утверждает, что НКО призваны восполнить упущения государства в обеспечении публичного интереса к системе работы СМИ. Как показывает опыт, закон «О средствах массовой информации» (1991 г.) в России не работает в полной мере. НКО активно занимаются просветительской деятельностью, в отличие от государственных и муниципальных органов и частных организаций, цель которых заключается, главным образом, в увеличении прибыли2.

Состояние СМИ постсоветской России, как феномен новой эпохи, привлекло внимание НКО. Процессы, происходящие в истории СМИ России, в частности регионального ТВ, стали предметом их деятельности. Интерес к региональному ТВ появился еще и потому, что с ним в России произошли своеобразные и неповторимые изменения - «революция по количеству» и «эволюция по качеству», которые нельзя увидеть ни в какой другой посткоммунистической стране3.

Известно, что при советской власти региональных телестанций было столько же, сколько крупных городов. Однако 1990-е гг. ознаменовались быстрым увеличением количества станций и появлением коммерческого телевидения, образованием частных телекомпаний в регионах. По данным Министерства печати и телерадиовещания, на 2002 г. в России было выдано 1276 лицензий на эфирное телевидение, 258 лизенций на кабельное, 18 на спутниковое и 20 на эфирно-кабельное4. Региональное ТВ в постсоветской России стало очень многообразным. Станции различны и по форме, и по тому, делают ли они собственный бизнес или предпочитают «"прислониться" к чужим деньгам или к власти»5.

Однако увеличение количества региональных вещателей не привело к улучшению качества телевизионных программ. Политический аналитик и бывший корреспондент Радио «Свободная Европа» («Radio Liberty») в Москве Флориано Фассато6 заявляет, что большинство новых репортеров не имеют журналистского образования. В частности, многие из них пришли в журналистику из научной сферы. По словам Г.В. Кузнецова,

© Хенни Саптатиа Драджати Нуграхани, 2007

в постсоветской России журналисты приходили на телевидение из районных газет, операторы - из фотоателье, а режиссером мог назвать себя кто угодно7.

На региональных телестанциях нередко встречаются сотрудники с недостаточным уровнем мастерства и профессионализма. Фрэнк Уэбстер в книге «Теории информационного общества» пишет о том, что профессионализм в вещании означает создание умных, «крепко сколоченных», непредвзятых передач, которые интересно смотреть и которые пробуждают мысль8. По формулировке В.В. Егорова (Институт повышения квалификации работников теле- и радиовещания), профессионализм журналистов является источником высокого качества информации. Качество информации включает в себя весь комплекс проблем содержания, формы телесообщений, их объективность, правдивость, достоверность, актуальность и оперативность9. Базируясь на определениях, приведенных выше, можно заключить, что профессионализм сотрудников необходим прежде всего для повышения качества информации и программ. Недостаток профессионализма сказывается не только на качестве информации о политических, экономических и социальных проблемах, но и на телепрограммах, перегруженных зарубежными сериалами, страдающих тематическим однообразием и моральным убожеством.

Подтверждением этих заключений стали результаты нашего эмпирического исследования регионального ТВ. На начальном этапе деятельности, в большинстве своем, знания работников регионального ТВ отрывочны. У них нет профессионального образования и необходимых практических навыков. Главные редакторы региональных телекомпаний признали, что на момент основания телекомпаний среди сотрудников почти не было корреспондентов, знающих, как надо создавать стандартные программы10. В некоторых отчетах НКО говорится, что первоначально штат отдела новостей региональных телекомпаний состоял из бывших военнослужащих, операторов телефонной связи, экономистов, рабочих-строителей, и компании должны были прилагать определенные усилия для того, чтобы научить своих сотрудников основам работы на телевидении.

Об этом же в 2001 г. говорил телеведущий Владимир Познер, напомнив, что в самом начале постсоветской эры люди, которые пришли на телевидение, совсем не имели опыта. Они стали профессионалами, только пройдя школу телевизионного мастерства11. Большинство сотрудников региональных телекомпаний приезжали в Москву и другие города для переквалификации, самообразования, краткосрочных занятий на тренингах и семинарах. В частности, они учились тому, как сделать программу актуальной, насыщенной, точной, объективной, разнообразной и интересной. Курсы и семинары, в основном, организовывались российскими и международными НКО для того, чтобы люди смогли работать в современном темпе и ритме, с каждым годом расширяется использование новых технологий. Осознавая, что свободное, стабильное, справедливое гражданское общество не может существовать без независимых и сильных средств массовой информации, НКО быстро отреагировали на эту ситуацию. НКО обеспечивают поддержку российской телевизионной индустрии, особенно регионального ТВ и их сотрудников. Медиатренинги проводятся на высоком профессиональном уровне12.

В России одной из лидирующих НКО является «Интерньюс-Россия», созданная в 1992 г. для поддержки независимого регионального ТВ. Сейчас она осуществляет следующие гуманитарные проекты в области аудиовизуальных СМИ: образовательные программы, информационно-консультативное содействие, производство и распространение ТВ-программ, разработка и внедрение передовых телевизионных технологий. Спустя три месяца после открытия своего офиса в Москве организация провела первую серию

семинаров для журналистов-практиков. Поначалу в штате насчитывалось только 5 чело-зек, но в 1999 г. их было уже 20-25, а с 2003 г. - 65. «Интерньюс-Россия» сотрудничает с различными российскими и международными организациями.

В Москве офис «Интерньюс-Россия» имеет несколько отделов. В отделе учебных программ работают менеджер-методист программ по техническим специальностям, менеджер программ по информационной журналистике, менеджер-методист программ многоформатного телевидения, менеджер-методист программ дистанционного обучения, менеджер бизнес-программ. Направление работы отдела меняется в соответствии с проектами года, реализуемыми организацией. Например, у отдела медиатренинга четыре направления: тренинги по менеджменту, по журналистике, по художественно-развлекательным программам и Школа журналистики «Интерньюс». Последняя, будучи одним из самых популярных проектов, работает с 1996 г. и рассчитана на квалифицированных журналистов, которые уже овладели фундаментальными основами своей профессии. Цели данного узкоспециализированного образования - научить сотрудников телевидения созданию более качественных программ. «Интерньюс-Россия» пытается увеличить количество сотрудников, повысить качество программ, проводит трех- и пятинедельные сессии Школы с педагогами из США, Западной Европы и России.

Факты показывают, что в процессе развития региональных СМИ журналисты в России проявляют огромный интерес к освоению новых существующих в мире технологий СМИ. Российские журналисты заинтересованы в обмене профессиональным опытом, но возможности для этого ограничены ввиду обширности России и большого числа журналистов, которые нуждаются в медиатренинге. НКО не всегда удается проводить тренинги самостоятельно, они часто работают совместно с зарубежными партнерами.

В ходе реализации своих проектов «Интерньюс-Россия» получала большую поддержку крупных зарубежных организаций, в частности, от Фонда Томсонаи. К октябрю 2002 г. более 250 журналистов стали выпускниками Школы журналистики «Интерньюс-Россия». Многие из них получили уникальный шанс обучаться у медиатренеров из Фонда Томсона.

Кроме того, по инициативе «Интерньюс-Россия», медиатренеры из Фонда Томсона организовали посещение региональных телестанций в Нижнем Новгороде, Саратове, Ульяновске и других городах. Поездки совмещались с обучением. Телекомпании этих городов и работающие в них журналисты были чрезвычайно признательны за бесценный опыт, полученный ими на профессиональных тренингах Фонда Томсона благодаря проектам «Интерньюс-Россия» для регионов.

Учитывая то, что для многих региональных телекомпаний командировка сотрудника в Москву на медиатренинг или семинары сопряжена с финансовыми затруднениями и необходимостью отпускать специалиста с работы на длительный срок, «Интерньюс-Россия» разработала новый вид медиатренинга - электронное дистанционное обучение. Оно было создано специально для профессионалов региональных телекомпаний. Данный вид обучение считается самым современным с точки зрения методики и технологии и способен дать тележурналисту не только теоретические знания, но и навыки практической работы. «Интерньюс-Россия» сочетает дистанционные и очные тренинги. Дистанционный тренинг знакомит сотрудников региональных телекомпаний с самыми современными тенденциями и технологиями журналистики. Учащиеся могут выбрать индивидуальный темп обучения, могут заниматься дома, в Интернет-кафе или на работе. Для освоения самых простых курсов дистанционного обучения требуется обычный персональный компьютер, для более

сложных программ и виртуальных классных занятий могут потребоваться более мощные компьютеры, оснащенные звуковыми картами и более качественным подключением к сети Интернет.

Кроме Москвы, «Интерньюс-Россия» постоянно реализует учебные программы в регионах, например, проект под названием «Программа поддержки региональных СМИ» для телевидения, радио и прессы. Региональные учебные программы финансируются по проекту Европейского Сообщества -ТАСИС. Бенефициарами проекта стали Национальная ассоциация телерадиовещателей (HAT) и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс). Программы реализуются в шести регионах, выбранных бенефициарами и в полном соответствии с приоритетами внешней и внутренней политики Российской Федерации в области СМИ. Эта программа является интересным и масштабным проектом для региональных медиа. Проект рассчитан на 2006-2007 гг. В 2006 г. было проведено 39 семинаров на различные темы, от журналистики до медиаменеджмента, 3 школы и 2 конференции по журналистскому праву. На 2007 г. планировалось проведение 11 семинаров по журналистике, 3 консультаций по медиаменеджменту и 3 конференций по праву и журналистике в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России14. (Поскольку, как известно, деятельность организации «Интерньюс-Россия» временно приостановлена, проект ТАСИС не может реализоваться.)

Напомним, что программа ТАСИС рассчитана на техническую помощь 12-ти странам СНГ. Она была начата Европейским Комитетом в 1991 г. и, в основном, ориентирована на развивающиеся страны. ЕС должен помочь Российской Федерации в проведении основных экономических и социальных преобразований. В основу сотрудничества положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе ТАСИС на постсоветском пространстве - около половины всего бюджета. С 1991 г. в 58 регионах России осуществлено свыше 1500 проектов на общую сумму более 2,7 млрд евро.

Программа финансируется за счет грантов, и сотрудники регионального ТВ имеют возможность учиться бесплатно. Участникам предлагается выбрать для себя семинар, тренинг или ряд дистанционных курсов. Цели данной программы - повышение уровня профессиональной подготовки журналистов, повышение уровня менеджмента в медиа-организациях для укрепления их финансовой независимости, содействие развитию более конструктивного диалога между СМИ и органами власти, повышение уровня знаний по правовым вопросам, а также разработка стратегии развития и эффективной деятельности организаций, представляющих СМИ.

В рамках проекта был создан ряд программ для владельцев и главных редакторов СМИ, для юристов СМИ, журналистов региональных печатных и аудиовизуальных СМИ и пресс-секретарей, для владельцев СМИ, представителей власти и бизнеса; для представителей правоохранительных и судебных органов; для региональных членов профессиональных объединений (HAT и АРС-Пресс)15.

Один из подобных проектов - «Журналистам в мультимедийной среде». Его участники станут первопроходцами. Им предстоит освоить новую программу по обучению многофункционального журналиста, одинаково профессионально владеющего навыками работы в разных типах медиа. Кроме того, налажено онлайн-консультирование региональных СМИ по юридическим вопросам. Оно является результатом совместной работы «Интерньюс-Россия» и Института проблем информационного права. Через

онлайн-консультирование «Интерньюс-Россия» отвечает на вопросы журналистов о медиазаконодательстве и пытается разбирать типичные ситуации, представляющие интерес для всего регионального медиасообщества. Затем эксперты-юристы в области информационного права комментируют ситуацию с конкретным СМИ.

Тренинги и семинары дают возможность передать сотрудникам не только знания, но также уверенность в правильном выборе своей профессии и телекомпании. По нашим данным, довольно часто сотрудники, особенно журналисты, не могут преодолеть трудностей, связанных с их профессией и уходят из компании. В таком случае медиатренинги могут дать стимул сотрудникам СМИ не оставлять свое место работы и профессию.

Для сотрудников регионального ТВ тренинги полезны, т. к. они знакомят их со способами анализа среды и показывают, какой вклад они могут внести в развитие своей медиакомпании. Тренинги позволяют телекомпаниям справиться с вызовами возрастающей конкуренции, профессиональной мобильности, технологических изменений и повысить качество выпускаемой продукции и управления. Для НКО важно, чтобы участники могли грамотно формулировать то, чему они научились, и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому тренинги, совмещающие теорию с практикой, проводятся столь часто. Некоторые НКО создают в регионах центры повышения квалификация для сотрудников местных аудиовизуальных СМИ.

Медиатренинги могут стать ключом к формированию и подготовке нового поколения российских журналистов. Многие региональные телекомпании России за 15 лет избавились от проблем, связанных с недостатком квалифицированных кадров, прежде всего, проблем управления организациями. С точки зрения мастерства и технических навыков у сотрудников теперь достаточно профессионализма для создания программ и новостей. Но сегодня перед ними стоит ряд более сложных проблем. От них требуется еще более высокий уровень профессионализма для того, чтобы они смогли выполнить свой социальный долг и создаваемые ими программы способствовали развитию общества и страны в целом.

Правила индустрии вещания, предложенные медиатренингами и медиатренерами, должны помочь проанализировать и пересмотреть традиционные методы и разработать новые методы организации, формирования и подачи материала. Между разными НКО должны существовать тесные взаимосвязи, которые помогали бы обмениваться методиками проведения тренингов для улучшения общей подготовленности сотрудников. При организации тренингов и семинаров необходимо проводить специальную работу по изучению потребностей в подготовке и формулировать на этой основе цели обучения. Это поможет увидеть и учесть различия между целевыми установками тренинговых занятий.

В этой связи НКО, которые занимаются проектами развития в медиасфере, должны обращать больше внимания на поддержку регионального ТВ именно с точки зрения социальной значимости вещания. Конечно, существуют НКО, которые проводят тренинги и семинары для сотрудников региональных и областных телекомпаний с целью стимулирования СМИ и общественности к более активному сотрудничеству в экономической, социальной и политической сферах. Однако до сих пор, в основном, тренинги в России устраиваются лишь для повышения мастерства и совершенствования навыков. Между тем, главным для НКО является то, чтобы учащиеся воспринимали те знания, которые имеют прямое отношение к их собственным организациям, рабочим ситуациям и жизни общества. Активная деятельность НКО предлагает конкретные решения различных проблем, появившихся в медиасфере. Однако НКО также должны способствовать прогрессу

регионального ТВ России. Это значит, что с помощью медиатренингов необходимо нацеливать региональное ТВ не только на те изменения, в которых заинтересованы сами сотрудники телекомпаний, но и на те, которые способствуют улучшению жизни общества и о которых мечтают зрители.

1 Дзялошинский ИМ. О некоторых причинах интолерантности российских СМИ // Толерантность. Журналистика, политики, культура: Материалы межфакультетского теоретического семинара 18 ноября 2002 г. / Ред.-сост. С.М. Виноградова, С.Г. Корконосенко. СПб., 2003. С. 52.

2 Кириллова Н Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 305.

3 Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2004. С. 312.

4 Вартанова E.JI. Переходный период в медиасистемах стран постсоциализма // Средства массовой информация России: Учебн. пособ. для студентов вузов / М.И. Алеексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. Под ред. Я.Н. За-сурского. М„ 2005. С. 133.

5 «Интерньюс-Россия» - организация, которая в течение 10 с лишним лет занимается проблемами и развитием региональных телерадиокомпаний. Данное утверждение приведено в статье: Идеальная станция. В большом и малом городе они разные // Среда. 2001. №. 11 (35).

6 Fassato F. The Russian Media: from popularity to distrust I I http://www.currenthistory.com. 2001. Октябрь.

7 Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003. С. 24.

8 Уэбстер Ф. Теории информационного общества: Пер. с англ. / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004. С. 233.

9 Егоров В.В. На пути к информационному обществу. М., 2006. С. 185-186.

10 Хенни Саптатиа Д.Н. Модернизация регионального ТВ. Малые города в проекте «Интерньюс-Россия». СПб., 2006. С. 27 (Интервью автора с президентом телеканала «Тверской проспект» и зам. директора «Ника Плюс». Август-сентябрь 2003 г,).

11 Местные новости уже время // Новости СМИ. 2001. №. 19 (99), 1-14 окт.

15 В данной работе мы постоянно используем термин «медиатренинг», а не термин «медиаобразование». Это объясняется тем, что под понятием «медиатренинг» подразумевается неформальное и непродолжительное обучение. Термин «медиаобразование» - перевод англ. media education, т. е. вузовское образование.

■ 13 Фонд Томсона является независимым благотворительным британским фондом, обучающей организацией. Создан в 1962 г. ныне покойным газетным и телевизионным магнатом лордом Томсоном из города Флит, проводит тренинги и консультации по всему миру.

14 Среди этих городов можно также назвать Красноярск, Ханты-Мансийск, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Великий Новгород, Мурманск, Борисоглебск, Набережные Челны, Сальск, Сургут, Ачинск, Таганрог, Новгород.

15 Регион-Медиа: программа поддержки региональных СМИ // http://www.internews.ru. 2006. Сент.

Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.