ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 9. 2007. Вып.З.Ч.И
Хенни Саптатиа Драджати Нуграхани
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ РОССИИ (из обучающей практики НКО «Интерньюс-Россия»)
В настоящее время требуется соблюдение принципов гласности и объективности, без чего невозможно обеспечить справедливый миропорядок. В начале 1990-х гг. Россия вступила в полосу поиска новых форм гражданской, общественной деятельности. Тогда же в России было создано множество организаций, которые чаще всего называются общественными и некоммерческими (НКО). По данным Министерства юстиции РФ, приведенным И.М. Дзялошинским, в России зарегистрировано более 350 тыс. таких организаций1.
Сегодня в России проблема взаимодействия СМИ и НКО является чрезвычайно актуальной. Крупные, средние и малые НКО играют важную роль в развитии СМИ. Рассматривая практику НКО, занимающихся развитием СМИ, Н.Б. Кириллова в книге «Медиакультура: от модерна к постмодерну» утверждает, что НКО призваны восполнить упущения государства в обеспечении публичного интереса к системе работы СМИ. Как показывает опыт, закон «О средствах массовой информации» (1991 г.) в России не работает в полной мере. НКО активно занимаются просветительской деятельностью, в отличие от государственных и муниципальных органов и частных организаций, цель которых заключается, главным образом, в увеличении прибыли2.
Состояние СМИ постсоветской России, как феномен новой эпохи, привлекло внимание НКО. Процессы, происходящие в истории СМИ России, в частности регионального ТВ, стали предметом их деятельности. Интерес к региональному ТВ появился еще и потому, что с ним в России произошли своеобразные и неповторимые изменения - «революция по количеству» и «эволюция по качеству», которые нельзя увидеть ни в какой другой посткоммунистической стране3.
Известно, что при советской власти региональных телестанций было столько же, сколько крупных городов. Однако 1990-е гг. ознаменовались быстрым увеличением количества станций и появлением коммерческого телевидения, образованием частных телекомпаний в регионах. По данным Министерства печати и телерадиовещания, на 2002 г. в России было выдано 1276 лицензий на эфирное телевидение, 258 лизенций на кабельное, 18 на спутниковое и 20 на эфирно-кабельное4. Региональное ТВ в постсоветской России стало очень многообразным. Станции различны и по форме, и по тому, делают ли они собственный бизнес или предпочитают «"прислониться" к чужим деньгам или к власти»5.
Однако увеличение количества региональных вещателей не привело к улучшению качества телевизионных программ. Политический аналитик и бывший корреспондент Радио «Свободная Европа» («Radio Liberty») в Москве Флориано Фассато6 заявляет, что большинство новых репортеров не имеют журналистского образования. В частности, многие из них пришли в журналистику из научной сферы. По словам Г.В. Кузнецова,
© Хенни Саптатиа Драджати Нуграхани, 2007
в постсоветской России журналисты приходили на телевидение из районных газет, операторы - из фотоателье, а режиссером мог назвать себя кто угодно7.
На региональных телестанциях нередко встречаются сотрудники с недостаточным уровнем мастерства и профессионализма. Фрэнк Уэбстер в книге «Теории информационного общества» пишет о том, что профессионализм в вещании означает создание умных, «крепко сколоченных», непредвзятых передач, которые интересно смотреть и которые пробуждают мысль8. По формулировке В.В. Егорова (Институт повышения квалификации работников теле- и радиовещания), профессионализм журналистов является источником высокого качества информации. Качество информации включает в себя весь комплекс проблем содержания, формы телесообщений, их объективность, правдивость, достоверность, актуальность и оперативность9. Базируясь на определениях, приведенных выше, можно заключить, что профессионализм сотрудников необходим прежде всего для повышения качества информации и программ. Недостаток профессионализма сказывается не только на качестве информации о политических, экономических и социальных проблемах, но и на телепрограммах, перегруженных зарубежными сериалами, страдающих тематическим однообразием и моральным убожеством.
Подтверждением этих заключений стали результаты нашего эмпирического исследования регионального ТВ. На начальном этапе деятельности, в большинстве своем, знания работников регионального ТВ отрывочны. У них нет профессионального образования и необходимых практических навыков. Главные редакторы региональных телекомпаний признали, что на момент основания телекомпаний среди сотрудников почти не было корреспондентов, знающих, как надо создавать стандартные программы10. В некоторых отчетах НКО говорится, что первоначально штат отдела новостей региональных телекомпаний состоял из бывших военнослужащих, операторов телефонной связи, экономистов, рабочих-строителей, и компании должны были прилагать определенные усилия для того, чтобы научить своих сотрудников основам работы на телевидении.
Об этом же в 2001 г. говорил телеведущий Владимир Познер, напомнив, что в самом начале постсоветской эры люди, которые пришли на телевидение, совсем не имели опыта. Они стали профессионалами, только пройдя школу телевизионного мастерства11. Большинство сотрудников региональных телекомпаний приезжали в Москву и другие города для переквалификации, самообразования, краткосрочных занятий на тренингах и семинарах. В частности, они учились тому, как сделать программу актуальной, насыщенной, точной, объективной, разнообразной и интересной. Курсы и семинары, в основном, организовывались российскими и международными НКО для того, чтобы люди смогли работать в современном темпе и ритме, с каждым годом расширяется использование новых технологий. Осознавая, что свободное, стабильное, справедливое гражданское общество не может существовать без независимых и сильных средств массовой информации, НКО быстро отреагировали на эту ситуацию. НКО обеспечивают поддержку российской телевизионной индустрии, особенно регионального ТВ и их сотрудников. Медиатренинги проводятся на высоком профессиональном уровне12.
В России одной из лидирующих НКО является «Интерньюс-Россия», созданная в 1992 г. для поддержки независимого регионального ТВ. Сейчас она осуществляет следующие гуманитарные проекты в области аудиовизуальных СМИ: образовательные программы, информационно-консультативное содействие, производство и распространение ТВ-программ, разработка и внедрение передовых телевизионных технологий. Спустя три месяца после открытия своего офиса в Москве организация провела первую серию
семинаров для журналистов-практиков. Поначалу в штате насчитывалось только 5 чело-зек, но в 1999 г. их было уже 20-25, а с 2003 г. - 65. «Интерньюс-Россия» сотрудничает с различными российскими и международными организациями.
В Москве офис «Интерньюс-Россия» имеет несколько отделов. В отделе учебных программ работают менеджер-методист программ по техническим специальностям, менеджер программ по информационной журналистике, менеджер-методист программ многоформатного телевидения, менеджер-методист программ дистанционного обучения, менеджер бизнес-программ. Направление работы отдела меняется в соответствии с проектами года, реализуемыми организацией. Например, у отдела медиатренинга четыре направления: тренинги по менеджменту, по журналистике, по художественно-развлекательным программам и Школа журналистики «Интерньюс». Последняя, будучи одним из самых популярных проектов, работает с 1996 г. и рассчитана на квалифицированных журналистов, которые уже овладели фундаментальными основами своей профессии. Цели данного узкоспециализированного образования - научить сотрудников телевидения созданию более качественных программ. «Интерньюс-Россия» пытается увеличить количество сотрудников, повысить качество программ, проводит трех- и пятинедельные сессии Школы с педагогами из США, Западной Европы и России.
Факты показывают, что в процессе развития региональных СМИ журналисты в России проявляют огромный интерес к освоению новых существующих в мире технологий СМИ. Российские журналисты заинтересованы в обмене профессиональным опытом, но возможности для этого ограничены ввиду обширности России и большого числа журналистов, которые нуждаются в медиатренинге. НКО не всегда удается проводить тренинги самостоятельно, они часто работают совместно с зарубежными партнерами.
В ходе реализации своих проектов «Интерньюс-Россия» получала большую поддержку крупных зарубежных организаций, в частности, от Фонда Томсонаи. К октябрю 2002 г. более 250 журналистов стали выпускниками Школы журналистики «Интерньюс-Россия». Многие из них получили уникальный шанс обучаться у медиатренеров из Фонда Томсона.
Кроме того, по инициативе «Интерньюс-Россия», медиатренеры из Фонда Томсона организовали посещение региональных телестанций в Нижнем Новгороде, Саратове, Ульяновске и других городах. Поездки совмещались с обучением. Телекомпании этих городов и работающие в них журналисты были чрезвычайно признательны за бесценный опыт, полученный ими на профессиональных тренингах Фонда Томсона благодаря проектам «Интерньюс-Россия» для регионов.
Учитывая то, что для многих региональных телекомпаний командировка сотрудника в Москву на медиатренинг или семинары сопряжена с финансовыми затруднениями и необходимостью отпускать специалиста с работы на длительный срок, «Интерньюс-Россия» разработала новый вид медиатренинга - электронное дистанционное обучение. Оно было создано специально для профессионалов региональных телекомпаний. Данный вид обучение считается самым современным с точки зрения методики и технологии и способен дать тележурналисту не только теоретические знания, но и навыки практической работы. «Интерньюс-Россия» сочетает дистанционные и очные тренинги. Дистанционный тренинг знакомит сотрудников региональных телекомпаний с самыми современными тенденциями и технологиями журналистики. Учащиеся могут выбрать индивидуальный темп обучения, могут заниматься дома, в Интернет-кафе или на работе. Для освоения самых простых курсов дистанционного обучения требуется обычный персональный компьютер, для более
сложных программ и виртуальных классных занятий могут потребоваться более мощные компьютеры, оснащенные звуковыми картами и более качественным подключением к сети Интернет.
Кроме Москвы, «Интерньюс-Россия» постоянно реализует учебные программы в регионах, например, проект под названием «Программа поддержки региональных СМИ» для телевидения, радио и прессы. Региональные учебные программы финансируются по проекту Европейского Сообщества -ТАСИС. Бенефициарами проекта стали Национальная ассоциация телерадиовещателей (HAT) и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс). Программы реализуются в шести регионах, выбранных бенефициарами и в полном соответствии с приоритетами внешней и внутренней политики Российской Федерации в области СМИ. Эта программа является интересным и масштабным проектом для региональных медиа. Проект рассчитан на 2006-2007 гг. В 2006 г. было проведено 39 семинаров на различные темы, от журналистики до медиаменеджмента, 3 школы и 2 конференции по журналистскому праву. На 2007 г. планировалось проведение 11 семинаров по журналистике, 3 консультаций по медиаменеджменту и 3 конференций по праву и журналистике в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России14. (Поскольку, как известно, деятельность организации «Интерньюс-Россия» временно приостановлена, проект ТАСИС не может реализоваться.)
Напомним, что программа ТАСИС рассчитана на техническую помощь 12-ти странам СНГ. Она была начата Европейским Комитетом в 1991 г. и, в основном, ориентирована на развивающиеся страны. ЕС должен помочь Российской Федерации в проведении основных экономических и социальных преобразований. В основу сотрудничества положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе ТАСИС на постсоветском пространстве - около половины всего бюджета. С 1991 г. в 58 регионах России осуществлено свыше 1500 проектов на общую сумму более 2,7 млрд евро.
Программа финансируется за счет грантов, и сотрудники регионального ТВ имеют возможность учиться бесплатно. Участникам предлагается выбрать для себя семинар, тренинг или ряд дистанционных курсов. Цели данной программы - повышение уровня профессиональной подготовки журналистов, повышение уровня менеджмента в медиа-организациях для укрепления их финансовой независимости, содействие развитию более конструктивного диалога между СМИ и органами власти, повышение уровня знаний по правовым вопросам, а также разработка стратегии развития и эффективной деятельности организаций, представляющих СМИ.
В рамках проекта был создан ряд программ для владельцев и главных редакторов СМИ, для юристов СМИ, журналистов региональных печатных и аудиовизуальных СМИ и пресс-секретарей, для владельцев СМИ, представителей власти и бизнеса; для представителей правоохранительных и судебных органов; для региональных членов профессиональных объединений (HAT и АРС-Пресс)15.
Один из подобных проектов - «Журналистам в мультимедийной среде». Его участники станут первопроходцами. Им предстоит освоить новую программу по обучению многофункционального журналиста, одинаково профессионально владеющего навыками работы в разных типах медиа. Кроме того, налажено онлайн-консультирование региональных СМИ по юридическим вопросам. Оно является результатом совместной работы «Интерньюс-Россия» и Института проблем информационного права. Через
онлайн-консультирование «Интерньюс-Россия» отвечает на вопросы журналистов о медиазаконодательстве и пытается разбирать типичные ситуации, представляющие интерес для всего регионального медиасообщества. Затем эксперты-юристы в области информационного права комментируют ситуацию с конкретным СМИ.
Тренинги и семинары дают возможность передать сотрудникам не только знания, но также уверенность в правильном выборе своей профессии и телекомпании. По нашим данным, довольно часто сотрудники, особенно журналисты, не могут преодолеть трудностей, связанных с их профессией и уходят из компании. В таком случае медиатренинги могут дать стимул сотрудникам СМИ не оставлять свое место работы и профессию.
Для сотрудников регионального ТВ тренинги полезны, т. к. они знакомят их со способами анализа среды и показывают, какой вклад они могут внести в развитие своей медиакомпании. Тренинги позволяют телекомпаниям справиться с вызовами возрастающей конкуренции, профессиональной мобильности, технологических изменений и повысить качество выпускаемой продукции и управления. Для НКО важно, чтобы участники могли грамотно формулировать то, чему они научились, и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому тренинги, совмещающие теорию с практикой, проводятся столь часто. Некоторые НКО создают в регионах центры повышения квалификация для сотрудников местных аудиовизуальных СМИ.
Медиатренинги могут стать ключом к формированию и подготовке нового поколения российских журналистов. Многие региональные телекомпании России за 15 лет избавились от проблем, связанных с недостатком квалифицированных кадров, прежде всего, проблем управления организациями. С точки зрения мастерства и технических навыков у сотрудников теперь достаточно профессионализма для создания программ и новостей. Но сегодня перед ними стоит ряд более сложных проблем. От них требуется еще более высокий уровень профессионализма для того, чтобы они смогли выполнить свой социальный долг и создаваемые ими программы способствовали развитию общества и страны в целом.
Правила индустрии вещания, предложенные медиатренингами и медиатренерами, должны помочь проанализировать и пересмотреть традиционные методы и разработать новые методы организации, формирования и подачи материала. Между разными НКО должны существовать тесные взаимосвязи, которые помогали бы обмениваться методиками проведения тренингов для улучшения общей подготовленности сотрудников. При организации тренингов и семинаров необходимо проводить специальную работу по изучению потребностей в подготовке и формулировать на этой основе цели обучения. Это поможет увидеть и учесть различия между целевыми установками тренинговых занятий.
В этой связи НКО, которые занимаются проектами развития в медиасфере, должны обращать больше внимания на поддержку регионального ТВ именно с точки зрения социальной значимости вещания. Конечно, существуют НКО, которые проводят тренинги и семинары для сотрудников региональных и областных телекомпаний с целью стимулирования СМИ и общественности к более активному сотрудничеству в экономической, социальной и политической сферах. Однако до сих пор, в основном, тренинги в России устраиваются лишь для повышения мастерства и совершенствования навыков. Между тем, главным для НКО является то, чтобы учащиеся воспринимали те знания, которые имеют прямое отношение к их собственным организациям, рабочим ситуациям и жизни общества. Активная деятельность НКО предлагает конкретные решения различных проблем, появившихся в медиасфере. Однако НКО также должны способствовать прогрессу
регионального ТВ России. Это значит, что с помощью медиатренингов необходимо нацеливать региональное ТВ не только на те изменения, в которых заинтересованы сами сотрудники телекомпаний, но и на те, которые способствуют улучшению жизни общества и о которых мечтают зрители.
1 Дзялошинский ИМ. О некоторых причинах интолерантности российских СМИ // Толерантность. Журналистика, политики, культура: Материалы межфакультетского теоретического семинара 18 ноября 2002 г. / Ред.-сост. С.М. Виноградова, С.Г. Корконосенко. СПб., 2003. С. 52.
2 Кириллова Н Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 305.
3 Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2004. С. 312.
4 Вартанова E.JI. Переходный период в медиасистемах стран постсоциализма // Средства массовой информация России: Учебн. пособ. для студентов вузов / М.И. Алеексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. Под ред. Я.Н. За-сурского. М„ 2005. С. 133.
5 «Интерньюс-Россия» - организация, которая в течение 10 с лишним лет занимается проблемами и развитием региональных телерадиокомпаний. Данное утверждение приведено в статье: Идеальная станция. В большом и малом городе они разные // Среда. 2001. №. 11 (35).
6 Fassato F. The Russian Media: from popularity to distrust I I http://www.currenthistory.com. 2001. Октябрь.
7 Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003. С. 24.
8 Уэбстер Ф. Теории информационного общества: Пер. с англ. / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004. С. 233.
9 Егоров В.В. На пути к информационному обществу. М., 2006. С. 185-186.
10 Хенни Саптатиа Д.Н. Модернизация регионального ТВ. Малые города в проекте «Интерньюс-Россия». СПб., 2006. С. 27 (Интервью автора с президентом телеканала «Тверской проспект» и зам. директора «Ника Плюс». Август-сентябрь 2003 г,).
11 Местные новости уже время // Новости СМИ. 2001. №. 19 (99), 1-14 окт.
15 В данной работе мы постоянно используем термин «медиатренинг», а не термин «медиаобразование». Это объясняется тем, что под понятием «медиатренинг» подразумевается неформальное и непродолжительное обучение. Термин «медиаобразование» - перевод англ. media education, т. е. вузовское образование.
■ 13 Фонд Томсона является независимым благотворительным британским фондом, обучающей организацией. Создан в 1962 г. ныне покойным газетным и телевизионным магнатом лордом Томсоном из города Флит, проводит тренинги и консультации по всему миру.
14 Среди этих городов можно также назвать Красноярск, Ханты-Мансийск, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Великий Новгород, Мурманск, Борисоглебск, Набережные Челны, Сальск, Сургут, Ачинск, Таганрог, Новгород.
15 Регион-Медиа: программа поддержки региональных СМИ // http://www.internews.ru. 2006. Сент.
Статья принята к печати 26 февраля 2007 г.