О.П. Мороз
ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КАФЕДРЫ -ЦЕЛЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «ТВЕРЬ»
Одной из задач системы высшего образования является её соответствие социальному заказу, предъявляемому рынком труда. Для повышения уровня подготовки выпускника, для адаптации его при трудоустройстве, для ликвидации разрыва между образовательной программой и запросом работодателя необходим качественно иной подход в подготовке студентов. Для этого, в соответствии с действующим законодательством, в перечень обязательных дисциплин в университетской программе можно включить дисциплины и спецкурсы, имеющие практическое значение для дальнейшей успешной трудовой деятельности выпускника. Реформирование образовательных программ необходимо провести при активном участии бизнес-структуры, регионального кадрового заказчика.
О специфике этого процесса писали Л.Н. Алек-сейко и И.Ф. Коршенко - сотрудники Дальневосточного государственного технического универ-ситета1. Такое целевое сотрудничество облекается в форму корпоративной кафедры.
При этом важнейшими задачами являются:
- выработка согласованных подходов и общей политики в развитии инновационной образовательной инфраструктуры;
- разработка механизмов приведения в соответствие теоретической подготовки выпускников с их будущей специализацией;
- создание учебно-методической базы;
- формирование устойчивой практики целевого обучения.
Реализации этих задач и способствует Корпоративная кафедра, инициатива создания которой принадлежит Тверскому государственному университету. Руководство ГТРК «Тверь» поддержало идею высшего учебного заведения, приступив к обсуждению организационной основы инновационного сотрудничества.
В январе 2007 года достигнута устная договоренность о заключении Договора о намерениях создания корпоративной кафедры на 20072010 годы на базе ГТРК «Тверь» и определена базовая функция кафедры: реализация согласо-
ванных подходов для создания и развития инновационной образовательной структуры, разработка и дальнейшее освоение научно-технических и инновационных идей, направленных на повышение уровня подготовки выпускников. Для управления проектом создания и развития кафедры образован Координационный Совет, в который вошли руководители ВУЗа и представители ГТРК «Тверь». Начато формирование базы данных методических потребностей журналистов-выпускников, анализ наставнических возможностей сотрудников предприятия. Установлены рабочие связи с потенциальными сотрудниками кафедры. Это делается для того, чтобы собрать сведения об их инновационных разработках, уже апробированных в телерадиокомпании и полезных будущим журналистам.
В задачу Тверского государственного университета, готовящего кадры для СМИ, входит базовое теоретическое обучение будущих журналистов, руководство научными исследованиями, подготовка студентов к итоговой аттестации, составление образовательных программ, обеспечение юридической правомочности всей схемы сотрудничества, контроль за её реализацией. Задачей ГТРК «Тверь» является обеспечение студентов, проходящих подготовку, площадками для приобретения практического опыта, например, в формате стажировок или реализации учебных проектов. Кроме прочего, ГТРК «Тверь» ведет подготовку аналитических материалов: регламента подготовки выпусков, информационных писем Регионального департамента ВГТРК, адресованных руководителям Службы информации; резюме по мониторингам эфира с рекомендациями экспертов ВГТРК, результатов контент-анализа выпусков программы «Местное время. Вести Тверь», выполненного сотрудниками компании. ГТРК «Тверь» также собирает библиотеку профессиональной литературы, которая была бы полезна студентам, но является труднодоступной как узконаправленная и издаваемая малыми тиражами: это брошюры Института повышения квалификации работников телевидения и радио-
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
© О.П. Мороз, 2008
вещания; диссертационные исследования по деятельности филиалов ВГТРК, предназначенные для служебного пользования; эксклюзивные статистические исследования автономной организации «Интерньюс»; материалы ежегодных конференций «Журналистика» МГУ и др.
Сотрудники телерадиокомпании «Тверь», обладающие многолетним опытом работы в телевизионной журналистике, могли бы преподавать студентам третьего - четвертого курса очного и заочного отделений практические занятия по следующим базовым дисциплинам: «Практика информационной журналистики», «Стилистика информационного текста», «Основы монтажа как художественная форма», «Чтение текста в эфире».
Специальные курсы, которые студенты выбирали бы самостоятельно с учетом более близкой им сферы журналистского творчества или по соглашению с потенциальным работодателем, могут называться «Парламентская журналистика», «Церковная журналистика», «Работа в кадре», «Координация творческого и технического процессов в редакции», «Редактирование авторского текста», «Действенность выступлений и проекты редакции», «Мониторинг и повышение рейтингов», а также «Универсальный журналист». Этот перечень отражает штатную структуру и основные виды журналистского мастерства на ГТРК «Тверь». Например, в производственном процессе задействованы корреспонденты узкой специализации, которые ведут политическую или религиозную темы, требующие особой подготовки. Спецкурсы: «Работа в кадре», «Координация творческого и технического процессов в редакции», «Редактирование авторского текста» - предполагают отбор студентов, которые обладают склонностями к работе ведущего телевизионных программ, продюсера или директора наполнения эфира и редакторов. Курсы: «Действенность выступлений и проекты редакции», «Мониторинг и повышение рейтингов» - в настоящее время весьма актуальны. Освоение навыков стратегического медиапланирования, методов повышения эффективности работы редакции - та профессиональная сфера, которая, к сожалению, только осваивается коллективами региональных телекомпаний. Как правило, подобные знания и умения среди сотрудников до сих пор являются результатом многолетней работы, постоянного самосовершенствования и стремления к повышению квалификации. Наконец, специальный
курс «Универсальный журналист» - это перспективное направление мировой журналистики, когда корреспондент обязан быть компетентным не только в разных сферах действительности (экономика, спорт, политика), но и демонстрировать разные профессиональные умения (выполнять функции автора, интервьюора, оператора, режиссера, а впоследствии на монтаже - видеоинженера и звукорежиссера). Кроме того, в последнее время в медиасообществе становится все более популярным новый принцип организации работы новостной редакции - ее конвергенция. Это понятие не так давно употреблялось лишь в сфере менеджмента, теперь оно касается и производства контента. (Под контентом мы подразумеваем все содержание эфира: новостной материал, рекламный блок и др.) Конвергенция - слияние технологий. Применимо к наполнению эфира, говорим о мультимедийное™ и интерактивности информационной среды. «Суть конвергентной редакции в консолидации, объединении и последовательной интеграции всех типов имеющихся сегодня форматов - печатного, онлайнового, мобильного и вещательного. Созданный на единой базе центр (мобильная телефония, Интернет, радио и телевидение), наращивая информационные потоки и делая их непрерывными, увеличивает свой потенциал. А удовлетворенная качеством новостей и других информационных продуктов аудитория остается в пределах одного бренда... »2 Преимуществам такого подхода был посвящен практический семинар «Как управлять переходом к мультимедийности в традиционных СМИ» (Москва, февраль 2007). Конвергенция медиа позволяет готовить полноценные материалы, сочетающие в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность. Подобные редакции уже действуют в США, Англии, Дании, Норвегии, Аргентине, Бразилии, Индии. Информационные ресурсы, которыми располагают региональные филиалы ВГТРК, вполне допускают освоение этого способа обработки информации и производства контента и в нашей стране. Для этого журналистам нужно научиться работать в новых условиях. Корпоративная кафедра готовила бы компетентных работников вида деятельности, который только осваивается в российском информационном пространстве. Итак, успешность освоения дисциплин - критерий отбора перспективных студентов с творческим и профессиональным по-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
69
тенциалом. Форма занятий: лекция и последующее закрепление знаний на практике. Вариант: чтение теории, обсуждение готовых материалов, далее - формирование выпуска новостей. Благодаря аппаратуре, переданной ГТРК университету, у студентов есть возможность снимать сюжеты, писать тексты, монтировать видеоряд, озвучивать собственные материалы и при этом анализировать собственные ошибки под руководством профессионалов.
Практика должна углубить имеющиеся теоретические знания, это создаст особый эффект обучения. По окончании курса студенты проходят различные виды контроля усвоения знаний и формирования умений, сдают зачеты и экзамены, в том числе и государственный. На этом же этапе с наставником обсуждают целесообразность написания дипломной работы на корпоративной кафедре.
В настоящее время реализация проекта «Корпоративная кафедра» идет в соответствии с планом. В феврале 2007 года на Празднике прессы в Торжокском районе состоялось подписание соглашения о создании кафедры по подготовке тележурналистов на филологическом факультете Тверского государственного университета. Среди участников соглашения - руководство университета, телекомпаний ГТРК «Тверь» и «Пилот» (Тверь), а также Ассоциация телерадиокомпаний Тверской области. Кроме того, в феврале этого же года открыта телевизионная учебная студия, оборудование для которой предоставила ГТРК «Тверь». Студенты высоко оценили ее необходимость: «В теории ты можешь читать сколько угодно, но ощутить профессию ты можешь только на практике, когда видишь, как составляются кадры, как взаимодействуют звуковые и видео фрагмен-ты»3. Теперь на телеканалах «Тверь» и «Пилот» действуют рабочие площадки, где студенты проходят практику. С сентября 2007 года к преподавательской деятельности на отделении журналистика филологического факультета ТвГУ приступила телевизионный журналист Н.Н. Энгелейко-ва - член Тверского регионального отделения Союза журналистов России, автор и ведущая целого ряда программ, победитель и лауреат многих профессиональных конкурсов, работающая на ГТРК «Тверь» с момента основания Областного телевидения. Н.Н. Энгелейкова преподает практический курс «Основы журналистского
мастерства» для четвертого курса заочного отделения. В составе Корпоративной кафедры работает и В.В. Быкова - член Тверского областного отделения Союза журналистов России, имеющая государственные и региональные награды за заслуги в профессиональной деятельности, автор и ведущая большого числа информационных и тематических программ. Именно В.В Быкова вела первый выпуск новостей «Верхневолжье» Калининского областного телевидения в марте 1989 года. Ее популярность равнялась известности Валентины Леонтьевой - ведущей федерального эфира. В Твери В. Быкова неоднократно входила в рейтинги самых знаменитых женщин региона. Местная газета «Караван» присваивала ей звание «Человек года». В.В. Быкова читает теоретический и практический курсы для второго, третьего и четвертого курсов дневного и заочного отделений «Интерактивные СМИ» и «Основы творческой деятельности журналистов». Программы курсов преподавателей Корпоративной кафедры разработаны в соответствии с требованиями государственных стандартов о Высшем образовании и утверждены проректором по научной и инновационной работе Л.Н. Скаковской, а также заведующим кафедрой журналистики П.А. Майданюком. Учебные программы на будущий год - в стадии согласования.
Опыт создания Корпоративной кафедры при Тверском государственном университете имеет большое практическое значение для решения кадровой проблемы местных телекомпаний. Кроме того, не менее важно, что Корпоративная кафедра позволяет высшему учебному заведению повысить свое соответствие социальному заказу региона, вместе с тем создать альтернативу обучению в крупных городах России, где действуют кафедры телевизионной журналистики.
Примечания
1 Алексейко Л.Н., Коршенко И. Ф. Создание центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества в реализации региональной инновационной политики российского Дальнего Востока. - www.conference7.rcsme.ru.
2 Уразова С. Конвергенция медиа, или тренинг с необычным маршрутом // Телецентр. - 2007. -№1. - С. 18.
3 БыковаЮ. Интервью в выпуске 19.40 «Местное время. Вести Тверь». - 2007. - 29 мая.
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008