Научная статья на тему 'Повышение качества универсальной цепочки создания ценности в многопрофильной компании'

Повышение качества универсальной цепочки создания ценности в многопрофильной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД / ПОРТФЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОРТФЕЛЬ ПРОДУКТОВ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КОМПА-НИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ / КАЧЕСТВО ПОРТФЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камаев Р. А., Демьянов А. А.

В данной статье рассматриваются принципы повышения качества универсальной цепочки создания ценности применительно к многопрофильной компании. Авторами рассмотрены структурные со-ставляющие цепочки создания ценности конкретного продукта многопро-фильной компании с учетом специфики включения впортфель, разработана универсальная цепочка создания ценности в многопрофильной компании с диверсифицированным портфелем услуг, сущность которой заключается в интегрировании и применении методов организационно-экономической, ресурсной направленности и временных периодов воздействия для повы-шения качества каждого продукта портфеля услуг вотдельности и портфеля услуг в целом в многопрофильной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества универсальной цепочки создания ценности в многопрофильной компании»

УДК 334.012.4

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Р.А. Камаев, А.А. Демьянов

IMPROVING THE QUALITY OF THE GENERIC VALUE CHAIN DIVERSIFIED COMPANIES

R.A. Kamayev, А.А. Demyanov

Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы повышения качества универсальной цепочки создания ценности применительно к многопрофильной компании. Авторами рассмотрены структурные составляющие цепочки создания ценности конкретного продукта многопрофильной компании с учетом специфики включения в портфель, разработана универсальная цепочка создания ценности в многопрофильной компании с диверсифицированным портфелем услуг, сущность которой заключается в интегрировании и применении методов организационно-экономической, ресурсной направленности и временных периодов воздействия для повышения качества каждого продукта портфеля услуг в отдельности и портфеля услуг в целом в многопрофильной компании.

Ключевые слова: цепочка создания ценности, временной период, портфельный подход, портфель продуктов, повышение качества, многопрофильная компания, система управления портфелем, качество портфеля.

Abstract. In this article the author considers the improvement of quality of the universal principles of the value chain in relation to a multi-company. The authors reviewed the structural components of the value chain of a particular product diversified company-specific inclusion in the portfolio, has developed a universal value chain in a multi-disciplinary company with a diversified portfolio of services, the essence of which is the integration and application of organizational, economic, resource orientation and temporary periods of exposure to improve the quality of each product in the portfolio of services individually and as a whole portfolio of services in a multi-company.

Keywords: value chain, the time period, the portfolio approach, product portfolio, improving the quality, diversified company, portfolio management, portfolio quality.

В настоящее время управление качеством не может быть эффективным, если оно начинает осуществляться после того, как продукция произведена или услуга оказана, так как работу по управлению качеством необходимо выполнять в различные временные

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

периоды: до начала производства продукции, товаров или услуг, в процессе их производства и после его окончания. Данный подход управления качеством, одним из основоположников которого был американский ученый А.В. Фейгенбаум, предполагает рассмотрение не только конечного результата, но и каждого из указанных этапов в процессе создания продукта или оказания услуги [7, с. 18-21].

Качество продукта и портфеля услуг определяется на основании атрибутов качества. Данные атрибуты должны охватывать не только сам продукт, но и проводимые мероприятия, предшествующие непосредственно его производству и выполняемые после завершения производства продукта.

Цели управления качеством диверсифицированного портфеля услуг многопрофильной компании могут быть достигнуты только при изменении общепринятой универсальной цепочки создания ценностей и введения в нее интегрирующих компонентов.

Для достижения цели управления качеством диверсифицированного портфеля многопрофильной компании необходимо обеспечение синергетического эффекта в результате консолидации универсальных атрибутов качества интегрированной внешней среды и индивидуальных атрибутов качества дифференцированной внутренней среды, изменении цепочки создания ценностей и введения в нее интегрирующих компонентов в качестве общей надстройки.

Структурными составляющими цепочки создания ценности конкретного продукта многопрофильной компании с учетом специфики включения в портфель являются:

- набор конкретных, последовательных действий для каждого продукта - состоит из индивидуальных мероприятий, направленных на повышение качества и учитывающих особенности и специфику продукта. Действия применимы исключительно к рассматриваемому продукту;

- набор универсальных действий для нескольких услуг - подразумевает проведение общеприменимых для всех услуг портфеля действий, направленных на повышение качества;

- набор индивидуальных атрибутов качества каждого продукта -данные атрибуты присущи исключительно каждому продукту в отдельности, они учитывают особенности продукта, его свойства и назначение;

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

- набор универсальных атрибутов качества портфеля - они характерны для всех без исключения услуг диверсифицированного портфеля.

Отличительной особенностью данной цепочки от известных является:

- синергетический эффект управления качеством портфеля услуг, который возникает в результате консолидации дифференцированной внутренней среды и интегрированной внешней среды;

- сокращение общих расходов на управление качеством по сравнению с многопрофильными компаниями с локальными портфелями, которые вынуждены для каждого портфеля использовать свои действия и атрибуты качества.

В результате консолидации всех услуг и формирования диверсифицированного портфеля услуг, наряду с индивидуальными для каждого продукта действиями, повышающими качество конкретного продукта диверсифицированного портфеля, используется набор универсальных атрибутов качества. Данный подход позволяет изъять из цепочки избыточные или дублирующие действия, повторяющиеся для каждого продукта.

Набор универсальных действий по повышению качества является общим интегрирующим звеном для всех цепочек создания ценностей многопрофильной компании и обеспечивает условия для повышения качества каждого продукта портфеля в отдельности и диверсифицированного портфеля услуг в целом.

На основании рассмотренных структурных составляющих цепочки, можно разработать корректировки в универсальную цепочку создания ценности в многопрофильной компании (рис. 1).

В рамках универсальной цепочки процесс повышения качества представляет собой совокупность последовательно-параллельных этапов производства продукции или оказания услуг для удовлетворения потребностей заказчика.

Первым этапом процесса является «доступность информации для заказчика». Данный этап предшествует началу производства работ или оказанию услуги. На данном этапе также проводятся мероприятия, позволяющие обеспечить на следующих этапах «своевременность начала работ», «выполнение работы в срок, в полном объеме, с надлежащим качеством», «безопасность, сохранность

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имущества заказчика», «оперативное оформление документации». Первый этап проводится в период, предшествующий началу работ.

Вторым этапом является «своевременность начала производства работ» и «выполнение работы в срок, в полном объеме, с надлежащим качеством», при этом параллельно обеспечивается «безопасность, сохранность имущества заказчика». Данный этап осуществляется в период непосредственного производства работ (оказания услуг).

Критерии рыночной допустимости повышения качества портфеля услуг

Набор универсальных действий

и атрибутов качества интегрированной внешней среды

I

, г ПРОДУКТ К

., ПРОДУКТ 2

ПРОДУКТ 1

°11 °12 °13 °1П

%

412

413

41т

Дифференцированная внутренняя среда

I -

Качество

Синергети-ческий эффект

Dnn - индивидуальные действия повышения качества продукта qmm - индивидуальные атрибуты повышения качества продукта

Рисунок 1. Универсальная цепочка создания ценности в многопрофильной компании с диверсифицированным портфелем услуг

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Завершающим этапом процесса создания продукта, является этап «оперативное оформление документации». Параллельно обеспечивается «доступность информации для заказчика» и «безопасность, сохранность имущества заказчика». Данный этап осуществляется после завершения основного этапа производства работ.

Использование процессного подхода позволило выделить временные периоды процесса создания товара или услуги, характеристика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1

Временные периоды процесса создания товара или услуги

Временной период Наименование этапов процесса создания ценности

1 Дособы-тийный Доступность информации для заказчика Своевременность начала оказания услуги Техническое и санитарное состояние оборудования Совершенство средств производства Выполнение работы в срок, в полном объеме, с надлежащим качеством Безопасность, сохранность, имущества заказчика Максимально приемлемое соотношение цена / качество Оперативность оформления документации

2 Текущий Доступность информации для заказчика Своевременность начала оказания услуги Выполнение работы в срок, в полном объеме, с надлежащим качеством Безопасность, сохранность, имущества заказчика Максимально приемлемое соотношение цена / качество

3 Послесобы-тийный Доступность информации для заказчика Безопасность, сохранность, имущества заказчика Максимально приемлемое соотношение цена / качество Оперативность оформления документации

Одновременно в каждой из цепочек создания ценностей многопрофильной компании присутствует надстройка, которая, оказывая позитивное воздействие на отдельные этапы цепочки с целью повышения качества, одновременно являясь интегрирующим звеном всех цепочек диверсифицированного портфеля услуг.

Данная цепочка обладает адаптивностью, заключающейся в способности гибкого изменения, быстрого приспособления

к обновляющимся целям, задачам и функциям предприятия, относительно вопросов повышения качества. Адаптивность обеспечивается за счет проявления эмерджентных свойств при объединении со сторонними структурами, проявления синергетического эффекта повышения качества, а также портфельного подхода.

Эмерджентные свойства (emergent properties) - свойства целостности системы, то есть такие, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. В экономике в качестве эмерджентных свойств рассматривается, например, способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их ни было. Следовательно, это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синегрических связей [6].

Разделение процесса производства товара или услуги на этапы позволяет выявить факторы позитивной направленности относительно качества и элементы процесса, требующие улучшения.

Для обеспечения эффективного формирования методики повышения качества диверсифицированного портфеля услуг многопрофильной компании необходимо определить возможные формы и методы портфельного взаимодействия, которые могут быть использованы при практической реализации предложенных мероприятий.

Под формой обеспечения качества следует понимать организационную структуру, на основании которой, с учетом принципов и сущностей обеспечения качества, реализуется методика повышения качества продукта.

Под методами обеспечения качества предлагается понимать систематизированную совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

В силу своей ограниченности рамками действия и результата методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли [8].

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наиболее подходящей формой обеспечения качества порт-

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

феля услуг является взаимодействие многопрофильной компании со сторонними структурами. В качестве сторонних структур выступают банки, страховые компании, охранные предприятия. Данное сотрудничество осуществляется на договорной основе и позволяет, помимо собственных ресурсов, использовать ресурсы сторонних структур для достижения поставленных целей, в том числе для повышения качества портфеля услуг. Необходимо также отметить, что в данной форме обеспечения качества портфеля услуг необходимо присутствие внутренних подразделений многопрофильной компании.

Методы обеспечения качества продукта диверсифицированного портфеля можно классифицировать по следующим направлениям:

- организационно-экономическая направленность;

- ресурсная направленность;

- временной период.

Организационно-экономическая направленность подразумевает проведение организационных и экономических мероприятий с целью повышения качества продукта.

Под организационными мероприятиями следует понимать действия, направленные на достижение поставленной цели (повышение качества) на основе организационных методов, которые не требуют финансовых затрат или эти затраты крайне незначительны.

Экономические мероприятия включают в себя действия, направленные на достижение поставленной цели (повышение качества) с использованием методов экономического плана, в основе которых содержатся финансовые затраты.

Необходимо отметить, что используя организационные и экономические мероприятия, направленные на повышение качества портфеля услуг, необходимо отдавать приоритет организационным мероприятиям, так как они не требуют значительных финансовых затрат, а там, где они неприменимы или недостаточно эффективны, использовать мероприятия экономического плана [2].

Ресурсная направленность включает в себя ресурсные объекты. Ресурсными объектами являются многопрофильная компания и сторонние структуры. В роли сторонних структур выступают банки, страховые компании, охранные предприятия, предприятия-партнеры. Использование ресурсов сторонних структур позволит решить задачи получения недостающих финансовых средств (банк),

сохранности товарно-материальных ценностей заказчика и вопросов безопасности (страховая компания, охранная структура).

Отличительные особенности предложенной методики от известных заключаются в специфике интегрирования и применения методов организационно-экономической, ресурсной направленности и временных периодов воздействия для повышения качества каждого продукта портфеля услуг в отдельности и портфеля услуг в целом в многопрофильной компании.

В заключение необходимо отметить, что портфельный подход является действенным способом повышения качества продуктов субъекта предпринимательства, в том числе многопрофильных компаний.

Библиографический список

1. Арсланов А.Ш. Особенности разработки стратегической программы развития диверсифицированного холдинга // Интеграл. 2011. № 4.

2. ДемьяновА.А. Управление финансовыми рисками предприятия, связанными с банковским сектором // Инновации и инвестиции. 2015. № 6.

3. Всеобщий менеджмент качества: учебное пособие / Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.: ЛЭТИ, 2001.

4. КонотоповМ.В., Сметанин С.И. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. М.: Палеотип, 2002.

5. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1998.

5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 520 с.

7. Feigenbaum A.V. Quality and Productivity // Quality Progress. 1977. November.

6. URL: http:ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.12.2015). Р.А. Камаев

доктор экономических наук, доцент профессор кафедры экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

А.А. Демьянов

кандидат экономических наук

консультант Управления экономики и перспективного развития префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.