Научная статья на тему 'Сущность и особенности портфельного подхода при обеспечении качества продуктов и услуг многопрофильной компании'

Сущность и особенности портфельного подхода при обеспечении качества продуктов и услуг многопрофильной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / ПОРТФЕЛЬ ПРОДУКТОВ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ / КАЧЕСТВО ПОРТФЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камаев Р. А., Демьянов А. А.

В данной статье рассматриваются принципы и особенности использования портфельного подхода при повышении качества продуктов и услуг многопрофильной компании, разработана система управления портфелем продуктов субъекта предпринимательства. Авторами конкретизированы свойства диверсифицированного портфеля продуктов многопрофильных компаний как объекта управления качеством, предлагается использовать взаимное влияние отдельных продуктов друг на друга при диверсификации деятельности предприятия многопрофильной компании, что позволяет повысить качество каждого продукта в отдельности и портфеля продуктов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности портфельного подхода при обеспечении качества продуктов и услуг многопрофильной компании»

УДК 336.011

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОРТФЕЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ И УСЛУГ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Р.А. Камаев, А.А. Демьянов

ESSENCE AND FEATURES A PORTFOLIO APPROACH WHILE ENSURING THE QUALITY OF PRODUCTS AND SERVICES TO A DIVERSIFIED COMPANY

R.A. Kamaev, A.A. Demyanov

Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы и особенности использования портфельного подхода при повышении качества продуктов и услуг многопрофильной компании, разработана система управления портфелем продуктов субъекта предпринимательства. Авторами конкретизированы свойства диверсифицированного портфеля продуктов многопрофильных компаний как объекта управления качеством, предлагается использовать взаимное влияние отдельных продуктов друг на друга при диверсификации деятельности предприятия многопрофильной компании, что позволяет повысить качество каждого продукта в отдельности и портфеля продуктов в целом.

Ключевые слова: портфельный подход, диверсифицированный портфель, портфель продуктов, повышение качества, многопрофильная компания, система управления портфелем, качество портфеля.

Abstract. In this article the author examines the principles and features of using a portfolio approach to improving the quality of products and services diversified company, has developed a system of portfolio management products businesses. The authors specified a diversified property portfolio diversified companies, as an object of quality management, it is proposed to use the mutual influence of individual products to each other in the diversification of the company diversified company that improves the quality of each product and product portfolio as a whole.

Keywords: portfolio approach, a diversified portfolio, the portfolio of products, improving quality, diversified company, portfolio management, portfolio quality.

В условиях современной неустойчивости экономики необходимость результативного управления качеством продуктов и услуг приобретает первостепенное значение. Внедрение подходов, повышающих качество производимых продуктов и оказываемых услуг, и минимизация издержек на управления качеством позволит пред-

приятиям сохранить способность к развитию в обстановке ограниченного доступа к ресурсам и роста рисков при нестабильности внешней среды. Однако эффективность менеджмента в области управления качеством по-прежнему находится на низком уровне. Одними из основных проблем являются: недостаточная диверсификация деятельности предприятия, отсутствие координации при управлении качеством, зависимость от изменения рыночной конъюнктуры и источников ресурсов. Данные проблемы свидетельствуют, о нехватке руководству современных российских предприятий, научной базы, стратегического видения и системного подхода в управлении качеством производимой продукции [3].

В настоящее время компании, имеющие диверсификацию производства товаров или услуг, крайне недостаточно используют ресурс портфельного подхода с целью повышения качества продуктов или услуг.

Портфельный подход (portfolio approach) - подход к изучению экономики с точки зрения портфельного анализа, оптимизации структуры (портфеля) достояния или богатства, имеющегося у индивидуума или фирмы, включая деньги, облигации, материальные ценности, акции и другие активы [9].

Основные принципы портфельного подхода были заложены такими исследователями, как Дж. Хикс, Г. Марковиц, У. Шарп и М. Миллер. Дж. Хикс предположил, что люди распределяют свое богатство в стремлении к максимизации доходности активов в такой пропорции, при которой предельные доходы от всех активов равны. Г. Марковиц развил идеи Дж. Хикса включением факторов неопределенности и риска. У. Шарп предложил оценки альтернативных активов с учетом ситуации на рынках ценных бумаг, а М. Миллер разработал анализ взаимоотношения структуры капитала фирмы и ее политики распределения дивидендов. В разные годы эти исследователи портфельного подхода, стали лауреатами Нобелевской премии по экономике.

Портфельный подход предполагает восприятие активов и пассивов предприятия (а в общем случае и иных благ) как элементов единого целого - портфеля, сообщающих ему характеристики риска и доходности, что позволяет эффективно проводить анализ возможностей и оптимизацию параметров экономических рисков [7].

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Портфель - это совокупность активов или пассивов - собственности или иных благ, представляющий собой составной актив или пассив, обладающий параметрами риска и стоимости, зависящий от двух факторов: трансформации состава портфеля (исключение активов, обмен) и изменения риска и доходности входящих в портфель активов или пассивов в связи с трансформацией как самих активов или пассивов, так и прочей конъюнктуры.

К сожалению, можно констатировать, что угрозы экономической безопасности субъекта предпринимательства растут быстрее, чем разрабатываются и внедряются в деятельность субъекта предпринимательства мероприятия, направленные на противодействие этим угрозам, в том числе со стороны контрольно-надзорных органов [4].

Важно понимать, что диверсификация портфеля продуктов способна увеличить риски хозяйствующего субъекта и должна иметь разумные границы.

Негативный эффект диверсификации портфеля возникает в случае, когда предприятие направляет ресурсы на те виды деятельности, где его знания, управленческие способности недостаточны. В этом случае неудачные направления деятельности поддерживаются за счет доходов, получаемых в успешных направлениях. Данная ситуация может способствовать тому, что практически все полученные ресурсы будут израсходованы на убыточный вид деятельности. Именно поэтому руководству хозяйствующего субъекта необходимо уделять достаточное внимание и проявлять гибкость при корректировке состава портфеля продуктов.

Портфельный подход является эффективным инструментом повышения эффективности деятельности субъекта предпринимательства. Целью портфельного подхода является формирование портфеля или нескольких портфелей субъекта предпринимательства, представляющих собой диверсифицированную совокупность продуктов различного типа.

Для снижения риска потерь портфель должен состоять из диверсифицированных продуктов. За счет диверсификации портфеля уменьшается риск убыточности деятельности предприятия, так как в случае недостаточно высоких доходов по одному виду деятельности недополученные доходы будут компенсироваться за счет другого продукта, входящего в портфель. Минимизировать риск

удается за счет включения в портфель различных продуктов, тесно не связанных между собой. Это позволяет избежать одновременного падения доходов от реализации этих продуктов. Методика диверсификации портфеля призвана более эффективного перераспределить продукты.

Каждый элемент в отдельности от портфеля не обладает всеми перечисленными выше свойствами. Главной задачей при определении продуктов, входящих в портфель, является их взаимовлияние на эффективность портфеля в целом и на другие продукты в частности. Взаимовлияние продуктов, входящих в портфель, призвано обеспечить сбалансированное соотношение эффективности и безопасности портфеля. В процессе формирования портфеля продуктов субъект предпринимательства определяет для себя критерии оценки безопасности и эффективности продуктов. Эти критерии будут использоваться для принятия решения о включении продукта в портфель. Таким образом, правильно определенный набор компонентов портфеля позволяет максимально использовать потенциал субъекта предпринимательства.

Деятельностью по реализации мероприятий в рамках портфельной стратегии необходимо управлять. Стратегия затрагивает все организационные уровни и подразделения субъекта предпринимательства. В этом проявляются свойства системности в управлении портфелем продуктов.

Процесс управления реализацией стратегии нуждается в руководстве, как и сама корректировка портфеля. Важно то, что одним из критериев, позволяющих определить эффективность процесса управления портфелем продуктов, является наличие системности в подходе управления и специально подготовленной методики.

Применительно к данной статье, относительно многопрофильных компаний сущность портфельного подхода заключается в том, что его использование позволяет повысить качество каждого продукта в отдельности и портфеля продуктов в целом - за счет взаимовлияния каждого из продуктов друг на друга на каждом из этапов синергетической цепочки создания товара, продукта, услуги.

Сущность (лат. essentia) - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи [8].

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Взаимное влияние отдельных продуктов друг на друга при диверсификации деятельности предприятия также позволяет снизить затраты на каждый вид деятельности, повысить доходы, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы (финансовые, человеческие, энергетические, временные, материальные) и, как следствие, повысить конкурентоспособность предприятия на рынке товаров и услуг, снизить количество и вероятность проявления рисков, что в результате обеспечит эффективное функционирование в текущем режиме и создаст условия для дальнейшего развития.

Особенности портфельного подхода заключаются в возможности использования ресурсов портфеля продуктов в целом для повышения качества каждого продукта в частности, оптимально используя потенциал портфеля продуктов.

Свойства диверсифицированного портфеля продуктов многопрофильных компаний как объекта управления качеством можно конкретизировать по следующим направлениям:

- снижение затрат при обеспечении качества продукции;

- обеспечение оптимально приемлемого соотношения «цена - качество»;

- минимизация рисков, связанных с ненадлежащим качеством продуктов, товаров, услуг;

- воздействие на этапы универсальной цепочки создания ценности многопрофильной компании;

- аккумуляция ресурсов направляемых на совершенствование средств производства;

- обеспечение эффективного использования ресурсов предприятия и сторонних структур для обеспечения качества продуктов, товаров, услуг.

При рассмотрении понятия качества как объекта управления необходимо дать определение следующим понятиям.

Объект управления - вся совокупность свойств продукции либо какой-то их части, группа или отдельное свойство.

Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Функции управления - границы управленческой деятельности, то есть продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления.

Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое [6].

Показатель качества (продукции) - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления [1].

Синергия (греч. auv8pyía - сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. аиу - вместе, греч. 8pyov - дело, труд, работа, (воз)действие)) - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы [5].

Диверсификация (новолат. diversificаtю - изменение, разнообразие; от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства [6].

Портфель продуктов - структурированный набор товаров или услуг, который мотивирует клиента к покупке и, как следствие, формирует выручку компании [2].

Портфельный подход является эффективным инструментом повышения эффективности деятельности субъекта предпринимательства. Целью портфельного подхода является формирование портфеля или нескольких портфелей продуктов компании, представляющих собой диверсифицированную совокупность продуктов различного типа. Использование портфельного подхода позволяет повысить качество каждого продукта в отдельности и портфеля продуктов в целом за счет взаимовлияния каждого из продуктов друг на друга.

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В заключение необходимо отметить, что повышение качества универсальной цепочки создания ценности является действенным способом совершенствования системы управления качеством в многопрофильных компаниях.

Библиографический список

1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения // СПС «КонсультатнПлюс». URL: http://a-podkidyshev.narod.ru/GOST/15467-79.pdf (дата обращения: 30.08.2016).

2. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития. URL: http://www. cfin.ru/ (дата обращения: 31.08.2016).

3. Демьянов А.А. Необходимые начальные условия для реализации концепции развития предприятия, как элемент обеспечения эффективной, стабильной работы предприятия // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7.

4. Демьянов А.А. Надзор за профилактикой терроризма на пассажирском автомобильном транспорте, как элемент обеспечения экономической безопасности государства: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». М., 2007.

5. Жилин Д. М. Теория систем. М., 2004.

6. МироновМ.Г. Управление качеством: Учебное пособие. М., 2006.

7. Рогов М.А. Риск-менеджмент. М., 2005.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

9. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2003.

Р.А. Камаев

доктор экономических наук, доцент профессор Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

А.А. Демьянов

кандидат экономических наук

консультант Управления экономики и перспективного развития Префектуры ЮЗАО г. Москвы E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.