Научная статья на тему 'Повышение качества учебно-тренировочного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе'

Повышение качества учебно-тренировочного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЛЬНАЯ БОРЬБА / КОНТИНГЕНТ / ОТСЕВ / SCHOLASTIC-TRAINING PROCESS / GROUP OF INITIAL PREPARATION / FREE FIGHT / CONTINGENT / SIFTING OUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтаев Зайниддин Баходирович

В статье представлены формы, средства и содержание воспитательной работы, проводимой с учетом индивидуальных особенностей детей в группах начальной подготовки по вольной борьбе, направленной на изучение причин отсева контингента учащихся спортивной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article are presented forms, facility and contents educational work, conducted with provision for the individual particularities children in group of initial preparation on free fight, directed on study of the reasons of the sifting out of the contingent athletics school.

Текст научной работы на тему «Повышение качества учебно-тренировочного процесса для сохранения контингента учащихся в группах начальной подготовки по вольной борьбе»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Аннотация

В статье представлены формы, средства и содержание воспитательной работы, проводимой с учетом индивидуальных особенностей детей в группах начальной подготовки по вольной борьбе, направленной на изучение причин отсева контингента учащихся спортивной школы.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, группа начальной подготовки, вольная борьба,

контингент, отсев.

Abstract

In article are presented forms, facility and contents

educational work, conducted with provision

for the individual particularities children in group

of initial preparation on free fight, directed on study

of the reasons of the sifting out of the contingent athletics

school.

Key words: scholastic-training process, group of initial preparation, free fight, contingent, sifting out.

Потребность вовлечения как можно большей части детей и подростков в занятия спортом сегодня усиливается теми неблагоприятными тенденциями в развитии общества, которые обусловлены сменой в последние десятилетия системы жизненных ценностей, стиля жизни, стандарта мышления и оценок.

В проведенных исследованиях по изучению рентабельности работы спортивных школ по видам борьбы показано, что наиболее высокий отсев - до 80% - выявлен в группах начальной спортивной подготовки. Невысокую продуктивность работы спортивных школ в целом связывают прежде всего с влиянием таких факторов, как неправильная организация учебно-тренировочного процесса и слабая постановка воспитательной и просветительской работы.

Практика показывает, что определенная текучесть контингента детей, способных к высоким достижениям, неизбежна. Вместе с тем нельзя не замечать многочисленных фактов прекращения спортивного совершенствования квалифицированными юными спортсменами, которые уже затратили на достижение своего мастерства от 5 до 8 лет тяжелой систематической тренировочной работы.

Проведенное в разное время изучение причин отсева контингента спортивной школы свидетельствует о том, что источники нерационального ухода юных спортсменов следует прежде всего искать в области некачественной организации учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы [1, 3]. Следовательно, ранний отсев и уход из ДЮСШ до завершения обучения спортсменами можно отнести к области недостатка профессионализма деятельности тренерско-преподавательского состава. В этом случае отсев рассматривается как критерий качества работы ДЮСШ, а динамика отсева указывает на наиболее слабые места в организации многолетней подготовки [2, 4].

Целью констатирующего эксперимента являлось определение целесообразности проведения анкетирова-

З.Б. БОЛТАЕВ, Самаркандский государственный университет, Узбекистан

ния для изучения причин отсева контингента спортивной школы.

Все опрошенные дети однозначно положительно (100%) указали на то, что им интересно посещать занятия по борьбе, что ими руководит желание научиться хорошо бороться, им нравится общение с тренером и совместная работа в группе. Все дети выразили желание продолжать совершенствоваться в технико-тактической подготовке, обучаться разным приемам борьбы. Нежелание участвовать в соревнованиях отметили 13,3% детей. Неспособность детей в младшем школьном возрасте к объективной оценке своих желаний, и тем более интересов, подчеркивает факт практически единодушного желания детей (96,8%) стать чемпионами. На вопрос о готовности детей к выполнению трудных заданий 90% ответили отрицательно. На высказывание по отношению к занятиям борьбой как форме приятного провождения времени 93,7% детей не считают спортивные занятия приятным времяпровождением.

Детям нравится, когда тренер уделяет им особое внимание (100%), их обижает отсутствие внимание со стороны тренера на протяжении всей тренировки (98,7%). У 89% детей наблюдается полное доверие к тренеру. Личная симпатия (87,9%), уверенность, что лучше его тренера нет (93,7%), детская влюбленность и огромное стремление к общению с тренером (98,2%). Привязанность юных борцов к своему тренеру настолько велика, что кратковременная смена, а тем более смена тренера, могут повлиять на решение ребенка прекратить занятия борьбой. Обязательным профессиональным качеством, которым, по мнению борцов независимо от их возраста или квалификации, должен обладать тренер, является отзывчивость (90,6%).

Важную роль в закреплении детей в спортивной школе играет заинтересованность родителей в спортивных занятиях. Опрос и анкетирование родителей, у которых дети прекратили заниматься борьбой, выявили непро-

ШШ)

свещенность в вопросах влияния спорта на организм и становление личности, его значимости для повседневной жизни детей, о роли спортивного режима. Так, при неуспеваемости детей в школе наиболее популярной мерой наказания является лишение ребенка посещений тренировок - борьба здесь выдвигается как помеха хорошей или удовлетворительной учебе. В целом анкетирование показало, что отношение родителей к тренировкам своих детей можно назвать пассивно-положительным. Так, после констатирующего эксперимента все родители выразили желание, чтобы их ребенок повторно начал заниматься борьбой, и действительно часть детей вернулась в зал борьбы.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи в педагогическом эксперименте: 1) разработан комплекс организационных мер и психолого-педагогических приемов воздействия на личность ребенка для развития личностно-мотивационной сферы юных борцов; 2) в процессе реализации программы особое внимание уделялось установлению и поддержанию устойчивого интереса к занятиям спортом; 3) расширение спектра спортивно значимых интересов для усиления мотивации детей на систематические тренировки и участие в соревнованиях; 4) регулярное проведение просветительской работы с учащимися и их родителями по пропаганде физической культуры и повышению знаний о влиянии занятий спортом на организм и личностные качества человека.

В течение первого полугодия до 50% времени занятий мы посвящали беседам с детьми, подробное объяснение им заданий с изложением в доступной форме техникотактических действий борьбы, обращали внимание на индивидуальные техническо-тактические действия ведущих борцов школы. В процессе самой тренировки детям неоднократно на конкретных примерах демонстрировали грубые ошибки учеников. При этом давали возможность им сначала самим указать на ошибки и попытаться выяснить их первопричину.

Особое место в беседах после занятий отводили подведению итогов проведенной работы. Вносимые в дневник данные по тренировке и результаты тестирования (в первое время тренером, а затем - самим учеником) подробно обсуждались в присутствии всей группы. Большое значение придавали разъяснениям о необходимости строгого соблюдения режима дня, правильного распределения времени для приготовления школьных (домашних) заданий, умения сосредоточенно на уроках в школе усваивать новый учебный материал с тем, чтобы больше оставалось времени для полноценного сна и отдыха.

Подготовка юного борца к активной, длительной и напряженной работе была основана прежде всего на поощрении и развитии у него потребности в двигательных действиях и в приобретении знаний для более эффективной их реализации. Большое значение для формирования личностно-мотивационной сферы ребенка как будущего квалифицированного спортсмена придавалось совместной конкретизации задач, планированию конкретных показателей, проведению регулярных тестовых заданий и контрольных нормативов. Чтобы учебно-

тренировочная деятельность совпала с личностными потребностями учащегося, расширяла и углубляла его интересы, каждому борцу ставились только реальные, а не просто достижимые цели, при этом он всячески поощрялся и стимулировался на успех. Учащийся тогда включается в работу, когда убежден, что она ему необходима и он способен ее выполнить. В формировании убежденности о необходимости занятий можно выделить такие необходимые ступени, как:

- осознание учащимся важности занятий спортом для укрепления здоровья и физического совершенства, в гармоничном развитии всех физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости);

- признание родителями, учителями и товарищами всей серьезности подхода учащегося к занятиям спортом и его поощрение;

- понимание ребенком своего особого, общественного статуса при выполнении различных поручений (подготовка и уборка инвентаря, помощь тренеру в судействе и в организации контрольных испытаний, соревнований и т.п.);

- осознание чувства ответственности перед тренером, товарищами по команде во время выступлений на соревнованиях;

- появление желания научиться «быть тренером» и самому проводить тренировки;

- понимание большой общественной значимости спортивных успехов и возможных личных перспектив спортивной карьеры.

Стремление детей к активному и приятному времяпровождению мы реализовали путем изменения формы организации занятий за счет максимально целесообразного включения в занятия игровых заданий. В работе мы широко использовали научно обоснованные методы проведения тренировочных занятий игровым методом, в частности, широко использовали опыт и практические рекомендации, изложенные в книге F. Kerimov, N. Yusu-pov (2003). При соблюдении преемственности и последовательности решаемых задач учитывали потребность ребенка сравнивать свои успехи с товарищами по группе путем регулярного включения упражнений с элементами соревнований (эстафеты, сдача нормативов комплекса упражнений в выполнении технических действий среди «команд» и т.п.).

Особое внимание в процессе занятий уделяли совместному с учеником анализу качества выполнения упражнений. Тем самым решался принцип сознательности, и развивалось сознательное отношение ученика к своим ошибкам. Совместный поиск резервов роста и дальнейшего продвижения ребенка по пути к успеху стимулировал мотивацию и развитие способности к мобилизации на выполнение всех необходимых упражнений.

Для построения учебно-тренировочной работы в экспериментальной группе нами была разработаны формы, средства и содержание воспитательной работы. Работа строилась с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей. При этом детям объясняли необходимость индивидуализации тренировочных за-

ІШ)

нятий при подробном разборе результатов тестирования и результатов врачебного контроля. Детям давались простейшие основы методологии целевого планирования на основе данных ребенка, приучая юных борцов тем самым к умению ставить задачи равной срочности и к планированию своих достижений в каждом из разделов спортивной подготовки и их определяющих показателей.

Практика первого года работы подтвердила правильность выбранного направления: 1) вся группа в полном составе пришла на занятия осенью следующего года; 2) спортивные показатели не уступали показателям сверстников из других групп, тренирующимся традиционным способом; 3) направленность мотивов существенно изменилась в сторону формирования спортивной сферы мотивации.

После первого года занятий осенью пришли на второй год обучения практически все дети. В настоящее время целый ряд борцов успешно выступает за честь своей спортивной школы, выполняя нормативы первого разряда. В контрольной группе с осени продолжили занятия 9 чел. (отсев составил более 1/3 всех зачисленных на первый год в ГНП).

В период организации и проведения педагогического эксперимента мы наблюдали и оценивали особенности

ОФП и СФП у детей, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Тестирование было организовано в начале и по окончании педагогического эксперимента. Дети из экспериментальной группы значительно превосходили детей из контрольной группы, в семи из десяти нормативов мы наблюдали значительные статистические различия (р < 0,05). Показатели посещаемости в КГ были стабильны и в зависимости от месяца колебались в пределах 60-80%, в то время как в ЭГ посещаемость составляла от 80 до 100%. Это свидетельствует о том, что разработанная методика воспитательной работы, направленная на сохранение контингента, способствовала также повышению качества учебно-тренировочного процесса, что и отразилась на показателях ОФП и СФП.

Следует отметить, что изменение направленности тренировочного процесса позволило сплотить группу в дружный коллектив, для которого в целом был характерен стабильный высокий тонус, желание тренироваться. На это указывает тот факт, что пропуски занятий были крайне исключительны. Все дети сдружились и постоянно помогали друг другу. На соревнованиях всегда заботились друг о друге, бурно поддерживая во время учебно-тренировочных сваток.

Литература

1. Керимов Ф.А. Спорт кураши назарияси ва усулия-ти. - Ташкент: УзДЖТИ, 2001. - 286 с.

2. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 448 с.

3. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.

4. Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.