МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 339.138
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
IMPROVING THE QUALITY OF MARKETING OPERATIONS AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF AN ENTERPRISE
Дулин Юрий Владимирович
Dulin Yuri Vladimirovich
аспирант кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Саратов
postgraduate student of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с экономической безопасностью предприятия, где важным направлением обеспечения экономической безопасности является достижение высокого уровня маркетинговой безопасности, которое обусловлено повышением качества процессов маркетинговой деятельности предприятия. Автором рассмотрены основные внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень экономической безопасности предприятия.
Ключевые слова: экономическая безопасность, маркетинг, качество, фактор.
The article deals with the aspects of ensuring economic security of an enterprise, where achieving economic security means achieving a high level of marketing security, which can be done by improving the quality of the marketing processes. The author considers major external and internal factors affecting the level of economic security of the enterprise.
Keywords: economic security, marketing, quality, factor.
Современные условия хозяйствования характеризуются ростом конкурентного давления на рынках сбыта, нестабильностью экономических процессов, динамичным увеличением многообразия угроз и дестабилизирующих факторов среды, оказывающих влияние на результирующие параметры предприятия и уровень его экономической безопасности. Рост степени риска и неопределенности бизнес-среды, перепрофилирование рынка, постоянно меняющиеся потребности целевых сегментов рынка требуют своевременных оперативных корректирующих мер по нейтрализации возникающих угроз и снижению последствий возможного риска. Поэтому важным направлением обеспечения экономической безопасности предприятия является достижение высокого уровня маркетинговой безопасности, обусловленного повышением качества процессов маркетинговой деятельности предприятия.
По мнению Н.И. Реверчук и Е.С. Дзямулич, одним из составляющих экономической безопасности предприятия является маркетинговая безопасность. Под маркетинговой безопасностью авторы понимают «защиту предприятия от неэффективно выбранной модели поведения на рынке путем избегания ошибок в продуктовой, сбытовой, коммуникационной или ценовой политике». И далее уточняют, характеризуя маркетинговую безопасность как «систему обнаружения, анализа и предотвращения угроз, поступающих от внутренних и внешних элементов комплекса маркетинга предприятия» [7].
Интересным является мнение В.Ю. Катасо-нова, который критикует Стратегию экономической безопасности РФ до 2030 г. Он дает следующее определение категории «экономическая безопасность» в государственном разрезе: «экономическая безопасность - это состояние, позволяющее стране обеспечивать себя жизненно необходимыми товарами и услугами за счет внутренних источников» [8]. Автор утверждает, что в систему показателей оценки экономической безопасности должны быть включены такие показатели, как «степень покрытия потребностей за счет внутренних источников» или же обратный ему - «степень покрытия потребностей за счет импорта».
Важность и значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности предприятия отводится вопросам влияния маркетинговой деятельности на уровень эко-
номической безопасности [3] и формированию информационных систем маркетингового кон -троля, направленных на обеспечение экономической безопасности [5]. В частности, С.М. Га-нус доказывает, что аспектное рассмотрение маркетинга с позиции влияния на экономическую безопасность предприятия приводит к сущностному изменению маркетинга «как действия, направленного на достижение защищенности нормального процесса функционирования предприятия от внутренних и внешних угроз, обусловленных хозяйственной деятельностью в условиях рынка» [3]. То есть маркетинговая деятельность выступает в качестве инструментарной базы, обеспечивающей идентификацию, оценку различных угроз внешнего и внутреннего характера, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также выбор методов нейтрализации возникающих угроз.
Важным аспектом рассмотрения проблематики терминологического определения категории «экономическая безопасность» является отсутствие единого понятия и неоднозначность трактовки данной экономической категории.
Анализ научной литературы по вопросам терминологического определения категории «экономическая безопасность» позволил выделить ряд сущностных аспектов рассмотрения данной категории различными авторами:
- экономическая безопасность как «состояние экономической системы, которое обеспечивает ее самовыживание в условиях существования и обострения внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов» [3];
- экономическая безопасность рассматривается как «наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам» [2];
- экономическая безопасность как «состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности» [4];
- экономическая безопасность как «состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для преодоления
ШшшяШ
угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в данный момент и в будущем» [5];
- экономическая безопасность как «непрерывный процесс обеспечения экономической и управленческой эффективности хозяйствующего субъекта» [1].
Следовательно, можно выделить несколько подходов к трактовке категории «экономическая безопасность»: процессный, ресурсный и маркетинговый подходы, а также с позиции рассмотрения данной категории через призму защищенности и самовыживания.
Для повышения уровня экономической безопасности предприятия важнейшим аспектом является выявление факторов, влияющих на уровень его экономической безопасности. Так, Е.В. Каранина выделяет следующие факторы, влияющие на уровень экономической безопасности предприятия: внутренние, внешние, экономические, внеэкономические, субъективные и объективные [4].
Рассмотрим основные внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень экономической безопасности предприятия, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Схема основных внешних и внутренних факторов, влияющих на уровень экономической безопасности предприятия
Таким образом, одним из важнейших факторов для принятия и реализации решений по обеспечению экономической безопасности предприятия являются повышение качества маркетинговых процессов и реализация маркетинговых возможностей. Основными направлениями деятельности в этой сфере можно рассматривать:
- расширение рынков сбыта и привлечение новых потребителей, что является залогом роста объемов продаж и прибыли;
- развитие спроса, его рост и ориентация на удовлетворение индивидуализированных потребностей с учетом модели потребления;
- формирование оптимальных каналов сбыта продукции с ориентацией на минимизацию ресурсных и временных затрат на продвижение товаров конечным потребителям;
- повышение эффективности процессов маркетинговых исследований рынков для снижения степени неопределенности и установления «диапазонов предсказуемости»;
- формирование механизмов стимулирования сбыта товаров для активизации потребителей с учетом сегментообразующих факторов;
- оптимизация ассортиментной политики с учетом спроса на товарные категории.
Библиографический список
1. Бархатов В.И Экономическая безопасность : учеб. пособие / В.И. Бархатов, Ю.Ш. Капкаев, Д.Л. Супронен-ко и др. ; под ред. В.И. Бархатова. Челябинск, 2007.
2. Белокуров В.В. Структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия. URL: http://www.safetyfactor.ru.
3. Ганус С.М. Маркетинг как инструмент обеспечения экономической безопасности рыночной деятельности // Экономические науки. 2009. № 2 (51). С. 132-137.
4. Каранина Е.В. Финансовая безопасность на уровне государства, региона, организации, личности : монография. Киров : ФГБОУ ВО ВятГУ, 2015.
5. Ножкина Е.Б. Система маркетингового контроля как фактор обеспечения экономической безопасности фирмы // Экономическая безопасность и качество. 2019. № 1 (34). С. 24-27.
6. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е.А. Олейникова. М. : ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1997.
7. Реверчук Н.И. Влияние маркетинговой безопасности на деловую репутацию предприятия / Н.И. Реверчук, Е.С. Дзямулич // Universum: Экономика и юриспруденция. 2014. № 5 (6). URL: http://7universum.com/ru/ economy/archive/item/1277.
8. Стратегия экономической безопасности России написана в интересах США. URL: https://tsargrad.tv/articles/ katasonov-ob-jekonomicheskoj-bezopasnosti_64153.
References
1. Barkhatov V.I. (2007) Ekonomicheskaya bezopasnost' : ucheb. posobiye / V.I. Barkhatov, Yu.Sh. Kapkayev, D.L. Supronenko i dr.; pod red. V.I. Barkhatovа [Economic security : textbook by V.I. Barkhatov, Yu.Sh. Kapkaev, D.L. Supronenko et al.; ed. by V.I. Barkhatov]. Chelyabinsk.
2. Belokurov V.V. Struktura funktsional'nykh sostavly-ayushchikh ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya [The structure of the functional components of economic security]. URL: http://www.safetyfactor.ru.
3. Ganus S.M. (2009) Marketing kak instrument obe-specheniya ekonomicheskoy bezopasnosti rynochnoy deyatel'nosti [Marketing as a tool to ensure economic security of market operations] // Ekonomicheskiye nauki. № 2 (51). P. 132-137.
4. Karanina Ye.V. (2015) Finansovaya bezopasnost' na urovne gosudarstva, regiona, organizatsii, lichnosti: mono-grafiya [Financial security at the state, regional, organizational and personal level]. Kirov : FGBOU VO VyatGU.
5. Nozhkina Ye.B. (2019) Sistema marketingovogo kon-trolya kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopas-nosti firmy [The system of marketing control as a factor in ensuring economic security of an enterprise] // Ekonomi-cheskaya bezopasnost' i kachestvo. № 1 (34). P. 24-27.
6. Osnovy ekonomicheskoy bezopasnosti (Gosudarstvo, region, predpriyatiye, lichnost') / pod red. Ye.A. Oleynikova (1997) [Fundamentals of economic security (Federal, regional, corporate, personal level) / ed. E.A. Oleynikov]. Moscow : ZAO «Biznes-shkola "Intel-Sintez"».
7. Reverchuk N.I. (2014) Vliyaniye marketingovoy bezopasnosti na delovuyu reputatsiyu predpriyatiya / N.I. Reverchuk, Ye.S. Dzyamulich [The effect of marketing security on business reputation] // Universum: Ekonomika i yurisprudentsiya. № 5 (6). URL: http://7universum.com/ru/ economy/archive/item/1277.
8. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii na-pisana v interesakh SSHA [Russia's strategy of economic security is written in the interests of the United States.]. URL: https://tsargrad.tv/articles/katasonov-ob-jekonomicheskoj-bezopasnosti_64153.