Научная статья на тему 'Повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических и информационных технологий'

Повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИННОВАЦИИ / EDUCATION INFORMATION / ELECTRONIC TEXTBOOK / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гисматуллина Э. Ф.

Многоуровневая система информационно-технологической подготовки представляет собой единый интегрированный комплекс, целью которого является практическая реализация возможностей компьютерных технологий на всех этапах обучения в университете и в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гисматуллина Э. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The multilevel system of information-technological preparation represents the uniform integrated complex which purpose is practical realization opportunities of computer technologies at all grade levels at university and in the further professional work.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических и информационных технологий»

УПРАВЛЕНИЕ, ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

УДК 378.147

Э. Ф. Гисматуллина

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: информатизация образования, электронный учебник, инновации.

Многоуровневая система информационно-технологической подготовки представляет собой единый интегрированный комплекс, целью которого является практическая реализация возможностей компьютерных технологий на всех этапах обучения в университете и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Keywords: education information, electronic textbook, innovations.

The multilevel system of information-technological preparation represents the uniform integrated complex which purpose is practical realization opportunities of computer technologies at all grade levels at university and in the further professional work.

Современное образование, главными

характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

Информатизация образования — часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как

информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и

использования. Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий [1].

Информатизация образования

комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют студенты, профессорско-преподавательский состав и

администрация ВУЗа. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в ВУЗе; и создание единого информационного

образовательного пространства ВУЗа, города, района, страны; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании и т.д. [2].

Сейчас информатизация является важнейшим механизмом реформирования

образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые

возможности и предъявляет новые требования к системе образования.

В Казанском химико-технологическом университете (КГТУ) наблюдается устойчивая тенденция ускорения информатизации процесса обучения в условиях многоуровневой подготовки специалистов на основе рейтинговой системы обучения. Введение рейтинговой системы повлекло за собой создание электронных учебников, электронного планирования, электронного

контроля. Характерной особенностью работы по информатизации в университете является переход от фрагментарной к широкомасштабной информатизации, основанной на создании информационных ресурсов (базы данных, базы знаний, электронные библиотеки и т.д.), развитии телекоммуникаций, создании программного

обеспечения сетевых информационных технологий, разработке концептуальных и методологических основ информатизации научных исследований. Помимо информационных технологий, являющихся основными элементами собственно учебного процесса, в университете больше внимания стали уделять внедрению и сопровождению, так называемых, обслуживающих технологий (электронный учебник, мультимедиа, экспертные системы, издательские системы, видео-реклама) [3].

Главной задачей информатизации в вузе является внедрение методики непрерывного образования через программирование и контроль самостоятельной работы студентов, и, соответственно, внедрение в научную и образовательную деятельность новых

информационных технологий. Цели и задачи программы должны согласовываться со стратегической программой развития университета.

Основная цель - создание единого информационно-образовательного пространства университета, что необходимо для

поддержания образовательной, научно-

исследовательской и организационно-коммерческой деятельности высшего учебного заведения на этапе внедрения современных информационных технологий.

Инновации в образовательном процессе означают ориентацию на новые результаты. Информатизация образования - повод изменить сложившиеся отношения «преподаватель - студент»,

а, следовательно, и результат их взаимодействия.

Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения или общежитии, оборудованном для самостоятельной работы учащихся, а также дома на персональном компьютере.

Информатизация учебного процесса в ВУЗе основана на хорошей базовой компьютерной подготовке и реализации принципа непрерывного применения информационных технологий в учебном процессе. Поэтому без компьютерного обеспечения ВУЗа говорить об информатизации нельзя [4].

Каждое учебное пособие является каналом педагогического воздействия преподавателя на студента. В совокупности все такие воздействия сливаются в информационный шум. В этом шуме практически невозможно выделить систематический и исчерпывающий источник информации. Складывается парадоксальная ситуация: обилие учебных пособий не снижает, а усиливает потребность преподавателя и студента в новом учебном пособии, максимально адекватном тому конкретному учебному процессу, в который они вовлечены.

Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство,

предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, учитывающему специфику изучаемой дисциплины в данном ВУЗе, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и так далее.

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы студентов при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он

• облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

• допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

• освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

• предоставляет широчайшие

возможности для самопроверки на всех этапах работы;

• дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

• выполняет роль бесконечно терпеливого

наставника, предоставляя практически

неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Электронный учебник полезен на

практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он [5]

• позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

• позволяет преподавателю проводить

занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль

руководителя и консультанта;

• позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для

преподавателя потому, что он

• позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

• освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

• позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

• позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Информатизация образования является процесс многоплановый, который предполагает: [6]

• управление учебным процессом на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала,

• формирование умений самостоятельно

приобретать знания, осуществлять

экспериментально-исследовательскую деятельность; разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование

компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Программа информатизации учебного процесса предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий. Один из эффективных путей внедрения новых форм работы видится в создании комплексной системы обеспечения учебного процесса [5].

Информатизацию образования - процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки студентов на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества.

Таким образом, логичны основные

направления реализации нашей программы информатизации учебного процесса в КГТУ:

• системное видение роли

информационных компьютерных технологий в рамках информатизации образования;

проектирование и мониторинг развития

информационно-образовательной среды КГТУ на всех уровнях учебно-воспитательного процесса;

• формирование готовности

профессорско-преподавательского коллектива к

использованию новых информационных технологий в обучении на основе системы поддерживающего обучения;

• развитие технической базы;

использование телекоммуникаций и присущих им технологий; развитие информационных ресурсов образовательного назначения.

Именно реализуемая программа Информатизации учебного процесса КГТУ поможет нам не только вводить и эффективно использовать такие нововведения как электронные учебники, экспертные системы и так далее, но и совершенствовать все имеющиеся традиционные технологии [7].

Литература

1. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: 1980.

2. Дегтярев, А.Н. Информатизация учебного процесса в УТИС / А.Н. Дегтярев, В.Н. Стариков, А.В. Медведев. -Уфа: УТИС, 2000. - 91с.

3. Гилдер, Дж. Программное обеспечение: переворот грядет / Дж. Гилдер // Открытые системы. - 1996. - С. 54-60.

4. Фаткуллин, Р.Р. Компетентностная подготовка в области информационных технологий студентов технологической специальности (на примере проблем материаловедения по оптимизации свойств полимернотекстильных материалов) / Р.Р. Фаткуллин, Л.Н. Абуталипова, Д.Р. Зиятдинова // Вестник Казанского технол. ун-та. - 2010, - №10. - С. 700.

5. Ваграменко, Я.А. О направлениях информатизации российского; под общ. ред. И.А. Мизина / Я.А. Ваграменко. - М.: Наука, Физматлит, 1996. - С. 27-38.

6. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие / В. К. Дьяченко. -М., 1989 .

7. Поникарова, А. С. Внедрение автоматизированных информационных систем управления как условие достижения устойчивого инновационного развития / А.С. Поникарова, Э.В. Бардасова, Г.Ф. Тагирова, И.Н. Поникарова // Вестник Казанского технол. ун-та. - 2012. - № 2.

© Э. Ф. Гисматуллина - ст. препод. каф. САУТП КНИТУ, соискатель каф. ВМ КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.