Научная статья на тему 'Повышение качества образования в ИТ-сфере'

Повышение качества образования в ИТ-сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР / МОДУЛЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANAGEMENT / PROFESSIONAL RETRAINING / MANAGER / MODULE / QUALIFICATION / COMMUNICATION AND INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов А.Л., Трушина В.П., Осипов Ф.Л.

Создана программа профессиональной переподготовки «Управление бизнес-информацией» с присвоением квалификации «Менеджер бизнес-информации» / «Ведущий менеджер бизнес-информации». Реализация программы предусматривает два уровня подготовки специалистов по информационному менеджменту в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Цель программы предусматривает формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для повышения профессионального уровня и качества образования в ИТ-сфере. Обучение ведется в системе Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осипов А.Л., Трушина В.П., Осипов Ф.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE IT FIELD

Created the program of professional retrainingManagement of business information” with qualification of “Manager of business information”/ “senior Manager business information”. The program foresees two levels of training in information management in accordance with the European frame of qualifications. The aim of the programme is to provide delegates with the professional skills required to enhance professional standards and quality of education in the it field. The training is conducted in the Moodle system.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования в ИТ-сфере»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-208-213 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ИТ-СФЕРЕ Осипов АЛ., Трушина В.П., Осипов Ф.Л.

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Российская Федерация

Создана программа профессиональной переподготовки «Управление бизнес-информацией» с присвоением квалификации «Менеджер бизнес-информации» / «Ведущий менеджер бизнес-информации». Реализация программы предусматривает два уровня подготовки специалистов по информационному менеджменту в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Цель программы предусматривает формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для повышения профессионального уровня и качества образования в ИТ-сфере. Обучение ведется в системе Moodle.

Ключевые слова: управление; профессиональная переподготовка; менеджер; модуль; квалификация; информационно-коммуникационные технологии.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE IT FIELD

Osipov A.L., Trushina V.P., Osipov F.L.

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation

Created the program of professional retraining "Management of business information " with qualification of "Manager of business information "/ "senior Manager business information ". The program foresees

two levels of training in information management in accordance with the European frame of qualifications. The aim of the programme is to provide delegates with the professional skills required to enhance professional standards and quality of education in the itfield. The training is conducted in the Moodle system.

Keywords: management; professional retraining; manager; module; qualification; communication and information technology.

Для сферы ИКТ с высокой динамикой развития вопрос управления квалификациями кадрового потенциала стоит особенно остро. Производительность труда ИТ-специалистов влияет на эффективность внедрения и использования информационных систем, которые являются составляющей частью инноваций, определяющих конкурентоспособность государств и регионов. Внедрение в России международных рамок квалификаций для ИКТ сотрудников будет способствовать развитию разнообразных форм непрерывного образования. Поэтому в развитии качественного кадрового потенциала заинтересованы и государственные организации, и частный бизнес [1, с. 91].

Важным элементом системы регулирования в ИТ-сфере, как и в других отраслях индустрии и бизнеса, являются рамки квалификаций. Именно сфера ИКТ, не знающая ни географических, ни ведомственных границ, требует внедрения международных стандартов, включая стандарты квалификаций ИКТ-специалистов, которые должны активно применяться и постоянно актуализироваться индустрией и бизнесом. Для качественного усиления компетенций своего персонала многие компании используют ряд способов: внутренний тренинг сотрудников с привлечением преподавателей вузов; дополнительное обучение на бизнес-курсах и ИКТ-курсах в вузах и т.д. Поэтому, роль вузов в переподготовке ИТ-кадров является ключевой. Реализация программы состоит из двух уровней подготовки специалистов по информационному менеджменту в соответствии с Европейской рамкой квалификаций: Менеджер бизнес-информации (уровень 4). Ведущий менеджер бизнес-информации (уровень

5). Курс состоит из трех модулей: Модуль 1. «Управление информационными ресурсами предприятия». Модуль 2. «Корпоративная информационная система как инструмент управления бизнес-информацией». Модуль 3. Информационно-аналитическая обработка бизнес-информации. Учебное пособие состоит из этих же трех модулей [2, с. 9]. Выпускник уровня «Ведущий менеджер бизнес-информации» будет обладать следующими знаниями и умениями, представленными в таблице 1.

Таблица 1.

Знания и умения менеджера

А.1 Предвидит долгосрочные перспективы развития бизнеса, оказывает влияние на повышение эффективности организационных процессов. Определяет инфраструктуру информационных систем в соответствии с организационной политикой и контролирует её надёжность. Принимает стратегические решения в отношении развития инфраструктуры информационных систем, включая стратегию использования ИТ-ресурсов.

Знает / Осведомлен о / Знаком с К1 концепции бизнес-стратегии. К4 задачи бизнеса и цели организации. Кб новые перспективные технологии. К7 архитектурные фреймворки.

Способен анализировать будущее развитие бизнес-процессов и технологий. БЗ определять и анализировать долгосрочные потребности потребителей / заказчиков. Б5 вносить вклад в развитие бизнес-стратегии. Б10 понимать архитектуру предприятия.

А.З Обращается к схемам и структурам бизнес-плана или плана выпуска товара, посредством выявления альтернативных подходов; включает предложения по окупаемости инвестиций. Использует возможные и применимые модели по выбору поставщиков услуг. Представляет анализ стоимостных преимуществ и проверенные аргументы по выбранной стратегии. Обеспечивает совместимость стратегий бизнеса и технологий. Представляет и обосновывает бизнес-план заинтересованным сторонам, обращаясь к политическим, финансовым и организационным интересам.

Продолжение табл. 1.

Знает / Осведомлен о / Знаком с К1 элементы и контрольные точки бизнес-плана. К8 новые перспективные технологии. К9 методы оценки рисков и возможностей.

Способен S3 проводить детальный SWOT анализ. S5 определять основные контрольные точки плана.

DIO. Определяет и управляет структурированной и неструктурированной информацией и анализирует политику распространения информации. Создает структуру информации для ее использования и оптимизации в интересах бизнеса. Понимает, какие инструменты необходимо создать, получить, сохранить, обновить и какие знания необходимо распространить для извлечения выгоды из информационного актива

Знает / Осведомлен о / Знаком с К1 методы анализа информации и бизнес-процессов. К2 устройства и инструменты ИТ для хранения и отображения данных. КЗ проблемы больших баз данных. К4 проблемы неструктурированных данных.

Способен 81 обрабатывать внутренние и внешние потребности знаний и информации. 83 переводить информацию бизнес-процессов в структурированную информацию. предоставлять информацию в удобном для восприятия виде. 87 применять методы интеллектуального анализа данных.

Е.2 Внедряет планы для программы изменений. Планирует и контролирует отдельный проект или портфель ИТ-проектов для обеспечения сотрудничества и управления взаимозависимыми данными. Управляет проектами для разработки или внедрения новых, внутренне или внешне определенных процессов для удовлетворения потребностей бизнеса. Определяет деятельность, ответственность, критические моменты, ресурсы, потребности в квалифицированных специалистах, методы взаимодействия и бюджет. Разрабатывает планы действий для решения вопросов внедрения. Реализовывает проекты вовремя, без превышения сметы и в соответствии с исходными требованиями. Создает и сохраняет документы для контроля над ходом осуществления проекта.

Окончание табл. 1.

Знает / Осведомлен о / Знаком с К1 методологию управления проектом, в том числе подходы к определению этапов проекта и инструменты для создания планов действий. К2 технологии, реализуемые в рамках проекта. К4 построение и анализ финансовых планов и бюджетов.

Способен Б1 определять проектные риски и формировать планы по их снижению. Б2 определять план проекта, разбивая его на отдельные задачи проекта. Б4 делегировать задачи участникам команды. Б5 делегировать на аутсорсинг ресурсы для достижения требуемых результатов.

Е.7 Оценивает значение новых ИТ-решений. Определяет требования и оценивает их преимущества и размер для бизнеса. Управляет внедрением изменений, принимая во внимание структурные и культурные проблемы. Сохраняет непрерывность бизнеса и процесса внесения изменений, проверяя их влияние, предпринимая любые необходимые действия по устранению недостатков, оптимизируя подходы.

Знает / Осведомлен о / Знаком с К1 цифровые стратегии. К2 влияние изменений бизнеса на организацию и человеческие ресурсы.

Способен 81 анализировать затраты и прибыль от изменения бизнеса. 82 выбирать решения в области ИТ, основанные на прибыли, рисках и учете общего влияния на бизнес.

В модуль 1 входят разделы: мировой информационный рынок и рынок бизнес-информации; поиск бизнес-информации: информационно-поисковые системы и языки; модели выбора глобальных и портфельных стратегий управления информационными ресурсами; модели и механизмы оценки и управления рисками; управление процессами разработки, внедрения и эксплуатации ИС: стандарт СОВ1Т, библиотека 1Т1Ь, методология 1Т8М; управление бизнес-информацией: библиотеки А8Ь и В18Ь, их взаимосвязь с СОВ1Т и 1Т1Ь. В модуль 2 входят разделы: управление ресурсами бизнес-

информации при помощи КИС; архитектурные паттерны КИС; мобильные и облачные технологии в бизнесе. В модуль 3 входят разделы: технологии анализа бизнес-информации; использование хранилищ, данных для консолидации бизнес-информации предприятия; системы аналитической обработки данных в реальном времени (OLAP). Общая продолжительность программы, реализуемой в системе Moodle, составляет 108 часов.

Данная программа дополнительного профессионального образования успешно работает в НГУЭУ по ней проведено обучение двух групп общей численностью 32 человека. Качество полученных знаний по откликам слушателей квалифицированное и высокое.

Список литературы

1. Бобров JI.K., Гришняков Б.Ю., Заваруева H.H., Крутова Г.Л., Осипов A.JI., Пашков П.М. Развитие дополнительного образования в области ИКТ как путь сокращения дефицита ит-персонала // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 1. № 1 (74). С. 89-104.

2. Бобров Л.К., Медянкина И.П., Осипов А.Л., Пашков П.М., Родионова З.В. О компетенциях менеджера бизнес-информации II Научно-техническая информация. Серия 1 : Организация и методика информационной работы. 2016. № 5. С. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.