Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЯ / НЕПЕРЕДАВАЕМОЕ И ПЕРЕДАВАЕМОЕ НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / КАЧЕСТВО НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ГЕНОТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салихов Б.В., Салихова И.С.

Предметом данной статьи является система качества неявного знания как естественная основа интеллек- туального капитала и глубинный фактор развития современной экономики. Цель исследования заключается в выявлении интегральных условий и факторов повышения качества системы неявного знания как онтологии когнитивных и ключевых компетенций экономического агента. В связи с этим, основными задачами статьи явля- ются: конкретизация трактовки сущности неявного знания; характеристика данного знания как когнитивного базиса современной экономики; анализ качественной целостности неявного знания и обоснование путей его развития. Научная новизна статьи заключается в разработке «системы генотипов» как концептуальных основ повышения качества системы неявного знания и развития когнитивных компетенций экономического агента. При этом обосновано, что повышение качества неявного знания становится системным когнитивным фактором развития современной поведенческой экономики и расширенного воспроизводства инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE QUALITY IMPROVEMENT OF IMPLICIT KNOWLEDGE AS A COGNITIVE ONTOLOGY DEVELOPMENT OF A MODERN ECONOMY

The subject of this article is the quality of the system of implicit knowledge as a natural base of intellectual capital and the main factor of the modern economy. The purpose of the study is to identify the integral conditions and factors to improve the quality of implicit knowledge system as the ontology of cognitive and core competencies of the entity. In this regard, the main objectives of the article are: specification of interpretation of the implicit knowledge essence; characteristic of this knowledge as a cognitive basis of the modern economy; the analysis of qualitative integrity of implicit knowledge and justification ways of its development. Scientific novelty of the article is to develop a “system of genotype” as conceptual frameworks of improving the quality of the implicit knowledge system and the development of cognitive competencies of the entity. It is proved that improving the quality of implicit knowledge becomes a systemic cognitive factor of modern economic development and the expanded reproduction of innovations.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 330

Салихов Б.В.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю.Витте, главный научный сотрудник Лаборатории анализа процессов стандартизации и управления качеством отечественной продукции Института проблем рынка РАН

Салихова И.С.,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и таможенного дела

Московского университета им. С.Ю.Витте

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Предметом данной статьи является система качества неявного знания как естественная основа интеллектуального капитала и глубинный фактор развития современной экономики. Цель исследования заключается в выявлении интегральных условий и факторов повышения качества системы неявного знания как онтологии когнитивных и ключевых компетенций экономического агента. В связи с этим, основными задачами статьи являются: конкретизация трактовки сущности неявного знания;характеристика данного знания как когнитивного базиса современной экономики; анализ качественной целостности неявного знания и обоснование путей его развития. Научная новизна статьи заключается в разработке «системы генотипов» как концептуальных основ повышения качества системы неявного знания и развития когнитивных компетенций экономического агента. При этом обосновано, что повышение качества неявного знания становится системным когнитивным фактором развития современной поведенческой экономики и расширенного воспроизводства инноваций. Ключевые слова: неявное знания, непередаваемое и передаваемое неявное знание, когнитивная структура экономики, качество неявного знания, экономический генотип

Salikhov B.,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Chair of Theory of Region Studies of the Moscow State Linguistic University, Professor of Chair of Management and Marketing of the Moscow Witte University, Chief Researcher Fellow of Laboratory for Analysis of Standardization Processes and Quality Management of Domestic Output of the Institute

of Market Problems of the Russian Academy of Sciences

Salikhova I.,

Doctor of Economics, Professor of Chair of Accounting, Taxation and Customs Affair of the Moscow Witte University

THE QUALITY IMPROVEMENT OF IMPLICIT KNOWLEDGE AS A COGNITIVE ONTOLOGY DEVELOPMENT OF A MODERN ECONOMY

The subject of this article is the quality of the system of implicit knowledge as a natural base of intellectual capital and the main factor of the modern economy. The purpose of the study is to identify the integral conditions and factors to improve the quality of implicit knowledge system as the ontology of cognitive and core competencies of the entity. In this regard, the main objectives of the article are: specification of interpretation of the implicit knowledge essence; characteristic of this knowledge as a cognitive basis of the modern economy; the analysis of qualitative integrity of implicit knowledge and justification ways of its development. Scientific novelty of the article is to develop a "system of genotype" as conceptual frameworks of improving the quality of the implicit knowledge system and the development of cognitive competencies of the entity. It is proved that improving the quality of implicit knowledge becomes a systemic cognitive factor of modern economic development and the expanded reproduction of innovations.

Keywords: implicit knowledge, transmitted and non-transferable implicit knowledge, the cognitive structure of the economy, the quality of implicit knowledge, economic genotype

U63

Неуклонно растущая интенсивность социально-экономических взаимодействий, а также усиление плотности когнитивного пространства делают необходимым ускоренную продуктовую объективацию неявного знания, минуя стадию его формализации. Если «бизнесу со скоростью мысли» соответствует формула «неявное знание - продуктовое знание», то «инсайт-бизнесу» релевантна формула «непередаваемое неявное знание - продуктовое знание» [1]. При этом, учитывая потребности личности в интеллектуальном развитии, система неявных знаний становится специфическим продуктом эндогенного потребления, что предопределяет необходимость создания качественно новой, именно наноэкономи-ческой парадигмы понимания когнитивных оснований современного хозяйства. Сказанное актуализирует, как минимум, два обстоятельства: во-первых, следует показать роль место неявного знания в структуре современной экономики; во-вторых, определить общий вектор управленческой деятельности по повышению качества неявных знаний современного экономического агента [2, 3].

Современная экономическая наука, как известно, оперирует с продуктовым и явным знанием; в меньшей степени исследуются условия и факторы развития неявного знания; еще меньше уделяется внимание инновационному потенциалу непередаваемого неявного знания. Между тем, современные корпорации конкурируют не столько товарами, сколько качеством своих интеллектуальных капиталов, и в добавленной стоимости объективируются не только профессиональные знания и компетенции человека, но и его психические свойства, ментально-ценностные модели, социальные компетенции, способности выстраивать доверительные отношения и многое другое, что «кристаллизуется» в систему неявного знания.

Известно, что неявное знание (англ. implicit knowledge) - это знание, которое не может быть легко передано другим субъектам. Этот термин был предложен Майклом Полани, который писал о процессе, а не о форме знания; термин использовался для обозначения вида знания, которое полностью или частично не формализовано (навыки, умения, ментальные модели, смыслы и др.). М. Полани отмечал, что мы «можем знать больше, чем способны рассказать», что неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Итак, под неявным знанием следует понимать специфический результат познания в форме творчески-трудовых компетенций, выступающих в качестве «сплава» ментальной модели, ценностно-смысловых конструктов, мотивов и интересов деятельности, а также ранее приобретенных знаний и практического опыта субъекта [4].

Из приведенного определения следует, что качество неявного знания, особенно, непередаваемого неявного знания, детерминируется далеко не столько целенаправленной образовательной деятельностью, сколько качеством идеологических и экзистенциальных убеждений, ментальных установок, воплощенных ценностей, психических процессов и свойств субъекта деятельности. Признание значимости психологических характеристик, а также форм индивидуального и коллективного поведения, профессиональными экономистами зафиксировало как существенный «сдвиг парадигмы» всей экономической науки. Активизация в современной экономике поведенческих форм означает признание не только целесообразности, но и необходимости выхода за рамки действующей методологической аксиоматики, или «дисциплинарной матрицы» [5, 6].

Важнейшее свойство неявного знания состоит в том, что оно может быть получено в основном посредством личного опыта, а также развивающего обмена-общения. Например, умение плавать или управлять автомобилем может быть приобретено только в результате личных тренировок, и никакие правила сами по себе не помогут этому научиться. Другой пример неявного знания - это знание языков. Человек, будучи погруженным в языковую среду, осваивает язык постепенно, не изучая правила грамматики и др. При этом природа неявного знания связана с тем, что люди умеют решать задачи огромной размерности и сложности. Формой неявного знания выступают различные компетенции субъекта, представляющие функциональное бытие общих и профессиональных знаний, а также определенного перечня психологических, социальных и множества других его свойств и качественных характеристик.

Ключевое место в общей системе знания занимает непередаваемое неявное знание как скрытое знание о том, как в принципе создавать уникальное новое знание. Это некий перечень сформированных ранее и постоянно совершенствующихся эндогенных знаний и умений, позволяющих субъекту постоянно развивать способы воспроизводства собственных созидательных компетенций; это «знания и компетенции о создании новых знаний и компетенций». Субстанциальное качество непередаваемого неявного знания представляет собой синергетическое взаимодействие его врожденных психических свойств и множества приобретенных качеств в форме ранее полученных знаний и познавательных компетенций. Результат отмеченного «синергетического взаимодействия» может быть метафорически назван «когнитивной плазмой»; чем выше температура такой плазмы, тем выше уровень ее креативной продуктивности.

Непередаваемое неявное знание («когнитивная плазма»), во-первых, в процессе эндогенных

□а

форм взаимодействий и развивающего обмена-общения формирует и совершенствует эндогенный интеллектуальный капитал, представляющий собой релевантный набор когнитивных компетенций по воспроизводству «знаний о то, как воспроизводить новые знания». То есть, экономика (наноэкономика) непередаваемого неявного знания есть деятельность по воспроизводству «когнитивной плазмы», где ключевую роль играют ментальные модели, ценностные смыслы, характеризующие качество социально-экономического генотипа экономического агента. Далее, во-вторых, «плазменные гены» всегда связаны с некоторой стратегической продуктовой нацеленностью, что приводит к соответствующим артикулируемым идеям; теперь непередаваемое неявное знание частично принимает передаваемую форму.

Передаваемое неявное знание - это также скрытое знание субъекта, во-первых, о том, как посредством различных форм обучения и самообучения воспроизводить экзогенный интеллектуальный капитал как систему знаний и компетенций определенной творчески-трудовой направленности. Передаваемое неявное знание, во-вторых, призвано воспроизводить продуктовое знание о том, как в принципе генерировать новые продуктовые идеи. Экономика передаваемого неявного знания представляет собой не только обмен деятельностью, но и традиционную область научно-образовательной и учебно-профессиональной практики по воспроизводству соответствующих компетенций.

Явное знание есть функция передаваемого неявного знания, результат артикуляции человеческого мышления, который, с одной стороны, служит основанием для организации экономики явного знания, в рамках которой воспроизводятся методики создания баз знаний, патентов и др. С другой стороны, явное знание служит когнитивной (проектной) основой для конкретных продуктовых решений. Явное знание может быть как формализованным, так и неформализованным. Явное формализованное знание - это знание, выраженное в знаково-символической форме и сохраненное на различных носителях. Явное неформализованное знание субъекта есть знание, реально существующее, но не имеющее вещественную форму и представленное в качестве таких известных невещественных активов, как деловая репутация, система доверительных отношений, корпоративный лидерский капитал и т.д. Экономика явного знания, а также проблемы управления явными знаниями - предмет исследования многих ученых [7-10].

Продуктовое знание, или знание, материализованное в конечном потребительском продукте, есть функция явного знания и соответствующих компетенций. Особенности воспроизводства этих конечных продуктов характеризует современная экономика

неоклассики, известная как миниэкономика, микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика и т.д. Систему экономических знаний как таковых (неявных, явных и продуктовых) аккумулирует в себе поведенческая экономика, содержательное качество которой в существенной степени связано с неэкономическими условиями, факторами и механизмами хозяйственного развития.

Исходным пунктом поворота научных парадигм в сторону поведенческой экономики резонно считать начало третьего тысячелетия, когда сформировалась некая критическая масса исследовательских неэкономических результатов, существенно влияющих на экономическую динамику. При этом с когнитивной точки зрения, поведенческая экономика - это экономика, где актуализируется роль неявного знания, поскольку смыслы, направленность и логика экономических решений теперь определяется не столько собственно экономическими знаниями, сколько всем набором психических свойств, социальных конструктов и идеологических установок субъекта. В поведенческой экономике интегральный результат, выраженная в динамике добавленной стоимости, есть функция всех качественных свойств и профессиональных способностей экономического агента.

У истоков экономики неявного знания и, следовательно, поведенческой экономики стояли великие мыслители прошлого, обращавшие внимание на неэкономические факторы хозяйственного развития. В частности, К.Маркс отмечал, что результаты производства определяется «разнообразными обстоятельствами, между прочим средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения» [11, с. 100]. Очевидно, что «степень искусства рабочего» есть функция всего набора его личностных свойств, а «степень технологического применения» также определяется уникальными способностями человека. Н.Д. Кондратьев также отмечал, что всегда «необходимо строго учитывать двойственную естественно-социальную природу человека» [12, с. 33]. Основную роль ученый отводит именно естественному началу человека, включающему его психический генотип, что составляет основание личностного неявного знания.

Также и Дж. Кейнс рассуждал о побуждении к инвестированию, психологических мотивах предпочтения ликвидности, даже об «основном психологическом законе» и многом другом, непосредственно связанном с поведенческими аспектами личности экономического агента [13]. А. Маршалла отмечал, что «одна лишь физическая ловкость теряет свое значение по сравнению с уровнем умственных способностей и настойчивым характером» [14, с. 238]. Следовательно, характер человека неявно выступают как специфический фактор создания добавленной стои-

шз

мости. Й. Шумпетер основными мотивами экономического развития считал такие императивы прогрессивного экономического поведения, как «воля к победе, радость творчества и просто удовольствие, получаемое от работы» [15, с. 166-167]. Очевидно, что «просто удовольствие, получаемое от работы» вряд ли измеряется привычными инструментами неоклассического понимания сути экономических отношений.

Монография нашего современника Ю.Я. Оль-севича «Психологические основы экономического поведения», по сути, представляет собой психологическую азбуку экономики неявного знания. Здесь исследуются вопросы экономической психогеномики, анализируются психологические условия и факторы развития экономических институтов и организаций. Особое место в исследованиях Ю.Я. Ольсевича занимают вопросы взаимосвязи отечественной национальной психологии и экономики, а также неэкономические факторы эффективности экономических трансформаций [5]. Растет число работ, характеризующих роль духовно-нравственных, ментальных и ценностно-смысловых форм, обеспечивающих направленность и качественное содержание деятельности субъектов экономики всех уровней [16]. Все чаще появляются монографии и статьи, раскрывающие созидательную роль такого системного фактора производства добавленной стоимости, как доверие (специфическая форма неявного знания) [17, 18]. Должное внимание уделяется экономическим аспектам когнитивной истории, роли лингвистических условий и факторов, а также многим другим неэкономическим обстоятельствам, оказывающим существенное влияние на экономическую динамику [19-21]. Большой интерес представляют работы, анализирующие такие дихотомии, как «экономика и счастье», «экономика и достойная жизнь», «экономика и духовный капитал», «экономика и справедливость» и многие другие исследования [22-24]. Теперь вполне обоснованным видится положение о том, что уровень качества современного этапа социально-экономического развития, непосредственно определяется когнитивным качеством (когнитивной структурой) поведенческой экономики.

Когнитивная структура поведенческой экономики условно может быть представлена следующим тремя элементами. Во-первых, - это традиционная экономика продуктового знания с определенным набором продуктов, призванных удовлетворить насущные, прежде всего, утилитарные потребности. В этой экономике ограниченными ресурсами являются такие факторы производства, как вещественный, природный и человеческий капитал. Ментальные схемы восприятия экономической действительности здесь таковы, что вещественный капитал по-прежнему считается «основным», а природный и человеческий

капитал рассматриваются как «затратные» факторы производства.

Во-вторых, - это экономика явного, формализованного знания, представленного как функция «артикулированного интеллекта» и изложенного на бумажных и электронных носителях. В рамках этой экономики осуществляется воспроизводство баз знаний, аккумулирующих в себе ценные методики, алгоритмы решения исследовательских и других задач. Сюда же следует причислить производство, обмен и практическое использование патентов и лицензий, в которых формализованы апробированные позитивные результаты создателей инноваций. Системным фактором производства в экономике формализованного знания является интеллектуальный капитал, обладающий компетенциями сбора, обработки, хранения полезных знаний, а также компетенциями организации их производительного использования.

В-третьих, - это экономика неявного знания (непередаваемого и передаваемого), представленная «не-артикулированным интеллектом», выраженным в латентных схемах мышления и восприятия действительности. Передаваемое неявное знание является основанием формализованных знаний, но истинное когнитивное богатство субъекта заключено в системе непередаваемого неявного знания, которое представляет собой «сгусток» его уникальных комбинаций врожденных и благоприобретенных черт и свойств [4, 6].

Экономика неявного знания есть специфическая сфера деятельности субъекта в рамках сложившихся ментальных и ценностно-смысловых моделей и форм восприятия, мышления и поведения, обеспечивающих создание и воспроизводство уникальных новых знаний, способностей и компетенций. Редкость ресурсов и существующий выбор определенной альтернативы познавательной и иной творчески-трудовой деятельности уникального субъекта, конституируют эту деятельность именно как экономическую. Факторами производства в наноэкономи-ке непередаваемого и экономике передаваемого неявного знания являются, соответственно, эндогенный и экзогенный интеллектуальный капитал субъекта, представленный системой ранее сформированных познавательных и других уникальных знаний и компетенций. Очевидно, что инвестиции именно в интеллектуальный капитал являются стратегически и безальтернативно наиболее ценными. Систематизированный сравнительный анализ элементов когнитивной структуры поведенческой экономики представлен в таблице 1.

Научно-практический анализ экономики неявного знания обусловливает необходимость переосмысления исследовательских результатов экономической и когнитивной психологии, социальной психологии, экономической семантики, а также дру-

шз

Таблица 1.

Когнитивная структура современной (поведенческой) экономики

№ п.п. Параметры Экономика продуктовых (материализованных) знаний Экономика явных (формализованных, артикулированных) знаний Экономика неявных (неформализованных, неартикулированных) знаний

1 Основная смыслообразу-ющая целевая функция Удовлетворение утилитарных потребностей субъекта Удовлетворение экзогенных креативных потребностей в самореализации Удовлетворение эндогенных креативных потребностей в перманентном саморазвитии

2 Целевая объектная структура (система объекта) Весь набор продуктов и товаров нерыночного и рыночного обмена Все индивидуальные и корпоративные базы явных знаний Интеллектуальные капиталы субъектов деятельности

3 Основной фактор производства Вещественный капитал с участием природного и человеческого капитала Экзогенный человеческий и/или интеллектуальный капитал Эндогенный интеллектуальный капитал экономического агента

4 Технологическая специфика (система процесса) Традиционные технологии производства обычных рыночных и нерыночных благ Технологии управления знаниями: сбор, обработка, хранение и использование знаний Индивидуальные технологии самовоспроизводства интеллектуального капитала

5 Специфика инвестиционных программ Инвестиции преимущественно в развитие элементов вещественного и природного капитала Инвестиции в развитие сектора корпоративной экономики явного знания Инвестиции времени и энергии в самостоятельное развитие когнитивных компетенций субъекта

6 Обобщенная характеристика ключевых компетенций Ключевые компетенции связаны с созданием продуктовых инноваций Ключевые компетенции связаны с созданием и развитием доступных баз знаний, включая крауд-сорсинг Ключевые компетенции характеризуются критической ролью «знаний и компетенций о знаниях и компетенциях»

7 Способ создания ключевых компетенций Создаются в процессе обычных форм обучения и практики производства Создаются в процессе сбора, обработки, хранения и использования знаний Создаются в процессе обмена деятельностью (развивающего обмена-общения)

8 Роль и место неявного знания в исследовательской практике Неявное знание как «вещь в себе» и не является сферой специального исследования Неявное знание как «вещь для себя»; становится объектом фрагментарного исследования Неявное знание как «вещь для общества»; превращается в объект систематического исследования

гих смежных дисциплин и областей социально-гуманитарного знания. Все более очевидной становится проблематика выявления наиболее эффективных путей созидательного использования системы неявного знания как глубинного основания будущих продуктовых инноваций. Сказанное детерминируют решение, как минимум, следующих научно-практических задач.

Во-первых, становится императивом качественное обновление методологии современной экономической науки, где пока не обнаруживается достойное место системе неявного знания. Во-вторых, в общей системе неявного знания неуклонно возрастает роль непередаваемого неявного знания, что требует конкретизации условий и факторов его расширенного воспроизводства. В-третьих, актуализация непередаваемого неявного знания детерминирует формирование качественно новой парадигмы научно-образовательной деятельности, где критерием высокого когнитивного уровня становится способ-

ность собственника интеллектуального капитала к самостоятельному расширенному воспроизводству новейших знаний и компетенций.

Концепция «бизнеса со скоростью мысли» состоит в том, что каждый экономический агент должен стать микрофирмой по воспроизводству неявных знаний и компетенций о том, как самостоятельно воспроизводить новые знания и компетенции. В связи с этим, экономика неявного знания закономерно превращается в экономику самообразования. Основным логическим умозаключением здесь является то, что факторы, определяющие качество неявного знания, в конечном счете, являются факторами, детерминирующим ожидаемое качество конечных продуктов; это означает, что именно неявное знание должно стать объектом приоритетных исследований и соответствующих инвестиций. При этом, как следует из анализа, ключевым фактором создания и развития неявного знания экономического агента является его

социально-экономический генотип, онтологиеи которого является созидательный ментально-ценностный концепт. Одновременно динамической факторной силой производства и распространения системы неявного знания являются формы развивающего обмена-общения, характеризующего качество социально-сетевого капитала субъекта.

Качество и скорость воспроизводства знания (неявного, явного и продуктового) непосредственно зависит от качества психологических, и множества других свойств субъекта, от его умения целенаправленно комбинировать набор естественных и благоприобретенных способностей. Этот набор психических и других способностей может быть охарактеризован как качество экономико-психологического генотипа, определяющего творчески-трудовое призвание (экологическую нишу) созидательной деятельности субъекта. В рамках экономико-психологического генотипа воссоздается релевантное качество генотипа креативности в форме инновационного мышления и релевантной системы творчески-трудовых мотиваций и интенций.

Ускорение всех видов взаимодействий в рамках развивающего обмена-общения непосредственно связано с организационно-экономическим генотипом субъекта, что предопределяет необходимость развития релевантной институциональной и организационной системы отношений. Качество организационно-экономического генотипа есть функция качества организационного и институционального капитала экономического агента, что объективирует потребность в развитии организационного и институционального предпринимательства. Высокое качество организационно-экономического генотипа становится мультипликатором повышения качества профессионального генотипа, выступающего функцией системы общей и специальной профессиональной подготовки субъекта. Названные формы генотипа, представляющие собой специфические факторы развития системы неявного знания («когнитивной плазмы») и определяющие его интегральное качество, показаны на рисунке 1.

Когнитивные компетенции, как функция «когнитивной плазмы», воспроизводят эндогенный и эк-

Рис.1. Система факторов, определяющих качество неявного знания субъекта

зогенный интеллектуальный капитал экономического агента. Данный капитал не только становится объектом собственности, но и принимает форму базовых и ключевых компетенций. Эффективность использования интеллектуального капитала экономического агента обеспечивается, прежде всего, «попаданием» субъекта в свою экологическую нишу (творчески-трудовое призвание). Качество ключевых компетенций, вкупе с мотивационным потенциалом, заключенным в рамках экологической ниши хозяйственного агента, формирует основание для ожидаемого высокого удельного веса в общей цепочке создания добавленной стоимости.

Исходя из рассмотренной системы факторов, непосредственно определяющих качество неявного знания субъекта, основное внимание должно уделяться формам и методам управления всеми видами генотипа, являющимися элементами формирования «плазменных генов» и, одновременно, элементами внутренней системы неявного знания как такового. Несомненно, основное внимание субъектов управления качеством неявного знания должно уделяться воспроизводству ментальных моделей и ценностных смыслов, определяющих общую направленность развития системы неявного знания. Далее необходимо исследовать социальное качество развития системы неявного и явного знания субъекта, где основное внимание следует уделить вопросам создания прогрессивных форм развивающего обмена-общения, развитию системы доверительных отношений. Проблемы управления скоростью воспроизводства неявных знаний объективно предопределяют необходимость развития организационных и институциональных инноваций.

Очевидной видится и проблематика повышения качества и эффективности воспроизводства когнитивного «сырья» для постоянного обновления неявных знаний, что предопределяет необходимость исследования управленческой специфики создания и развития самообучающихся корпораций как ключевых звеньев современной экономики. При этом проблемы формирования условий и развития факторов, обеспечивающих синергию человеческих взаимодействий в рамках воспроизводства «когнитивной плазмы», требуют лидерского качества управления процессом создания и совершенствования творческого потенциала субъекта экономики [25]. С этой целью большое внимание следует уделить управленческим аспектам формирования у экономических агентов инновационного, или полноценного мышления [19].

Интегральным результатом проведенного исследования являются следующие выводы, имеющие существенное значение для дальнейшей разработки

проблем неявного знания и экономики знаний. Во-первых, неявное знание становится ключевой проблемой, требующей срочного решения, как минимум, следующих научно-практических задач: а) выявить условия и факторы повышения эффективности расширенного воспроизводства личностных и корпоративных неявных знаний; б) разработать когнитивный механизм повышения эффективности обмена неявными знаниями в рамках внутрифирменных коммуникаций; в) конкретизировать эндогенные (личностные и корпоративные) элементы системы неявного знания как перспективное основание для соответствующего управленческого воздействия.

Во-вторых, актуализация системы неявного знания нацеливает на качественное обновление всей системы экономического образования, основной вектор которого следует направить на формирование и расширенное воспроизводство эндогенного интеллектуального капитала субъекта (когнитивных компетенций), или знаний о том, как воссоздавать новые знания и компетенции. Основными характеристиками образовательной деятельности здесь призваны стать: а) «самообразование через всю жизнь», как онтология индивидуального и корпоративного развития; б) обмен деятельностью, или развивающий обмен-общение, обеспечивающий межсубъектную «энергетическую передачу» неявного знания. Сегодня традиционные формы обучения «за университетской скамьей» теряют свой смысл; обучение должно стать максимально деятельностным, активным и многообразным [26].

В-третьих, актуализация неэкономических условий и факторов экономической динамики детерминирует необходимость формирования нового качества управления, объектной структурой которого, или «системой объекта» является весь набор экономических генотипов. Ключевое значение здесь имеют такие виды неявного знания, как ментальные модели, ценностные смыслы, доверие и ожидания, психические свойства и креативные способности, уникальные организационные и институциональные компетенции, методические навыки и умения, компетенции в самостоятельном развитии профессиональных навыков, способности инновационного и каузального мышления и т.д.

В-четвертых, актуальной видится научно-практическая задача поиска конкретных форм, способов и инструментов, обеспечивающих создание и реализацию действенных и понятных алгоритмов адресного воздействия неявного знания на процесс создания добавленной стоимости и, следовательно, на повышение уровня интеллектуальной безопасности, социальной конкордоспособности и экономической устойчивости современного экономического агента.

□ш

Список литературы

1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 241 с.

2. Ведин Н.В. Экономическая неоднородность обмена в хозяйственной эволюции общества. - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2006. 218 с.

3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. - М.: КНОРУС, 2008. 344 с.

4. Полани М. Личностное знание. М.: Книга по требованию, 2013. 342 с.

5. Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА-М, 2010. 413 с.

6. Белянин А. Даниел Канеман и Вернон Смит: Экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-24.

7. КорнаиЯ. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 2. С. 4-23.

8. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. - М.: Дело, 2006. 304 с.

9. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П.Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. 432 с.

10. ХаррингтонДж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. 272 с.

11. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. T.I. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 1200 с.

12. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. 591 с.

13. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 2002. 352с.

14. Маршалл А. Основы экономической науки. - М.: Эксмо, 2008. 832 с.

15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. 864 с.

16. Новичков В.И, Новичкова В.И., Салихов Б.В., Салихова И.С. Духовно-нравственная онтология социально-экономического развития: монография. М.: КНОРУС, 2011. 328 с.

17. Розинская Н., Розинский И. Национальный проект «Доверие» // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 138-147.

18. Сасаки М., Латов Ю., Ромашкина Г., Давыденко В. Доверие в современной России (компаративистский подход к «социальным добродетелям») // Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 83-103.

19. ДелияВ.П. Инновационное мышление в XXI веке / Гл. 2, 5. Балашиха: Изд-во «Де-По», 2011. 232 с.

20. Медушевский А. Российские реформы с позиций теории когнитивной истории // Вопросы экономики. 2016. № 3. С. 131-160.

21. Кадочников Д. Теоретико-экономический взгляд на языковую политику // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 128-141.

22. Борисова Е., Кулькова А. Культура, имена и экономическое развитие // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 81107.

23. Румянцева Е.Е. Экономика счастья. - М.: ИНФРА-М, 2010. 96 с.

24. Салихова И.С., Салихов Б.В. Достойная жизнь человека как основа инновационного развития современной экономики // Инновации и инвестиции. 2010. № 3. С. 37-49.

25. Салихова И.С., АнтиповаД.А. Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний // Финансы и кредит, 2014. № 35(611). С. 51-61.

26. Салихова И.С. Управление качеством интеллектуального капитала самообучающейся организации в экономике знаний: монография. М.: Дашков и К, 2015. 147 с.

Reference list

1. Gates Bill. Business with the Speed of Thought. M.: Eksmo-Press, 2001. 241 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vedin N. Economic dissimilarity of exchange in the economic evolution of society. SBR.: Publishing house NPK "ROST", 2006. 218 p.

3. Dresvyannikov V. The building a knowledge management system in the enterprise. M.: KNORUS, 2008. 344 p.

4. PolanyiM. Personal Knowledge. М.: Book on Demand, 2013. 342 p.

5. Ol'sevich Yu. The psychological foundations of economic behavior. M.: INFRA-M, 2010. 413 p.

6. Belyanin A. Daniel Kahneman and Vernon Smith: The economic analysis of human behavior (Nobel Prize for the feeling of reality) // Issues of Economics. 2003. №. 1. P. 4-24.

7. Kornai Janos. The System Paradigm // Issues of Economics. 2002. №. 2. P. 4-23.

8. Mil'ner B., Rumyantseva Z., Smirnova V., Blinnikova A. The knowledge management in corporations. M.: Delo, 2006. 304 p.

9. The knowledge economy: Collective monograph / Executive editor Doctor of Economics, Professor V. Kolesov. M.: INFRA-M, 2008. 432 p.

10. H. James Harrington and Frank Voehl. The Perfection of Knowledge Management. M.: RIA "Standarty i Kachestvo", 2008. 272.

□Ш

11. MarxK. Capital: A Critique of Political Economy. T. I. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. 1200 p.

12. Kondrat'evN. The main issues of economic statics and dynamics. A preliminary sketch. Moscow: Nauka, 1991. 591 p.

13. John Maynard Keynes. The General Theory of Employment, Interest and Money. M.: Gelios ARV, 2002. 352p.

14. Marshall A. The Principles of Economic Science. M.: Eksmo, 2008. 832 p.

15. Joseph Alois Schumpeter. The Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy. M.: Eksmo, 2007. 864 p.

16. Novichkov V., Novichkova V., Salikhov B., Salikhova I. The spiritual and moral ontology of socio-economic development: Monograph. M.: KNORUS, 2011. 328 p.

17. Rozinskaya N., Rozinskiy I. The national project "Confidence" // Issues of Economics. 2015. №. 12. P. 138-147.

18. Sasaki M., Latov Yu., Romashkina G., Davydenko V. The trust in modern Russia (Comparative approach to "social virtues") // Issues of Economics. 2010. №. 2. P. 83-103.

19. Deliya V. Innovative thinking in the twenty-first century / CH. 2, 5. Balashikha: Publishing house "De", 2011. 232 p.

20. Medushevskiy A. The Russian reforms from the standpoint of the cognitive theory of history // Issues of Economics. 2016. №. 3. P. 131-160.

21. Kadochnikov D. Theoretic-economic perspective on language policy // Issues of Economics. 2016. №. 2. P. 128-141.

22. Borisova E., Kul'kova A. The culture, names, and economic development // Issues of Economics. 2016. №. 1. P. 81107.

23. Rumyantseva E. The Economics of happiness. M.: INFRA-M, 2010. 96 p.

24. Salikhova I., SalikhovB. Decent human life as the basis for innovation development of the contemporary economics. // Innovations and Investments. 2010. № 3. P 37-49.

25. Salikhova I., Antipova D. The phenomenon of leadership capital in the corporate knowledge economy // Finance and Credit, 2014. №. 35(611). P. 51-61.

26. Salikhova I. The quality management intellectual capital of self-learning organization in the knowledge economy: Monograph. M.: Dashkov and Co, 2015. 147 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.