Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОЖИДАНИЯ И ДОВЕРИЯ КАК ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

КАЧЕСТВО ОЖИДАНИЯ И ДОВЕРИЯ КАК ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЖИДАНИЯ / ДОВЕРИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Б.В., Салихова И.С., Олигова М.Б.

В статье осуществляется краткий анализ системы неявного знания как современного междисциплинарного феномена; исследуется когнитивная онтология таких важнейших форм проявления системы неявного знания как ожидания и доверие; на примере инфляционных ожиданий демонстрируется растущая значимость системы неявного знания в обеспечении макроэкономической стабильности. Методологическим базисом исследования является системная парадигма, определяющая ключевую роль междисциплинарного подхода к анализу неяв- ного знания. Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении когнитивной природы таких важнейших экономических переменных, как ожидания и доверие. Значение полученных результатов состоит в обосновании необходимости качественного обновления экономической идеологии, обеспечивающей создание ментальных моделей и ценностных смыслов, нацеливающих экономических агентов на поиск интеллектуальной ренты. Положения статьи следует использовать для развития методологических и научно-практических основ поведенческой экономики и экономики неявных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPECTATION QUALITY AND CONFIDENCE AS MANIFESTATION FORMS OF THE IMPLICIT KNOWLEDGE IN THE MODERN BEHAVIORAL ECONOMICS

In this article there is a brief analysis of the implicit knowledge system as a modern multidisciplinary phenomenon; the article examines a cognitive ontology of such most important forms of the implicit knowledge manifestation system as the expecta- tion and the confidence; the increasing importance of the implicit knowledge system in providing microeconomic stability is demonstrated on the example of inflation expectations. The methodological basis of studies is the system paradigm, which is determining the key role of multidisciplinary approach to the analysis of the implicit knowledge. The scientific innovation of the obtained results is the identification of the cognitive nature of such most important economic variables as the expecta- tions and the confidence. The significance of the obtained results consists in the statement of need for a qualitative renovation of economic ideology, which is providing the creation of mental models and value meanings, targeting economic agents in search of intellectual rent. The article provisions should be used for the development of methodological and scientific-practical foundations of behavioral economics and the implicit knowledge economics.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОЖИДАНИЯ И ДОВЕРИЯ КАК ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»



УДК 330.3

Салихов Б.В.,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Московского университета им. С.Ю.Витте, главный научный сотрудник Лаборатории анализа процессов стандартизации и управления качеством отечественной продукции Института проблем рынка РАН

Салихова И.С.,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и таможенного дела

Московского университета им. С.Ю. Витте

Олигова М.Б.,

аспирант Российской международной академии туризма

КАЧЕСТВО ОЖИДАНИЯ И ДОВЕРИЯ КАК ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье осуществляется краткий анализ системы неявного знания как современного междисциплинарного феномена; исследуется когнитивная онтология таких важнейших форм проявления системы неявного знания как ожидания и доверие; на примере инфляционных ожиданий демонстрируется растущая значимость системы неявного знания в обеспечении макроэкономической стабильности. Методологическим базисом исследования является системная парадигма, определяющая ключевую роль междисциплинарного подхода к анализу неявного знания. Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении когнитивной природы таких важнейших экономических переменных, как ожидания и доверие. Значение полученных результатов состоит в обосновании необходимости качественного обновления экономической идеологии, обеспечивающей создание ментальных моделей и ценностных смыслов, нацеливающих экономических агентов на поиск интеллектуальной ренты. Положения статьи следует использовать для развития методологических и научно-практических основ поведенческой экономики и экономики неявных знаний.

Ключевые слова: неявное знание, когнитивные компетенции, ожидания, доверие, поведенческая экономика

Salikhov B.,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Chair of Theory of Region Studies of the Moscow State Linguistic University, Professor of Chair of Management and Marketing of the Moscow Witte University, Chief Researcher Fellow of Laboratory for Analysis of Standardization Processes and Quality Management of Domestic Output of the Institute

of Market Problems of the Russian Academy of Sciences

Salikhova I.,

Doctor of Economics, Professor of Chair of Accounting, Taxation and Customs Affair of the Moscow Witte University

Oligova M.,

Postgraduate student of the Russian International Academy for Tourism

EXPECTATION QUALITY AND CONFIDENCE AS MANIFESTATION FORMS OF THE IMPLICIT KNOWLEDGE IN THE MODERN BEHAVIORAL ECONOMICS

In this article there is a brief analysis of the implicit knowledge system as a modern multidisciplinary phenomenon; the article examines a cognitive ontology of such most important forms of the implicit knowledge manifestation system as the expectation and the confidence; the increasing importance of the implicit knowledge system in providing microeconomic stability is demonstrated on the example of inflation expectations. The methodological basis of studies is the system paradigm, which is determining the key role of multidisciplinary approach to the analysis of the implicit knowledge. The scientific innovation of the obtained results is the identification of the cognitive nature of such most important economic variables as the expectations and the confidence. The significance of the obtained results consists in the statement of need for a qualitative renovation of economic ideology, which is providing the creation of mental models and value meanings, targeting economic agents in search of intellectual rent. The article provisions should be used for the development of methodological and scientific-practical foundations of behavioral economics and the implicit knowledge economics. Keywords: implicit knowledge, cognitive competencies, expectations, confidence, behavioral economics

Ш6]

Необходимость превращения человека из средства в цель и условие социально-экономического развития актуализирует переход из научно-практической парадигмы «профессиональные знания - хозяйственные решения», - к качественно новой дихотомии: «система всех качественных свойств субъекта - хозяйственные решения». Другими словами, на поведение потребителей и производителей оказывает влияние уже не столько динамика относительных цен, сколько растущий перечень других, именно неэкономических (социокультурных, социологических, психологических, национально-этнических, даже естественно-физических и других) условий и факторов хозяйственного развития [1-4]. В связи с этим, особый интерес представляют работы, анализирующие такие дихотомии, как «экономика и счастье», «экономика и достойная жизнь личности или домохозяйства», «экономика и духовно-нравственный капитал», «экономика и справедливость» и многое другое. Названные психологические, ментально-смысловые условия и факторы, а также упомянутые выше рациональные ожидания и многие другие, системные психические и социальные явления и формы, влияющие на воспроизводственный цикл, есть не что иное, как различные проявления неявного знания субъекта [5-10].

Например, ментальная модель, характеризующая восприимчивость личности или корпоративного сообщества к масштабным инновациям, есть не что иное, как функция знания-убеждения субъекта об экзистенциальной важности и значимости инновационных форм хозяйствования. Рациональные ожидания, в свою очередь, есть результат «сгустка» неявного знания в форме релевантной компетенции о том, как следует всесторонне и адекватно анализировать социально-экономическую действительность. Сформированная экономически агентом система доверительных отношений представляет собой функцию его неявного знания о том, как налаживать и воспроизводить честные и транспарентные отношения между различными собственниками факторов производства. Эти неявные знания формируются и развиваются в ходе самой человеческой жизни, являясь системным результатом всех «входящих» потоков энергии человеческих взаимодействий. На основе существующих представлений о системе неявного знания, рассмотрим качество и созидательную роль таких его критически важных для современной поведенческой экономики форм, каковыми являются неявные знания о том, как воссоздавать систему адекватных ожиданий и доверительных отношений.

Социально-экономическое значение феномена ожидания связано с желанием хозяйственного агента обрести способность быстро исследовать и эффективно использовать «систему среды», изменение

которой характеризуется вероятностью возникновения множества рисков [11]. Без учета ожиданий не обходится ни одно сколько-нибудь серьезное решение на любом уровне хозяйственных отношений. Но всякое ожидание есть проявление специфического неявного знания, выражающего понимание (осознание) причинно-следственной связи между расчетом на наступление какого-либо события в будущем и логикой релевантных решений в настоящем. Например, если в будущем ожидается (обосновывается опытом, предполагается логически и/или интуитивно) улучшение инвестиционного климата, то инвесторы уже сегодня могут планировать свою кредитную политику и осуществлять патентный поиск. Компетенция просчитывать варианты развития событий с учетом всего набора соответствующих «векторных сил» и есть неявное, неартикулированное знание субъекта, который в результате всех внутренних «за» и «против», способен принять верное (доходное, прибыльное) экономическое решение.

В рамках неоклассической парадигмы исследователь вполне может ограничиться пониманием функциональной роли таких известных видов ожиданий, как статические, адаптивные и рациональные ожидания. В рамках парадигмы поведенческой экономики такого понимания недостаточно; здесь осуществляется поиск объяснения и интерпретации компетенций, определяющих качество сформированных ожиданий. При этом, качество рациональности (точности, адекватности) ожиданий есть функция качества его уникальных аналитических компетенций, которые, в свою очередь, есть функция всего набора его психологических познавательных процессов, определенных схем восприятия мира экономических явлений, ценностных ориентиров и способности к смыслопроизводству, элементов творчески-трудового опыта и множества других обстоятельств, которые и формируют уникальность и, следовательно, непе-редаваемость такого неявного знания.

Очевидно, что ожидание есть специфическая функция неявного знания о том, как многопланово изучать «систему среды» с целью принятия релевантных управленческих решений. Неявное знание, производящее определенную форму ожидания, естественным образом включает интуицию, представляющую собой метод решения творческих задач путем одномоментного подсознательного умозаключения, основанного на богатом воображении и жизненном опыте, способности к эмпатии, профессиональном чутье и проницательности. При этом отсутствие либо недостаточность практического опыта, а также невысокий уровень качества сформированных психических процессов и свойств, формируют у экономического агента лишь такой уровень неявного знания, который позволит, в лучшем случае, рассчитывать на

□ш

прогнозные решения в русле, в лучшем случае, адаптивных ожиданий. Понятно, что потенциал создания добавленной стоимости, как функции таких ожиданий, существенно ниже, чем в ситуации, например, рациональных ожиданий, в которых заключено высокое аналитическое качество соответствующего неявного знания.

Наряду с интуицией, высокий динамизм экономической среды требует от экономических агентов неявного знания, характеризуемого высокой скоростью инновационного, системного мышления, предполагающего наличие компетенции быстро проникать в сущность происходящих событий, анализировать формирующиеся причинно-следственные связи, умение «видеть главное», адекватно отражать социально-экономическую действительность и принимать релевантные хозяйственные решения. Если интуиция предполагает формирование одномоментного подсознательного умозаключения, то компетенция инновационного мышления характеризуется вполне осознанными решениями, основанными на реальных фактах социально-экономической действительности. При этом высокоразвитая компетенция инновационного, системного мышления является «сознательным» основанием для формирования такой «подсознательной» компетенции, каковой является творчески-трудовая интуиции [12].

Отметим также необходимость формирования и развития такого неявного знания-убеждения, как творческая смелость в единстве с умением «работать с будущим», способность постоянно моделировать наиболее вероятные ситуации, которые могут возникнуть под воздействием различных условий и

факторов. Умение «заглянуть за экономический горизонт» формируется интенсивным множеством разрешаемых противоречий, насыщенным опытом творчески-трудовой деятельности экономического агента. Формировать релевантную модель ожидаемого будущего возможно лишь в том случае, если экономический агент обладает неявным знанием и, соответственно, способностью к достойной «встрече» с трудной ситуацией, а также компетенцией высокого качества любого ситуационного социально-экономического анализа.

Таким образом, качество неявного знания, характеризуемого интуицией, творческим мышлением, умением «заглянуть в будущее», является основанием и способностью формировать соответствующее качество ожиданий. Эти ожидания могут быть спонтанные, если отмеченные знания и компетенции имеют невысокий уровень развития; статичные, если субъектом используются только привычные мыслительные алгоритмы; адаптивные ожидания возникают при использовании креативного мышления и умения «работать с будущим»; рациональные ожидания есть функция всего набора неявных знаний и компетенций высокого качества и, особенно, творческой интуиции. Логическая связь «системы среды», ожидания как специфического проявления неявного знания, а также составляющих его элементов показана в таблице. 1.

Таким образом, чем выше способность обработать текущую информацию, использовать собственный опыт и ранее полученные навыки и умения в области понимания текущих и предстоящих изменений, тем выше уровень и качество ожидания как поведенческого бытия релевантного неявного зна-

Таблица 1.

Когнитивная характеристика ожидания как функции неявного знания

Элементы неявного знания как когнитивная основа ожидания Ожидание как бытие неявного знания и соответствующей компетенции Различия в качестве влияния видов ожидания на добавленную стоимость

1. Уровень и качество интуиции как неявного знания Ожидание есть функция, проявление неявного знания о том, как «понимать и работать с будущим»; данное неявное знание выражает причинно-следственную связь между будущим и настоящим (предполагаемые, или ожидаемые события в будущем позволяют корректировать решения и действия в настоящем) 1. Спонтанное влияние (спонтанное ожидание как функция плохого понимания будущего); может иметь место отрицательная добавленная стоимость 2. Статичное влияние (статичное ожидание как функция привычного понимания будущего); доходность может сократиться либо остаться на прежнем уровне 3. Адаптивное (адаптивное ожидание как функция предугаданного понимания будущего); добавленная стоимость может сохраниться на прежнем уровне либо возрасти 4. Рациональное влияние (рациональное ожидание как функция активно сформированного будущего); доходность и добавленная стоимость гарантированно возрастают

2. Качество и скорость системного, инновационного мышления

3. Способность «работать с будущим», «конструировать будущие события»

4. Способность «достойной встречи» с трудными ситуациями

5. Способность и смелость влиять и изменять «систему среды»

6. Умение быстрого поиска актуальной информации и способность ее грамотно обработать

ния. При этом заслуживает внимания не реактивная, а проактивная позиция экономического агента; суть этой проактивности заключается в том, чтобы оказать конкретное воздействие на «систему среды», добиваясь внешних будущих изменений в своих интересах. Это может происходить в форме предложений по изменению общего или местного институционального капитала; в форме поиска выгодного государственного заказа или новой клиентской базы, гарантирующей спрос продукции агента на соответствующих рынках; путем своевременного акционирования и осуществления «точечных» инвестиционных программ, а также посредством удачных сделок в форме, например, фьючерсов и опционов, с партнерами, что является превентивной профилактикой от угроз, связанных с «вымыванием» рыночного потенциала отрасли или региона и т.д. В таблице 2, на примере неявного знания о том, как произвести инфляционные ожидания, показана роль качества этого знания в создании различных видов этих ожиданий и, следовательно, в производстве добавленной стоимости и обеспечении экономического роста.

Известно, что отечественная практика антиинфляционного регулирования пользуется, в основном, системой неявного знания, воспроизводящего, в лучшем случае, адаптивные инфляционные ожидания [13]. Недоступным пока остается уровень качества неявного знания, обеспечивающего воспроизводство рациональных инфляционных ожиданий. Очевидно, что такой уровень качества неявного знания не создается «на занятиях по экономике»; он формируется с учетом всего набора личностных и социальных условий и факторов самообразования и всестороннего развития экономического агента.

Сегодня исследователи все чаще говорят о возрастании роли доверия в создании добавленной стоимости [14-15]. Доверие представляет собой специфический результат когнитивного производства, основанного на неявном знании о том, как воссоздавать честные (доверительные) отношения между экономическими агентами. Онтологией возрастания роли доверия в условиях интеллектуализации экономики является растущая потребность в формировании и развитии устойчивых «коалиций для инноваций», без чего невозможно обеспечить творческую атмосферу и релевантный мотивационный капитал. При этом само доверие есть результат когнитивного производства, где интегральным фактором является эндогенный интеллектуальный капитал когнитивного производителя [16-18].

Производство доверия предполагает наличие неявного знания и компетенции о том, как осуществлять человеческие взаимодействия с целью выявления «родственных душ» (сотрудников, партнеров по бизнесу и др.), всецело разделяющих ценности обще-

ния и доверительных отношений в интересах созидания и развития. Данное неявное знание в обыденной ситуации трактуется как умение «наладить контакт с сотрудниками», способность «ладить с людьми», «быть открытым к разговору» и т.д. Неявное знание, проявляющееся в компетенции, характеризуемой как «способность к высокоэффективной работе с людьми», предполагает не только наличие опыта творчески-трудового общения, но и определенного набора психологических свойств и черт характера. Данная способность является результатом постоянной демонстрации высокой духовности, открытости, естественного бескорыстия и непредвзятости в общении с сотрудниками.

Здесь же следует отметить, что умение формировать «коалицию для инноваций» на любом уровне хозяйственной деятельности должно сопровождаться не менее актуальной системой неявного знания и соответствующей компетенцией, характеризующей способность вдохновлять, мотивировать сотрудников к высокоэффективной творчески-трудовой деятельности. Очевидно, что такой способностью обладают далеко не все формальные руководители экономических организаций, поскольку мотивировать может не тот, кто демонстрирует «авторитет власти», а тот, кто реализует «власть авторитета». Поэтому «власть авторитета» также должна рассматриваться как специфическая форма проявления неявного знания субъекта. Власть авторитета здесь понимается как добровольное признание окружающими уникальных, именно властных, побуждающих к определенному добровольному действию, достоинств и способностей, свойств, характеристик и преимуществ некоего субъекта (личности, корпоративного сообщества, нации в целом).

Доверие всегда есть функция сложнейшей системы знания субъекта (невежество не может быть основанием для выстраивания доверительных отношений) и, следовательно, результат действенности его специфического неявного знания о том, как осуществлять непрерывное саморазвитие. Данное знание есть сложный комплекс множества внешних и внутренних процессов, которые имеют глубоко субъективную характеристику [19-20]. Неявное знание и компетенция о том, как самостоятельно образовывать и формировать самого себя относится к разряду когнитивных компетенций и непосредственно связаны с характеристикой психических свойств субъекта. Ключевым фактором формирования таких компетенций является правильно найденная интеллектуальная экологическая ниша субъекта, то есть обнаружение той сферы творчески-трудовой деятельности, где данный субъект в состоянии проявить себя наилучшим образом [21-22].

Кроме того, доверие есть функция неявного знания данного субъекта о том, как создавать пози-

Таблица 2.

Виды инфляционных ожиданий как функция релевантного неявного знания

Качество неявного знания

Аналитические (когнитивные) параметры Аналитические компетенции уровня статических инфляционных ожиданий (низкое качество) Аналитические компетенции уровня адаптивных инфляционных ожиданий (среднее качество) Аналитические компетенции уровня рациональных инфляционных ожиданий (высокое качество)

Глубина понимания сущности инфляции Знание об инфляции как сугубо монетарном явлении современного денежного рынка Знание об инфляции как преимущественно монетарном явлении современного денежного рынка Знание об инфляции как системном воспроизводственном (монетарном и немонетарном) явлении современного денежного рынка

Методология подхода к проблеме инфляции Знание о монетарной парадигме исследования, в центре которой - воздействие на динамику денежной массы в экономике Знание о монетарной как ключевой и немонетарной как дополнительной парадигме исследования Знание о системной парадигме исследования инфляции, где учитывается весь набор условий, факторов и причин инфляции

Понимание основных причин инфляции Эклектичное знание о причинах инфляции, где ключевую роль играют монетарные и, связанные с ними дисбалансы Эклектичное знание о причинах инфляции, часто отождествляемых с условиями и факторами ее возникновения Четкое и понятное знание условий, факторов и причин инфляции, а также форм и способов их взаимосвязи

Знание специфики механизма «психологической инфляции» Поверхностное знание специфики психологического механизма инфляционных ожиданий Определенный учет «психологического фактора» при исследовании современной инфляции Понимание ключевой роли психологического детерминанта при анализе механизма инфляционных ожиданий

Источник знаний и компетенций Знания и компетенции формируются под воздействием содержания и качества отчетов и прогнозов денежных властей государства, а также учета предыдущего опыта Знания и компетенции формируются под воздействием отчетов денежных властей государства, собственных наблюдений и предыдущего опыта Знания и компетенции формируются под воздействием глубокого собственного анализа макроэкономической ситуации и динамики определяющих ее факторов

Особенности экономического поведения и качество антиинфляционной профилактики Использование стандартных, ранее использованных схем и моделей восприятия и осмысления инфляции при решении задач ее монетарного «тарге-тирования» Использование новых адаптивных схем и моделей восприятия и осмысления инфляции с приоритетом задач ее монетарного «таргетирова-ния» и частичных немонетарных мерах ее профилактики Формирование новых схем и моделей восприятия и осмысления инфляции как системного фактора макроэкономической нестабильности, требующей релевантную систему и логику антиинфляционных мер

Когнитивная природа неявного «инфляционного» знания Источником познания является ортодоксальная монетарная теория инфляции с учетом соответствующего опыта Источником познания является гетеродоксная экономическая теория инфляции с учетом соответствующего опыта Источником познания является междисциплинарная теория инфляции как сложного, системного феномена, а также опыт ее профилактики

Характеристика возможности «проявления» неявного знания Неявное знание субъекта познания может быть формализовано практически в полном объеме Неявное знание субъекта познания может быть формализовано в значительной степени Неявное знание является результатом сложной синергии междисциплинарных потоков и поэтому не может быть формализовано

Прикладное значение неявного знания для антиинфляционной профилактики Резонно надеяться на устранение лишь негативных последствий инфляции, без ликвидации условий и ее причин Есть возможность лишь несколько адаптировать «систему среды» и «систему процесса» к текущей инфляции Формируется реальный шанс обуздания и управления инфляцией на основе выявления ее глубинных причин и факторов

Отношение к риску и неопределенности Знание учитывает риски, но не минимизирует; неопределенность при этом может возрасти Знание стремится минимизировать риски; неопределенность при этом может снизиться Знание обеспечивает почти безрисковую деятельность при существенной минимизации и уровня неопределенности

Влияние на добавленную стоимость и экономическую устойчивость В лучшем случае добавленная стоимость и экономическая устойчивость останутся неизменными Возможен рост добавленной стоимости и укрепление экономической устойчивости Гарантирован рост добавленной стоимости и создание нового качества экономической устойчивости

□Ш

тивную деловую репутацию и положительный имидж. Такое знание интегрирует в себе положительную экономическую историю экономического агента, весь набор его психологических особенностей и социокультурных ценностей, опыт испытанного ранее успеха в конкретном виде созидательной деятельности, высокий уровень делового взаимодействия. Сюда же следует причислить точное знание форм и способов инвестиций в деловую репутацию как важнейший интеллектуальный актив и системный источник создания добавленной стоимости. Общая когнитивная характеристика доверия показана в таблице 3.

Итак, в когнитивном смысле, доверие есть продукт неявного знания и соответствующей компетенции, характеризующей способность экономического агента определять собственную степень уверенности и/или убежденности в честности и ожидаемой предсказуемости решений и действий некоего

субъекта. Доверие как функция знания есть ситуация, когда доверитель может сказать, что он знает о том, как поведет себя некий агент, поскольку уверен и/или убежден в его порядочности. Очевидно, что такая уверенность в действиях контрагента всегда основывается на богатом опыте соответствующих взаимодействий, глубоком знании психологии, умении четко анализировать собственный и чужой опыт человеческих взаимодействий, а также базируется на системе собственных ментальных моделей и ценностных смыслов.

Таким образом, в собственно экономическом смысле, в современной релевантной литературе и в самой хозяйственной практике необходимо позиционировать и институционализировать экономику неявного знания как онтологический уровень экономики как таковой. Для развития экономики неявного знания, необходимо инвестировать соответствующие

Таблица 3.

Когнитивная конструкция доверия как специфического продукта неявного знания и релевантных

компетенций

Элементы системы неявного знания и компетенций, производящих доверие

Трактовка доверия как функции

системы неявного знания и специфической компетенции

Качество влияния доверия

на «систему субъекта» и добавленную стоимость

1. Способность к высокоэффективному поиску единомышленников («родственных душ») для формирования «коалиций для инноваций»

2. Умение работать с людьми, на основе обнаружения их интеллектуальных экологических ниш (призваний к определенному виду деятельности)

3. Ментальная и смысловая априорная установка на честность и порядочность людей (контрагентов, сотрудников)

4. Способность «делиться ответственностью», чтобы обеспечить возможность сотрудникам «поверить в себя» и приобрести уверенность в своих силах

5. Ментальная модель и наличие ценностной установки на непрерывное и опережающее самообразование по принципу «превзойди самого себя»

6. Точное знание мобилизующей и стимулирующей мощи «власти авторитета» и умелое использование этой власти

7. Умение «производить» положительный имидж и деловую репутацию как «магниты» для новых креативных сотрудников и субъектов деловых взаимодействий

Доверие есть функция неявного знания (продукт специфического когнитивного производства), выражающего причинно-следственную связь между верой и/или убежденностью некоего субъекта в честности кого-либо и релевантной логикой принятия соответствующих экономических и иных решений

1. Полное отсутствие доверия и доверительных отношений («двустороннее недоверие»), что минимизирует добавленную стоимость (элементы системы неявного знания не развиты)

2. Неполное доверие и неустойчивые доверительные отношения, что не позволяет быть уверенным в росте прибыли (элементы системы неявного знания развиты очень слабо)

3. Полное, но одностороннее доверие, что также не формирует уверенности в росте добавленной стоимости (элементы системы неявного знания развиты недостаточно)

4. Полное двустороннее доверие, что в целом обеспечивает увеличение прибыли и экономический рост (элементы системы неявного знания развиты хорошо)

5. Полное и «всеобщее» доверие (межличностное, межфирменное, институциональное и т.д.), всецело гарантирующее устойчивое увеличение добавленной стоимости, перманентный экономический рост и интеллектуальную безопасность (элементы системы неявного знания развиты отлично)

сш

факторы в общее развитие неявного знания экономических агентов всех уровней с целью последующего проявления этого знания в таких созидательных феноменах, как рациональные ожидания, высокий уровень доверия и деловой репутации и др. Кроме того,

классу интеллектуалов следует всерьез озаботиться вопросами воссоздания в нашей стране созидательной идеологии, обеспечивающей расширенное воспроизводство ценностным смыслов, релевантных поиску не природной, а интеллектуальной ренты.

Список литературы

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З.Мильнера.М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.

2. Салихов Б.В., Нейматова Б.А. Фабрика звезд для предпринимателей: интеллектуальное предпринимательство в сфере производства корпоративных знаний // Креативная экономика. 2009. № 1. С. 55-66.

3. Бычкова О. Экономическая ценность институтов культуры: оценка эффективности в публичной политике // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 116-131.

4. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЕР СЭ, 2003. 448 с.

6. Борисова Е., Кулькова А. Культура, имена и экономическое развитие // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 81107.

7. Румянцева Е.Е. Экономика счастья. М.: ИНФРА-М, 2010. 96 с.

8. Салихова И.С., Салихов Б.В. Достойная жизнь человека как основа инновационного развития современной экономики // Инновации и инвестиции. 2010. № 3. С. 37-49.

9. Юнг К.Г. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010. 297 с.

10. Полани М. Личностное знание. М.: Книга по требованию, 2013. 342 с.

11. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 241 с.

12. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее. М.: Крафт+, 2009. 352 с.

13. Глазьев С. О таргетировании инфляции // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 124-136 и др.

14. Розинская Н., Розинский И. Национальный проект «Доверие» // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 138-147.

15. Сасаки М., Латов Ю., Ромашкина Г., Давыденко В. Доверие в современной России (компаративистский подход к «социальным добродетелям») // Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 83-103.

16. МаслоуА. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.

17. Ольсевич Ю. Психологические аспекты современного экономического кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 39-54.

18. Основы экономической теории человеческого капитала: Методологические и институциональные аспекты: Монография / Под ред. чл-корр. академии наук Татарстана Ф.Г. Хамидуллина. Казань: Изд-во «ФЭН» АН РТ, 2007. 258 с.

19. Салихова И.С. Управление качеством интеллектуального капитала самообучающейся организации в экономике знаний: Монография / И.С. Салихова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 147 с.

20. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес, 1999. 384 с.

21. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с.

22. РаквиашвилиА. Нейробиология и новые возможности экспериментальной экономики // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 124-138.

Reference list

1. The innovative development: Economics, intellectual resources, knowledge management. / Under the editorship of B. Mil'ner. M.: INFRA-M, 2010. 624 p.

2. Salikhov B., Neymatova B. Fame Factory for entrepreneurs: The intellectual entrepreneurship in the production of corporate knowledge // Creative Economics. 2009. №. 1. P. 55-66.

3. Bychkova O. The economic value of cultural institutions: Evaluation of the effectiveness of public policy // Economic Issues. 2016. № 6. P. 116-131.

4. North Douglas. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. М.: Publishing House Fund of Economic Book "Nachala", 1997. 180 p.

5. Spasennikov V. Economic Psychology. M.: PER SE, 2003. 448 p.

6. Borisova E., Kul'kova A. Culture, names and economic growth // Economic Issues. 2016. № 1. P 81-107.

7. Rumyantseva E. Economics of happiness. M.:, INFRA-M, 2010. 96 p.

8. Salikhova I., SalikhovB. Decent human life as the basis for innovation development of the contemporary economics. // Innovations and Investments. 2010. № 3. P 37-49.

9. Yung K. About energy of the soul / Translation form German by B. Bakusev. M.: Akademicheskiy Proekt; Foundation "Peace", 2010. 297 p.

□Ш

10. PolanyiM. Personal knowledge. M.: Book on Demand, 2013. 342 p.

11. Gates Bill. Business with the Speed of Thought. M.: Eksmo-Press, 2001. 241 p.

12. Tsaplin V. Reasonable, but not thinking. M.: Kraft Plus, 2009. 352 p.

13. Glaz'yevS. About inflation targeting // Economic Issues. 2015. № 9. P. 124-136 and etc.

14. Rozinskaya N., Rozinskiy I. The National Project "Confidence" // Economic Issues. 2015. № 12. P. 138-147.

15. Sasaki M., Latov Yu., Romashkina G., Davydenko V. The confidence in the contemporary Russia (comparative approach to "social goodness") // Economic Issues. 2010. № 2. P. 83-103.

16. MaslowA. Motivation and Personality. 3rd Edition / Translation from English. SBR.: Piter, 2010.

17. Ol'sevich Yu. Psychological aspects of the current economic crisis // Economic Issues. 2009. № 3. P. 39-54.

18. The foundations of economic theory of human capital: Methodological and institutional aspects: Monograph / Under the editorship of the corresponding member of the Tatarstan Academy of Sciences F. Khamidullin. Kazan': Publishing House "FEN", A.S. R.T., 2007. 258 p.

19. Salikhova I. Quality management by intellectual capital of the self-learning organization in the knowledge economy: Monograph / I. Salikhova. M.: Publishing - Trading Corporation "Dashkov and C°", 2015. 147 p.

20. Senge P. The fifth discipline. The art and practice of the self-learning organization. M.: Olimp-Business, 1999. 384 p.

21. Il'in E. The psychology of creativeness, creativity, talent. SBR.: Piter , 2012. 448 p.

22. Rakviashvili A. Neurobiology and new possibilities of experimental economics // Economic Issues. 2015. № 12. P. 124-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.