Научная статья на тему 'Повышение качества лекарственного обеспечения путем регулирования розничных цен на лекарственные средства'

Повышение качества лекарственного обеспечения путем регулирования розничных цен на лекарственные средства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляров Иван Дмитриевич

Аннотация: предлагаемая статья посвящена разработке модели регулирования цены на лекарственные средства в канале распределения. Предлагается разбить лекарственные препараты на три группы по критерию цены. Для препаратов низшего и высшего ценового уровня рекомендуется ввести гарантированную наценку дистрибьютора и аптеки, а для среднего уровня максимальную ставку наценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества лекарственного обеспечения путем регулирования розничных цен на лекарственные средства»

УДК 614.27 © И. Д. Котляров, 2011

И.Д. Котляров

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический институт

Аннотация: предлагаемая статья посвящена разработке модели регулирования цены на лекарственные средства в канале распределения. Предлагается разбить лекарственные препараты на три группы по критерию цены. Для препаратов низшего и высшего ценового уровня рекомендуется ввести гарантированную наценку дистрибьютора и аптеки, а для среднего уровня - максимальную ставку наценки.

Ключевые слова: лекарственное средство, ценообразование, регулирование цен, канал распределения.

I.D. Kotlyarov

THE INCREASE OF MEDICINAL SUPPLY QUALITY BY REGULATION OF SALE COST TO MEDICINAL PREPARATIONS

The present paper is dedicated to the model of price regulation for medicines within distribution channel. It is proposed to divide medicines into three groups on the basis of price. It is recommended to introduce guaranteed distribution and pharmacy margin for medicines from lower and upper groups, and maximum margin rate for medicines from medium group.

Key words: medicine, pricing, price regulation, distribution channel.

При государственном регулировании цен на лекарственные средства (ЛС) основное внимание уделяется либо обеспечению доступности лекарств для населения, либо минимизации расходов государства на социальное обеспечение (в том случае, если покупателям возмещается стоимость купленных ими препаратов). Интересы производителей и распространителей ЛС (желающих работать с устраивающим их уровнем рентабельности) рассматриваются государством (особенно государством с низким уровнем доходов населения), желающим в первую очередь обеспечить социальную стабильность, как второстепенные. Любопытно отметить в этой связи, что даже в США, традиционно известных своим трепетным отношением к интеллектуальной собственности, все большее значение придается дженерикам (позволяющим значительно снизить расходы на лекарственное обеспечение).

Разумеется, лекарственные средства служат инструментом обеспечения права человека на жизнь и на ее достойное качество, и поэтому рассматривать их как обычный товар некорректно, и, как следствие, взаимодействие поставщиков и потребителей ЛС не может строиться только на основе рыночного механизма спроса и предложения. Естественное желание фармацевтических компаний и аптек максимизировать свою прибыль (легко реализуемое благодаря тому, что в ряде ситуаций клиент готов заплатить за лекарство любую назначенную ему цену) должно ограничиваться государством, заинтересованным в поддержании социальной стабильности и гарантии доступа всего населения страны к современным ЛС.

Государство использует два инструмента контроля над ценами:

- ограничение маржи производителя и канала распределения (аптеки и/или сбытовой цепочки в целом) - либо путем установления максимальных цен (отпускных цен производителя или розничных цен), либо при помощи законодательного ограничения торговой наценки;

- возмещение пациентам суммы их затрат на лекарства через систему медицинского страхования.

Тем не менее, несоблюдение интересов фармацевтической отрасли (имеющее место в той ситуации, в

которой итогом государственной политики регулирования цен на ЛС является снижение рентабельности разработчиков, производителей, дистрибьюторов и аптек ниже приемлемого для них уровня) в долгосрочной перспективе приведет к ухудшению положения клиентов по следующим причинам:

- исчезновение из аптек недорогих препаратов вследствие слишком низкой доходности их продажи (т.е. результат ценового регулирования будет противоположен поставленным целям [1]);

- рост доли контрафактной и фальсифицированной продукции в общем объеме сбыта ЛС (вследствие необходимости для дистрибуторов и аптек обеспечить приемлемый уровень доходности в условиях ограниченной маржи);

- сокращение числа аптек (из-за снижения рентабельности бизнеса);

- прекращение разработок отечественных инновационных препаратов (из-за слишком длительных сроков окупаемости), что приведет к доминированию на рынке зарубежных, как правило - более дорогих, ЛС.

Интересно отметить, что, в конечном счете, это приведет к неблагоприятным последствиям и для государства:

- можно прогнозировать уход части фармацевтического бизнеса в тень из-за желания уйти от государственного регулирования;

- ухудшение лекарственной безопасности страны из-за прекращения (или, как минимум, резкого торможения) отечественных разработок ЛС и переход к их импорту;

- откачивание средств из национальной экономики за рубеж для оплаты дорогостоящих импортных препаратов (по сути дела, можно говорить о лекарственной ренте).

Таким образом, приоритетной целью государственного регулирования цен на ЛС должно быть одновременное обеспечение интересов как пациентов (обеспечения социально приемлемого уровня цен), так и аптечных учреждений (приемлемая рентабельность аптечной деятельности по всем видам ЛС).

Предлагаемая статья посвящена поиску вариантов достижения этой цели. Каковы пути совершенствования механизма контроля цен на лекарственные средства в канале распределения? В России в настоящий момент применяется двухуровневая модель контроля цен на ЛС в канале распределения (производитель и канал распределения - иными словами, дистрибьютор и аптека не выделяются, а регулируются по единой методике). Сущность этой модели состоит в том, что для производителя регистрируется максимальная оптовая отпускная цена препарата, а для канала распределения устанавливается максимальная суммарная наценка [2], распределяемая между дистрибьютором и аптекой.

Это подход внешне выглядит логичным, так как позволяет контролировать цены в рознице -максимально допустимый уровень наценки по всему каналу распределения приводит к выдавливанию из сбытовой цепочки ранее искусственно введенных в нее посредников, устанавливавших свои наценки. Однако ему присущи важные недостатки:

- Отсутствие разделения между дистрибьютором и аптекой. Это ведет к тому, что распределение маржи между участниками канала распределения производится ими самостоятельно, что чревато оттягиванием большей части суммарной наценки к более сильному партнеру по переговорам;

- Аптеки выполняют важную социальную функцию по обеспечению доступности лекарственного обеспечения, и воспринимать их как обычные коммерческие предприятия, вложившие определенные средства в закупку товара и стремящиеся обеспечить себе приемлемый уровень доходности, не совсем корректно;

- Аптеки зачастую не вкладывают собственный капитал в покупку препаратов, а пользуются длительными отсрочками платежа, предоставляемыми дистрибьюторами, и фактически расплачиваются за поставленный им товар из средств, полученных от конечных потребителей. Во многом аналогична ситуация и с дистрибьюторами, которые также пользуются отсрочкой платежа. Иными словами, аптеки и дистрибьюторы, строго говоря, не занимаются перепродажей приобретенного на собственные средства товара, а оказывают производителям услугу по доведению их продукции до конечного потребителя.

Последний фактор особенно важен, так как он приводит к логическому выводу о том, что доход дистрибьюторов и аптек должен рассчитываться на основе оказанного объема услуг в натуральном выражении, а не в виде процента от оборота в денежном выражении. К сожалению, этим существенным вопросам в литературе, посвященным регулированию цен на лекарства, уделяется слишком мало внимания.

На наш взгляд, совершенствование ценообразования на ЛС в канале распределения должно быть направлено на устранение этих недостатков.

Прежде всего, следует предложить законодательно установить три показателя: максимальная суммарная наценка в канале распределения, максимальная наценка оптового звена и максимальная наценка аптеки, при этом должно выполняться следующее равенство:

М тах

сов _

100% "

г мтах У мтах л

1+

' опт

100%

1+

100%

-1 (1)

где

М с^ - максимально разрешенная совокупная ставка наценки на ЛС во всем канале распределения (устанавливается к надлежащим образом зарегистрированной цене производителя), %;

Мопт - максимально разрешенная совокупная ставка наценки на ЛС в оптовом звене канала распределения (устанавливается к надлежащим образом зарегистрированной цене производителя), %;

м тах

- максимально разрешенная совокупная ставка наценки на ЛС в рознице (устанавливается к

отпускной цене поставщика, снабжающего аптеку), %.

Следует обратить внимание на разную базу для расчета наценки по каналу распределения в целом и оптовому звену с одной стороны, и аптеки - с другой.

Такая модель, на наш взгляд, способствовала бы более корректному распределению дохода от торговли ЛС между оптовым и розничным звеньями канала распределения.

К сожалению, существенным недостатком такого подхода является то, что у дистрибьюторов и аптек появляется стимул к исключению из своего ассортимента дешевых препаратов, так как для них прибыль в расчете на единицу товара очень мала, а в отдельных случаях может вообще быть отрицательной. Дело в том, что ЛС, независимо от их стоимости (и в этом их принципиальное отличие, например, от продуктов питания),

поставляются в упаковках примерно одинакового размера, и логистические затраты дистрибьютора и аптеки на обработку одной упаковки приблизительно одинаковы и не зависят от цены лекарства [2]. Для недорогих препаратов эти затраты могут превышать допустимый уровень наценки (в абсолютном выражении), что приводит к отсутствию у дистрибьюторов и аптека заинтересованности в организации сбыта таких лекарств. При этом, поскольку дешевые препараты особенно важны для небогатых слоев населения (не имеющих возможности приобретать более дорогостоящие ЛС), такое поведение участников каналов распределения приводит к дальнейшему ухудшению уровня лекарственного обеспечения и качества жизни этой категории потребителей, что недопустимо.

По этой причине, на наш взгляд, представляется целесообразным произвести разбиение ЛС на три группы: низшего, среднего и верхнего ценового уровня (разработка критериев отнесения препаратов к той или иной группе не относится к задачам данной статьи; позволим лишь себе предположить, что к средней ценовой группе должны быть отнесены наиболее популярные лекарства, формирующие, в соответствии с принципом Парето, 80% совокупного объема продаж ЛС в денежном выражении). Для лекарств, включенных в среднюю ценовую группу, регулирование наценки канала распределения должно происходить на основе формулы (1).

Для лекарств, отнесенных к низшей и верхней ценовым группам, принципы регулирования цены будут иными. В случае дешевых лекарств необходимо обеспечить их доступность для населения путем обеспечения их гарантированного наличия в ассортименте дистрибьюторов и аптек за счет предоставления участникам канала распределения возможности получить от их продажи гарантированный минимальный доход. Таким образом, для лекарств этой ценовой группы наценка должна устанавливаться не в процентном выражении от отпускной цены производителя, а виде абсолютной величины, не зависящей от фактической цены и представляющей собой нормативный доход участников канала распределения от предоставления логистических услуг по распространения ЛС. Как и в случае с формулой (1), величина наценки должна устанавливаться законодательно, и включать три параметра: полная наценка для всего канала распределения, наценка для оптового звена и наценка аптеки:

где

Цотп Цпроизв + Нкр Цпроизв + Нопт + Напт Цопт + Напт Цотп - розничная цена на препарат в аптеке, руб.;

Цпроизв - должным образом зарегистрированная отпускная цена производителя, руб.;

Цопт - цена на препарат у поставщика аптеки (т. е. у последнего элемента оптового звена), руб.;

Нкр - суммарная величина наценки для всего канала распределения, руб.;

Нопт - наценка в оптовом звене, руб.;

Ншх - наценка аптеки, руб.

(2)

Важно отметить, что предлагаемые значения наценки представляют собой не максимальные, а нормативные величины - т.е., государство гарантирует право участников канала распределения на получение нормативного дохода в размере установленной величины наценки и не вынуждает их к его снижению (само собой, пресекая при этом повышение). Цель этой наценки, как уже говорилось выше, - мотивировать аптеки и дистрибьюторов к поддержанию полного ассортимента недорогих ЛС.

Разумеется, эта мера приведет к повышению цен на ряд доступных лекарственных препаратов. Тем не менее, за счет невысокой стоимости таких препаратов, удорожание в абсолютном значении будет не столь существенным, а качество лекарственного обеспечения слоев населения с низким уровнем дохода также повысится за счет поддержания наличия недорогих препаратов во всех аптеках.

Важной задачей при этом является корректное определение размера наценок. На наш взгляд, он может устанавливаться на основе статистического анализа затрат дистрибьюторов и аптек на обслуживание единицы ЛС (одной упаковки):

Н = З Мгар опт опт 100% (3)

где

Зопт - средние затраты оптового звена на организацию продажи одной единицы ЛС, руб.;

Мгар - гарантированная доходность дистрибьютора, % (также устанавливаемая нормативно; по нашему мнению, ее величина не должна превышать 5% в силу социальной значимости таких лекарств).

Для аптек размер наценки устанавливается по аналогичной методике.

Возможен еще один подход: если Цтах - верхний порог отпускной цены производителя для лекарств, отнесенных к нижней ценовой группе, то в соответствии с формулой (1).

Нопт = Ц

max

M max

опт 100%

(4)

Напт Ц г

f Mmax л

1 | опт 100%

V

1|

V

M

max апт

100%

- 1

J

(5)

Иными словами, допустимая наценка на препараты нижней ценовой группы одинакова для всех препаратов этой группы и рассчитывается при помощи применения формулы (1) к верхнему порогу отпускной цены производителя, допустимой для этой группы.

Аналогичный подход может быть применен и к ЛС из верхней ценовой группы. Для относящихся к ней препаратов задача регулирования цены состоит в обеспечении их ценовой доступности для населения, поэтому для них также можно применить единообразный механизм определения наценки в соответствии с формулами (3-5):

Н

Ц г

M!

100%

(6)

Напт Ц г

г Mmax л

1 | опт 100%

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г M max л

1 | апт 100%

V

J

(7)

где

Цтт - нижний ценовой порог зарегистрированной отпускной цены производителя для лекарств, входящих в эту группу.

Такая модель позволит избежать чрезмерно высоких цен на дорогостоящие лекарства и при этом обеспечить приемлемый уровень доходности для дистрибьюторов и аптек. Наценки формируются путем применения формулы (1) к нижнему ценовому порогу для лекарств верхней ценовой группы.

Заключение. В данной статье автор сделал попытку разработать модели регулирования цен на лекарственные препараты с учетом интересов не только пациентов, но также и участников каналов распределения. По мнению автора, обеспечение гарантированной доходности дистрибьютора и аптеки позволит повысить качество лекарственного обеспечения за счет отсутствия вымывания из аптек недорогих препаратов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева А. Лечить будет нечем, но цены снизятся // Эксперт. 2009. № 48 (685). URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/48/lechit_budet_nechem/ (дата обращения 10.09.2010).

2. Юргель Н.В., Тельнова Е.А. ДЛО-ОНЛС, «7 нозологий», а что дальше // Ремедиум. Информация для специалистов в области здравоохранения, 16.03.2009. URL: http://www.remedium.ru/section/detail.php?ID=23959&phrase_id=1140854 (дата обращения 10.09.2010).

и

и

1

Котляров Иван Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический институт, Россия, 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50, тел. (812) 297 78 06, е-тай: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.