Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОД / ФАКТОРИНГ / КАПИТАЛ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пригарина Е.В., Климовских Н.В.

В статье рассматриваются вопросы необходимости повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Раскрываются сущность инвестиций и их роль в повышении конкурентоспособности предприятия, основные методы оценки. Обоснована необходимость формирования инвестиционной привлекательности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ENTERPRISE

The article discusses the issues of the need to increase the investment attractiveness of the enterprise. The essence of investments and their role in increasing the competitiveness of the enterprise, the main methods of evaluation are revealed. The necessity of forming the investment attractiveness of the enterprise is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.В. Пригарина, магистрант

Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-194-197

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Раскрываются сущность инвестиций и их роль в повышении конкурентоспособности предприятия, основные методы оценки. Обоснована необходимость формирования инвестиционной привлекательности предприятия.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, управление, предприятие, конкурентоспособность, метод, факторинг, капитал, мониторинг.

В современных экономических реалиях перед предприятиями встала задача укрепить свои позиции на рынке конкуренции, что возможно только при улучшении качества и количественных характеристик предприятия. Однако, данный аспект требует большого количества финансовых затрат, которые не всегда возможно покрыть за счет бюджета предприятия. В таком случае предприятию необходимо получить финансирование из вне. Одним из главных источников такого финансирования являются инвестиции. За счет привлечения инвестиций предприятие получает шанс внедрять новые технологии в свое производство, улучшать и расширять ассортимент изготавливаемой продукции, а также повышать уровень производства.

Под инвестициями обычно понимается вложение капитала в какое-либо дело с целью получения дополнительной прибыли с функционирования предприятия или компании. Существует несколько видов инвестиций, которые определяются различными их функциями. К примеру, инвестиции могут быть спекулятивными, финансовыми, венчурными или реальными, если мы говорим об объекте инвестиций. Также они могут делиться в зависимости от срока инвестирования, уровня инвестиционного риска или способа осуществления инвестиционной деятельности [1].

Для предприятия очень важно выстраивать собственную стратегию инвестиционной деятельности. Под ней подразумевается разработка и реализация определенных финансовых решений, направлен-

ных на стабилизацию производственной деятельности предприятия с учетом реальной экономической ситуации в стране. Однако, при разработке данной стратегии важно учитывать не только внутренние факторы предприятия, но и внешние, оказывающие не меньшее воздействие на функционирование компании. Под внешними факторами часто понимают рыночные, природно-климатические и другие внешние факторы. Поэтому необходимо рассчитывать инвестиционную стратегию с опорой на все возможные возникающие риски, как внутри предприятия, так и вне его.

Инвестиционная привлекательность предприятия крайне важный аспект для инвесторов. По нему они оценивают, насколько выгодно или нет будет вложение средств или покупка ценных бумаг того или иного предприятия. Конечно же, для предприятия также важна высокая инвестиционная привлекательность, так как она формирует их уровень конкурентоспособности на рынке, а также напрямую влияет на стабилизацию уровня производства, особенно в условиях влияния внешних и внутренних факторов или разного рода групп риска. Инвестиционная привлекательность предприятия может определяться не только финансовыми показателями этого предприятия, но и многими внешними факторами - отрасль, регион или страна. Данный показатель нестабилен ввиду чего необходимо каждый раз рассчитывать инвестиционную привлекательность предприятия в объединении всех факторов, иг-

рающих определяющую роль для конкретного предприятия и его деятельности [2].

Увеличение собственного капитала является одной из главнейших целей деятельности предприятия. За счет данного процесса предприятие получает возможность увеличивать объемы производства, улучшать качество выпускаемой продукции, а также иметь возможность привносить в производство новые технологии, облегчающие процесс создания продукции. Однако, не всегда предприятию может хватать на это собственного капитала, тогда как в таком случае и стоит прибегнуть к инвестициям из вне.

К таким инвестициям можно отнести привлечение капитала от частных лиц путем продажи ценных бумаг или акций предприятия, помощь сторонних организаций, обеспечивающих финансовую поддержку действующим компаниям, деньги из местных и государственных бюджетов, выделяемые по программам поддержки предпринимательства, иностранные инвестиции и иные формы внешнего финансирования предпринимательской деятельности [3].

Управление полученными инвестициями на предприятии осуществляется специальном отделом и специально обученными кадрами. Они отвечают за распределение полученных средств с целью их применения в экономической и производственной деятельности предприятия или для сбережения этих средств для решения возникающих вопросов.

Однако, прежде чем предприятие сможет получить финансирование из вне, необходимо поговорить о его инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов.

На сегодняшний день нет единого метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия, критерии которой могли бы помочь быстро определить её для потенциальных инвесторов. Традиционно под инвестиционной привлекательностью предприятия стоит понимать стабильный уровень его финансового состояния, а также его количественные и качественные показатели при осуществлении производственной деятельности, которые, несмотря на потенциальные риски, будут

привлекательны для потенциальных инвесторов.

Ввиду того, что пока еще не существует единого метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия, для этого часто прибегают к следующим методам: оценка внешней и внутренней привлекательности предприятия, которая позволяет оценить не только процессы внутри производства, но и вне его. Однако данный метод обладает одним минусом - внешний факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность, независимы и могут в корне изменить ситуацию, что в последствии отразится на уровне инвестиционной привлекательности предприятия.

Еще одним методом оценки инвестиционной привлекательности предприятия может выступать метод дисконтирования денежных средств. Под ним понимается проведение аналитического анализа с целью подсчета выгоды, получаемой инвесторов после вложения в предприятие. Минусом данного метода является то, что прогнозируемая прибыль от вложений отражает лишь тот период, в котором проводился анализ предприятия, поэтому реальной картины это не отражает. Однако, методов дисконтирования денежных средств активно применяется в ситуациях, когда перед инвестором стоит задача выбрать какой-то один объект для инвестиционных вложений среди других [4].

Последний метод оценки инвестиционной привлекательности предприятия называется нормативно-правовой. Данный метод получил большое распространение за рубежом, тогда как в наших реалиях он мало применим. Его суть заключается в анализе нормативно-правовой базы предприятия за несколько лет, что дает возможность составить более полную картину реальной деятельности предприятия и на её основе решить, будут ли целесообразны инвестиции.

Инвестиционная привлекательность важный показатель для любого предприятия, так как по нему можно сделать вывод о финансовом положении предприятия и его стабильности. На это своё влияние оказывает не столько внешние факторы, контролировать которые предприятия не в силах, а внутренний, под которыми пони-

мается политика предприятия, уровень менеджмента и стратегия управления персоналом. Внутренние показатели компании напрямую влияют на её уровень инвестиционной привлекательность, так как на них первым делом обращают внимания потенциальные инвесторы. Если инвестор видит, что предприятие финансово стабильно, не обладает большим количеством кредитов и займов, вовремя оплачивает счета, имеет хорошую рентабельность и оценку на рынке, а также не терпит бесконечные убытки, тогда он будет заинтересован в инвестировании собственного капитала в такое предприятие [4].

Прежде, чем перейти к методам повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятия, стоит провести оценку такого уровня и выделить основные показатели, по которым будет проведена оценка для дальнейшего улучшения уровня инвестиционной привлекательности. При проведении оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия важно учитывать все внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на неё. Под внутренними факторам обычно понимаются: финансовая стабильность, уровень конкурентоспособности предприятия на рынке, стремление предприятия удовлетворять интересы потребителей, внедрение инноваций в процесс производства. Внешние факторы находят свое отражение в инвестиционной привлекательности страны, территории или региона, а также законодательства данной территории. Инвестиционная привлекательность предприятия в рамках разработки его стратегии развития должна отвечать требованиям, предусмотренным стратегией развития. В них входят: закрепление на рынке продукции и функционирования на нем даже при убыточной деятельности, расширение сегмента продукции на рынке, стабилизация и увеличение прибыли с продукции и деятельности предприятия [5].

Прогнозирование объемов инвестиций в производство является контролируемым процессом и осуществляется с целью оценки уровня возможных инвестиционных процессов в предприятие. Отсюда следует, что для повышения уровня инве-

стиционной привлекательности необходимо провести следующий ряд мероприятий:

1. Разработать такую стратегию, которая будет сочетать в себе и инвестиционную привлекательность предприятия и его стратегию развития.

2. Обеспечить себя положительной кредитной историей.

3. Утвердить годовой бюджет.

4. Использовать в своей деятельности инструментов лизинга и факторинга.

Еще одним методом привлечения внешних источников финансирования является факторинг, который представляет собой финансовый инструмент, позволяющий покупателю пользоваться услугой отсрочки платежа, а продавцу - гарантию оплаты в договорные сроки, учет дебиторской задолженности. Схема использования этого финансового инструмента выглядит следующим образом:

- поставка товара/услуги с условием отсрочки платежа;

- переуступка продавцом договорных обязательств на оплату;

- финансовому учреждению;

- выплата авансового платежа;

- перечисление оплат;

- оплата остатка платежа.

Анализируя применение факторинга

как направление повышения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо отметить, что предприятие сможет снизить свою зависимость от выполнения договорных обязательств потребителей и избежать кассовых разрывов в своей работе, увеличить продажи, более эффективно распоряжаться заемными средствами, рефинансировать дебиторскую задолженность.

Таким образом, чтобы увеличить инвестиционную привлекательность предприятия, необходимо постоянно проводить мониторинг всех внутренних процессов, что позволит своевременно реагировать на отклонения в используемой стратегии и оперативно их решать. Все это даст возможность повысить рентабельность предприятия, привлечь необходимый уровень финансов, внедрять новые технологии в производство и усилит эффективность всех производственных процессов.

Библиографический список

1. Климовских Н.В., Шулимова А.А. Макроэкономика. - Краснодар, 2015.

2. Аникина И.Д., Мавлонова Ш.А. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры по ее повышению // Проблемы Науки. - 2016. - №9 (51).

3. Климовских Н.В., Марченко М.Ю. Факторы развития региональной экономики. Инвестиционная привлекательность региона и региональная инвестиционная политика. -Краснодар, 2015.

4. Агаджанян А. К. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности предприятия на современном этапе экономического развития // Евразийский Союз Ученых. -2020. - №12-7 (81).

5. Медведская Л. В., Климовских Н. В. Управление инвестиционными процессами коммерческих организаций в условиях кризиса // В сборнике: Управление в XXI веке -проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции (посвящённой 100-летию Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина и 20-летию факультета управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина). Под общей редакцией Е.Н. Белкиной, А С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2021. - С. 392-394.

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ENTERPRISE E.V. Prigarina, Graduate Student

N.V. Klimovskikh, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the issues of the need to increase the investment attractiveness of the enterprise. The essence of investments and their role in increasing the competitiveness of the enterprise, the main methods of evaluation are revealed. The necessity of forming the investment attractiveness of the enterprise is substantiated.

Keywords: investment, investment attractiveness, management, enterprise, competitiveness, method, factoring, capital, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.