Повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики: отечественный и зарубежный опыт
Мелихова Мария Николаевна,
магистр по направлению «Финансы и кредит», главный специалист-эксперт Министерства финансов Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Сигарев Александр Викторович,
кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению путей повышения инвестиционной привлекательности государства. Проведен анализ опыта Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Рассмотрены важность инвестиционной привлекательности страны для национальной экономики и основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность двух выбранных стран, определена ее степень. Проанализированы меры, применяемые в данных государствах, включающие совершенствование нормативно-правового регулирования, открытость информации, расширение возможностей инвесторов через снятие разного рода ограничений и предоставление льгот, развитие высокотехнологичных отраслей и совершенствование инфраструктуры. Проведено сопоставление мер повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации и Китая, выявлены их сходства и различия. Определены основные закономерности различий и их причины. Сделан вывод о значительных различиях в инвестиционном климате двух рассмотренных стран.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиции в основной капитал, нормативно-правовое регулирование.
Поддержание инвестиционной привлекательности государства необходимо для обеспечения постоянного потока высококачественных и долгосрочных инвестиций в экономику. Применение мер стимулирования повышения инвестиционной привлекательности страны особенно актуально после пандемии. Наибольшее влияние пандемия оказала на поток прямых иностранных инвестиций (в 2020 году в мире они упали до 1 трлн долл., значительно ниже уровня глобального финансового кризиса), что сильно отразилось на экономике ряда государств, для которых она в большей степени ориентирована именно на внешние инвестиции.
Для повышения инвестиционной привлекательности правительства предпринимали различные шаги. Это были меры как для повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, так и всего государства в целом.
В рамках данного исследования проведен анализ опыта повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Китайская экономика является одной из крупнейших в мире, на 2021 год она занимает второе место в мире по объёму полученных прямых иностранных инвестиций [14], но при этом ее внутренний рынок обладает значительным объемом, в чем выражается относительная схожесть с экономикой Российской Федерации.
Сопоставление китайских мер, применяемых на таком обширном рынке в условиях развитой экономики, с российскими, позволит понять основные различия инвестиционных сфер двух стран, сравнить факторы их инвестиционной привлекательности и понять механизм, с помощью которого Китайская экономика заняла такую высокую позицию в мире по инвестиционной привлекательности.
Несмотря на то, что экономика Китая является одной из крупнейших экономик мира, она наряду со всеми пережила резкий спад потока прямых иностранных инвестиций и снижение объема инвестиций в основной капитал в период 2020-2021 годов, во время пандемии. Для китайской экономики иностранные инвестиции составляют значительную часть общего инвестиционного потока, и резкое снижение их объема повлияло на экономическую ситуацию. Для Российской Федерации иностранные инвестиции не играют такой важной роли, как для Китая, так как ПИИ изначально не определялись как приоритет при разработке экономической политики (рис. 1).
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
300 250 200 150 100 50 0
2015 2016 2017
• Инвестиции в капитал Китай
• Инвестиции в капитал РФ
Ое
см л
Рис. 1. Поток прямых иностранных инвестиций и объем инвестиций в основной капитал в Китай и Российскую Федерацию в период 2015-2021 гг., млрд долл. США Источник: составлено по данным [20], [17], [18], [8], [16].
Одним из ключевых событий, оказавших значительное влияние на инвестиционную привлекательность Российской Федерации, стало ее вступление в ВТО. Это привело к либерализации торгового режима и интеграции в международную торговую систему. Также Российская Федерация заключила Соглашение об упрощении процедур торговли, которое привело к модернизации таможенного администрирования и расширению международной торговли.
На территории Российской Федерации действует целый комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики и экономик регионов. Для повышения инвестиционной привлекательности экономики на региональном уровне применяются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в то время как для контроля за результатами деятельности действует Стандарт деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, составляется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [6].
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса применяются на региональном уровне с января 2017 года. Их роль состоит в поддержке субъектов МСП, совершенствовании нормативно-правовой базы по защите прав инвесторов и повышении качества регионального государственного контроля (надзора). Именно в ходе реализации 12 целевых моделей проводятся выездные стратегические сессии федеральных органов исполнительной власти по федеральным округам, на которых рассматриваются проблемы и обсуждаются лучшие региональные практики [10].
В целом в последние несколько лет для повышения инвестиционной привлекательности российской экономики был разработан и применен целый перечень мер, в основном касающихся налогового регулирования. Для специального налогового режима - налога на профессиональный доход - было предусмотрено расширение применения на территории всех регионов. Данная мера была введена в 2019 году, и уже в конце 3 квартала 2021 года этот специальный налоговый режим стали применять более 3 млн человек, и их совокупный доход превысил объем в 600 млрд рублей[1]. Также были применены меры, связанные с прозрачностью, открытостью и упрощением налоговой системы: расширение применения системы налогового мо-
ниторинга (снижение порога доходов и активов для входа с 3 млрд рублей до 1 млрд рублей в 3 раза, порога налогов также в 3 раза, с 300 млн рублей до 100 млн рублей, упрощение процедуры возмещения НДС (акциза) для участников системы), расширение взаимодействия налоговых органов с кредитными организациями в части предоставления информации, упрощение процедуры уплаты налогов и других платежей (по транспортному, земельному налогам и УСН - отмена налоговых деклараций, введение предоставления льгот по имущественным налогам в без заявительном порядке), запуск в 2021 году национальной системы прослеживаемости товаров (обеспечение контроля за оборотом товаров на всех этапах) [1 ].
Однако, несмотря на необходимость повышать инвестиционную привлекательность национальной экономики и улучшать условия для инвесторов, некоторые льготы были отменены или изменены на основе оценки по степени востребованности, целесообразности и экономического эффекта для бюджета: отменены льготы по добыче нефти на выработанных месторождениях с предоставлением права перехода соответствующих участков недр в режим НДД, отменены льготные ставки по НДПИ и экспортной пошлине для месторождений сверхвязкой нефти, изменены параметры налоговых льгот в рамках применения режима НДД, отменена льготная ставка НДПИ (0,7% от полной) для организаций, самостоятельно осуществивших геологоразведку участков недр до 1 июля 2001 го-да[1].
С 2012 года для глобального улучшения условий ведения бизнеса в Российской Федерации Агентством стратегических инициатив была начата реализация Национальной предпринимательской инициативы, в рамках которой были утверждены 12 «дорожных карт» [4], разработанных для решения проблем в важнейших областях для бизнеса, таких как административные процедуры, рынки, внешнеэкономическая деятельность. Государственное стимулирование повышения инвестиционной привлекательности в ходе реализации дорожных карт было выражено в совершенствовании налогового администрирования (в виде налоговых льгот), облегчении доступа к госзакупкам и поддержке экспорта (введение мер поддержки высокотехнологичных производств: кредитования с субсидированной процентной ставкой и порядка возмещения части затрат, связанных с производством). Среди мер дорожных карт также были направленные на развитие МСП - для госкомпаний была введена обязательная квота по закупкам у МСП в размере не менее 18% от годового объема и запущен рад пилотных программ по партнерству заказчиков и МСП.
Для измерения успешности реализации дорожных карт используется место Российской Федерации в рейтинге Doing Business. До сентября 2021 года Всемирный банк ежегодно представлял рейтинг «Doing Business». Несмотря на то, что ежегодная публикация рейтинга приостановлена и планиру-
ИИ К
2018
2019
2020
2021
ется его замена на проект по оценке условии для ведения бизнеса Business Ready [15], по динамике места Российской Федерации в рейтинге можно оценить результативность применения дорожных карт.
За последние 15 лет Российская Федерация, за счет проведения реформ, поднялась 123 места на 28. Среди наиболее значимых факторов, оказавших влияние на повышение позиции России в рейтинги, были указаны следующие изменения: усовершенствование процесса подключения к электроэнергии, усиление защиты миноритарных инвесторов через требование большей корпоративной прозрачности, облегчение уплаты налогов через сокращение периода рассмотрения налоговыми органами заявлений на возмещение НДС и усовершенствование программного обеспечения для расчета налогов [12] (табл. 1).
Таблица 1. Место Российской Федерации в рейтинге «Doing Business» в период 2006-2020 гг.
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
28 31 35 40 51 62 92 112
2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006
120 123 120 118 106 96 97
Источник: составлено по данным [15], [9], [7], [4].
Финансовые меры, осуществляемые на территории субъектов в ходе государственного финансового стимулирования повышения инвестиционной привлекательности, выражались в основном в налоговых льготах, государственных гарантиях и льготных займах. Также одной из самых распространенных мер была имущественная поддержка, выражающаяся в предоставлении земли или помещения без торгов и льгот по арендной плате.
Тем не менее, некоторые субъекты сосредоточили значительный объем своего внимания на поддержке субъектов МСП, что положительно сказалось на степени их инвестиционной привлекательности, например, в Белгородской области реализуется проект «500/10000», а в Астраханской области действуют 4 бизнес - инкубатора.
Китай выбран для рассмотрения по ряду причин. В первую очередь, китайская экономика является одной из крупнейших экономик мира и в 2020 году Китайская Народная Республика стала крупнейшим направлением прямых иностранных инвестиций в мире [13], а в 2021 заняла второе место после США [14]. Рассмотрение опыта Китая поможет понять методы, с помощью которых относительно похожая на российскую экономика смогла выйти на такой высокий уровень. Второй причиной выбора Китая является наличие схожих черт с экономикой Российской Федерации: большая емкость внутреннего рынка и значительный объем ресурсов. Несмотря на некоторое сходство, у Китая есть ряд экономических характеристик, которые делают его экономику гораздо привлекательнее для инвестиций, чем экономика Российской Федерации: развитая цепочка поставок [13] и относительная
стабильность валютного курса [3]. Таким образом, схожие черты экономик Китая и России не обеспечивают схожести уровня их инвестиционной привлекательности. Кроме того, быстрое восстановление китайской экономики после COVID-19 успокоило инвесторов и способствовало увеличению ПИИ и портфельных инвестиций. Министерство торговли Китая (MOFCOM) сообщило, что потоки ПИИ выросли примерно на 15 процентов в годовом исчислении, достигнув 173 миллиардов долларов США [14].
Исторически именно прямые иностранные инвестиции играли ключевую роль в экономическом развитии Китая [11], поэтому инвестиционная политика направлена в первую очередь на привлекательность для иностранных инвесторов.
Государственные меры по повышению инвестиционной привлекательности принимались как на местном, так и на национальном уровне.
Достаточно много внимания в Китайской республике уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы. 17 марта 2019 года был принят Закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law), который вступил в силу 1 января 2020 года. Данный закон заменил все предыдущие законы, регулирующие иностранные инвестиции, так как стандартизировал режимы регулирования иностранных инвестиций, объединив в одном документе систему отчетности по иностранным инвестициям и систему проверки безопасности иностранных инвестиций. Была запрещена принудительная передача технологий и лучшая защита прав интеллектуальной собственности. Также закон включил в себя систему управления отрицательным списком, о которым будет сказано далее. Правила проверки безопасности иностранных инвестиций (Rules on Security Reviews on Foreign Investments), включенные в закон, также были изменены: они были расширены и пороговое значение для инициирования проверки было снижено до нуля.
Кроме закона о прямых иностранных инвестициях были приняты поправки к Антимонопольному закону:
• в дополнение к законам центрального правительства и руководящим
принципам их применения местные органы власти издали более 1000 правил и нормативных документов, которые регулируют иностранные инвестиции в пределах регионов данных органов;
• повысились тарифы за нарушение антимонопольного законодательства и расширил перечень ситуаций злоупотребления доминирующим положением на рынке со стороны интернет-компаний.
Выход на китайский рынок регулируется национальными «негативными списками», в которым перечислены секторы, в которых иностранные инвестиции ограничены или запрещены, и каталогом для поощренных инвестиций, в которым указаны сектора, инвестиции в которые, соответственно, поощряются. Каталог для поощренных националь-
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
ных инвестиций делится на межотраслевой общенациональный каталог и отдельный каталог для западных и центральных регионов, которые наименее развиты.
«Негативный список» состоит из «Негативного списка ЗСТ», который используется в 20 зонах свободной торговли Китая и в 1 порту свободной торговли, и «Общенационального негативного списка». Количество отраслей, входящих в «Общенациональный негативный список», с 2019 по 2021 год было сокращено с 48 до 31, а количество отраслей, входящих в «Негативный список ЗСТ», с 37 до 27 [14]. В основном изменения коснулись сферы услуг, автомобильного сектора и сектора производства спутникового телевидения. Негативный список, регулирующий пилотные зоны ЗСТ, снимает все барьеры для иностранных инвестиций во все производственные сектора, расширяет доступ иностранных инвесторов к некоторым секторам услуг и в дальнейшем позволит осуществлять деятельность в секторе исследований рынка на основе радио и телевидения.
Стоит рассмотреть и изменения в зонах свободной торговли. В 2013 году была создана пилотная ЗСТ в Шанхае. Целью было предоставление качественных торговых и инвестиционных услуг для иностранных компаний. Постепенно к 2020 году их количество было увеличено до 20 и добавлен 1 порт свободной торговли в Хайнане [13]. Данные изменения были проведены в ходе расширения испытательной площадки для мер по либерализации торговли и инвестиций, а также реформ в сфере финансовых услуг, которые Китай планирует внедрить в другие части национальной экономики. Для повышения инвестиционного климата наличие зон свободной торговли имеет большое значение, так как на данных территориях иностранным инвесторам обещают предоставлять условия для инвестирования в «национальном режиме».
Стимулирование иностранных инвестиций не ограничивается только предоставлением им равных условий в зонах свободной торговли. Различные провинции и муниципалитеты Китая предлагают иностранным инвесторам льготные пакеты, такие как временное снижение налогов, льготы по землепользованию, снижение импортных и экспортных пошлин, особый режим при получении основных инфраструктурных услуг, упрощенное получение правительственных разрешений, субсидии на исследования и разработки и финансирование начальных стартапов. Через данные меры правительство Китая стимулирует иностранных инвесторов к участию в таких инициативах, как MIC 2025 [11 ]. MIC 2025 - это дорожная карта, представленная в 2015 году, назначение которой состоит в преобразовании экономики Китая в экономику, основанную на инновациях. = Поддержка иностранных инвестиций происхо-е дит и через широкое информирование потенциаль-Я ных инвесторов. Китай стремится поддерживать ° входящие прямые иностранные инвестиции через ¡в веб-сайт «Invest in China», на котором публикуются
законы, статистика и другая информация об инвестициях в Китай. Кроме того, в 2020 году был создан новый веб-сайт на английском языке, чтобы помочь иностранным инвесторам, желающим вести бизнес в Китае. В декабре 2019 года в рамках своей программы реформы «улучшения делового климата» Китай также запустил общенациональную платформу государственных услуг на китайском языке. Платформа связала 40 центральных правительственных агентств с 31 провинциальным правительством, предоставляя информацию о лицензировании и одобрении проектов конкретными агентствами [11].
Кроме того, в каждой провинции есть агентство по продвижению инвестиций на провинциальном уровне, которое работает под руководством местных торговых департаментов.
В 2001 году Китай вступил в ВТО, что стимулировало его экономический рост и повлекло за собой нормативные и экономические реформы. В рамках соглашения о вступлении правительство поставило цель пересмотреть законы об иностранных инвестициях, чтобы исключить разделы, налагающие на иностранных инвесторов требования в отношении показателей экспорта, местного содержания, сбалансированной иностранной валюты посредством торговли, передачи технологий и исследований и разработок в качестве предварительного условия для выхода на рынок Китая [13].
КНР также является членом Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), которое вступило в силу 1 января 2022 года, вместе с 14 государствами, на долю которых приходится 30% мирового ВВП. 16 сентября Китай подал письменное заявление о присоединении к Всеобъемлющему и прогрессивному Транстихоокеанскому партнерству (ВТТПП) Новой Зеландии.
15 января 2020 года Китай заключил торгово-экономическое соглашение с США «Phase One», по которому Китай обязался провести реформы предоставления и защиты прав интеллектуальной собственности, а также запретить принудительную передачу технологий как условие доступа на рынок. В апреле 2020 года Национальное управление интеллектуальной собственности Китая опубликовало план, содержащий 133 конкретных меры по усилению защиты прав интеллектуальной собственности [13]. Проблема охраны прав интеллектуальной собственности стоит в Китае очень остро, поэтому данное соглашение в дальнейшем значительно повысит инвестиционную привлекательность китайской экономики для инвесторов.
30 декабря 2020 года Китай достиг политического соглашения с ЕС по Всеобъемлющему соглашению об инвестициях между Китаем и ЕС (CAI), по результатам которого согласился предоставить больший доступ на рынок автомобилей и телекоммуникаций и предоставить некоторую информацию о государственных субсидиях [13].
Исходя из основных мер, предпринятых Китаем, можно сделать вывод о том, что китайское правительство постоянно стремится повышать инвести-
ционную привлекательность страны через улучшение условий для инвесторов.
Статус Китая как крупнейшего получателя прямых иностранных инвестиций и то, что инвестиционная политика направлена в первую очередь на привлекательность для иностранных инвесторов [13], повышает его инвестиционную привлекательность. В период января-февраля 2022 года объем прямых иностранных инвестиций увеличился на 45,2% по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году [2].
В этом состоит первое отличие китайских мер государственного финансового стимулирования повышения инвестиционной привлекательности от российских.
Российские меры направлены на привлечение внутренних инвесторов в экономику регионов, на увеличение количества предприятий и их прибыли, а также повышение уровня налоговых отчислений в бюджет. Кроме федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,закрепляющего права инвесторов и льготы, на федеральном уровне нет нормативно-правового акта, закрепляющего меры поддержки иностранного инвестора. В противоположность этому, в Китае государственные меры по повышению инвестиционной привлекательности принимаются как на местном, так и на национальном уровне.
В Китае реализуется мера, не имеющая аналога в Российской Федерации - каталог для поощренных инвестиций.
Зоны свободной торговли, наличие которых является большим плюсом для инвестиционной привлекательности государства, в России представлены только ЗСТ со странами СНГ, в то время как партнерами Китая по ЗСТ является более 15 государств. По количеству и степени влияния на инвестиционную привлекательность национальной экономики это не соизмеримо, и кроме ЗСТ у Китая заключено 24 соглашения о свободной торговле.
Как в Российской Федерации, так и в Китае регионы могут предлагать инвесторам собственные льготы. В основном это налоговые и таможенные льготы, административные послабления и получение субсидий на осуществление деятельности в отдельных отраслях. В этом региональные финансовые меры поддержки инвестиционной привлекательности схожи.
В начале 2022 года китайское правительство указало на необходимость помощи субъектам МСП, в ходе чего будут введены дополнительные налоговые льготы по возврату НДС [5].
Тем не менее, в Китае большой объем региональных льгот предоставляется предприятиям, работающим в области субсидий и разработок. Также разработана инициатива MIC 2025 для преобразования китайской экономики в экономику, основанную на инновациях. В Российской Федерации данной меры не наблюдается, однако многие меры финансовой поддержки инвестиционной привлека-
тельности регионов включают в себя льготы высокотехнологичным компаниям.
Административные меры в Китае и в России схожи, так как в каждом регионе организован центр, отвечающий за инвестиционную привлекательность того или иного региона, будь это региональное Министерство финансов, Министерство экономического развития или соответствующий департамент.
Вступление и России, и Китая в ВТО повлекло за собой реформы экономик двух стран, такие как смягчение торговых режимов (отмена требований к объему экспорта, отмена требования передачи технологий при выходе с китайского рынка и модернизация таможенного администрирования в России). Также Китай заключил Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (RCEP) и достиг политического соглашения с ЕС по Всеобъемлющему соглашению об инвестициях между Китаем и ЕС (CAI), предоставив больший доступ на рынок автомобилей и телекоммуникаций и некоторую информацию о государственных субсидиях [13]. Данные меры определенно поспособствовали повышению инвестиционной привлекательности китайской экономики, в то время как небольшое число соглашений, связанных с инвестиционной деятельностью, негативно сказывается на российской экономике.
Таким образом, некоторые меры финансового стимулирования инвестиционной привлекательности в Российской Федерации и в Китае имеют общий характер, однако глобальные различия в инвестиционном климате этих двух стран очень велики. В Китае меры ориентированы на привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли из иностранных источников, в то время как в России идет упор на развития традиционных отраслей за счет источников внутренних. Меры стимулирования повышения инвестиционной привлекательности в Китае носят более глобальный, международный характер.
Литература
1. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 30.09.2021.
2. В январе-феврале 2022 года приток прямых иностранных инвестиций в Китай вырос на 37,9% - URL: http://russian.news.cn/2022-03/15/c_1310514262.htm (дата обращения: 6.02.2022).
3. Динамика курса китайского юаня - URL: https://www.banki.ru/products/currency/converter/ cny/?to=usd (дата обращения 20.04.2023).
4. «Дорожные карты» НПИ - URL: https://asi.ru/ government_officials/rating/npi/ (дата обращения 17.03.2023).
5. Китай отдает приоритет малому бизнесу в предоставлении налоговых льгот - URL: http://
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
russian.news.cn/2022-03/11/c_1310510561.htm (дата обращения: 5.03.2023).
6. Региональный инвестиционный климат - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ investicionnaya_deyatelnost/investklimat/region-alnyy_investicionnyy_klimat/ (дата обращения 15.03.2023).
7. Региональный инвестиционный стандарт -URL: https://asi.ru/government_officials/rating/in-vestment/ (дата обращения 15.03.2023).
8. Средние номинальные курсы - URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/42108 (дата обращения 15.03.2023).
9. Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации - URL: https://asi.ru/government_officials/rat-ing/models/ (дата обращения 20.04.2023).
10. Целевые модели - URL: https://www.econo-my.gov.ru/material/directions/investicionnaya_ deyatelnost/investklimat/regionalnyy_investicion-nyy_klimat/celevye_modeli/ (дата обращения 20.04.2023).
11. 2020 Investment Climate Statements: China - URL: https://www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/china/ (дата обращения 20.04.2023).
12. 2020Investment Climate Statements:Russia-URL: https://www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/russia/ (дата обращения 20.04.2023).
13. 2021 Investment climate statements: China - URL: https://www.state.gov/reports/2021 -investment-climate-statements/china/ (дата обращения 25.02.2023).
14. 2022 Investment climate statements: China - URL: https://www.state.gov/reports/2022-investment-climate-statements/china/ (дата обращения: 17.05.2023).
15. Doing Business Legacy - URL: https://www. worldbank.org/en/businessready/doing-business-legacy (дата обращения 18.05.2023).
16. Dollar Yuan Exchange Rate - 35 Year Historical Chart - URL: https://www.macrotrends.net/2575/ us-dollar-yuan-exchange-rate-historical-chart (дата обращения 20.04.2023).
17. FDI flows - URL: https://data.oecd.org/fdi/fdi-flows.htm (дата обращения 20.04.2023).
18. Russia Foreign Direct Investment - Net Flows -URL: https://tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment (дата обращения 20.04.2023).
19. Total investment in fixed assets in China from 2008 to 2021 - URL: https://www.statista.com/ statistics/280527/total-investment-in-fixed-assets/ (дата обращения 20.04.2023).
20. Value of foreign direct investment (FDI) inflows to China from 2010 to 2021 - URL: https://www.sta-tista.com/statistics/1016973/china- foreign- direct-investment- inflows/#:~: text=In%202021%2C%20 the%20value%20of, compared%20to%20the%20 previous%20year (дата обращения 20.04.2023).
INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
Melikhova M.N., Sigarev A.V.
Ministry of Finance of the Russian Federation; Financial University under the Government of the Russian Federation
The article is devoted to the consideration of ways to increase the investment attractiveness of the state. The experience of the Russian Federation and the People's Republic of China was analyzed. The importance of the investment attractiveness of the country for the national economy and the main factors affecting the investment attractiveness of the two selected countries are considered, its degree is determined. The measures applied in these states are analyzed, including the improvement of legal regulation, openness of information, empowerment of investors through the removal of various restrictions and the provision of benefits, the development of high-tech industries and the improvement of infrastructure. A comparison is made of measures to increase the investment attractiveness of the Russian Federation and China, their similarities and differences are revealed. The main patterns of differences and their causes are determined. It is concluded that there are significant differences in the investment climate of the two considered countries.
Keywords: investment attractiveness, investment, foreign direct investment, investment in fixed capital, legal regulation
References
1. "The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" dated 09/30/2021.
2. In January-February 2022, the inflow of foreign direct investment into China grew by 37.9% - URL: http://russian.news. cn/2022-03/15/c_1310514262.htm (accessed: 02.06.2022).
3. Dynamics of the Chinese yuan exchange rate - URL: https:// www.banki.ru/products/currency/converter/cny/?to=usd (accessed 20.04.2023).
4. "Road maps" of the NPI - URL: https://asi.ru/government_offi-cials/rating/npi/ (accessed 17.03.2023).
5. China gives priority to small businesses in providing tax incentives - URL: http://russian.news.cn/2022-03/11/c_1310510561. htm (accessed: 03.05.2022).
6. Regional investment climate - URL: https://www.economy.gov. ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/ regionalnyy_investicionnyy_klimat/ (accessed 15.03.2023).
7. Regional investment standard - URL: https://asi.ru/govern-ment_officials/rating/investment/ (accessed 03.05.2023).
8. Average nominal rates - URL: https://www.fedstat.ru/indica-tor/42108 (accessed 03.05.2023).
9. Target models for simplifying business procedures and increasing the investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation - URL: https://asi.ru/government_offi-cials/rating/models/ (accessed 20.04.2023).
10. Target models - URL: https://www.economy.gov.ru/material/di-rections/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/regionalnyy_ investicionnyy_klimat/celevye_modeli/ (accessed 20.04.2023).
11. 2020 Investment Climate Statements: China - URL: https:// www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/ china/ (Accessed 20.04.2023).
12. 2020 Investment Climate Statements: Russia - URL: https:// www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/ russia/ (Accessed 20.04.2023).
13. 2021 Investment climate statements: China - URL: https://www. state.gov/reports/2021 -investment-climate-statements/china/ (Accessed 25.02.2023).
14. 2022 Investment climate statements: China - URL: https://www. state.gov/reports/2022-investment-climate-statements/china/ (accessed 17.05.2023).
15. Doing Business Legacy - URL: https://www.worldbank.org/en/ businessready/doing-business-legacy (Accessed 18.05.2023).
16. Dollar Yuan Exchange Rate - 35 Year Historical Chart - URL: https://www.macrotrends.net/2575/us-dollar-yuan-exchange-rate-historical-chart (accessed 20.04.2023).
17. FDI flows - URL: https://data.oecd.org/fdi/fdi-flows.htm (accessed 20.04.2023).
18. Russia Foreign Direct Investment - Net Flows - URL: https:// tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment (Accessed 20.04.2023).
19. Total investment in fixed assets in China from 2008 to 2021 - URL: https://www.statista.com/statistics/280527/total-investment-in-fixed-assets/ (Accessed 20.04.2023).
20. Value of foreign direct investment (FDI) inflows to China from 2010 to 2021 - URL: https://www.statista.com/statis-tics/1016973/china- foreign- direct- investment- inflows/#:~: text= In%202021%2C%20the%20value%20of, compared%20 to%20the%20previous%20year (accessed 04.20.2023).