УДК 330.322
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
Р.О. Левашов
Ивановский государственный политехнический университет,
Е. В. Беляев Ивановский государственный университет
Данная статья посвящена анализу инвестиционной привлекательности Ивановской области. В рамках исследования с использованием данных государственной статистики, проведены оценка и сравнение основных макроэкономических показателей деятельности региона с аналогичными показателями близлежащих субъектов РФ, выявлено их влияние на инвестиционный климат области.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, экономический рост, государственное регулирование, банк развития.
Категория «инвестиционный потенциал» в экономической науке и практике применяется для анализа условий рационального использования инвестиций. Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного потенциала.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей таких как: динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного [1].
Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный потенциал. К таковым относятся:
1) характеристика экономического потенциала;
2) общие условия хозяйствования;
3) зрелость рыночной среды в регионе;
4) политические факторы;
5) социальные и социокультурные факто-
ры;
6) организационно-правовые факторы;
7) финансовые факторы[1].
Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке абсолютных статистических показателей. Совокупный потенциал региона включает семь интегрированных факторов:
• ресурсно-сырьевой;
• производственный;
• потребительский;
• инфраструктурный;
• инновационный;
• трудовой;
• финансовый.
Для более глубоко анализа инвестиционного потенциала Ивановской области предлагается рассмотреть методику, разработанную авторами на основании принципов первой методики. При этом для проверки ее эффективности мы обратимся к данным рейтингового агентства «Эксперт РА» и Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Для оценки макроэкономических показателей Ивановской области условно разделим их на факторы, характеризующие различные сферы деятельности региона.
Таблица 1
Группировка показателей деятельности региона по сферам
Наименование факторов Показатели для оценки
Производственные - ВРП на душу населения; - индекс промышленного производства; - износ основных средств;
Социальные и трудовые - численность населения; - среднедушевые доходы; - численность безработных; - величина прожиточного минимума; - структура источников денежных доходов населения;
Факторы рыночной среды - обороты средних предприятий; - количество индивидуальных предпринимателей;
Факторы инновационного и научного развития - количество аспирантов; - количество докторантов; - затраты на научные исследования; - затраты на инновации; - используемые передовые технологии;
Инвестиционные факторы - инвестиции в основной капитал; - доля инвестиций на реконструкцию и модернизацию; - инвестиции организаций с иностранным участием;
Внешнеэкономические факторы - объем экспорта; - деятельность предприятий с иностранным участием.
Для выявления более детальной картины, характеризующей инвестиционный потенциал Ивановской области, помимо оценки вышеуказанных показателей проведем их сравнение с данными по другим субъектам РФ. В частности, в целях исследования возьмем показатели
4 субъектов РФ, прилегающих к рассматриваемому региону, а именно:
- Владимирская область;
- Костромская область;
- Нижегородская область;
- Ярославская область.
Показатели производства в динамике по 5 субъектам РФ
Таблица 2
Наименование показателя Результаты сравнения
1 2
Анализ показателей производства В разрезе показателей производства, Ивановская область имеет наименьшее значение валового регионального продукта на душу населения по сравнению с прилегающими областями - 150 792 руб. Стоит отметить, что темп роста данного показателя в период с 2010 по 2013 гг. был больше, чем у вышеуказанных субъектов РФ, уступив место Костромской и Ярославской областей, и составил 46%.
_Продолжение таблицы 2
1 2
Индекс промышленного производства по итогам 2014 года показал наибольшее снижение по сравнению с другими субъектами и составил 97,3%, что является негативным моментом для экономики региона.
Оба показателя, рассмотренные выше, характеризуют Ивановскую область, как регион с низким уровнем промышленного производства, что подтверждается данными Агентства стратегических инициатив, отражающими распределение долей различных отраслей в экономике субъекта РФ (рис. 1), где обрабатывающие производства занимают лишь 19%.
■ Обрабатывающие производства
1 Оптовая и розничная торговля
■ Транспорт и связь
58 Производство и распределение электроэнергии ® Здравоохранение и социальные услуги
Рис. 1 Крупнейшие виды деятельности в Ивановской области
Одним из положительных факторов является сравнительно небольшая степень износа основных фондов в Ивановской области, которая по итогам 2014 года была наименьшей наряду с Владимирской областью.
По численности населения по итогам 2013 года Ивановская область занимает 4-е место, среди сравниваемых субъектов РФ с показателем 1 043 тыс.чел. Такая же позиция получена относительно показателя среднедушевых доходов населения (18 124 руб.). Стоит отметить, что в динамике численность населения Ивановской области имеет нисходящий тренд, что несомненно является негативным фактором.
По количеству безработных, Ивановская область обладает наилучшим показателем, который составляет 6 тыс.чел. Однако при анализе количества безработных по отношению к количеству экономически активного населения, наш регион, наряду с Костромской областью, имеет наиболее высокий уровень безработицы, который равен 1,22%.
Сравнение структуры доходов населения среди анализируемых субъектов РФ показывает, что в Ивановской области наибольшую долю доходов граждан занимает заработная плата. Данное утверждение справедливо и по сравнению с другими рассматриваемыми регионами Стоит отметить, что доходы от предпринимательской деятельности показывают положительную динамику.
18%
7%
9%
8%
Анализ социальных показателей
Окончание таблицы 2
1 2
Анализ рыночной среды В разрезе оценки рыночной среды Ивановская область опережает лишь Костромскую. Так, оборот средних предприятий за 2014 года составил 28,1 млрд.руб., что практически в два раза меньше аналогичного показателя Владимирской области и в три раза меньше по сравнению с Нижегородской областью. Такая же ситуация складывается относительно численности действующих индивидуальных предпринимателей, при этом данный показатель имеет нисходящую динамику в рассматриваемом периоде.
Анализ научного и инновационного развития В плане научного потенциала, Ивановская область занимает лидирующие позиции в группе анализируемых областей. Данная тенденция прослеживается по количеству аспирантов и докторантов, уступая лишь Нижегородской области по данному показателю (810 человек, против 2 322 в Нижнем Новгороде). Схожая ситуация складывается и в количестве выданных патентов и охранных документов на интеллектуальную собственность. Тем не менее, несмотря на вышесказанное, Ивановская область производит наименьшие затраты на научные исследования и разработки (643 млн.руб. в 2014 году), опережая по данному показателю лишь Костромскую область. Наиболее негативным фактором являются минимальные вложения в технологические инновации, а также малое количество применяемых передовых производственных технологий.
Анализ инвестиционной среды Показатели, характеризующие объем инвестиций, говорят о том, что Ивановская область, наряду с Костромской, имеет наименьшие показатели в данном разрезе. Инвестиции в Ивановском регионе меньше Владимирского и Ярославского региона в 2,4 раза, а относительно Нижегородской области в 8,6 раз. При этом, доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал среди вышеуказанных субъектов РФ минимальна. В разрезе участия иностранного капитала количество таких организаций в Ивановской области составило 106, что превышает лишь значения Костромской области. Данная ситуация повторяется также и в отношении оборота данных организаций и их инвестиций в основной капитал. Это говорит о достаточно низкой привлекательности Ивановской области для иностранных инвесторов.
Анализ показателей внешнеэкономической деятельности Помимо показателей деятельности предприятий с иностранным участием, стоит оценить объемы экспорта Ивановской области В данном разрезе наш регион также имеет наименьший показатель, отставая от четырех других областей, приведенных в исследовании. Наибольший разрыв наблюдается по сравнению с Нижегородской областью. Наименьший объем экспорта Ивановского региона говорит о минимальной вовлеченности нашей области во внешнеторговый процесс.
Обобщив все рассмотренные выше показатели, можно сказать о том, что на данный момент, Ивановская область имеет сравнительно низкую инвестиционную привлекательность, выраженную, как в достаточно небольшом присутст-
вии в экономике региона иностранных организаций, так и в минимальной вовлеченности в процесс международной торговли.
Основными негативными факторами, обуславливающими данную тенден-
цию, выступают низкий уровень промышленного производства и соответственно объем выпуска промышленной продукции, который сказывается на ВРП региона, сравнительно небольших оборотах средних предприятий и малом количестве действующих индивидуальных предпринимателей. Все это говорит о недостаточном уровне развития рыночной среды в области.
Отдельно стоит остановиться на ситуации в сфере науки и инновационных процессов региона. Несомненно, сравнительно большое количество ученых и научных разработок в различных областях обеспечивают Ивановской области массу предпосылок для дальнейшего развития региона. Тем не менее, на данный момент существует нехватка средств, направленных на научные исследования, технологические инновации, и внедрение инновационных процессов в действующие производства. Данная ситуация, не-
итоговый
tí МИТИНГ w г
реитинг 2015
A. Регуляторная среда
Б. Институты для бизнеса
B. Инфраструктура и ресурсы
Г. Поддержка малого предпринимательства
сомненно, требует внимания и регулирования со стороны местных органов власти, а также внедрения новых инструментов, способных обеспечить рост инвестиционных потоков в данный сектор.
Для более разносторонней оценки проводимого исследования, обратимся к данным рейтингов инвестиционной привлекательности регионов, проведенных Агентством стратегических инициатив (представленном на Петербургском экономическом форуме в 2014 году) и рейтинговым агентством «Эксперт РА».
Методология, используемая АСИ, включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При этом сам рейтинг состоит из 50 показателей, которые группируются в 18 факторов, которые в свою очередь группируются в 4 направления. Итоги рейтинга, проведенного в 2015 году, представлены на рисунке 2 [3].
Ивановская Костромская Ярославская Нижегородская область область область область
Ф
О О
е о
Ф
о о о о
О
о о
о о
ф
о о
о о
ф
о о
Владимирская область
О
о о о о
Рис. 2. Рейтинг инвестиционной привлекательности 5 регионов РФ, 2015 год
Представленные выше данные говорят о том, что лишь Владимирская и Костромская области обладают комфортными условиями для ведения бизнеса. Наиболее слабыми местами в рейтинге Ивановской, Ярославской и Нижегородской областей оказались:
- регуляторная среда, что говорит о
наличии значительных административных барьеров для ведения бизнеса;
- инфраструктурные ресурсы, что говорит о слабой развитости физической и инвестиционной инфраструктур.
Помимо вышесказанного, в Ивановской области наблюдается слабый уровень поддержки малого и среднего
предпринимательства. Все эти факторы также говорят о низкой инвестиционной привлекательности данного субъекта РФ.
Далее обратимся к данным рейтинга, проведенного «Эксперт РА», который основан на анализе двух характеристик инвестиционной привлекательности: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал - ко-
Инвестиционный потенциал 5 регионов
личественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион [2].
Таблица 3
ии по данным «Эксперт РА», 2014 год
Регион (субъект федерации) Нижегородская область Владимирская область Ярославская область Ивановская область Костромская область
Доля в общероссийском потенциале, 2014 год (%) 1,976 0,841 0,811 0,608 0,399
Ранги составляю- Трудовой 10 33 47 53 67
щих инвестицион- Потребительский 10 39 35 54 70
ного потенциала в Производственный 11 41 40 56 58
2014 году Финансовый 12 41 38 60 68
Институциональный 10 29 36 51 65
Инновационный 4 34 22 31 74
Инфраструктурный 27 16 29 32 58
Природно-ресурсный 56 66 77 79 70
Туристический 11 17 18 42 45
Как видно из таблицы 3, наиболее значимые отставания Ивановская область имеет в природно-ресурсной, финансовой, производственной и потребительской сферах. При этом она занимает 4 место по значению инвестиционного потенциала среди рассматриваемых
субъектов РФ. Уровень данных показателей во многом объясняется:
- минимальной обеспеченностью запасами основных видов ресурсов;
- низким уровнем ВРП;
- низкой доходностью предприятий и населения в регионе;
- малым количеством применяемых передовых производственных технологий;
Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от полиИнвестиционный риск 5 регионов
тической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминогенной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от ни х [2].
Таблица 4 по данным «Эксперт РА», 2014 год
Регион (субъект федерации) Владимирская область Нижегородская область Ярославская область Ивановская область Костромская область
Средневзвешенный индекс риска, 2014 год 0,212 0,215 0,235 0,295 0,296
Ранги составляющих инвестиционного риска в 2014 году Социальный 15 9 11 21 22
Экономический 20 56 66 59 58
Финансовый 44 20 34 72 38
Криминальный 48 70 12 32 63
Экологический 5 14 49 33 51
Управленческий 23 20 35 43 79
Исходя из таблицы 4, можно сделать вывод о том, что наибольшее отклонение наш регион имеет по экономическим и финансовым рискам. Данные тенденции объясняются несбалансированностью регионального бюджета, а также низким уровнем и нестабильностью экономического развития региона.
Далее для получения итогового рейтинга, определяется соотношения между уровнем интегрального инвести-
Рейтинг инвестиционного по
ционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона.
В настоящий момент Ивановской области по данной шкале присвоен рейтинг 3В1, что соответствует умеренному риску, но в тоже время пониженному потенциалу. Стоит отметить, что в динамике данный показатель имеет положительную динамику, так в период с 2009 по 2013 год он поднялся на три пункта вверх [2].
Таблица 5 ала 5 субъектов РФ (Эксперт РА)
Наименование региона Рейтинг
Владимирская область 3В1
Ивановская область 3В1
Костромская область 3В2
Нижегородская область 2В
Ярославская область 3В1
Как видно из таблицы 5, Ивановская область по уровню инвестиционного потенциала, находится на одном уровне с Ярославской и Владимирской областями, опережая Костромскую на 1 пункт. Исключением является Нижегородская область, которая имеет средний потенциал и умеренный уровень риска. Стоит отметить, что данный субъект РФ, также занимал лидирующие позиции по целому ряду показателей, рассмотренных в первом подходе оценки.
Результаты анализа, проведенного автором на основании данных государственной статистики, а также рейтинги, представленные АСИ и «Эксперт «РА», говорят о низком уровне производства, уровне доходов населений и предприятий, а также об отстающих темпах внедрения инновационных технологий в экономике Ивановской области. Тем не менее, наш регион имеет достаточно большой научный потенциал. Ограничивающим фактором роста является отсутствие запасов природных ресурсов, являющихся объектом добывающей промышленности. Помимо этого, существ у-ет ряд барьеров административного и инфраструктурного характера, препятствующих развитию бизнеса.
С этой целью, для развития производства в регионе, считаем целесообразным выделение в качестве приоритетных направлений обрабатывающую промышленность, науку и инновации. Также стоит уделить внимание проблемам малого и среднего предпринимательства.
Одним из ключевых проектов, призванных повысить уровень промышленного производства в Ивановской области, является строительство завода по производству синтетических волокон. Так же, для улучшения инновационного потенциала региона, целесообразно строительство малых инновационных предприятий на базе действующих в области вузов. В совокупности это может
позволить ускорить темпы роста промышленного производства.
Развитие данных направлений, несомненно, потребует дополнительного объема инвестиций. В первую очередь, данный вопрос должен стать предметом регулирования со стороны государства.
Действующие инструменты инвестиционной политики не могут обеспечить желаемый уровень экономического развития региона, поэтому для обеспечения более эффективного процесса регулирования инвестиций, возможно применение новых инструментов. Одним из таковых может выступить создание на территории Ивановской области регионального банка развития (БР), что обусловлено несколькими факторами:
1) Соответствие целей БР политике социально-экономического развития региона. Являясь государственной или полугосударственной кредитной организацией, он осуществляет финансирование долгосрочных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, определенных государственной инвестиционной политикой, с целью поддержки экономического развития страны или региона.
2) Банки развития, как специфические инструменты инвестиционного государственного регулирования, обладают большим спектром источников привлечения средств. Банки развития, помимо государственного финансирования, могут привлекать крупные предприятия в области, для реализации приоритетных проектов. Такое участие может быть осуществлено как в виде участия в капитале банка или привлечения денег в виде банковского депозита, так и в получении доли в предприятии, осуществляющем инвестиционный проект.
Исходя из исследования показателей деятельности региона, целесообразно выделить ряд задач, которые будет призван решить Ивановский банк развития:
- повышение инвестиционной активности в области, способствование росту инвестиционной привлекательности субъекта РФ и, как следствие, привлечение новых инвесторов, как на федеральном, так и на международном уровнях;
- реализация приоритетных программ развития региона, а также федеральных программ;
- финансовая поддержка инновационных проектов и повышение научно -технического потенциала области;
- поддержка малого и среднего бизнеса в пределах области;
- улучшение социально - экономических условий путем сокращения уровня безработицы и повышения уровня жизни в регионе.
Эффективность Ивановского банка развития, в первую очередь, связана с воздействием его инвестиций на экономику региона, поэтому следует уделять особое внимание такому показателю как результативность инвестирования (изменение объема продаж новой продукции, доли различных секторов и отраслей в
экономике, социальные и экологические результаты) [4].
В связи с этим, при оценке эффективности БР следует опираться на ряд критериев, характеризующих влияние банка развития на макроэкономические показатели региона, а именно:
- экономический эффект;
- бюджетный эффект;
- социальный эффект;
- экологический эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдарева, О.В / Оценка инвестиционного потенциала региона: вып. квал -я работа. 2011.
2. Инвестиционные рейтинги регионов России, «Эксперт РА» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://raexpert.ru/rankings.
3. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. investinregions.ru/rating.
4. Никонова,И.А. Банк развития: оценка эффективности кредитно-инвестиционной деятельно-сти/И.А. Никонова //Труды ИСА РАН. -2013.-№1(63).- С. 77-85.
5. Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.gks.ru.
Рукопись поступила в редакцию 06.10.2015.
THE INCREASE OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE IVANOVO REGION BY CREATING
A REGIONAL DEVELOPMENT BANK
R. Levashov, E. Belyaev
This article is devoted to the analysis of investment appeal of the Ivanovo region. Within research, on a database of the state statistics, the assessment and comparison of the main macroeconomic indicators of activity of the region with similar indicators of nearby territorial subjects of the Russian Federation was carried out, revealed their influence on the investment climate in the region.
Keywords: investment potential, investment risk, economic growth, government regulation, development
Bank.