Научная статья на тему 'Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку'

Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АМБИВАЛЕНТНАЯ СИСТЕМА / САМООБУЧЕНИЕ / НЕРОДНОЙ ЯЗЫК / ТЬЮТОР / УЧАЩИЙСЯ / ОНЛАЙН КОНФЕРЕНЦИЯ / ФОРУМ / ПРИНЦИП «СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ» / PRINCIPLE "SOCIAL NETWORK" / INTERACTIVE INTERACTION / MODEL / LINGUISTIC SYSTEM / AMBIVALENT SYSTEM / SELF-TRAINING / FOREIGN LANGUAGE / TUTOR / THE PUPILS / ONLINE CONFERENCE / FORUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирий Виктор Григорьевич, Чан Ван Ан

В статье предлагаются модели и средства для интерактивного взаимодействия в процессе обучения неродному языку. Описывается четыре вида интерактивного взаимодействия: интерактивное взаимодействие между членами курса при обучении теоретических основ курсов, интерактивность при взаимодействии между пользователями по принципу «социальной сети», интерактивность при проведении практики, интерактивное взаимодействие между учащимися и средствами системы при самообучении. Данные виды взаимодействия реализуются с помощью соответствующих моделей. Для каждой модели используются соответствующие аппаратные и программные средства: групповые онлайн конференции под управлением тьютора, форум, обсуждение между студентами по чату, внутренняя электронная почта, обмен опытом, обмен индивидуальными ресурсами, создание отношения дружбы между пользователями, групповое выполнение заданий, индивидуальное выполнение заданий с консультацией тьютора и средства для самообучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the models and means for interactive interaction in the process of foreign language training are offered. Four kinds of interactive interaction are described: Interactive interaction between the members of a course at training theoretical bases of a course, interactivity at interaction between the users by a principle "social network", interactivity at realization of practice, Interactive interaction between the pupils and means of system at self-training. The given kinds of interaction are realized with the help of the appropriate models. For each model are used appropriate hardware and software: online conference of group under management of tutor, forum, discussion between students on chat, internal e-mail, exchange of experience, exchange of individual resources, creation of the relation between the users, performance of the group exercises, individual performance of the exercises with a consultation of tutor and means for self-training.

Текст научной работы на тему «Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку»

Повышение интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку

Кирий Виктор Григорьевич канд. техн. наук., профессор, Иркутский государственный технический университет, ул.

Лермонтова 83, Иркутск, 664074, Россия, тел.: 40-51-07 kiriy @cyber.istu. irk. ru Чан Ван Ан

аспирант, Иркутский государственный технический университет, ул. Лермонтова 83, Иркутск, 664074, Россия, тел.: +79148747908 tavistu@gmail.com

Аннотация

В статье предлагаются модели и средства для интерактивного взаимодействия в процессе обучения неродному языку. Описывается четыре вида интерактивного взаимодействия: интерактивное взаимодействие между членами курса при обучении теоретических основ курсов, интерактивность при взаимодействии между пользователями по принципу «социальной сети», интерактивность при проведении практики, интерактивное взаимодействие между учащимися и средствами системы при самообучении. Данные виды взаимодействия реализуются с помощью соответствующих моделей. Для каждой модели используются соответствующие аппаратные и программные средства: групповые онлайн - конференции под управлением тьютора, форум, обсуждение между студентами по чату, внутренняя электронная почта, обмен опытом, обмен индивидуальными ресурсами, создание отношения дружбы между пользователями, групповое выполнение заданий, индивидуальное выполнение заданий с консультацией тьютора и средства для самообучения.

In article the models and means for interactive interaction in the process of foreign language training are offered. Four kinds of interactive interaction are described: Interactive interaction between the members of a course at training theoretical bases of a course, interactivity at interaction between the users by a principle "social network", interactivity at realization of practice, Interactive interaction between the pupils and means of system at selftraining. The given kinds of interaction are realized with the help of the appropriate models. For each model are used appropriate hardware and software: online - conference of group under management of tutor, forum, discussion between students on chat, internal e-mail, exchange of experience, exchange of individual resources, creation of the relation between the users, performance of the group exercises, individual performance of the exercises with a consultation of tutor and means for self-training.

Ключевые слова

Интерактивное взаимодействие, модель, лингвистическая система, амбивалентная система, самообучение, неродной язык, тьютор, учащийся, онлайн -конференция, форум, принцип «социальной сети».

Interactive interaction, model, linguistic system, ambivalent system, self-training, foreign language, tutor, the pupils, online - conference, forum, principle "social network". Введение

В работе [1] была предложена амбивалентная система дистанционного обучения неродному языку. С целью повышения эффективности такой системы обучения предлагаются способы увеличения степени интерактивного взаимодействия в такой системе.

По мнению Суворова Н. [2] суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, при котором они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное взаимодействие предполагается не только между учащимися, но и между ними и тьютором, который управляет процессом обучения, а также между средствами системы.

Методология, теоретическая часть и реализация

На рис.1 представлены различные варианты интерактивного взаимодействия между объектами системы, такие, как взаимодействие студентов между собой, взаимодействие студентов с тьютором, взаимодействие студентов и тьютора со средствами системы, взаимодействие студентов и тьютора с учебным курсом и взаимодействие средств системы с учебным курсом.

Рис. 1. Модель интерактивного взаимодействия между членами курса в процессе обучения

В работе [1] была предложена технологическая схема процесса обучения неродному языку, в которой были реализованы различные варианты взаимодействия между учащимися, тьютором и средствами обучения.

Для усиления степени интерактивного взаимодействия в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку, согласно модели на рис.1 предлагаются следующие виды интерактивного взаимодействия:

1. Интерактивное взаимодействие между членами курса при обучении

теоретических основ курсов (групповые онлайн - конференции под управлением тьютора, форум, обсуждение между студентами по чату, внутренняя электронная почта и т.д.);

2. Интерактивность при взаимодействии между пользователями по принципу «социальной сети» (обмен опытами, обмен индивидуальными ресурсами, создание отношения дружбы между пользователями и т.д. );

3. Интерактивность при проведении практики (групповое выполнение заданий, индивидуальное выполнение с консультацией тьютора);

4. Интерактивное взаимодействие между учащимися и средствами системы при самообучении.

В связи с тем, что онлайн-конференция широко применяется в системе дистанционного обучения, то именно для этого вида обучения имеет смысл усилить степень интерактивного взаимодействия. Тем более, что в существующих системах для проведения онлайн - конференций таких, как ICQ, Yahoo Messenger, Skype и т.д., отсутствует строгая взаимосвязь между этими программами, материалами курса и индивидуальными ресурсами в системе. В связи с этим, предлагается модель онлайн-конференции для амбивалентной системы дистанционного обучения неродному языку, показанная на рис.2.

Рис. 2. Модель онлайн-конференции в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку

Для предлагаемой модели разработано средство “Контакт” для проведения онлайн-конференции. В соответствии с развитием современных аппаратных средств, кроме режима на браузере, создаётся версия для смартфона с операционной системой «Андроид» и смартфона с поддержкой java, благодаря чему тьютор может управлять конференцией с помощью смартфона, интерфейс для которого показан на рис.5.

Как видно из рис. 2, комплекс подсистемы “Контакт” содержит три основных модуля. С помощью модуля “Чат между двумя членами” выполняется синхронный обмен мнениями, идеями, заданиями и т.д., что позволяет студенту получать советы от других членов курса по любой теме. Это осуществляется с формированием параллельных потоков, которые позволяют пользователям одновременно разговаривать со многими другими членами курса.

В отличие от модуля “Чат между двумя членами”, модуль "онлайн-конференции” осуществляется одним потоком. С целью расширения возможности системы, предлагается средство «Чат с другими сервисами», которое использует протокол XMPP, благодаря которому член системы может сообщаться с пользователями Google Talk.

Тьютор, как модератор, который имеет приоритет на конференции, может добавить, удалить и заменить членов в конференции. В зависимости от цели проведения конференции, кроме роля модератора, тьютор может играть роль докладчика, читающего лекции курса, которые находятся в учебном материале. Каждый учебный материал имеет иерархическую структуру. Под управлением докладчика, каждый слайд учебного материала отправляется каждому члену конференции в реальном времени. Модератор может уполномочить другого докладчика. Докладчик может выбрать свои лекции. Во время проведения конференции докладчик может отправить свои индивидуальные ресурсы всем остальным членам.

Рис. 3. Режим чата для конференции на браузере

Рис.4. Режим выбора учебного материала при проведении конференции

Рис. 5. Режим конференции на смартфоне

На рис.3 и рис.4 показан режим онлайн-конференции с помощью браузера, на левой части окна находится место для отображения всех сообщений, которые отправлены членами конференции, в качестве которых могут быть вопросы обсуждения, слова докладчика, слова модератора, и т.д. Вторая закладка на левой части является иерархической структурой учебного материала. Учебный материал, в виде гипертекста (видео, аудио, картинки и т.д.) выбирается с помощью окна диалога, которое содержит список материалов каждого курса. Для того, чтобы прочитать доклад, докладчик нажимает на выбранную страницу и на правой половине окна появляется соответствующее содержание, которое одновременно доступно всем членам курса. Кроме учебного материала, каждый член конференции может отправить свои ресурсы другим членам, так как, учебный материал курса и индивидуальные ресурсы строго связаны с этим средством.

Для реализации второго вида интерактивного взаимодействия, после регистрации пользователя в системе, с согласия тьютора курса, пользователь может участвовать на различных курсах, на которых зарегистрированы другие пользователи. Члены каждого курса образуют группу, где любая пара членов может взаимодействовать

друг с другом с помощью средств системы таких, как внутренняя электронная почта, чат, поиск. Информация группы часто обновляется, член группы может сразу узнать о событиях, которые инициируются в группе членами или тьютором курса. Событие может быть темой, предлагаемой любым членом, или просто сообщением от тьютора о состоянии курса, или случай добавления нового члена. По каждому событию любой учащийся может написать комментарий, мнение, и т.д., в результате чего, каждый может поделиться опытом от других. В предлагаемой системе пользователь разрешает доступ к своим ресурсам для других участников, в результате чего у каждого пользователя расширяются возможности получения информации. Таким образом, для такого вида интерактивного взаимодействия реализуются принцип социальной сети.

Рис. 6. Модель второго вида интерактивного взаимодействия между пользователями в системе.

На рис.6 показана модель второго вида интерактивного взаимодействия между пользователями в системе, из которой видно, что все члены одной группы находятся в связи друг с другом по умолчанию. Кроме этого, система поддерживает возможность участия любого пользователя на различных курсах: например, “user 6” участвует на

курсах 1 и 2. С помощью этого принципа пользователь первой группы может

познакомиться с пользователями второй группы через “user 6”. Также из модели видно, что у каждого пользователя имеются свои контакты, с помощью которых

осуществляются взаимные знакомства. Возможность знакомства позволяет

пользователям системы, во-первых, найти друзей, которые будут помогать друг другу в процессе обучения. Во-вторых, найти другие источники учебных материалов, в-третьих, участвовать в большом сообществе, где можно получить советы и опыты работы от других. Также система позволяет создать взаимодействие с пользователями сайта Google, который имеет большое количество пользователей.

На рис.7 и рис.8 показаны интерфейсы средств для управления контактов и средство для просмотра ресурсов у других пользователей.

ф Т.ivCh.it - п х

Выбор Помощь

Список контактов Текущие чаты Google User

л Группа 1

( _. 'tranbeo

'1 tranvanan

л Группа 2

( .. tavistu

Для рекламы

Рис. Т. Список контактов

(^3 Неїі-ооь - □ X

Й? Ноте Обновить О Назад О Далее ^ Вверх

Адрес: їгашапап К»

Название Объём Тип Время создания Время редактировани

* и thu2010.jpg 1,553,57 5а^ап 08 09:35:2: 13 11

^ В thu2010.jpg 1,553,57 № РИРеЬ 04 11:36:21 2 4 11

НИДео 0 уои^іЬе 5ип Реї: 06 20:47:( 2 6 11

Ничего 0 слов 0 нет

Рис. 8. Ресурсы другого пользователя

В соответствии с третьим видом интерактивного взаимодействия большое значение при обучении играет практика, как средство для закрепления теоретических знаний. Особенно это необходимо для обучения неродному языку. На рис.9 показана модель третьего вида интерактивного взаимодействия при выполнении практических заданий в амбивалентной системе дистанционного обучения неродному языку.

Рис. 9. Модель интерактивного взаимодействия при выполнении практических заданий в амбивалентной системе дистанционного обучения

неродному языку

По материалам лекций и дополнительным материалам студенты должны выполнить задание. В амбивалентной системе обучения неродному языку предлагаются два метода выполнения заданий: индивидуальный и совместный. По индивидуальному методу тьютор более точно оценивает способность каждого студента. Как видно из модели, для этого организуется виртуальная комната для тьютора и каждого студента, где осуществляется диалог между студентом и тьютором. Результаты диалога сохраняются в базе данных. Сценарий диалога заключается в том, что при обсуждении студент отправляет тьютору ответы на вопросы задания, а тьютор даёт советы студенту. Такая виртуальная комната индивидуальна и поэтому другие студенты не могут подсмотреть эти ответы.

В связи с такой особенностью обучения неродному языку, когда обучаемые должны сообщаться друг с другом для повышения квалификации, в данной системе предлагается совместное выполнение заданий, проекта, диалога и т.д. с помощью совместной виртуальной комнаты. В этом режиме тьютор задаёт совместную тему всем студентам группы в виде краткого описания, по каждой теме формируется библиотека

проекта такая, как ссылки, электронные книги, статьи, видео, аудио и т.д., с помощью которой участники могут объединять материалы для общего пользования. В процессе выполнения совместного задания тьютор управляет и контролирует процесс обучения. На рис. 10 показан интерфейс виртуальных комнат выполнения заданий.

Рис. 10. Интерфейс виртуальных комнат для выполнения заданий

Четвёртый вид интерактивного взаимодействия предполагает самостоятельное обучение, как обучение без репетиторов и тьютора. Одним из преимуществ самостоятельного обучения является удобство и возможность не бросать работу ради обучения. Обучаемый может выбрать свободный график обучения с интересными индивидуальными учебными ресурсами. Так как при обучении неродному языку требуется большое время для запоминания слов, грамматики, и т.д., и для тренировки

говорения и аудирования, то эти процедуры следуют выполнять с помощью самостоятельного обучения.

Для выполнения этого режима обучения в [1] предлагается технология обучения неродному языку, которая содержит средства, необходимые каждому обучаемому для организации самостоятельного обучения. Как показано в [1] при такой технологии обучения существенно повышается интерактивность не только между пользователями, но и между ними и техническими средствами системы.

На рис. 11 предлагается модель интерактивного взаимодействия между учащимися и средствами системы при самообучении.

Рис. 11. Модель интерактивного взаимодействия между учащимися и средствами системы при самообучении

Как видно из модели, существуют две подсистемы для самообучения: «средства для самообучения» и «ресурсы для самообучения».

В первой подсистеме используются образовательные игры, как одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучаемых на творческо-поисковом уровне, но и удачные шаги по изучению неродного языка. Игра обладает рядом преимуществ. Во-первых, она делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Во-вторых, она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Как показано в [1] , такая система даёт пользователю в результате игры найти правильные слова из заданных букв, слушать аудио и найти слова, которые есть в аудио, и т.д. Наличие обратной связи при игре между обучаемым и системой повышает его квалификацию.

Как видно из модели, студент может применять параллельный текст для самообучения. В отличие от известных средств, это приводит к выполнению, как правило, не одной, а нескольких функций, приводящих к активному использованию первичной лингвистической системы и ускоренному развитию системы языка изучающего. Построенный на параллельных сопоставительных грамматиках (текстах) способ, вскрывающий прежде всего различия контактирующих лингвистических систем и действующий на основе сознательно аналитического способа переработки информации, с учётом сходства, проявляющемся в универсализации языковых систем, позволяет добиться повышения уровня знаний, умений и навыков, ускорив процент овладения неродным языком на 20-80% по сравнению с имеющимся средствами. Другими словами, с учётом явления положительного переноса (транспозиции) из одного языка в другой и отрицательного переноса (интерференции) можно добиться высоких результатов (увеличения на 20-80%).

Причём параллельные тексты в данной системе не являются простыми переводами с одного языка на другой, а способны раскрывать сущность и структуру языков, углублять и систематизировать и активизировать старые (первичные) знания и формировать новые.

Таким образом, одновременно достигается ревизия и активизация знаний родного языка и активное изучение неродного с высокой усвояемостью благодаря новому механизму влияния признака (параллельные тексты).

По предлагаемой в [1] технологией процесс в амбивалентной системе обучения неродному языку строго подчёркивает индивидуальность каждого обучаемого. У каждого пользователя есть свое дисковое пространство с определённым объёмом для сохранения своих ресурсов по личному интересу. Такие ресурсы могут сохраняться в виде индивидуальной библиотеки или индивидуальных учебных материалов или просто файлов, разработанных самостоятельно или с помощью тьютора.

Также в модели содержится средство для тренировки учащегося при самообучений, в качестве которых могут использоваться тестовые программы.

Предлагаемая система включает средства использования ресурсов, которые очень нужны для самообучения, такие, как комплексы модулей для управления всеми индивидуальными ресурсами.

Анализ и оценка разработки

В результате анализа реального процесса обучения неродному языку обозначилась проблема повышения интерактивного взаимодействия участников этого процесса. С целью повышения степени такого взаимодействия в данной статье предлагаются средства для групповых онлайн - конференций под управлением тьютора, форума, обсуждения между студентами по чату, внутренней электронной почты, обмена опытами, обмена индивидуальными ресурсами, создания отношения дружбы между пользователями, группового выполнения заданий, индивидуального выполнения с консультацией тьютора, и средства для самообучения. Особенностью предлагаемых в статье средств является возможность организации интерактивного взаимодействия не только между учащимися, но и между ними и средствами системы.

Таким образом, предлагаемые в статье модели и соответствующие средства позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения неродному языку.

Заключение

Описаны модели и средства для повышения интерактивного взаимодействия при обучения неродному языку.

Литература

1. Кирий В.Г., Чан Ван Ан. Амбивалентная система дистанционного обучения неродному

языку на основе сетевых технологий [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. № 4, том 13, Октябрь, 2010.

2. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель — 2000 — №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.