Е.С. Кузмина
Повышение имиджа Алтайского края среди регионов России при помощи якорных предприятий края
Проблема создания имиджа волнует сейчас многие регионы России. Алтайский край в этом плане - не исключение. Для привлечения дополнительного внимания и повышения инвестиционной привлекательности администрацией края разработана стратегия социально-экономического развития региона, в которой также определено и создание позитивного имиджа края. Успех может иметь только та имиджевая политика, которая будет опираться на исторические традиции, на мнение и поддержку местного экспертного сообщества, на активную заинтересованность жителей региона в проведении такой политики.
Тема имиджа территорий - невероятно популярна среди ученых. Так, согласно трактовкам Г. Шаталова, имидж региона - это «очень разноплановый, эмоционально окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и жителями населенных пунктов, входящих в состав данного региона»1. По Г. Шаталову, различаются несколько видов образа региона по различным основаниям. По воспринимающему образ субъекту он делится на внешний и внутренний. Носителями внутреннего образа являются жители региона, внешнего - гости региона и население других субъектов страны. При этом внутренний имидж формируется жителями преимущественно самостоятельно, а внешний - в большей степени средствами массовых коммуникаций2. Целенаправленно формируемый имидж региона по этому же основанию делится на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж - мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе3.
Целью нашего исследования является анализ внешнего, принимаемого имиджа региона.
Алтайский край на сегодняшний день - это богатая природными ресурсами территория Российской Федерации. Он славится месторождениями полезных ископаемых, железа, поваренной соли, соды, драгоценных металлов, строительных материалов и т.д. Огромная территория вмещает в себя большое лечебное озеро, гектары леса, горные реки.
1 Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? [Сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.regionpr.ru/page122.html
2 Ретивых И.В. Имидж города в его социально-экономическом развитии // Государственная служба. - 2014. - № 2 - С. 20-25.
3 Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? [Сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.regionpr.ru/page122.html
Современная структура промышленного комплекса края характеризуется высокой долей обрабатывающих производств, ведущими из них являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции (вагоно-, котло-, дизелестроение, электрооборудование), производство кокса, а также химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Алтайский край входит в число крупнейших производителей продовольствия в России: он занимает 1-е место в стране по объемам производства муки, 2-е место - по производству крупы, 3-е место - по валовому производству молока, 4-е место - по производству зерна.
Несмотря на все вышеперечисленное, на сегодняшний день нельзя говорить о том, что Алтайский край обладает сформировавшимся, устойчивым имиджем. Для большинства населения России, в особенности европейской ее части, Алтайский край представляет собой отдаленный субъект, о жизни и особенностях которого поступает крайне мало информации. В лучшем случае в сознании людей при упоминании Алтайского края возникают картины с живописными природными ландшафтами или же ассоциации с основной продукцией региона - сыром, медом и зерном.
Для формирования устойчивого положительного имиджа региона недостаточно только сформировать его. Его нужно постоянно поддерживать и прорабатывать. Имиджевая политика Администрации края на данный момент ведется хоть и медленно, но по верному направлению - развитие туризма, поддержка агарной и инновационной промышленности края. Это все хорошо, но если взять во внимание всю эту работу и ее результат, то можно сделать вывод, который лежит на поверхности - данных усилий недостаточно. Принимая во внимание тот факт, что имидж и конкурентные позиции предприятий региона сказываются на конкурентоспособности и имидже самого региона, то чтобы сделать регион конкурентоспособным и улучшить его имиджевые характеристики, следует предоставить необходимые локализационные условия и содействовать конкурентоспособности предприятий, действующих в регионе1. Алтайскому краю есть чем гордиться - лучший в мире алтайский сыр, лучшие твердые сорта пшеницы, известные на весь мир алтайский мед и пантовое мараловодство, уникальная Бирюзовая Катунь, озеро Большое Яровое, Шукшин, Калашников... Все вышеперечисленное - это достоинства края, но для того чтобы наш край стал известным и сформировал положительный устоявшийся имидж, необходимо превратить все наши достоинства в бренды! Бренды, которые будут известны на весь мир. Созданию этих самых брендов напрямую способствуют предприятия края. Хотелось бы подробнее остановиться на одном из самых известных и масштабных молокоперерабаты-
1 Ретивых И.В., Кайгородова Т.В. Имидж региона в системе его конкурентных преимуществ // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2008. - № 2 - С. 15-17.
вающих предприятий края - акционерном обществе «Барнаульский молочный комбинат» (далее - БМК).
«Барнаульский молочный комбинат» образован в 1978 году. Долгое время он функционировал как государственное предприятие, но в начале 2000-х годов был передан во владение амбициозной команде физических лиц, благодаря которым производительность предприятия была увеличена до 700 тонн в сутки. Комбинат предоставил много рабочих мест жителям края. Предприятие известно под торговыми марками «Молочная сказка», «Лакт», «Биоснежка», «Сибирское подворье», «Карагужинский», «Чуй-ский», «Советский», «Ромбер». В отличие от первых четырех торговых марок, которые обеспечивают жителей города и ближайших регионов молочными продуктами, линейка сыров «Карагужинский», «Чуйский», «Советский», «Ромбер» и должны стать брендами, представляющими Алтайский край на международной арене.
Алтайские сыры приобрели большую популярность на всей территории страны. За пределы региона компания реализует около 70% своей продукции. Так хорошо знакомые сыры: Советский, Швейцарский, Алтайский, Горный, Российский, Витязь, Голландский - можно встретить на прилавках магазинов от Калининграда до Дальнего Востока.
Введение санкций на поставки импортных сыров положительно повлияло на спрос. Предприятие увеличило выпуск полутвердых сыров в форме шара «Манжерок», «Чизбир», «Чуйский». Кроме того, компания решила порадовать своих потребителей сыром премиум-класса - «Маас-дам» и «Ромбер выдержанный», с козьим молоком и с пажитником. Эта новинка - реальный пример импортозамещения в действии. Предприятие представляет все виды своих сыров не только на площадках края, таких как «Алтайская ярмарка» и «Праздник сыра», но и неоднократно выставлялись на выставке в Москве «Продэкспо». В 2017 году продукция БМК была высоко оценена компетентным жюри и стала лауреатом регионального этапа конкурса «100 лучших товаров России-2017» в номинации «Продовольственные товары».
БМК в составе других якорных предприятий региона представляет Алтайский край на форуме «Госзаказ - за честные закупки». На протяжении многих лет форум является масштабным конгрессно-выставочным мероприятием федерального значения в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок на территории России. Алтайский край можно по праву назвать одним из активных участников данного мероприятия. Наш регион ежегодно использует возможности федеральной выставки для позиционирования и продвижения высококачественных алтайских товаров - представляет одну из крупнейших экспозиционных площадок. Для ее оформления, а также проведения дегустаций лучшие алтайские производители направили в Москву три тонны продукции. Центральное место в экспозиции занял коллективный стенд - четырехметро-
вая «Продуктовая пирамида здоровья», демонстрирующая разнообразие продуктов алтайских предприятий пищевой и перерабатывающей отрасли. Свои товары презентовали 50 алтайских компаний. Участники мероприятия отмечают - Алтай на протяжении многих лет остается символом качества и экологичности.
Таким образом, вектор развития выбран верно - для достижения поставленной цели «устойчивый положительный имидж края» нужно вести работу с якорными предприятиями края. Поддержка предприятий Администрацией края - важная составляющая в формировании позитивного устойчивого внешнего имиджа Алтайского края.
Б.А. Лавренов Использование информационной технологии АИС «Налог-3» в деятельности ФНС Российской Федерации
Одной из важнейших задач любого государства является построение такой налоговой системы, которая будет основана на эффективности и стабильности налогообложения при минимальных издержках на изъятие. Мировая практика показывает, что для решения данной задачи необходимо провести структурную реорганизацию налоговых служб, притом изменения необходимо вносить единой налоговой программой, а не отдельными преобразованиями, как осуществляется на данном этапе. Если будет грамотно проведена налоговая политика, то, возможно, будет достигнут баланс между интересами государства и плательщика налогов. Следовательно, внедрение информационных технологий современного типа в работу налоговых служб является необходимым условием их нормального функционирования и приоритетным направлением налоговой политики. Существуют системные проблемы, которые сдерживают распространение информационных технологий, применяющихся в деятельности налоговых органов, решение которых возможно только при помощи информатизации всех региональных учреждений. Среди проблем модернизации налоговых систем можно выделить несколько основных: сосредоточение основных данных по налогам на разных уровнях налоговых инспекций, зачастую квалификация налоговых служащих оказывает влияние на качество информации; постоянное увеличение налоговой документации; непрерывные изменения в налоговом законодательстве; недостаточно хорошо устроено взаимодействие между налоговыми службами разных уровней и органами Федерального казначейства, судебными приставами, различными внебюджетными организациями и фондами. Для эффективного функционирования налоговых органов происходит внедрение в региональные и местные налоговые инспекции информационных технологий и создаются отделения по информатизации, которые выполняют: введение в эксплуатацию