продвижение по службе; получение грамот и благодарностей; присвоение званий.
Поэтому современным менеджерам с целью успешного развития компании необходимо пытаться конструктивно влиять на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Только при создании вышеперечисленных условий, можно рассчитывать на то, что корпоративная культура будет устоявшейся, крепкой и тогда её влияние будет формировать качественный творческий труд сотрудников и приведет к получению ожидаемых результатов, успешному развитию и процветанию предприятия или компании.
Список литературы
1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
2. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
3. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала [Текст]: учебное пособие / С.И.Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014.- 480 с
Князькова В.С.
ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Ключевые слова: электронная (цифровая) экономика, электронные финансы, финансовая грамотность, ИКТ-грамотность.
Key words: electronic (digital) economy, electronic finance, financial literacy, ICT literacy.
Аннотация: Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) активизировало процессы перехода к информационному обществу, трансформируя все отрасли экономики. Сфера финансов не осталась в стороне от происходящих изменений. Сегодня во всем мире активно развивается направление электронных финансов, требующее от рядовых граждан знаний не только в области финансовой грамотности, но также грамотности в сфере ИКТ, которая в свою очередь включает в себя навыки и знания в области информационной безопасности и защиты информации.
Abstract: The development of information and communication technologies (ICT) has intensified the processes of transition to an information society, transforming all sectors of the economy. The sphere of finance did not stay apart from the changes taking place. Today, the sphere of electronic finance is actively developing all over the world, requiring from people knowledge in the field of financial literacy as well as ICT literacy, which in turn includes skills and knowledge in the field of information security and information protection.
Современная социально-экономическая система во всем мире претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием и повсеместным распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Активно развивается электронная (цифровая) экономика, под которой понимают эволюционную стадию развития экономической системы (вслед за традиционной и индустриальной), основным фактором роста которой становится конвергенция ИКТ и иных отраслевых технологий, порождающая новую отрасль экономики - электронный бизнес [1-3]. Инфраструктуру электронного бизнеса составляют в том числе электронные финансы. Электронные финансы, в свою очередь, представляют собой отдельное направление и научных исследований, и практической реализации, включающее в себя как непосредственно элементы электронной денежной системы (например, криптовалюты, электронные деньги, электронные платежные системы и пр.), так и элементы на первый взгляд напрямую с данной системой не связанные. К последним можно отнести грамотность населения в сфере финансов, а также в сфере ИКТ. В то время как финансовая грамотность населения позволяет людям быть осведомленными об основных принципах функционирования финансовой системы, о существующих финансовых продуктах и о возможностях их использования, грамотность в сфере ИКТ позволяет людям получить доступ к электронным финансовым услугам, предоставляемым главным образом через сеть Интернет. Получить такой доступ может лишь тот человек, у которого есть хотя бы минимальные познания в данной области (в области ИКТ), а пользоваться электронными финансовыми услугами безопасно - тот, кто знаком с основами информационной безопасности (ИБ) [4]. И если исследования по финансовой грамотности проводятся по всему миру, в том числе в Российской Федерации и Республике Беларусь, то анализ ИКТ-грамотности на данный момент не получил столь широкого распространения. Этот факт и послужил «толчком» к тому, что на кафедре менеджмента Белорусского Государственного Университета
Информатики и Радиоэлектроники под руководством зав. кафедрой Беляцкой Т.Н. автор провела исследование, в задачи которого входила оценка уровня навыков и знаний населения в сфере ИКТ и ИБ [5]. Исследование проводилось путем анкетного опроса населения Республики Беларусь. В анкете присутствуют шесть блоков вопросов. Первый блок называется «Частота использования компьютерной техники и сети Интернет. Доступ к сети Интернет из дома». Второй блок анкеты называется «Покупательская активность в сети Интернет». Третий блок анкеты называется «Продолжительность использования компьютерной техники, программных продуктов и сети Интернет. Цели использования». Четвертый блок анкеты называется «Пути приобретения навыков в сфере ИКТ. Самооценка их уровня». Пятый блок анкеты называется «Навыки в сфере ИКТ». Шестой блок анкеты представляет собой социально-демографические характеристики респондента.
Генеральная совокупность - население Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше. Решение об исключении из генеральной (и, соответственно, выборочной) совокупности лиц младше 18 лет обусловлено тем, что в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданская дееспособность лица возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия по достижении им восемнадцатилетнего возраста. Объем выборочной совокупности был принят равным 1 500 человек; при такой выборке ошибка составляет 2,53% (или 0,0253), что обеспечивает высокий уровень точности результатов исследования. Контроль репрезентативности выборки осуществлялся по региональным пропорциям численности населения, пропорциями между городским и сельским населением, пропорциями между мужчинами и женщинами, а также пропорциями между возрастными группами (были выделены семь возрастных групп: 18-24 года; 25-34 года; 35-44 года; 45-54 года; 55-64 года; 65-74 года; 75 лет и старше). Отметим, что удельный вес квоты в выборочной совокупности полностью соответствует ее удельному весу в генеральной совокупности.
Сам опрос был проведен в конце 2017 - начале 2018 года на кафедре менеджмента УО БГУИР при помощи студентов специальности «Экономика электронного бизнеса». Уровень подготовки каждого интервьюера для проведения опроса был достаточным.
Контроль качества заполнения анкеты осуществлялся в несколько этапов:
1) визуальный контроль логичности полученных от респондентов данных на этапе кодирования информации;
2) телефонный контроль с целью проверки факта участия людей в опросе, выяснения соответствия указанных в анкетах социально-демографических характеристик респондентов их реальным социально-демографическим характеристикам);
3) компьютерная проверка базы данных исследования с использованием специализированного программного обеспечения, направленная на поиск анкет, заполненных одинаково или практически одинаково (85%-95% совпадений в ответах) с последующим визуальным сопоставлением и дополнительной телефонной проверкой выявленных анкет.
Обработка результатов опроса, также, как и установление истинности (либо ложности) выдвинутых гипотез проводилась при помощи программного обеспечения MicrosoftExcel, ШMSPSSStatistics.
В данной статье приведем результаты, касающиеся использования сети Интернет, электронных финансовых инструментов, а также знаний в области безопасности электронных платежей.
В течение последних трех месяцев в сети Интернет заказывали товары и/или услуги 659 человек из 1500, что составляет 44%. Из них 46% - люди в возрасте 18-34 года, 40% - люди в возрасте 35-54 года, и только 14% - люди старше 55 лет. Собственно, возраст является тем фактором, который играет, пожалуй, самую важную роль в цифровом разрыве, который присущ пользователям сети Интернет, в том числе пользователям электронных финансовых услуг. Так, используют компьютер и сеть Интернет более 90% респондентов в возрасте 18-44 года, а уже в возрасте 55-64 года - только половина респондентов. Экстраполировав данный результат на генеральную совокупность, получим, что в Беларуси порядка 20% населения (то есть каждый пятый (!) человек) не участвует в формировании электронной социально-экономической системы. Это означает не только то, что данный сегмент рынка не доступен для электронного бизнеса; эти люди также не получают доступ к услугам электронного правительства, электронного здравоохранения и, наконец, электронных финансов.
В результате проведенного исследования был определен еще один фактор, влияющий на использование сети Интернет и на ИКТ-навыки. Это уровень образования респондента. На рисунке 1 показано распределение респондентов, которые в течение последних трех месяцев заказывали товары и/или услуги в сети Интернет.
■ базовое
■ среднее общее среднее специальное
■ неполное высшее, высшее; магистратура, аспирантура, ученая степень
Рисунок 1 - Распределение респондентов, которые в течение последних трех месяцев заказывали товары и/или услуги в сети Интернет, по уровню образования
Таким образом, фактор образования играет важную роль в формировании подсистемы электронных финансов. Значение имеет также тип населенного пункта, в котором проживает респондент -почти 86% активных онлайн покупателей проживают в городских населенных пунктах, и только 14% - в сельских. Пол значения не имеет - часто покупают онлайн 53% женщин и 47% мужчин.
Из числа тех респондентов, которые в течение последних трех месяцев заказывали товары и/или услуги в сети Интернет, порядка 67% использовали электронные финансовые инструменты, такие как банковская платежная карта, интернет-банкинг, электронный кошелек. 53% из них приобрели товары/услуги на сумму до $20. Нами были получены интересные результаты по существованию ограничений для таких покупок. Из числа тех, кто активно используют электронные финансовые инструменты, 37% респондентов установили своего рода лимит по стоимости товаров/услуг, которые они приобретают онлайн, в $50; одновременно 35% респондентов говорят, что готовы потратить на онлайн-покупку любую необходимую для этого сумму.
Одним из факторов, который подталкивает людей к установлению ограничений на покупки онлайн, является опасение утраты денежных средств в результате их хищения. Такие опасения не напрасны. Среди тех респондентов, которые заказывали товары и/или услуги в сети Интернет в течение последних трех месяцев только 111 человек (17% респондентов) ответили правильно на все вопросы блока анкеты, связанные с безопасностью электронных платежей. Отметим, что вопросы были простые и затрагивали рутинные процедуры
электронной финансовой системы, например, оплату банковской платежной картой, регистрацию на сайте банка.
На рисунке 2 приведены данные о распределении респондентов, которые правильно ответили на вопросы касательно безопасности электронных платежей, по возрасту, на рисунке 3 - по уровню образования.
■ ]8-34года ■ 35-54года 55 лет и страше
Рисунок 2 - Распределениереспондентов, которые правильно ответили на вопросы по безопасности электронных платежей, по уровню
образования
з%
■ базовое
■ среднее общее среднее специальное
■ неполное высшее, высшее: магистратура, аспирантура, ученая степень
Рисунок 3 - Распределение респондентов, которые правильно ответили на вопросы по безопасности электронных платежей, по уровню
образования
Из рисунков 2-3 видно, что снова факторы «возраст» и «образование» играют важную роль. Доля жителей городских населенных пунктов в числе правильно ответивших составила 91%. В отличие от покупательской активности онлайн, здесь также было получено различие и по фактору пола - дали верные ответы 30% женщин и 70% мужчин.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Развитие рынка электронных финансовых услуг (как и электронного бизнеса в целом) требует от субъектов экономической системы определенного уровня знаний, причем не только в сфере финансов (что характерно также и для традиционной финансово-экономической системы), но и в сфере ИКТ. Собственно, ИКТ-навыки становятся неотъемлемой частью новой, цифровой реальности. Отдельным «блоком» знаний в области ИКТ являются знания и навыки в сфере ИБ. Особенно важны они в сфере электронных финансов, так само существование и развитие такого рода услуг возможно лишь при условии максимального обеспечения целостности, конфиденциальности и защищенности передаваемых данных.
2. Говоря про рынок электронных финансовых услуг нельзя не упомянуть про существование т.н. «цифрового разрыва» с точки зрения пользователей сети Интернет, то есть потенциальных пользователей электронными финансовыми услугами. Результаты, полученные в результате проведенного автором исследования, полностью согласуются с данными международных исследовательских организаций - максимальный цифровой разрыв фиксируется по возрастному признаку. В молодежной среде практически все используют сеть Интернет, в то время, как только небольшой процент пожилых людей являются активными интернет-пользователями. Данный факт приводит к нежелательным социально-экономическим последствиям. С одной стороны, рынок электронных финансов недополучает значительное число потенциальных клиентов, что замедляет его развитие. С другой стороны, люди более старшего возраста (не использующие сеть Интернет) не имеют возможности оплатить коммунальные услуги, заказать доставку продуктов и лекарств, управлять своими сбережениями, не выходя из дома. Более того, в Республике Беларусь некоторые банки (в том числе крупнейший банк - Беларусбанк) ввели комиссию за прием платежей наличными. Все это негативным образом сказывается на социально-экономическом положении одной из самых социально незащищенной группы людей -лиц пенсионного возраста, которые в силу объективных причин (к примеру, более плохого здоровья, более низкого дохода по сравнению с людьми трудоспособного возраста) нуждаются в доступе к электронным финансовым услугам возможно даже в большей степени, чем остальные граждане. Решить данную задачу возможно в частности через построение системы дополнительного образования лиц третьего возраста. К примеру, в Республике Беларусь реализуется программа
«Сети все возрасты покорны». В ее разработке приняли участие компания МТС, ОО «Белорусская ассоциация социальных работников», Фонд ООН в области народонаселения, Министерство образования РБ. В поддержку данного проекта компания МТС также выпустила билборды с хэштегом #НаучиСвоихБлизких. Это на наш взгляд один из замечательнейших примеров государственно-частного партнерства, направленного на решение столь важной задачи -повышения ИКТ-грамотности лиц третьего возраста.
3. Вопросы знаний и навыков в сфере ИБ актуальны для всего населения. Уровень грамотности в сфере безопасности электронных платежей невысок, что также является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка электронных финансовых услуг. К числу мероприятий, направленных на решение данной проблемы, можно отнести следующие: привлечение внимания населения к существующей проблеме, осознание ими необходимости повышения своих знаний и навыков в сфере ИБ (посредством проведения специализированных опросов, через средства массовой информации, выступления должностных лиц государства); создание кадрового потенциала в области обучения основам ИБ; разработка, тестирование и распространение обучающих программ и инструментов повышения ИКТ- и ИБ-грамотности с использованием институтов и каналов как формального, так и неформального обучения школьников, студентов и взрослых; создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области ИКТ- и ИБ-грамотности, проведение масштабной информационной кампании.
В результате проведения предлагаемых мероприятий можно ожидать формирование у населения нового типа мышления, помогающего ему адаптироваться к новой, электронной экономической системе; повышение доверия потребителей электронных финансовых продуктов и услуг к электронному финансовому сектору; повышение общей экономической активности населения в электронной среде.
Список литературы
1. Беляцкая Т.Н. Экосистема электронных рынков и факторы, ее определяющие // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 6. С. 9-17.
2. Беляцкая Т.Н. Экосистема электронной экономики: идентификация и проблематика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 55-59.
3. Беляцкая Т.Н., Князькова В.С. Экосистема электронной экономики: интеллектуальная составляющая // Весшк Брэсцкага
ушверсггэта. Серыя 2. Псторыя. Эканомiка. Права. - 2018. - № 1. - С. 76 - 84.
4. Князькова В.С. Управление информационной безопасностью электронного бизнеса // Вестник Макеевского экономико-гуманитарного института. 2016. №25 (38). С. 72-85.
5. Князькова В. С. Методика исследования интеллектуальной составляющей электронной экономики // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 19-28.
Левчук М.В., Романова А.В.
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В КОНТЕКСТЕ
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Ульяновский государственный университет
Ключевые слова: инвестиционный проект, фазы инвестиционного проекта, денежные потоки инвестиционного проекта.
Keywords: investment project, phases of investment project, cash flows of investment project.
Аннотация: В последнее время наибольшую популярность приобретает такое направление как проектный менеджмент. Проектная деятельность подразумевает под собой постановку конкретных целей и задач, а также осуществление комплекса действий, направленных на их реализацию (достижение желаемого результата). Согласно современным подходам менеджмента, управление проектами является гораздо более эффективным в аспекте финансового менеджмента, чем комплексное управление деятельностью субъекта экономики.
Abstract: Recently, the most popular direction is project management. Project activity implies setting specific goals and objectives, as well as the implementation of a set of actions aimed at their implementation (achieving the desired result). According to modern management approaches, project management is much more effective in the aspect of financial management than integrated management of the economic entity.
Проектная деятельность в отличие от процессов функционального менеджмента характеризуется преобладанием инновационных процессов, нестабильностью круга задач, а также нетипичностью алгоритмов их решения.
Следует отметить, что инвестиционная составляющая в проектном менеджменте носит ключевой характер, поскольку реализация целей