Дистанционный курс "Основы финансовой грамотности" на портале электронного обучения
"СКИФ"
Захарова Ольга Алексеевна доцент кафедры «Информационные технологии», к.п.н., начальник Управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 oz64@mail.ru
Рункевич Юрий Павлович канд. техн. наук, ст. науч. сотр, заместитель начальника Управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, тел.: (863) 2-738-680 2680a2509@mail.ru
Аннотация
Курс разработан в рамках реализации Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (распоряжение Правительства РФ от 25.09.17 №2039-р). Целью учебного курса является повышение финансовой грамотности граждан для эффективного управления личными денежными ресурсами за счет получения дополнительных знаний в области финансовых институтов и предлагаемых ими продуктах, а также умения ими пользоваться с пониманием последствий своих действий.
Программа курса ориентирована на широкий круг граждан, не имеющих специального экономического образования и опыта работ в финансовом секторе.
Программой предусмотрено получение теоретических знаний и приобретение практических навыков эффективного решения основных вопросов личного финансового планирования, сбережения и инвестирования, кредитования, страховой защиты, пенсионного обеспечения, налогообложения и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также ознакомление с основами финансовой математики, рисками финансовых операций и способами их эффективного разрешения.
Курс может быть реализован как в очной, так и в дистанционной формах обучения.
The course is designed in the framework of the Project of the Ministry of Finance of the Russian Federation "enhancing financial literacy and developing financial education in the Russian Federation" in accordance with the Strategy of improving financial literacy in the Russian Federation to 2017 - 2023 (decree of the RF
Government from 25.09.17 No. 2039-p).
The aim of the course is to improve the financial literacy of citizens for the effective management of personal financial resources due to the additional knowledge of financial institutions and their proposed products, as well as the ability to use them with the understanding of the consequences of their actions. The course focuses on a wide range of citizens who do not have special economic education and experience in the financial sector.
The program provides theoretical knowledge and practical skills to efficiently address key issues personal financial planning, savings and investments, lending, insurance protection, pensions, taxation and the protection of the rights of consumers of financial services, as well as familiarization with the basics of financial mathematics, and risk management, financial operations and ways of their effective solution.
The course can be implemented both in-person and remote forms of education.
Ключевые слова
финансовая грамотность, электронное обучение, учебный курс, дистанционное обучение
financial literacy, e-learning, training course, distance learning Введение
Глобальное исследование рейтингового агентства Standard&Poor's показало, что по финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией, ОАЭ (доля «финансово грамотного» населения в этих государствах составила 38%). Россию в рейтинге опередили такие страны, как Зимбабве, Туркменистан и Монголия (по 41%), а также Казахстан, Замбия, Сенегал и Украина (по 40%). В S&P выяснили, что в мире лишь один из трех взрослых людей финансово грамотен. «Это означает, что около 3,5 млрд взрослых в мире, большинство из них — в развивающихся странах, не понимают базовых финансовых понятий», — говорится в отчете S&P.
В связи с этим, в настоящее время повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения конкурентоспособности российской экономики.
Дистанционный курс "Основы финансовой грамотности" на портале электронного обучения "СКИФ"
Курс «Основы финансовой грамотности» разработан управлением дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ (УДОиПК) в рамках реализации Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (распоряжение Правительства РФ от 25.09.17 №2039-р).
Целью учебного курса является повышение финансовой грамотности граждан РФ для эффективного управления личными денежными ресурсами за счет получения дополнительных знаний в области финансовых институтов и предлагаемых ими продуктах, а также умения ими пользоваться с пониманием последствий своих действий.
Программа курса ориентирована на широкий круг граждан, не имеющих специального экономического образования и опыта работ в финансовом секторе. Программой предусмотрено получение теоретических знаний и приобретение практических навыков эффективного решения основных вопросов личного финансового планирования, сбережения и инвестирования, кредитования, страховой защиты, пенсионного обеспечения, налогообложения и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также ознакомление с основами финансовой математики, рисками финансовых операций и способами их эффективного разрешения.
Программа курса обеспечивает достижение обучающимися компетенций финансовой грамотности, предусмотренных Системой финансовых компетенций взрослого населения РФ, разработанной в рамках Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Программа реализуется методом электронного обучения как в очной (36 часов), так и в дистанционной формах с использованием ресурсов портала дистанционного обучения СКИФ УДОиПК.
Программой курса предусмотрено изучение следующих тем: Наименование тем
1. Личное финансовое планирование
История возникновения денег. Классификатор валют и денежные символы. Денежные реформы России за последние 100 лет. Криптовалюты, технология BLOCK CHAIN. Человеческий капитал и его применение для достижения финансовых целей. Механизм принятия решений. Домашняя бухгалтерия: активы и пассивы, доходы и расходы. Учет личных финансов, семейный бюджет. Личный финансовый план. Понятие SWOT-анализа
2. Банки и банковский вклад
Накопления и инфляция. Банки. Банковский депозит, его виды, преимущества и недостатки. Основные условия договора банковского вклада, выбор депозита. Расчет доходности вкладов. Риски банковских вкладов. Система страхования вкладов. Выявление признаков нарушения финансовой устойчивости коммерческого банка
3. Кредит
Кредит и заём. Кредитные организации. Основные принципы кредитования. Виды банковского кредита. Параметры и обеспечение кредита. Расчет
стоимости кредита, дифференцированные и аннуитетные платежи. Андеррайтинг заемщика. Кредитный договор. Как минимизировать стоимость кредита. Последствия нарушения условий кредитного договора, коллекторская деятельность. Типичные ошибки заемщика. Что делать при проблемах с выплатой кредита. Микрофинансовые организации. Вопросы платного обучения, обзор российского и иностранного опыта. Образовательные кредиты в России и за рубежом.
4. Финансовые операции (банковский сервис)
Банковский сейф. Валютно-обменные операции. Денежные переводы. Наличные и безналичные платежные средства. Электронные денежные средства. Современные технологии дистанционного банковского обслуживания. Банкоматы. Мобильный и онлайн-банкинг. Кибербезопасность и защита личных данных
5. Страховая защита
Понятие страхования, термины. Участники страховой сделки. Виды страхования. Оценка рисков и выбор страховой компании. Решение конфликтных ситуаций со страховой компанией. Типовые ошибки при страховании.
6. Инвестиции
Инвестиции как способ размещения капитала, виды и предметы инвестирования. Инвестиции в иностранную валюту. Инвестиции на организованном рынке ценных бумаг и валютном рынке (Московская биржа, Forex ). Акции и облигации. Основы биржевой торговли, фундаментальный и технические анализы. Индивидуальные инвестиционные счета. Паевые инвестиционные фонды, ITF, общие фонды банковского управления, доверительное управление. Инвестиции в недвижимость. Инвестиционное страхование жизни. Инвестиционные банковские депозиты. Инвестиции в драгметаллы. Типичные ошибки инвестора
7. Пенсионное обеспечение
Пенсионное обеспечение в странах мира. Пенсионная система России. Негосударственное и корпоративное пенсионное обеспечение. Расчет страховой пенсии. Риски негосударственного пенсионного обеспечения. Перспективы пенсионной реформы в России
8. Налогообложение
Налоговая система России. Виды налогов. Налогообложение доходов граждан. Налоговые вычеты. Налоговая декларация. Налоговые нарушения и ответственность. Необычные налоги стран мира.
9. Мошенничество в сфере личных финансов и защита прав потребителей
Мошенничества с банковскими картами, при дистанционном банковском обслуживании, с вкладами, кредитами и инвестициями. Финансовые «пирамиды». Что делать, если вы стали жертвой мошенников. Кому жаловаться на банк и как правильно составить жалобу
Темы практических занятий
1. Составление семейного бюджета и разработка личного финансового плана.
2. SWOT-анализ ресурсов собственного человеческого капитала.
3. Расчет доходности банковского вклада (простой и сложный процент).
4. Выявление признаков нарушения финансовой устойчивости коммерческого банка.
5. Дифференциальное и аннуитетное начисление процентов по кредиту.
Для доступа к курсу, обучающемуся необходимо получить индивидуальные логин и пароль. Логин и пароль вводятся на странице портала СКИФ: http://moodle.dstu.edu.ru/ или http://moodle.donstu.ru/.
Курс состоит из:
• вводного модуля, содержащего аннотацию к программе, программу курса, глоссарий, тетрадь для практических работ, чат, форум и инструкцию по изучению курса;
• модуля для размещения объявлений;
• девяти тематических модулей в соответствии с программой курса;
• модуля для сдачи практических работ;
• заключительного модуля, содержащего сведения о рекомендуемой литературе и полезных интернет-ресурсах.
Каждый тематический модуль содержит основной и дополнительный учебные материалы (видео-лекции Высшей школы экономики), темы практических занятий и контрольный тест (рисунок 1).
Курс предполагает последовательное прохождение обучающимся всех девяти тематических модулей. Освоение каждой темы завершается контрольным тестированием. При этом доступ к тесту открывается только после изучения всего учебного материала по данной теме. После успешного прохождения контрольного теста (достижения проходного балла) слушатель получает доступ к следующему учебному модулю (теме).
Обучение считается завершенным после успешного прохождения всех контрольных тестов и выполнения всех практических работ в Тетради для практических работ (в электронном виде). Выполнение элементов контролируется системой и визуально отмечается знаком возле соответствующего элемента курса.
Для успешного освоения курса обучающийся должен:
1) изучить порядок работы с курсом электронного обучения;
2) ознакомиться с программой курса;
3) скачать на свой компьютер файл «Тетрадь для практических работ» с заданиями к темам, кратким методическим материалом и шаблонами ответов на поставленные задачи;
4) приступить к поэтапному изучению курса, начиная с темы №1: изучить основной и дополнительный учебные материалы; пройти контрольный тест
(проходной балл - 50 из 100, время тестирования - 45 мин., количество попыток не ограничено); если проходной балл не достигнут - вернуться к изучению данной темы и повторить тестирование; в случае успешного прохождения теста - перейти к следующему тематическому модулю;
5) перед изучением следующей темы в предварительно скачанной Тетради для практических работ выполнить на своем компьютере практическую работу по изучаемой теме; после выполнения всех практических работ подгрузить файл "Тетрадь для практических работ" в модуле "СДАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ".
Управление дистанционного обучения и повышения квалификации
Курс *»>тр0—0<0 о«уч»ик»
"Основы финансовой грамотности"
^ Программа курса
* Тетрадь для пр»тичерю работ |»*.аитб на свои юцпьютев для рабо'ы)
*У- Осс-.ч вчж
Рис. 1. Фрагмент курса на портале дистанционного обучения СКИФ
Основной учебный материал изложен в виде иллюстрированной презентации-конспекта с встроенными ссылками на актуальные для данного раздела видеоматериалы и интернет-ресурсы, что облегчает его освоение обучающимися.
Материал изложен в краткой и доступной широким слоям населения форме и имеет выраженную практическую направленность, предусматривающую пошаговое изложение конкретных рекомендаций по действиям граждан в той или иной финансовой ситуации (Рисунок 2).
Банки и банковский вклад
Порядок действий вкладчика:
Уточнить на сайте АСВ какой банк назначен банком-агентом именно для Вас и когда начнутся выплаты (не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая).
Обратиться в банк-агент с паспортом, получить выписку из реестра с указанием размера возмещения, оформить заявление и в течение 3 рабочих дней получить возмещение наличными или путем перечисления на счет в банке.
В случае несогласия с суммой возмещения вкладчик получает указанную в реестре сумму и направляет в АСВ заявление установленной формы (на сайте АСВ) с приложением нотариально (или в банке-агенте) заверенных копий документов, подтверждающих открытие вклада и внесение денежных средств на счет. В случае отсутствия вкладчика в реестре - письменно обратиться в АСВ с приложением нотариально заверенных копий документов, подтвериедающих открытие вклада и внесение денежных средств на счет.
Управление дистанционного обучения и повышения квалификации ДГТУ_
28
Рис. 2. Страницы конспекта-презентации курса
При очной форме обучения на последнем занятии предусмотрены проведение «круглого стола» с приглашением руководителей банков г. Ростова-на-Дону.
Успешно прошедшим обучение выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.
Заключение
Программа может быть реализована на межвузовском уровне в качестве элемента МООК (массовые открытые онлайн курсы).
Литература
1. Захарова, О. А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации/ О. А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38). - С. 21-24.
2. Захарова, О. А. Формирование мультимедийного контента сетевой системы подготовки специалистов на основе обучающей поликомпонентной модели/ О. А. Захарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3(24). - С. 70-74.
3. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горячев. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. -271 с.: ил. - ISBN 978-5-09-045154-3
4. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным фи-нансам / В.В. Чумаченко, А.П. Горячев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf
5. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие / Хикматов У.С., Койчуева М.Т. - Б.: КРСУ, 2015. - 163 с. - ISBN 978-9967-19-113-6
6. Егорова Л. А., Юхновская Е. А. Повышение финансовой грамотности населения совре-менной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016.
7. В.С. Савенок. Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
8. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи; Юнити, 1999. -359 с.
9. Ковалев В.В. Управление финансами. М.: Финансы и статистика; Пресс, 1999. -512 с.
10. Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 1998. - 430 c.
11. Банки и банковские операции: учеб. для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.
13. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1998.
14. Как защититься от мобильного мошенничества? http://www.kurgan.rt.ru/mobile/mobile_fraud/howto_protect
15. Электронная почта как средство мошенничества и обмана пользователей Интернета: http://inetpolice.ru/news/a-16.html
16. Лотерейный обман, мошенники, афёра: http://ru.eurojackpot. net/moshenniki.asp
17. О развитии программ финансовой грамотности в государствах - участниках ЕврАзЭС: http://www.evrazes.com/docs/view/615
18. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики: http://ecsocman.hse.ru/text/33372918/
19. Как с удовольствием вести учет личных финансов? Елена Маташ: http://soft. mail. ru/article_page .php?id=323
20. Несколько рекомендаций для тех, кто хочет вести учет личных финансов: http://www.changes.biz/neskolko-rekomendatsiy-dlyateh-kto-hochet-vesti-uchet-lichnyih-finansov. html
21. Ведение семейного бюджета. Пример того, как и где вести учет семейного бюджета: http://www.myrouble.ru/kak-i-gde-vestisemejnyj -byudzhet/
22. Как сэкономить деньги — 33 способа как сэкономить деньги: http://blog.in-vesto.ru/money/33-sposoba-kak-sekonomitdengi.html
23. Как научиться экономить деньги, бюджет?: http://www.centrsovetov.ru/14-kak_nauchitsja_ekonomit_dengi_bjudzhet.html
24. Кредитные бюро. Брошюра: http://www.library.ualiberty.com/85/88/304/download
25. Кредитная история - важность положительной кредитной истории: http://випкредитсервис.рф/kreditnaya-istoriya
26. Значение положительной и плохой кредитной истории. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ): http://timesnet.ru/credit/3658/