ТРАНСПОРТ
УДК 331.5:629.119
ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕМОНТНЫХ РАБОЧИХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
© 2009 г. В.А. Трубицын
Северо-Кавказский государственный North Caucasus State
технический университет, г. Ставрополь Technical University, Stavropol
Разработана методика использования показателя надежности деятельности рабочих - коэффициента готовности для управления рабочим временем в технических службах автопредприятий. На основе технико-экономического метода проведена оптимизация коэффициента готовности рабочих, позволяющая оптимально использовать ресурсы на премирование рабочих при повышении коэффициента готовности. Методика может быть использована также в автосервисе при организации работы по обслуживанию и ремонту автомобилей.
Ключевые слова: готовность; рабочие; управление; время; метод; бонус; сервис; ремонт.
Methods how to use the reliability index of servicemen's activity - availability coefficient to manage working time of the technical services at automobile enterprises have been evolved. Basing on the technical and economic method, the optimization of servicemen preparedness availability co-efficient has been done, which allowed to optimally using resources for awarding bonuses to servicemen at improving the availability index thereof. The new methods may also be used in car-care centers for the aims of arranging automobile servicing and repair jobs.
Keywords: prepared; servicemen; manage; time; method; bonus; servis repair.
На автомобильном транспорте ежегодно техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей занимается около 2,5 млн человек. Однако техническое состояние автомобильного парка улучшается крайне медленно.
Одной из основных причин недостаточной эффективности использования ресурсов в технической эксплуатации автомобилей является несистемный подход к управлению персоналом. Зачастую у инженерно-технических работников отсутствует достоверная информация о профессиональном состоянии персонала, его готовности к своевременной и безошибочной работе, об эффективности принятых ранее управленческих решений. В результате нерационально используется рабочее время и материальные ресурсы, техническое состояние и работоспособность автомобилей не в полной мере отвечают предъявленным требованиям.
Исследования и анализ показывают, что в автотранспортных предприятиях не имеется научно обоснованных методик к организации управления рабочим временем. Из-за этого, как правило, возникают потери времени как на производстве, так и вне его.
К основным потерям на производстве относятся: простой в процессе труда, простой в ожидании заявки, самовольные перерывы, самовольное отсутствие на рабочем месте, ожидание запасных частей, поиск инструмента, оформление документов после обслуживания заявки. К потерям рабочего времени вне производства относятся: потери времени, связанные с утра-
той трудоспособности, потери из-за производственного травматизма, потери из-за профзаболеваний, потери из-за текучести кадров. Все вышеперечисленные потери рабочего времени составляют довольно значительную долю в системах обслуживания и ремонта автомобилей, достигающую 32-40 %. Безусловно отдельные виды потерь рабочего времени могут быть устранены за счет лучшей организации производства. Однако более половины потерь времени непосредственно зависит от рабочего, от его мотивации к труду, напрямую связанной с системой стимулирования труда [1-3].
Количественным показателем использования рабочего времени является такой показатель надежности деятельности человека, как коэффициент готовности КГ, т.е. вероятность включения рабочего в работу в любой момент времени:
Кг=1--°, (1)
где -0 - время, в течение которого рабочий отсутствует на рабочем месте (неспособен принять поступившую информацию); - - общее время работы.
Формула (1) носит ограниченный характер. С её помощью нельзя учитывать динамику уровня готовности человека к действию, вызванную врабатывае-мостью или утомлением, влияющим на снижение уровня готовности.
Коэффициент готовности работника КГ на большом промежутке времени определяет долю календар-
ного времени, в течение которого работник находится в работоспособном состоянии и может выполнять работу. В этом случае КГ можно определить как отношение времени производительной работы в трудовом периоде к общему времени работы в трудовом периоде:
К=
Тт -Т.
Т т
_= 1
Т Т
1рТ 1рТ
где ТрТ - общее время работы в трудовом периоде (с учётом отпуска, выходных и праздничных дней); ТоТ -время отсутствия работника на рабочем месте в трудовом периоде.
Количество дней трудового периода зависит от использования работника на предприятии на постоянном рабочем месте и с неизменным квалификационным разрядом и может быть определено по формуле
Т
L
рТ
где п - количество дней трудового периода; tсм - продолжительность смены.
Время отсутствия работника на рабочем месте за трудовой период ТоТ складывается из нормативного времени 4 и времени отсутствия работника на рабочем месте или невыполнение им работы по различным причинам t0.
С учетом сказанного ТоТ определяется по выражению
ТоТ= Шсм+ к)п,
где dн - доля нормативного времени отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, перерывы на обед, нормативные перерывы в работе).
Подставляя в (1) значения ТоТ и ТрТ , получаем следующую формулу для определения КГ:
К =1 (^см + ¿0)п = : _ ^см + ¿0
nt„
или в окончательном виде
Кг= 1- dн -
¿см
Для бригады рабочих коэффициент готовности КГ определяется по выражению
Кг 1 d„c -
R6
Z t0i
i=1
R6tCM
где Rб - число рабочих в бригаде; dнс - среднее значение доли нормативных потерь времени.
Нормативная доля времени dн отсутствия работника на рабочем месте для календарного года может быть определена как отношение нормативных потерь от годового фонда рабочего времени Фни к числу дней в календарном году Фк:
d„
Ф
HI
Ф„
При этом dн рассчитывается отдельно для различных категорий рабочих с нормальными и вредными условиями труда.
Анализ формулы коэффициента готовности работника КГ показывает, что на его динамику существенное влияние оказывают непроизводительные затраты времени ¿0. Чем больше непроизводительных затрат времени, тем меньше коэффициент готовности (рис. 1).
Кг 1,0
0,8 0,6 0,4 0,2 0
1
2
1
2
3
4
5
Рис. 1. Влияние непроизводительных затрат времени на коэффициент готовности работников: 1 - для нормальных условий труда; 2 - для вредных условий труда
Повышение коэффициента готовности рабочих связано с сокращением непроизводительных затрат времени. Как уже отмечалось, часть затрат времени может быть устранена за счет лучшей организации производства. Однако большая доля непроизводительных затрат времени зависит непосредственно от самого рабочего, от самоконтроля его деятельности. При этом эту долю затрат времени можно сократить за счет обучения (тренинга) ремонтного рабочего.
Рассмотрим следующую модель повышения коэффициента готовности в зависимости от количества тренировок рабочего. Если за счет организации труда рабочего обеспечивается начальный коэффициент готовности КГО, то дальнейшее его повышение обеспечивается путем тренировок, которые следует проводить k раз (рис. 2).
При этом если рабочего рассматривать в виде сложной управляемой системы, то можно предположить, что без тренировок его деятельность является неупорядоченной. В теории информации неупорядоченность F характеризует энтропию системы Н, причем связь между ними устанавливается выражением
Н= а£р,
где а - коэффициент пропорциональности.
Степень неупорядоченности деятельности, как правило, прямо пропорциональна количеству вводимой информации. Количество управляющей информации для рабочего представляет собой количество тренировок к, с каждой из них рабочий упорядочивает свою деятельность, т.е. повышает свой коэффициент готовности. При этом количество k уменьшает энтропию
Рк ________ т? т? . Ш
I=Hk-H=a{nF-
откуда
(2)
где Рк - неупорядоченность деятельности рабочего, соответствующая энтропии Нк
t
0
n
Взаимосвязь коэффициента готовности рабочего с неупорядоченностью его деятельности может быть описана следующей зависимостью:
Кг = Кг,Л1-f(F)],
(3)
где КГт - максимально возможный коэффициент готовности; /(К) - некоторая функция, определяющая снижение коэффициента готовности рабочего из-за неупорядоченности его деятельности
С,
сБ
1 2 3 4 5 6 7
k
Рис. 2. Зависимость коэффициента готовности рабочего от количества предъявленных тренировок
Функцию /(К) можно представить в виде
АП=ЬК ,
где Ь и р - постоянные величины.
С учетом (2) и (3) и после преобразования получим
КГ - КГт - (КГт - КГо)е
(4)
где Спр(&) - удельные затраты на тренировки ремонтных рабочих; Са(£) - удельные затраты от простоя автомобилей.
Используя формулу (4), получим следующее выражение модели оптимизации:
Си^) = dk + Д.[Кгт - (КГт - Кро)еИ]Са ,
где d - сумма затрат на одну тренировку, руб; Аа -количество простаивающих автомобилей; Са - затраты от простоя одного автомобиля.
После дифференцирования и решения полученного уравнения, оптимальное количество тренировок определяется по выражению
kopt vp (1 + ^
d
^Л Са(Кгт - Кг0)
где ¥ - скорость приращения коэффициента готовности КГ в зависимости от количества тренировок k; КГо - коэффициент готовности, обеспеченный за счет организации производства.
Оптимизация процесса стимулирования (определение оптимального количества тренировок k) предполагает использование технико-экономических методов. Так в процессе тренировок увеличиваются затраты на обучение рабочих, в то же время уменьшаются удельные затраты от простоя автомобилей в зонах обслуживания и ремонта.
С учетом возможных затрат технико-экономическая модель оптимизации количества стимулов будет выглядеть следующим образом:
Cn=Cnp(k)+Ca(k) ^ min,
Модель оптимизации показывает, что с экономической точки зрения существует оптимальное количество тренировок рабочего, при котором суммарные удельные затраты будут минимальны. Это позволяет одновременно предложить оптимальную систему обучения, направленную на повышение готовности ремонтных рабочих, осуществляющих обслуживание и ремонт автомобилей.
Таким образом, повышение готовности рабочих к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей может быть обеспечено за счет их обучения (тренировок). Однако следует также иметь в виду, что в процессе производства необходимо поддерживать высокий уровень готовности рабочих путем организационных и экономических усилий.
Эффективным организационным мероприятием является управление рабочим временем на основе разработанных методик учета и анализ производительных и непроизводительных затрат времени.
К экономическим мерам следует отнести методы стимулирования рабочих с целью повышения уровня самоконтроля по использованию рабочего времени к качественному выполнению ремонтных и профилактических работ.
Литература
Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерность функционирования эргатических систем. М., 1987. 231с. Кузнецов Е.С. Управление технческой эксплуатацией автомобилей : 2-е изд., перераб. и доп. М., 1990. 272 с. Шибанов Г.П. Количественная оценка человеческой деятельности. М., 1983. 363 с.
Поступила в редакцию
31 марта 2009 г.
Трубицын Владимир Алексеевич - канд. техн. наук, профессор, Северо-Кавказский государственный технический университет. Тел. 8-865-2-94-41-25.
Trubitsyn Vladimir Alekseevich - Candidate of Technical Sciences, professor, North Caucasus State Technical University. Ph. 8-865-2-94-41-25.
)
1
2
3