ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УДК 331.5:629.119
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОЧИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© 2011 г. В.А. Трубицын
Северо-Кавказский государственный North Caucasus State
технический университет Technical University
Разработана методика оптимизации процесса обучения ремонтных рабочих автотранспортных предпритяий, основанная на технико-экономическом методе определения оптимального количества циклов обучения (тренировок). Методика позволяет оптимизировать программы обучения рабочих на автопредприятиях и учеников в профессионально-технических училищах. Методика носит универсальный характер и может быть использована в автомобильной промышленности и других отраслях при формировании и оптимизации программ обучения.
Ключевые слова: тренинг; рабочие; оптимизация; метод; программа.
Basing on the technical and economic method used to determine optimal number of training cycles (exercises), new methods to optimize training processes for servicemen at motor transport enterprises have been evolved. The procedures determine optimization of the training programmes for servicemen at motor transport enterprises and for students in vocational training schools. The new methods are of multipurpose character and may be used in automobile industry as well as in other industries for the aims of forming and optimizing training programmes.
Keywords: training; servicemen; optimization; method; programma.
Современные исследования деятельности ремонтных рабочих автотранспортных предприятий позволяют с новых позиций подходить к оценке их труда и степени использования при выполнении процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей [1—3].
В автотранспортном предприятии ремонтные рабочие составляют около 23 %. К основным подфакторам фактора «Персонал» относятся: обеспеченность персоналом, квалификация персонала, уровень его моральной и материальной заинтересованности в результатах своей работы, методы формирования и стабильности трудовых коллективов. Специфика влияния персонала на эффективность производства обслуживания и ремонта автомобилей заключается в следующем [2].
Во-первых, персонал сознательно преобразует знания, технологические рекомендации, потенци-
альные возможности оборудования в конечный продукт— улучшенное техническое состояние автомобилей. При этом лишь в совокупности с персоналом технические, экономические и другие системы можно считать управляемыми и обучаемыми.
Во-вторых, персонал оказывает непосредственное влияние на качество работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Ведущая роль здесь принадлежит квалификации персонала.
В-третьих, персонал является наиболее подвижным фактором в дереве систем технической эксплуатации автомобилей. Так, совершенствование системы обучения может существенно повысить качество работы персонала, его производительность. В то же время конкуренция автопредприятий, недостаточный уровень механизации, невысокий уровень оплаты труда вызывают значительную текучесть ремонтных рабочих.
В-четвертых, персонал является обучаемой подсистемой, трудовое поведение и квалификация которого могут быть изменены, что может отразиться на эффективности работы. Кроме того, необходимость в повышении квалификации ремонтных рабочих возникает постоянно в связи с изменением конструкции автомобилей, оборудования, перемены рабочих мест и др.
Таким образом, совершенствование системы технического обслуживания и ремонта автомобилей напрямую связаны с эффективностью работы персонала, его квалификацией, уровнем знаний, умений и навыков.
В связи с этим рассмотрение и математическая формализация процесса обучения является важной задачей, позволяющей лучше понять внутренние механизмы процесса обучения персонала.
Академиком В. А. Трапезниковым разработан математический аппарат, описывающий некоторые закономерности сложной управляемой системы. При этом для системы вводится такое понятие, как неупорядоченность В деятельности. Если в качестве сложной управляемой системы рассматривать ремонтного рабочего, то неупорядоченность его деятельности будет проявляться в нарушении связей между потенциально возможными операциями и действиями. В теории информации неупорядоченность В характеризует энтропию системы Н согласно выражению
Н = а1 пВ,
где а — коэффициент пропорциональности.
С точки зрения процесса обучения неупорядоченность деятельности рабочего объясняется тем, что рабочий, впервые реализующий технологический процесс, не знает последовательности и правильности действий. По этой причине он ошибается и не может выполнить технологический процесс так, как это требуется при диагностике, обслуживании и ремонте автомобилей.
Неупорядоченность деятельности рабочего устраняется путем введения информации о технологических процессах при обучении или тренировках. В нашем конкретном случае примем допущение о том, что информация о технологическом процессе приходит к рабочему с каждым циклом тренировки. При этом количество циклов z представляет собой управляющую информацию, которая уменьшает энтропию
нировок, одновременно повышается уровень подготовки рабочего.
Если уровень подготовки рабочего измерять таким надежностным показателем, как безошибочность выполнения технологического процесса, то взаимосвязь уровня подготовки рабочего с неупорядоченностью его деятельности может быть описана следующей зависимостью:
Рб=Р&1 [1-/ (В)], где Рбт — максимально возможный уровень подготовки рабочего; ДВ) — некоторая функция, определяющая снижение уровня подготовки рабочего из-за неупорядоченности его деятельности.
Функцию ДВ) можно представить в виде
АР)=ЬР(2) где Ь и й — постоянные величины.
С учетом (1) и (2) получим
Рб=РбТ (1-Ь /а ).
Обозначая ЬЕ^=Е0 и а / й =10, можно записать
Рб=РбТ(1-В0 е/1 о ) (3)
где В0 — начальная неупорядоченность деятельности рабочего; 10 — постоянная величина, характеризующая подготовленность рабочего к обучению.
Если предположить, что количество управляющей информации прямо пропорционально количеству циклов обучения (тренировок), затраченных на его подготовку, то 1= в z, где в — некоторая функция, характерезующая систему обучения.
Тогда выражение (3) примет вид
Рб=РбТ (1-В0е-г/П (4)
где z — число тренировок рабочего при выполнении операции; z0 — коэффициент, характери-
1
зующий скорость обучения (^0= ~); V — скорость обучения.
Выражение (4) вполне возможно назвать математической моделью процесса обучения рабочих путем тренировок. Модель описывает динамику изменения показателя уровня подготовки рабочего, возрастающего по мере накопления навыков.
После преобразования В0 получается следующее выражение:
Рб Рбт (Рбт Ро)e
(5)
I=H.~H= аl откуда F=F. e-i/e
(1)
где — неупорядоченность деятельности ремонтного рабочего, соответствующая энтропии Нк.
Неупорядоченность деятельности ремонтного рабочего постоянно устраняется в процессе тре-
На рис. 1 показан график зависимости безошибочности деятельности рабочих от количества циклов тренировок. При этом с увеличением количества циклов обучения z повышается и уровень безошибочности выполнения технологических операций.
С помощью математической модели обучения можно заранее оценить ожидаемый уровень обу-ченности рабочих в зависимости от количества тренировок или от времени, затрачиваемого на обучение рабочих.
Рис. 1. Зависимость безошибочного выполнения технологической операции рабочим от числа циклов обучения
Однако математическая модель обучения не позволяет ответить на вопрос об оптимальном количестве тренировок в процессе обучения рабочих.
Оптимизация процесса обучения (определение оптимального количества тренировок) для инженерных задач предполагает использование технико-экономических методов. Так, в процессе обучения осуществляются такие затраты, как издержки на каждый цикл тренировки, и эти затраты возрастают. В то же время снижаются затраты при эксплуатации автомобиля из-за уменьшения числа ошибок ремонтных рабочих.
С учетом вышесказанного технико-экономическая модель оптимизации числа тренировок будет выглядеть следующим образом:
Си(г)=С0ш(г) + ОД ^ min, (6) где Cu(z) — удельные суммарные затраты на устранение отказов автомобиля из-за ошибок ремонтного рабочего Cm(z) и на тренировки рабочего C(z).
Используя формулу вероятности безошибочного выполнения операций, получим следующее выражение модели оптимизации:
С(г)=Щ-Рб)С01П + z^ (7)
где N— число операций, которые выполняет рабочий; (1-Рб) — вероятность ошибочно выполненных операций; Сош — средние затраты на устранение одной ошибочно выполненной операции; z — количество циклов обучения (тренировок) рабочего; Ст — затраты на проведение одной тренировки.
С учетом формулы (5) выражение (7) примет следующий вид:
бт +(Рбт
е ъ¥
Функция (8) непрерывна, поэтому для поиска экстремума необходимо ее продифференцировать, приравнять первую производную к нулю и полученное выражение решить относительно ъ.
После дифференцирования получится следующее выражение:
С (ъ) =-¥ N0 (Р - Рб ) е-г¥-1 +С =0.
иу 7 1 ошу бт бо7 т
Тогда
ъ ¥ ^ Ст
= NуС0ш(Рбт-Рбо) ■ После преобразований определим оптималь-
z =--(1 + l п-—-)
Zopt ^ nNy Сош(Рбт- Рбо)
В соответствии с моделью оптимизации (6) построим график (рис. 2).
Рис. 2. График оптимизации количества циклов обучения (тренировки) ремонтного рабочего
Модель оптимизации показывает, что существует с экономической точки зрения оптимальное количество циклов обучения (тренировок). Это позволяет организовать процесс обучения рабочих при наименьших затратах на обучение, добиваясь при этом высокого уровня безошибочности при выполнении технологических операций.
Если рассматривать процесс обучения, то в нем можно выделить три этапа (см. рис. 1)
I этап — этап первоначальной «приработки» к режиму выполнения операций;
II этап — этап отработки навыка при выполнении операций;
III этап — этап достижения стабильного уровня обученности.
На третьем этапе приходится выполнять дополнительное количество циклов обучения (тренировок), чтобы убедиться, что ремонтный
рабочий правильно и своевременно выполняет технологические операции. Дополнительное количество тренировок определяется опытном путем и составляет в среднем 2—3 тренировки. Исходя из этого при формировании программы обучения ремонтных рабочих необходимо учитывать время, отводимое на дополнительные тренировки.
Таким образом, процесс обучения ремонтных рабочих может быть оптимально организован. При этом важно отметить, что наряду с обучением безошибочности выполнения технологических операций ремонтный рабочий одновременно приобре-
Поступила в редакцию
тает навыки своевременного их выполнения, поэтому не возникает необходимости в дополнительных затратах на тренинги по своевременности.
Литература
1. Смирнов Б. А., Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология: (Экономические проблемы). М., 1983. 224 с.
2. Кузнецов Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей : 2-е изд., перераб. и доп. М., 1990. 272 с.
3. Шибанов Г. П. Количественная оценка человеческой деятельности. М., 1983. 363 с.
31 марта 2009 г.
Трубицын Владимир Алексеевич — канд. техн. наук, профессор, Северо-Кавказский государственный технический университет. Тел. 8-865-2-94-41-25.
Trubitsyn Vladimir Alekseevich — Candidate of Technical Sciences, professor, North Caucasus State Technical University. Tel. 8-865-2-94-41-25.