Научная статья на тему 'Применение новой технологии обслуживания тяговых подстанций как фактор повышения экономической эффективности работы дистанции электроснабжения'

Применение новой технологии обслуживания тяговых подстанций как фактор повышения экономической эффективности работы дистанции электроснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1596
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / POWER SUPPLY / МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / METHODS OF SERVICE / ТЯГОВЫЕ ПОДСТАНЦИИ / TRACTION SUBSTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Наталья Николаевна

Актуальность статьи заключается в реализации передовых методов эксплуатации и ремонта на тяговых подстанциях, надежность технико-экономические показатели и производительность труда которых, зависят от того, в какой степени в дистанциях электроснабжения используются такие методы. Согласно целям ОАО «РЖД» основной задачей дистанций электроснабжения является надежное и качественное электроснабжение железнодорожных потребителей, однако решению этой задачи препятствуют некоторые факторы: выполнение работниками большого объема несвойственной им работы, старение оборудования, отсутствие мотивации персонала к изменениям и т. д. Одним из наиболее острых вопросов, требующих решения в целях организации выполнения плана ППР, снижения (полного исключения) рисков отказов оборудования по причине нарушения технологии обслуживания, является вопрос отвлечения персонала на выполнение работ, не входящих в график планового предупредительного ремонта и обслуживания. Наибольшее количество эксплуатационного времени подразделений затрачивается на выполнение работ, не учтенных графиками ППР. Техническая политика ОАО «РЖД» направлена на уменьшение затрат рабочего времени и, как следствие, эксплуатационных расходов на обслуживание оборудования и сетей. Достигается это путем увеличения межремонтных сроков, снижения нормативов проведения ТО. По факту требования, предъявляемые ревизорским аппаратом, руководством железных дорог к эстетике содержания устройств, обязывают обслуживающий персонал выполнять отдельные виды работ, не учтенные нормативными документами ОАО «РЖД», многократно в течение года. Это такие работы, как: побелка и покраска сооружений, оборудования, очистка оборудования, монтаж дополнительных устройств, реконструкция устройств и т. д. Огромное влияние на качество выполнения ППР и само его выполнение (фактическое) оказывают многочисленные непредвиденные работы и отвлечения, процент которых сопоставим с объемом самого плана ППР. Настоящая статья посвящена экономической оценке применения комплексного метода обслуживания тяговых подстанций, с точки зрения уменьшения затрат рабочего времени и, как следствие, эксплуатационных расходов на обслуживание оборудования и сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NEW TECHNOLOGY OF SERVICE OF TRACTION SUBSTATIONS AS FACTOR OF INCREASE OF ECONOMIC EFFICIENCY OF WORK OF A DISTANCE OF POWER SUPPLY

The topicality of the article is to implement advanced methods of operation and repair of traction substations, the reliability of which, technical and economic performance and productivity depend on the extent to which the distances of power supply use such methods. According to JSC «RZD» targets the main task of distances of power supply is reliable and high-quality power supply, however there are some bars to this task fulfillment including performing large amounts of unusual work by the employees, equipment aging, the personnel lack of motivation when it comes to changes, etc. One of the most pressing issues requiring solutions for organizing implementation of the PPM plan, reduction (complete elimination) of risk of equipment failure because of infringement of technology of service is the issue of diversion of staff for the execution of works not included in the schedule of planned preventive repair and maintenance. The largest amount of units operating time is spent on work which is not taken into account in PPM schedules. The technical policy of JSC «RZD» is aimed at the reduction of working time and, as a result, of operating costs on maintenance of equipment and networks. This is achieved by increasing the between overhauls period, reduction of TM performance standards. In fact requirements from auditors and JSC «RZD» management to the devices maintenance aesthetics require the service personnel to perform certain types of work, not considered in normative documents of the JSC «RZD», repeatedly during the year. These are such works as: facilities and equipment whitewashing and painting, equipment cleaning, installation of additional devices, devices reconstruction, etc. Numerous unexpected work and distraction, the percentage of which is comparable with the volume of the PPM outage plan have a huge impact on the quality of PPM performance and its implementation. This article is devoted to the economic evaluation of an integrated traction substations maintenance method, from the point of view of the reduction of working time and, as a result, of maintenance of equipment and networks operating costs.

Текст научной работы на тему «Применение новой технологии обслуживания тяговых подстанций как фактор повышения экономической эффективности работы дистанции электроснабжения»

УДК 338.47:656.2

Григорьева Наталья Николаевна,

к. э. н., доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 89500774160, e-mail: zolotkina@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

ДИСТАНЦИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

N. N. Grigoryeva

APPLICATION OF NEW TECHNOLOGY OF SERVICE OF TRACTION SUBSTATIONS AS FACTOR OF INCREASE OF ECONOMIC EFFICIENCY OF WORK OF A DISTANCE

OF POWER SUPPLY

Аннотация. Актуальность статьи заключается в реализации передовых методов эксплуатации и ремонта на тяговых подстанциях, надежность технико-экономические показатели и производительность труда которых, зависят от того, в какой степени в дистанциях электроснабжения используются такие методы. Согласно целям ОАО «РЖД» основной задачей дистанций электроснабжения является надежное и качественное электроснабжение железнодорожных потребителей, однако решению этой задачи препятствуют некоторые факторы: выполнение работниками большого объема несвойственной им работы, старение оборудования, отсутствие мотивации персонала к изменениям и т. д. Одним из наиболее острых вопросов, требующих решения в целях организации выполнения плана ППР, снижения (полного исключения) рисков отказов оборудования по причине нарушения технологии обслуживания, является вопрос отвлечения персонала на выполнение работ, не входящих в график планового предупредительного ремонта и обслуживания. Наибольшее количество эксплуатационного времени подразделений затрачивается на выполнение работ, не учтенных графиками ППР. Техническая политика ОАО «РЖД» направлена на уменьшение затрат рабочего времени и, как следствие, эксплуатационных расходов на обслуживание оборудования и сетей. Достигается это путем увеличения межремонтных сроков, снижения нормативов проведения ТО. По факту требования, предъявляемые ревизорским аппаратом, руководством железных дорог к эстетике содержания устройств, обязывают обслуживающий персонал выполнять отдельные виды работ, не учтенные нормативными документами ОАО «РЖД», многократно в течение года. Это такие работы, как: побелка и покраска сооружений, оборудования, очистка оборудования, монтаж дополнительных устройств, реконструкция устройств и т. д. Огромное влияние на качество выполнения ППР и само его выполнение (фактическое) оказывают многочисленные непредвиденные работы и отвлечения, процент которых сопоставим с объемом самого плана ППР.

Настоящая статья посвящена экономической оценке применения комплексного метода обслуживания тяговых подстанций, с точки зрения уменьшения затрат рабочего времени и, как следствие, эксплуатационных расходов на обслуживание оборудования и сетей.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, электроснабжение, методы обслуживания, тяговые подстанции.

Abstract. The topicality of the article is to implement advanced methods of operation and repair of traction substations, the reliability of which, technical and economic performance and productivity depend on the extent to which the distances ofpower supply use such methods. According to JSC «RZD» targets the main task of distances of power supply is reliable and high-quality power supply, however there are some bars to this task fulfillment including performing large amounts of unusual work by the employees, equipment aging, the personnel lack of motivation when it comes to changes, etc.

One of the most pressing issues requiring solutions for organizing implementation of the PPM plan, reduction (complete elimination) of risk of equipment failure because of infringement of technology of service is the issue of diversion of stafffor the execution of works not included in the schedule ofplanned preventive repair and maintenance.

The largest amount of units operating time is spent on work which is not taken into account in PPM schedules. The technical policy of JSC «RZD» is aimed at the reduction of working time and, as a result, of operating costs on maintenance of equipment and networks. This is achieved by increasing the between overhauls period, reduction of TM performance standards. In fact requirements from auditors and JSC «RZD» management to the devices maintenance aesthetics require the service personnel to perform certain types of work, not considered in normative documents of the JSC «RZD», repeatedly during the year. These are such works as: facilities and equipment whitewashing and painting, equipment cleaning, installation of additional devices, devices reconstruction, etc. Numerous unexpected work and distraction, the percentage of which is comparable with the volume of the PPM outage plan have a huge impact on the quality of PPM performance and its implementation. This article is devoted to the economic evaluation of an integrated traction substations maintenance method, from the point of view of the reduction of working time and, as a result, of maintenance of equipment and networks operating costs.

Keywords: railway transport, power supply, methods of service, traction substations.

Введение

Применение комплексного метода обслуживания тяговых подстанций, с использованием принципа параллельности производственных процессов, позволяет более четко планировать работу специализированных бригад, уменьшить число отключений, присоединений и продолжительность простоя оборудования в ремонте. Эти предпосылки

способствуют снижению издержек производства и увеличению производительности труда.

1. Преимущества и недостатки методов обслуживания тяговых подстанций

Надежность тяговых подстанций, их технико-экономические показатели и производительность труда зависят от того, в какой степени в дистанциях электроснабжения реализуются передо-

вые методы эксплуатации и ремонта. Существуют кустовой, централизованный и комплексный методы обслуживания тяговых подстанций.

Сущность кустового метода заключается в том, что 3-4 тяговых подстанции и около 10 ПС и ППС с хорошими автодорожными связями объединяют в одно подразделение под руководством одного начальника - куст подстанций [1].

На одной из подстанций, как правило опорной, создают комплексную бригаду и базу для проведения производства почти всех видов ремонта и обслуживания, оснащенную необходимыми испытательными установками, приборами и приспособлениями, а также автотранспортными средствами. Такая бригада для куста из 3-4 подстанций состоит из 5-6 человек под руководством старшего электромеханика.

На остальных подстанциях, входящих в куст, остается оперативно-ремонтный эксплуатационный штат не более 2-3 человек, включая старшего электромеханика. В их обязанности входит производство оперативных переключений, допуск к работе ремонтных бригад, участие в ремонтных работах и, при необходимости, оперативное вмешательство в аварийные ситуации. Кроме того, они занимаются текущими хозяйственными работами. Общий штат такого куста из 3 подстанций (опорная ТП с дежурством в 1 лицо, и две промежуточные с оперативно-ремонтным персоналом) составляет 15 человек, или 5 человек на подстанцию. В то же время при раздельном обслуживании таких подстанций общий штат составляет 16-19 человек, т. е. 6 человек на одну подстанцию. Таким образом, трудозатраты уменьшаются на 20 %.

Преимущества кустового метода: повышение производительности труда, объединение трудовых и материальных ресурсов малочисленных и разрозненных подстанционных бригад, концентрация их усилий на решение первоочередных, наиболее важных задач, разгрузка бригад РРУ и уменьшение непроизводственных затрат их рабочего времени, связанных с длительностью поездок.

Недостатки: в комплексной бригаде куста плохо удается выдержать принцип специализации, появляется опасность снижения качества ТО и ремонта; распределение по кустам редко используемых ремонтных приспособлений, аппаратуры и приборов для профилактических испытаний и других работ.

При централизованном обслуживании тяговых подстанций все виды ремонтов выполняются специализированной комплексной бригадой РРУ. По возможности на подстанциях и ПС осуществляется лишь проверка состояния и замена неис-

правных узлов и деталей (или устройств в целом) с их последующей регулировкой и испытаниями на месте. Восстановление исправности снятых с эксплуатации устройств и элементов, их настройка и подготовка к дальнейшему использованию осуществляется в специализированных отделениях РРУ.

В этом случае штат каждой подстанции, обслуживаемый без дежурства оперативно-ремонтным персоналом, состоит из 1-2 человек: старший электромеханик и электромеханик, при необходимости остается дежурный персонал.

Недостатком системы централизованного обслуживания являются значительные непроизводительные затраты рабочего времени на проезд бригад РРУ к месту работы. Поэтому предпосылками к использованию такого метода являются:

-расположение РРУ в середине зоны обслуживания или рассредоточение жилья бригад РРУ по длине ЭЧ;

- создание на тяговых подстанциях условий для пребывания бригад РРУ в течение нескольких дней, без ежедневного возвращения к месту жительства;

- обоснованное увеличение межремонтных сроков до оптимальных - меньше выездов бригад на ТП;

- применение комплексных методов ремонта.

Централизованная система обслуживания

пока не приобрела широкого распространения, но успешно применяется в сочетании с комплексным методом ремонта подстанций на ряде дорог СНГ. Опыт подтверждает преимущества такой системы обслуживания. Трудовые затраты снижаются до 6-8 тыс.чел.-ч на подстанцию в год, что соответствует контингенту 3,5-4,5 человека на одну подстанцию, а это ниже на 10-20 %, чем при кустовом методе.

Суть комплексного метода обслуживания [1] заключается в том, что все ремонтно-профилактические работы на подстанции с учетом их объемов, сложности и периодичности делят на три комплекса, объединяемые малым, средним и большим комплексными ремонтами с 6-летним ремонтным циклом. Длительность ремонтного цикла равна периоду БКР (большого комплексного ремонта).

Малый комплексный ремонт (МКР) включает в себя все работы, выполняемые ежеквартально персоналом подстанции по текущему ремонту фидеров, инверторов, преобразователей и общепод-станционных устройств собственных нужд. На подстанциях, имеющих ФКУ, одновременно проверяется распределение напряжения по батареи. При каждом втором МКР (1 раз в 6 месяцев) под-

вергаются текущему ремонту выпрямительные преобразователи.

Средний комплексный ремонт (СКР) производится ежегодно бригадами РРУ совместно с персоналом подстанции. При этом максимально используется принцип параллельности. Различают два объема ремонтов: СКР1 и СКР2.

СКР1 выполняется каждый год. Он включает в себя все работы МКР, а также текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока, отделителей, короткозамыкателей и разъединителей ОРУ, силовых трансформаторов, сглаживающего устройства и устройств собственных нужд (электродвигатели, аккумуляторные батареи, зарядные и подзарядные устройства, освещение). При этом выполняются профилактические испытания преобразователей, сглаживающих устройств, высоковольтных силовых кабелей и штыревой изоляции ОРУ, а также частичная проверка защиты, автоматики и телемеханики всех присоединений.

СКР2 производится 1 раз в три года. Он поглощает все ежегодные работы СКР1 и, кроме того, предусматривает выполнение текущего ремонта измерительных трансформаторов, а также капитальный ремонт фидеров контактной сети переменного тока, отделителей и короткозамыкателей. При этом выполняется полный объем профилактических испытаний всех МВ измерительных трансформаторов, электродвигателей, подзаряд-ных устройств и контура заземления, испытания изоляции РУ, сглаживающего устройства, аккумуляторной батареи и освещения, а также полная проверка устройств РЗАТ и электроизмерительных приборов всех присоединений.

Большой комплексный ремонт (БКР) соответствует капитальному ремонту подстанции. Выполняется 1 раз в 6 лет работниками подстанции, РРУ, ЭЧМ и специализированных ремонтных баз. БКР предусматривает выполнение в обязательном порядке капитального ремонта всех разъединителей, отделителей, короткозамыкателей РУ выше 1000 В. При этом выполняется также текущий ремонт и полный объем профилактических испытаний всего остального оборудования, аппаратов и схемных узлов, по результатам которых устанавливается необходимость назначения дополнительных капитальных ремонтов.

Применение комплексных ремонтов позволяет сосредоточить внимание РРУ, ЭЧМ и других подразделений ЭЧ на одной подстанции, используя принцип параллельности производственных процессов, более четко планировать работу специализированных бригад, уменьшить число отключений, присоединений и продолжительность простоя оборудования в ремонте. Бригады РРУ работают на каждой данной подстанции только 1 раз в году и выдают гарантию ее устойчивой работы.

Работы по БКР и СКР должны производить-

ся в строгой технологической последовательности с соблюдением правил сетевого планирования (сетевые графики БКР и СКР).

Ремонт каждой конкретной подстанции производят в строго отведенное для нее время и, в зависимости от установленных сроков, планируют завоз материалов и запчастей, работы автотранспорта, отпуска людей. Энергодиспетчер точно знает, для какой подстанции согласовывать и оформлять работу, сокращая потери времени на ожидание нарядов и подготовки рабочих средств. Улучшает качество работ и контроль за ними.

Данный метод обслуживания тяговых подстанций позволяет:

- сократить непроизводительные потери рабочего времени;

- снизить издержки производства;

- увеличить производительность труда.

2. Анализ факторов, препятствующих внедрению комплексных бригад РРУ в дистанции электроснабжения (ЭЧ-5)

Основное направление деятельности Иркутской дистанции электроснабжения (ЭЧ-5) как структурной единицы в компании ОАО «РЖД» -это надежное и качественное электроснабжение железнодорожных потребителей, соответствие потребностям экономики ОАО «РЖД». В связи с этим направлением рассмотрим факторы, способствующие и препятствующие внедрению комплексных бригад ремонтно-ревизионного участка (РРУ) (в табл. 1).

С учетом анализа баланса сил, и политики Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», определяющими были выбраны следующие факторы:

- соответствие проекта политике и целям ВСЖД - филиала ОАО «РЖД»;

- научный подход к управлению и улучшению процесса.

Кроме рассмотренных выше факторов основным и одним из отрицательных моментов является значительный износ оборудования тяговых подстанций (более 75 %) - старение оборудования. В связи с этим допускается большое количество нарушений в работе данного оборудования. Поэтому эксплуатационному персоналу необходимо выполнять диагностику оборудования с определенной периодичностью, а в особых случаях - с уменьшенной периодичностью.

Вторым негативным фактором является отсутствие направленности систем поощрения и наказания на улучшение качества работ ввиду того, что система премирования предусматривает рассмотрение показателей работы цеха в целом без учета отдельных работников.

Для реализации улучшений работы оборудования тяговых подстанций по данным факторам

Т а б л и ц а 1

Анализ баланса сил

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Лидерство руководителей в улучшении организации работ Отсутствие мотивации персонала на изменения

Понимание и принятие целей руководителями, работниками Неработоспособная система материально-технического снабжения

Разработка и внедрение четкой нормативно-технической, правовой документации Отсутствие у руководителей реальных рычагов поощрения работников

Соответствие проекта политике и целям ВСЖД Выполнение работниками большого обьема несвойственной им работы

Постоянная ориентация работников на качественное выполнение работ - как приоритет Отсутствие денежных средств в распоряжении руководителя для решения каких-либо задач

Высокая квалификация и дисциплина работников Проблемы с родственниками работников при изменении условий труда

Внедрение передовых методов контроля, обучение и самообучение работников Отсутствие направленности систем поощрения и наказания на улучшение и качество работ

Низкая текучесть кадров Отсутствие обучения и литературы по СМК на понятном для технических руководителей языке

Научный подход к управлению и улучшению процесса Плохие санитарно-бытовые условия

Достойная оплата труда Старение оборудования

был проведен анализ причинно-следственных связей (рис. 1).

Из анализа диаграммы причинно-следственных связей видно, что основной причиной допущенных нарушений является некачественное техническое обслуживание оборудования тяговых подстанций (36,1 % от общего числа).

Выявлено 3 основных причины, приводящих к данному положению дел, основной из которых (16,1 %) является несоблюдение сроков профилактических испытаний оборудования.

Зависимость количества нарушений от изменения штата ремонтно-ревизионного участка и отвлечений от выполнения основных работ более подробно представлена в табл. 2.

Работы, проводимые в дистанции электроснабжения за 3 года, с учетом отвлечений от основного объема работ, дополнительной нагрузки на обслуживание установленного оборудования и экономии рабочего времени в связи с вводом данного оборудования представлены в табл. 3.

Из данных табл. 2, 3 видно, что в настоящее время ремонтно-ревизионный участок неэффективно использует рабочее время в связи с большими отвлечениями на внеплановые, непрофильные работы, монтажно-наладочные работы нового оборудования. Но основные отвлечения происходят из-за большого количества передвижений, разъездов персонала в пределах обслуживаемого участка, длительного времени подготовки рабочего места.

Годовой простой часов цеха РРУ составляет около 27,8 тыс. часов. По проведенным фотографиям рабочего дня были выявлены потери рабочего времени (табл. 4). Основную долю занимают потери на внеплановые работы, проводимые в оперативном порядке, по восстановлению неисправного оборудования и устранению замечаний комиссий. В связи с этим для сокращения непроизводительных потерь рабочего времени, предлагается ввести комплексный метод обслуживания на двух тяговых подстанциях ЭЧ-5: Подкаменная и Андриановская.

3. Оценка влияния предлагаемой технологии обслуживания на тяговых подстанциях на непроизводительные потери рабочего времени и производительность труда

Анализ затрат рабочего времени (табл. 5) при действующей и новой технологии обслуживания тяговой подстанции ст. Подкаменная, показал, что при применении комплексного метода обслуживания время работы с учетом подъезда и подготовки рабочего места для производства работ снижается на 682 чел. часа, а также снижается время на подъезд к месту работы и на подготовку рабочего времени, что приводит к увеличению времени на выполнение основной работы на 19 % [2].

Экономия расходов по ФОТ от сокращения непроизводительных потерь рабочего времени, затрачиваемого на неоднократный подъезд к месту работ, рассчитывается по формуле (1)

Нарушение технологии (41,6%)

Несоблюдение сроков профиспытаний (16,1%)

Некачественное техническое обслуживание оборудования (36,1 %)

Персонал (16,8%)

Низкое качество проведения технологических работ (10 %)

Неверное проектное решение (5,5 %)

Нехватка времени на соблюдение технологии (10 %)

Ошибочные действия персонала (2,3 %)

Некачественное выполнение должностных обязанностей (3,5 %)

Снижение качества

проведения противоаварийных тренировок (5,5 %)

Недостаточная квалификация (5,5 %)

Заводской дефект деталей (4,6 %)

Старение отдельных деталей (4,7 %)

Отсутствие запасных частей (4,6 %)

Отключение внешнего электроснабжения (8 %)

Нарушение в работе тяговых подстанций

Влияние посторонних лиц (2,9 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбой м/поездного интервала в пути следования (4,8 %)

Влияние животных (12 %)

Качество материалов и оборудования (13,9 %)

Прочие причины (27,7 %)

Рис. 1. Анализ состояния дел по цеху ремонтно-ревизионного участка и тяговых подстанций

Т а б л и ц а 2

Анализ эксплуатационной деятельности по РРУ и тяговым подстанциям за 2011-2013 год

Наименование показателя 2011 год 2012 год 2013 год

Штат п/станция 86 84 84

РРУ 61 61 61

Штат п/станция 89 89 89

РРУ 60 59 56

Настой часов на выполнение плановых работ по факту: всего/РРУ 241536/96288 240720/95472 240720/95472

Выполнение ППР, % п/станция 98,21 90,11 90,11

Наименование показателя 2011 год 2012год 2013 год

РРУ 83,8 78,15 78,15

Отвлечения на внеплановые работы, в чел./час./% п/станция незначительно незначительно незначительно

РРУ 919610,3 1143910 1256112

Отвлечения на непрофильные работы, в чел./час./% п/станция незначительно незначительно незначительно

РРУ 24762,6 27242,2 29743

Количество отказов, браков, нарушений браки/по вине персонала 0/0 0/0 0/0

отказы/по вине персонала 7/1 3/0 4/3

нарушения/по вине персонала 16/7 12/0 14/4

Т а б л и ц а 3

Работы по усилению и реконструкции, проводимые в ЭЧ-5 с 2011 по 2013 год_

Год Работы по усилению и реконструкции (крупные) Дополнительно установленное оборудование

Наименование работы Отвлечения от объема работ, чел./час. Экономия в связи с вводом в работу, чел./час. в год Наименование работ Дополнительная нагрузка на обслуживание, чел./час.

Аккумуляторная батарея (2 шт.) 248 96 Продольная компенсация по ст. Андриановской 170

Замена ВМГ-133 на вакуумные (17 шт.) 280 170 ФКС по 3 пути Иркутск - Гончарово (2 шт.) 68

2012 Капремонт В-110 (5 шт.) 400 - В-35 по Максимовской 34

год Замена вводов 110 кВ (6 шт.) 240 102 Перевод разьед. на ТУ-ДУ (4 шт.) 28

Замена вводов 27,5 кВ (6 шт.) 96 - ТП-29 Иркутск-Сорт. 170

Капремонт трансформатора Т сцб по ЭЧЭ-30 24 - ТП-СТЦ, Суховская 170

Продольная компенсация по Андриановской 1224 - ТП-Компрессорная, Суховская 170

ЦРП-740, Иркутск 314

Замена выключателей 110 кВ на элегазовые (2 шт.) 288 38 ФКС-Алюминиевая, Гончарово 34

2013 год Замена выключателей 27,5 кВ на вакуумные (3 шт.) 144 30 СВ-35-МВД 34

Замена трансформаторов НТМИ-10 по программе АС-КУЭ (25 шт.) 600 - Ф-10 кВ Мегет 34

Замена КРУН-6, 10 кВ, Академическая 432 374 Перевод разьед. на ТУ-ДУ (4 шт.) 28

Замена вводов 110 кВ (2 шт.) 80 34 ДГА по ЭЧЭ-32

2012 Капремонт В-110 (3 шт.) 240 - ТП ВЧД, Южная 170

год СВ-35-МВД - 24 КТП-Пневмопочта, Суховская -

Ф-10 кВ Мегет 48 - РП-51, Иркутск 510

Замена пультов ДУ (10 шт.) 160 48 ТП-Узловая 304

Замена выключателей 110 кВ на элегазовые (2 шт.) 288 38 ФКС-Алюминиевая, Гончарово 34

Замена выключателей 27,5 кВ на вакуумные (3 шт.) 144 30 СВ-35-МВД 34

2013 год Замена трансформаторов НТМИ-10 по программе АС-КУЭ (25 шт.) 600 - Ф-10 кВ Мегет 34

Замена КРУН-6, 10 кВ, Академическая 432 374 Перевод разьед. на ТУ-ДУ (4 шт.) 28

Замена вводов 110 кВ (2 шт.) 80 34 ДГА по ЭЧЭ-32

Капремонт В-110 (3 шт.) 240 - ТП ВЧД, Южная 170

СВ-35-МВД - 24 КТП-Пневмопочта, Суховская -

Ф-10 кВ Мегет 48 - РП-51, Иркутск 510

Замена пультов ДУ (10 шт.) 160 48 КТПН-2042, Иркутск -

Замена ШКР т/п Усолье 80 - ТП-Узловая 304

Т а б л и ц а 4

Потери рабочего времени за 2013 год

Наименование показателя Потери рабочего времени, тыс. час. Удельный вес, %

Внеплановые работы 11,5 41

Непрофильные работы 3 11

Неоднократный подъезд к месту работ 7,4 27

Неоднократные подготовительно-заключительные мероприятия 5,9 21

Т а б л и ц а 5

Анализ затрат рабочего времени при разных технологиях обслуживания подстанции ст. Подкаменная

Показатель Действующая технология обслуживания, чел./час. Удельный вес, % Предлагаемая технология обслуживания, чел./час. Удельный вес, %

Время работы в год согласно технологической карте 2515,82 74 2515,82 93

Время на подъезд к месту работы 629,58 19 104,8 4

Время на подготовку рабочего места 235,8 7 78,58 3

Всего 3381,2 100 2699,2 100

ЛЭ = (Т2 - Т1)ЧТС, (1)

где Т1 - количество чел. часов, необходимых для обслуживания подстанции при предлагаемой технологии [4];

Т2 - количество чел. час., необходимых для обслуживания подстанции при действующей технологии [4];

ЧТС - часовая тарифная ставка, принята на 1.03.2014 г в размере 114,99 руб. [3].

ЛЭ = (3381,2 - 2699,2) • 114,99 = 78420 руб.

Отчисления на социальные нужды рассчитываются в размере 30,4 % от фонда оплаты труда Эон = 78420-0,304 = 23840 руб.

Годовой экономический эффект составит ЛЭгод = 78420 + 23840 = 102,26 тыс. руб.

Рассчитаем производительность труда при действующей и предлагаемой технологии обслу-

живания по формуле (2)

ЛПТ (1/Т предлаг. технология)/(1/Т дейст.технология) 100 %, (2)

где Т - трудоемкость работ при действующей и предлагаемой технологии в чел. час.

ЛПТ = (1/2699,2)/(1/3381,2) • 100 % = 125 %.

Анализ затрат рабочего времени (табл. 6) при действующей и предлагаемой технологии обслуживания тяговой подстанции ст. Андрианов-ская показывает снижение времени на подъезд к месту работы и на подготовку рабочего времени, что приводит к увеличению времени на выполнение основной работы на 22 % [2].

Экономия ФОТ от сокращения непроизводительных потерь рабочего времени, затрачиваемого на неоднократный подъезд к месту работ, рассчитанная по формуле (1), составит ЛЭ = 60645,7 руб.

Т а б л и ц а 6

Анализ затрат рабочего времени при разных технологиях обслуживания подстанции ст. Андриановская

Показатель Действующая технология обслуживания, чел./час. Удельный вес, % Предлагаемая технология обслуживания, чел./час. Удельный вес, %

Время работы в год согласно технологической карте 1622,7 71 1622,7 93

Время на подъезд к месту работы 507,1 22 81,1 4

Время на подготовку рабочего места 152,1 7 50,7 3

Всего 2281,9 100 1754,5 100

Отчисления на социальные нужды: Эосн. = 60645,7 0,304 = 18436,3 руб.

Годовой экономический эффект: ЛЭгод= 60645,7 +18436,3 = 79,082 тыс. руб.

Производительность труда при действующей и предлагаемой технологии обслуживания по формуле (2)

ЛПТ = (1/2281,9)/ (1/1754,5) 100 % = 130 %.

Заключение

Применение комплексного метода обслуживания на двух тяговых подстанциях ЭЧ-5 позволило получить годовой экономический эффект в размере 181,34 тыс. рублей и способствовало повышению производительности труда ст. Подка-менная на 25 %, и ст. Андриановская на 30 %.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Алексеева А.И., Купров А.И., Сапронов Ю.Д. Экономика, организация и планирование хозяйства электроснабжения железных дорог : учебн. для техникумов ж.-д. трансп. М. : Транспорт, 1987.240 с.

2. Наблюдательные листы формы ТНУ-1, ТНУ-3, ТНУ-4.

3. Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». М., 2007.

4. Сборник норм времени и нормативов численности на текущий ремонт и межремонтные испытания тяговых и трансформаторных подстанций железных дорог для ОАО «РЖД». М., 2007. 172 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 629.423.3:621.316.9 Курносов Роман Викторович,

аспирант, инженер-конструктор 1 категории, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Закрытое акционерное общество «Дальневосточная электротехническая компания»,

тел. (4212) 41-70-41, e-mail: 148@dv-electro.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗА ЭП-1 В СИСТЕМЕ ORCAD С МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫМ

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ

R. V. Kurnosov

SIMULATION OF ELECTRIC LOCOMOTIVE IN ORCAD WITH UPGRADED RECTIFIER-INVERTER CONVERTER

Аннотация. Электровозы с плавным регулированием напряжения имеют существенные достоинства: плавное регулирование и рекуперативное торможение. В то же время главным их недостатком является низкий коэффициент мощности, достигающий лишь в конце четвертой зоны регулирования значения 0,84. Повышение коэффициента мощности электровоза переменного тока с плавным регулированием напряжения может быть осуществлено за счет уменьшения угла открытия тиристоров в выпрямительно-инверторном преобразователе. Для уменьшения угла открытия тиристоров предлагается заменить один из тиристоров ветви ВИП диодом такого же класса и с тем же значением предельного тока. Все прямое напряжение ветви ВИП будет прикладываться к одному тиристору. В результате ветвь ВИП будет состоять из одного тиристора и одного диода. Общее число вентилей плеча ВИП останется прежним, так как число параллельно и последовательно включенных вентилей определяется, соответственно, предельным током и классом (допустимым обратным напряжением) вентилей. При моделировании в системе ORCAD силовой цепи электровоза ЭП-1 с типовым и модернизированным ВИП-5600 были исследованы такие энергетические показатели электровоза, как коэффициент мощности, активная и полная мощность электровоза при токе двигателя 570 А.

При помощи пакета ORCAD смоделирована работа электровоза ЭП-1 с модернизированным и стандартным ВИП и найдены основные энергетические показатели.

В системе ORCAD были смоделированы следующие основные блоки: тяговая подстанция; тяговые трансформаторы ОДНЦЭ-5700/25 У2; выпрямительно-инверторный преобразователь ВИП-5600-УЛХ2; тяговые электрические двигатели НБ-520В.

Ключевые слова: моделирование, электровоз, выпрямительно-инверторный преобразователь, угол открытия, коэффициент мощности.

Abstract. Electric locomotives with voltage variable control have significant advantages: smooth control and regenerative braking. At the same time, their main drawback is the low power factor, reaching value of 0,84 only at the end of the fourth control zone. Improving the power factor of AC electric locomotives of continuously variable voltage can be accomplished by reducing the opening angle of the thyristors in the rectifier-inverter converter. To reduce the opening angle of the thyristors it is proposed to replace one of the VIP branch thyristor with the diode of the same class and with the same value of the limiting current. All the VIP branch forward voltage is applied to one thyristor. As a result, VIP branch will consist of one thyristor and a diode. Total number of VIP shoulder valves will remain the same as the number of parallel and serially connected gates is determined by the limiting current and the valves class accordingly.

During the electric locomotive VC-1 power circuit with standard and upgraded VIP-5600 modeling in ORCAD system the following electric locomotive energy indicators were investigated: power factor, active and full electric power at a current of570 A.

The following main components have been modeled in the ORCAD system: traction substation; traction transformers ODNTSE-5700/25; rectifier-inverter converter VIP-5600; traction electric motors NB-520V.

Keywords: modeling, electric locomotive, rectifier-inverter converter, opening angle, power factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.