Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 18-21.
А. В. Белоедов, В. Д. Иванов, М. Ю. Бардина
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ЕДИНОБОРЦЕВ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Экспериментально показано влияние недостаточной функциональной подготовки на организм боксёров 12-13 лет, что характеризуется, при равной интенсивности работы в сравнении с спортсменами, получившими достаточный объём физических нагрузок, более высокими показателями ЧСС, а также повышенным потоотделением, сбивчивым и неровным дыханием, неполноценным восстановлением во время отдыха.
Ключевые слова: развитие физических качеств, частота сердечных сокращений, круговая тренировка, функциональная подготовленность, начинающие боксёры 12-13 лет.
В условиях современного спорта, с его высочайшими требованиями к технико-тактической и физической подготовленности единоборцев, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития атлетов [1; 3; 7]. Соревнования последних лет убеждают нас в важности хорошей функциональной подготовленности боксёров, в умении держать высокий темп боя, выдерживать силовую борьбу, быстро восстанавливаться [2; 5; 8]. Учитывая увеличение плотности боя за последнее время, а также повышение эффективности боевых действий в заключительном решающем раунде поединка, можно говорить о высоком уровне выносливости боксёров и прогнозировать дальнейший прогресс в развитии этого важного качества в ближайшем будущем. Примерно то же можно сказать и о быстроте и силе ударов — современный бокс становится всё более быстрым и жёстким [4-6]. Следовательно, поиск методов повышения функциональной подготовленности боксёров в различные периоды тренировочного процесса сегодня является актуальным и своевременным.
Материалы и методы исследования. Основной задачей данного этапа исследования ставилось экспериментальное определение эффективности влияния метода круговой тренировки на функциональную подготовленность начинающих боксёров. При этом использовались методы: анализ литературных источников, тестирование, педагогический эксперимент, математическая статистика. Педагогический эксперимент проходил на базе секции бокса при ДЮСШ «Каскад» г. Челябинска. В качестве экспериментальной выступала группа новичков 1-2-го года обучения, состоящая из 10 юношей 1999-2000 годов рождения, которые занимались 5 раз в неделю по 2 ч. В качестве контрольной группы вы-
ступили ребята также 1-2-го года обучения, которые занимаются также 2 раза в неделю по 2 ч. Контрольная группа тренировалась по традиционной программе ДЮСШ [2]. В экспериментальной группе в середине первого учебного полугодия (октябрь-ноябрь) в течение шести недель (первый этап) применялся метод круговой тренировки, направленный на достижение необходимого объёма общей физической подготовки боксёра, работа шла в основном на развитие силы и силовую выносливость по методике, описанной нами ранее [4]. Во втором полугодии у экспериментальной группы в конце января — начале февраля опять проводились круговые тренировки, которые в этот раз были направлены на развитие специфичных для бокса функциональных способностей организма занимающихся. Так как наступил соревновательный период тренировок, на данном этапе исследований тесты проводились в конце этапа (в феврале) на боксёрских снарядах и специфических для бокса упражнениях (скакалка, спурты и т. п.).
Главным показателем для этих тестов были интенсивность работы исследуемых, границы их индивидуального тренировочного пульса (ИТП) при выполнении заданий и восстановление во время отдыха.
В подготовительном периоде тренировочных занятий в экспериментальной группе с сентября по ноябрь проводился первый этап применения метода круговой тренировки, работа шла на развитие абсолютной и взрывной силы, силовой выносливости. Станции состояли из упражнений на тренажёрах, с отягощениями, с собственным весом (подтягивания на перекладине, отжимания на брусьях и т. п.). В начале первого этапа (в течение трёх недель — 6 тренировок), после определения максимальных нагрузок у каждого наблюдаемого работа на станциях строилась по количеству по-
второв, в основном, с отягощениями (без строгих временных интервалов, но в рамках раунда). Вес отягощений на станциях подбирался для каждого индивидуально. Отдых между сменой станций составлял 1 мин. После первого круга проводились упражнения на расслабление, школа бокса в течение 1 раунда. Затем после 2-минутного отдыха начинался второй круг. В первую неделю выполняли по три круга, во вторую — по четыре.
Во второй половине (в течение трёх недель — 3 тренировки) первого этапа эксперимента работа на станциях уже изменилась, стали применяться строгие временные интервалы по 1,5 мин с 1 минутой отдыха между станциями. На каждой станции занимающиеся делали повторы индивидуальное количество раз, однако обязательным было требование тренера, чтобы границы ЧСС находились в 1-й зоне, т. е. в пределах 140-160 уд./мин. Также контролировалось восстановление ребят за минуту отдыха. При разнице ударов сердца меньше 35-40 рекомендовалось снизить интенсивность выполнения упражнений или вес отягощения (если работа была с отягощениями). После первого круга проводились упражнения на расслабление, затем выполняли «бой с тенью» по заданию в среднем темпе. Отдых между кругами составлял 2-3 мин, до полного восстановления.
Во втором полугодии у экспериментальной группы с января по февраль в течение четырёх недель опять проводились круговые тренировки, которые в этот раз были направлены на развитие специфичных для бокса функциональных способностей организма занимающихся. Как и на первом этапе, круговые тренировки применялись два раза в неделю. Станции состояли из упражнений на боксёрских снарядах, с собственным весом, с лёгкими отягощениями, упражнений со скакалкой и т. п. Работа на станциях была в строго дозированных временных интервалах (в начале этапа 1,5-2 мин, во второй половине 1 мин). Основным требованием при выполнении упражнений на станциях являлась высокая ин-
тенсивность и непрерывность. ЧСС занимающихся должна была находиться во 2-й зоне, т. е. в пределах 170-180 уд./мин.
Однако на некоторых станциях требовалась также техническая правильность выполнения упражнений, что предъявляло занимающимся высокие требования к координации движений, памяти, внимательности и волевым усилиям. Пульс обязательно замерялся после выполнения упражнений, а также после отдыха для установления восстановления организма спортсменов. При недостаточной восстанавливаемости (меньше 40-35 уд./мин) вносились коррективы. Во второй половине этапа временной интервал станций сократился до 1 мин, однако возросла интенсивность выполнения упражнений. ЧСС также должна была находиться во 2-й зоне. Отдых оставался прежним, контролировалось восстановление. Перед началом первого этапа эксперимента в обеих группах проводились тесты на общую физическую подготовку.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам первого теста на ОФП выяснилось следующее: средние значения групп по каждым нормативам выявили, что физической подготовкой ребята из экспериментальной группы ненамного уступают ребятам из контрольной группы. Результаты тестов на общую физическую подготовку боксёров в начале учебного года представлены в табл. 1.
После первого этапа эксперимента (через месяц) в обеих группах также проводились тесты на общую физическую подготовку. По итогам второго теста на ОФП выяснилось следующее: ребята из экспериментальной группы прибавили в результатах, почти по всем показателям перегнав контрольную группу, кроме прыжков в длину; прогресс у ребят из контрольной группы незначителен, а по некоторым показателям даже снизился. Результаты тестов на общую физическую подготовку боксёров спустя 2 месяца тренировок представлены в табл. 2.
Таблица 1
Уровень развития физических качеств у обследуемых в начале учебного года
Группа Бег 60 м, с Бег 500 м, мин, с Прыжок в длину с места, см Отжимания в упоре, кол-во раз Подтягивания, кол-во раз Подъём ног в висе на шведской стенке, кол-во раз
Экспериментальная Контрольная 10,14±0,75 10,11±0,86 2,12±0,42 2,09±0,77 161,70±0,23 161,20±0,46 22,60±0,45 22,20±0,74 19,30±0,72 19,30±0,93 8,30±0,63 8,8±0,82
20 А. В. Белоедов, В. Д. Иванов, М. Ю. Бардина
Таблица 2
Уровень развития физических качеств у обследуемых спустя 2 месяца тренировок
Группа Бег 60 м, с Бег 500 м, мин, с Прыжок в длину с места, см Отжимания в упоре, кол-во раз Подтягивания, кол-во раз Подъём ног в висе на шведской стенке, кол-во раз
Экспериментальная Контрольная 9,8±0,76 10,0±0,63 1,58±0,57 2,00±0,72 161,90±0,37 162,30±0,45 23,30±0,42 22,90±0,67 13,10±0,64 11,50±0,79 11,30±0,48 8,50±0,53
Таблица 3
Динамика функциональной подготовленности у обследуемых в феврале
Группа Спурты на мешках по 10 с, через каждые 10 с, с максимальной интенсивностью в течение раунда (1,5 мин) Спурты на скакалке по 5 с, через каждые 10 с, с максимальной интенсивностью в течение раунда (1,5 мин) «Бой с тенью» по заданиям Вольная работа на мешке в высоком темпе
1 2 1 2 1 2 1 2
Экспериментальная 179,8±0,79 53,1±0,63 170,0±0,82 49,0±0,58 167,8±0,67 48,0±0,54 173,1±0,79 51,3±0,55
Контрольная 182,0±0,72 34,3±0,54 176,3±0,78 31,2±0,72 175,4±0,75 34,3±0,63 188,8±0,82 33,5±0,69
Примечание. 1 — ЧСС после нагрузки (уд./мин); 2 — восстановление ЧСС через 1 мин (уд./мин).
На втором этапе исследований в феврале в обеих группах проводились тесты на функциональную подготовку. Тесты состояли из упражнений на боксёрских снарядах, скакалке, «боя с тенью» и вольной работы. Требования заключались в высокой интенсивности и силе работы на снарядах, в максимальных спуртах. Основными показателями функциональной подготовленности служили ЧСС, скорость восстановления, внешний вид спортсмена (потоотделение, покраснение или по-бледнение кожи, частота дыхания), техническая правильность выполнения упражнений. Тесты
на функциональную подготовленность юношей-боксёров (в феврале) представлены в табл. 3.
По итогам тестирования выявилось, что ребята из экспериментальной группы лучше переносят скоростно-силовые нагрузки, восстановление у них проходит в пределах «очень хорошо» и «отлично», чем у ребят из контрольной группы, восстановление которых характеризуется как «удовлетворительное» и «неудовлетворительное» (рисунок).
Общая картина теста выявила недостаточную функциональную подготовку детей из контроль-
Уд ./мин 190
185
180
175
170
165
160
155
1-я станция 2-я станция 3-я станция 4-я станция
□ Экспериментальная группа
□ Контрольная группа
Показатели частоты сердцебиения боксёров в процессе педагогического эксперимента
ной группы. Так, при равной интенсивности работы показатели ЧСС в контрольной группе намного выше, чем в экспериментальной, у детей контрольной группы также наблюдалось повышенное потоотделение, сбивчивое и неровное дыхание, недостаточное восстановление во время отдыха.
Список литературы
1. Атилов, А. Бокс на 100 % / А. Атилов, Б. Бэк-ман. М. : Феникс, 2007. 164 с.
2. Акопян, А. О. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян. 3-е изд., перераб. М. : Сов. спорт, 2009. 72 с.
3. Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности / Ю. И. Данько // Дет. спорт. медицина. М. : Медицина, 2009. 296 с.
4. Елисеев, Е. В. Психофизиологические особенности боксёров различной квалификации в различных условиях состязательной деятельно-
сти / Е. В. Елисеев, В. А. Еганов, Е. В. Задорина // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта и туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию фак. физ. культуры и спорта. Челябинск : ЮУрГУ, 2011. Ч. 1. С. 90-93.
5. Клевенко, В. М. Быстрота в боксе / В. М. Кле-венко. М. : ФиС, 2008. 174 с.
6. Копцев, К. Н. Основы построения общей и специальной физической подготовки юных боксёров на специально-подготовительном этапе / К. Н. Копцев, А. В. Гаськов, И. П. Дегтярёв // Бокс : ежегодник. М., 2005. С. 16-18.
7. Трегубова, М. В. Особенности сократительной деятельности сердца дзюдоистов 16-20 лет массовых разрядов при различной интенсивности физических нагрузок : дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / М. В. Трегубова. Челябинск : ЧГПУ, 2008. 137 с.
8. Фомин, В. С. Структура функциональной подготовленности спортсменов различной квалификации / В. С. Фомин. СПб. : Нева, 2003. С. 15-19.