4. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) : монография / Ф.А. Иорданская. - М. : Советский спорт, 2012. - 256 с.
5. Соболева, Т. С. О проблемах женского спорта / Т. С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 56-63.
6. Тристан, В.Г. Психофизиологические основы женского спорта : учебное пособие / В.Г. Тристан ; ГБОУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. - М. : [б.и.], 2013. - 104 с.
7. Филимонов, В.И. Современная система подготовки боксеров / В.И. Филимонов. - М. : ИНСАН, 2009. - 480 с.
REFERENCES
1. Bachman, B. and Atilov, A. (2007), Box on 100 percent, publishing house “Phoenix”, Rostov-on-Don.
2. Grets, I. A. (2012), Record sporting achievements of women in aspect sexual a dimorphism, dissertation, St. Petersburg.
3. Ilin, E.P. (2008), Differential psychophysiology of the man and woman, publishing house “Labirint”, St. Petersburg.
4. Iordansky, F.A. (2012), The man and the woman in an elite sport (a problem of sexual dimorphism), Soviet Sport, Moscow.
5. Soboleva, T.S. (1999), “About problems of female sports”, Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 56-63.
6. Tristan, V.G. (2013), Psychophysiological bases of female sports. Manual, publishing house "Educational and sports center" of Moskomsport, Moscow.
7. Filimonov, V.I. (2009), Modern system of preparation of boxers, publishing house “Insan”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.09.2013.
УДК: 791.9:372.879.6
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дарья Илдаровна Минниханова, аспирант,
Галина Андреевна Чикалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
Исследовано влияние подготовки к массовым спортивно-художественным представлениям на функциональное состояние детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 84 ребенка в возрасте 9-11 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. На третьем уроке физической культуры, дети контрольной группы занимались по традиционной общеобразовательной программе. Школьники экспериментальной группы осуществляли подготовку к спортивно-художественным выступлениям, включающим различные виды физических упражнений, выполняемых синхронно, с музыкальным сопровождением, разнообразным реквизитом, и подчиненных определенной теме. Установлено, что применение данных средств значительно повышает уровень функционального состояния детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: функциональное состояние, младший школьный возраст, массовые спортивно-художественные представления, урок по физической культуре.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p104-108 INCREASE OF FUNCTIONAL STATE OF THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE MEANS OF MASS SPORTS AND ARTISTIC REPRESENTATIONS
Darya Ildarovna Minnikhanova, the post-graduate student,
Galina Andreevna Chikalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The influence of the preparation for the mass sports and artistic representations on the functional state of the primary school children has been studied. The study involved 84 children aged 9-11 years old, formed the experimental and control groups. The control group was engaged in preparation under the standard program. Schoolchildren in the experimental group carried out the training to the sports - artistic performances, including various forms of exercises performed synchronously with the background music, different scenery, and subordinated to the specific theme. It has been established that the application of such means considerably improves the functional status of children of primary school age.
Keywords: functional status, primary school age, mass sports and artistic representations, physical culture lesson.
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает практика, использование традиционных средств и методов физического воспитания в рамках школьной программы по физической культуре не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития их основных двигательных качеств [3]. Введение третьего урока физической культуры обострило проблему необходимости расширения спектра средств физического воспитания за счет эффективных и популярных среди школьников направлений, к которым, несомненно, относится и жанр зрелищного искусства - массовые спортивно-художественные представления [4].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выявления эффективности воздействия подготовки к массовым спортивнохудожественным представлениям на функциональное состояние младших школьников был проведен педагогический эксперимент.
В нем приняли участие школьники 3-4 классов, составившие экспериментальную (n=43) и контрольную (n=41) группы. Также учитывались половые отличия. В контрольную группу входили 16 мальчиков и 25 девочек, в экспериментальную соответственно 18 и 25 детей. В обеих группах уроки физической культуры проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Дети контрольной группы занимались в соответствии существующей программы. Экспериментальная группа 1 раз в неделю (на третьем уроке физической культуры) готовилась к массовым спортивным представлениям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе исследования с целью получения объективной информации о функциональном состоянии детей младшего школьного возраста было проведено тестирование. Для оценки применялись тесты: пульсометрия (ЧСС измерялась в положении сидя, стоя до работы, после нагрузки и после первой минуты восстановления до начала репетиций и после выступления), частота дыхания, Индекс Руфье, проба Штанге, поза Ромберга.
Полученные данные представлены в таблице 1. Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что функциональное состояние школьников младших классов до педагогического эксперимента в обеих группах соответствует среднему и низкому уровню [2]. Причем, статистически значимых различий по изучаемым показате-
лям между детьми контрольной и экспериментальной группы не наблюдалось (р>0,05), что свидетельствует об их однородности.
Таблица 1
Результаты тестирования функционального состояния школьников младших
Тесты Мальчики (п=34) 1 Р Девочки(п=50) 1 Р
I(п=16) II (п=18) I (п=25) II (п=25)
ЧСС,1 мин 83,69±1,85 82,94±1,11 0,34 >0,05 83,16±0,85 83,32±0,93 0,13 >0,05
ЧД, 1 мин 20,25±0,69 21±0,7 0,76 >0,05 21,04±0,43 20,32±0,51 1,07 >0,05
ЧСС до работы, 10 сек 13,71±0,30 13,46±0,19 0,71 >0,05 13,88±0,39 13,56±0,29 0,62 >0,05
ЧСС после работы, 10сек 21,74±0,73 21,54±0,56 0.22 >0,05 21,88±0,79 21,66±0,61 0,27 >0,05
ЧСС1 мин. восст.,10 сек 15,54±0,32 15,74±0,26 0,48 >0,05 15,51±0,49 15,74±0,61 0,33 >0,05
Индекс Руфье 10,12±1,51 10,48±0,87 0,33 >0,05 10,44±1,21 10,61±1,17 0,15 >0,05
ЗД (Проба Штанге), сек. 30,60±0,97 29,26±0,77 1,08 >0,05 29,27±1,21 29,79±1,19 0,22 >0,05
Равновесие на лев, сек 19,38±1,21 20,91±1,11 0,93 >0,05 22,94±0,93 21,97±1,73 0,49 >0,05
Равновесие на прав., сек 19,37±1,49 18,63±1,26 0,38 >0,05 19,97±1,21 20,31±1,21 1,03 >0,05
Примечание: I - контрольная группа; II - экспериментальная группа.
Особенностью занятий в экспериментальной группе явилось то, что школьники разучивали массовые упражнения, которые были подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом, и представляли собой целое заключительное действие.
Подготовка к массовым спортивным выступлениям представляла собой совокупность взаимосвязанных средств и методов организации урока по физической культуре, где основными особенностями выполнения физических упражнений выступают: массовость, музыка и синхронное исполнение движений. Все это в системе обладает более высокими возможностями, что, в свою очередь, позволяет более эффективно решать поставленные задачи.
В массовых спортивно-художественных представлениях использовались перестроения непосредственно как само упражнение в композициях, так и как способ перехода от одной части выступления к другой. Строевые упражнения использовались также и для овладения навыками выхода и ухода во время выступления.
Массовость представляет собой выполнение всех элементов выступления большим количеством людей, что, по мнению ведущих специалистов в данной области [1, 4], способствует повышению эмоционального фона во время занятий.
Использование музыкального сопровождения было взаимосвязано со сценарием. Оно подбиралось в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности. Синхронность основана на одновременном выполнении упражнений, как под музыкальное сопровождение, так и без него, а также на однонаправленности всех участников массового выступления к достижению поставленной цели.
Урок длился 40 минут. Структура соответствовала общепринятым требованиям. В основной части урока осуществлялась непосредственная работа по подготовке массовых композиций.
Эффективность разработанной методики проверялась в условиях основного эксперимента. Для этого в конце учебного года было проведено повторное тестирование.
Данные, характеризующие функциональное состояние, представленные в таблице 2 свидетельствуют о том, что введение экспериментальной методики позволило существенно повысить уровень его развития у детей экспериментальной группы. Как видно из таблицы 2, показатель частоты сердечных сокращений в экспериментальной группе, как у мальчиков, так и у девочек, по сравнению с контрольной группой улучшился соответственно на 3% и 2,4%. Причем в группе мальчиков эти изменения статистически достоверны (р<0,05).
Показатель частоты дыхания, соответствующий до эксперимента норме в обеих группах, остался практически без изменений. Различия статистически не достоверны (р>0,05).
Таблица 2
Показатели изменения функционального состояния в педагогическом эксперименте
Тесты Мальчики (п=34) 1 Р Девочки(п=50) 1 Р
I(п=16) II (п=18) I (п=25) II (п=25)
ЧСС,1 мин 86,25±0,59 83,83±0,69 2,66 <0,05 83,6±0,76 81,88±0,74 1,73 >0,05
ЧД, 1 мин 24,37±0,53 23,28±0,66 1,29 >0,05 23,24±0,56 21,56±0,53 1,87 >0,05
ЧСС до работы, 10 сек 13,80±0,18 13.31±0,17 1,74 >0,05 13,88±0,59 13,14±0,31 1,05 >0,05
ЧСС после работы, 10сек 21,46±0,65 21,51±0,41 0,22 >0,05 21,66±0,79 21,69±0,51 0,27 >0,05
ЧСС1 мин. восст.,10 сек 15,79±0,39 14,74±0,27 2,28 <0,05 15,32±0,51 14,39±0,44 2,19 <0,05
Индекс Руфье 10,3 ±1,08 9,34±0,47 0,79 >0,05 10,5±1,01 9,53±0,58 0,89 >0,05
ЗД (Проба Штанге), сек. 30,46±1,04 34,88±0,97 2,28 <0,05 29,22±1,11 33,79±1,12 2,82 <0,01
Равновесие на лев, сек 19,88±1,09 23,91±1,01 2,98 <0,01 20,09±1,46 25,00±1,33 3,25 <0,01
Равновесие на прав., сек 19,80±1,40 22,89±1,56 1,68 >0,05 20,07±1,2 24,81±1,08 2,13 <0,05
Примечание: I - контрольная группа; II - экспериментальная группа.
После проведенного эксперимента значительные изменения произошли в тесте, характеризующем способность детей к восстановлению после стандартной нагрузки. Так в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, как у мальчиков, так и у девочек, показания пульса после 1 минуты восстановления существенно снизились (р<0,05), что свидетельствует о повышении уровня их тренированности.
Индекс Руфье в контрольной группе остался на уровне «удовлетворительно», а в экспериментальной он стал соответствовать среднему уровню, но различия имели недостоверный характер.
Показатель задержки дыхания на вдохе в экспериментальной группе по сравнению с контрольной увеличился на 14,5% у мальчиков и на 15,6% у девочек. Достоверный прирост наблюдался у школьников при уровне значимости р<0,05, у школьниц - при р<0,01.
Оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата, которая определялась по способности детей удерживать равновесие на одной ноге с закрытыми глазами, также свидетельствует о более значимых изменениях в группе школьников, занимающихся по разработанной нами методике. Так, время удержания позы Ромберга на левой ноге у мальчиков экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, было больше на 20,3% , а на правой - на 15,6%. Причем при выполнении теста на левой ноге различия носили достоверный характер (р<0,05). При выполнении данного теста девочками получены статистически достоверные различия как при выполнении равновесия на правой ноге (р<0,05), так и левой (р<0,01).
Таким образом, изменения показателей работы кардиореспираторной системы и нервно-мышечного аппарата детей экспериментальной группы свидетельствуют о повышении уровня функционального состояния школьников младших классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного эксперимента, можно говорить о положительном тренировочном воздействии репетиционной работы на организм детей младшего школьного возраста, участвующих в массовых спортивно - художественных представлениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружков, А.Л. Спортивные режиссеры // Материалы Всерос. научнопрактической конференции «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в Рос-
сии» / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2003. - С. 97-100.
2. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология : учебное пособие / Ю.А. Ермолаев. -М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
3. Матвеев, А.П. Современные подходы к разработке содержания предмета физической культуры в начальной школе / А.П. Матвеев, Н.И. Новикова // Материалы конф. «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 1999. - С. 55.
4. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики : учебник для студентов вузов / Б.Н. Петров. - М. : Дивизион, 2006. - 374 с. : ил.
REFERENCES
1. Druzhkov, A.L. (2003), "Sports directors", conference "Training Improvement in the field of Physical Culture and Sport in the conditions of Modernization of Professional Education in Russia", publishing house “RGAFK”, Moscow, pp. 97-100.
2. Yermolaev, Yu. A. (2001), Age physiology: manual, publishing house “SportAcademPress”, Moscow.
3. Matveev, A.P. and Novikova, N.I. (1999), "Modern approaches to development of the maintenance of a subject of physical culture in elementary school", conference "The person, health, physical culture and sport in the changing world", Kolomna, pp. 55.
4. Petrov, B.N. (2006), Mass sports and art representations: (Bases of direction, technology, organization and technique), publishing house “SportAcademPress”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2013.
УДК 797.12
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРЕНИРОВАННОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ У ГРЕБЦОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО
СТИЛЯ
Ксения Сергеевна Неборская, научный сотрудник,
Владимир Алексеевич Курашвили, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник,
Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
Москва
Аннотация
Задача исследования. Ранее было показано, что физическая тренировка может снижать устойчивость человека к вертикальному положению тела. Упрощая выявленные закономерности, можно суммировать, что «высоко тренированный спортсмен может отлично бегать, но не может стоять». Известно, что при исходно сниженной ортостатической устойчивости наблюдается рост ортостатической толерантности под влиянием умеренных тренировочных нагрузок.
Была поставлена задача: изучить показатели гемодинамики до и после нагрузочных проб, причем в положении не только сидя, но и стоя.
Гипотеза работы: ортостатическая устойчивость имеет тенденцию снижаться после длительной нагрузки у нетренированных лиц, но в меньшей степени у спортсменов, что связано с более адекватной регуляцией периферического кровотока при ортостазе.
Ключевые слова: гребля, тренированность, выносливость, ортостатическая устойчивость.