самозащите, агрессивны. В результате искажений социального научения и адаптации к всё большему спектру социальных ролей подростки, употребляющие алкоголь, формируют негативное отношение к себе и окружающим, их система личностных отношений приобретает конфликтный характер, где заниженная самооценка и искажённый образ я противоречат повышенной потребности в самоутверждении.
Материалы исследования с очевидностью свидетельствуют о том, что даже эпизодические употребления алкоголя подростками являются важным предиктором нарушением психической адаптации подростка, как следствие, становятся условием искажённого формирования личности, и потому являются непосредственными показаниями клинико-психологического вмешательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1982.
- 207 с.
REFERENCES
1. Kon, I. S. (1982), Psychology of the pupil of the senior classes, publishing house “Prosveshhenie”, Moscow, USSR.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2013.
УДК 796.012.1
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ В ВИДЫ СПОРТА СКОРОСТНОСИЛОВОГО ХАРАКТЕРА
Василий Николаевич Ахапкин, специалист Спортивного клуба,
Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет
Аннотация
Педагогический контроль реализуется в ходе тестирования, или процедуры измерения результатов в тестах. В процессе осуществления педагогического контроля является необходимым сочетание контрольных показателей, являющихся базовыми для спортивного совершенствования, и показателей, характеризующих уровень функционального состояния юного спортсмена. Все тесты, применяемые в педагогическом контроле должны отвечать специальным требованиям математической теории тестов, а именно надежности и информативности. Выявленные тесты, характеризующие физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояния юных спортсменов могут быть использованы в качестве критериев для отбора детей в учебнотренировочные группы спортивных школ в скоростно-силовые виды спорта.
Ключевые слова: спортивный отбор, скоростно-силовая направленность, информативность, надежность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p11-15
CRITERIA OF SELECTION OF CHILDREN AGED 10-12 YEARS OLD IN SPORTS OF SPEED AND POWER CHARACTER
Vasily Nikolaevich Akhapkin, the specialist of Sport club,
Victor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Pedagogical University
Annotation
Pedagogical control is realized during testing, or procedure of measurement of results in tests. In the course of implementation of pedagogical control the combination of the control indicators being basic
for sports perfection and indicators, characterizing level of a functional condition of the young athlete is necessary. All tests applied for pedagogical control should meet special requirements of the mathematical theory of tests, namely reliability and informativeness. The revealed tests characterizing physical development, physical readiness and functional conditions of young athletes can be used as criteria for selection of children in educational and training groups of sports schools in speed and power sports.
Keywords: sports selection, speed and power orientation, informativeness, reliability.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема спортивного отбора начала оформляться в единое научное направление в 60-е годы, получив особенно большое развитие в 70-80-е годы прошлого столетия. Интенсификация работ в области отбора в спорте в середине 80-х годов дала значительный импульс к развитию его методологии и методики, тем самым усилилась тенденция к поиску новых, более эффективных методологических подходов к диагностике спортивной одаренности, на основе которой возможен достаточно эффективный прогноз достижений спортсмена. Методологические разработки по проблеме развивают общую теорию спортивного отбора, находящуюся в стадии становления. В то же время в литературе [1, 6, 8] уже достаточно полно освещены ее основные аспекты: цели, задачи, рассмотрена семантика основных понятий, последовательность и содержание отдельных этапов спортивного отбора, и другие вопросы. Большой интерес представляют исследования структуры двигательных способностей. Обнаружено, что чем меньше возраст, тем более интегративна структура двигательных способностей (В. П. Губа, 1989). С возрастом происходит дифференциация двигательных способностей [3], а занятия спортом ускоряют этот процесс. Исходя из этого, было сделано заключение, что в 9-12 лет истинные склонности к определенному виду спорта можно лишь угадать, так как двигательно-одаренный ребенок в этом возрасте способен проявить себя в большинстве видов спорта скоростносилового либо циклического (проявление выносливости) характера. Исходя их вышеизложенного, была сделана попытка определить критерии отбора в учебно-тренировочные группы спортивных школ в скоростно-силовые виды спорта.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях приняли участие дети 10-12 лет, занимающиеся спортом в школьных секциях, либо в спортивных школах. Была поставлена задача, разработать тестовую программу и проверить ее на информативность и надежность. Исходя из литературных источников, программно-нормативных документов и практического опыта было собрано большое количество тестов для определения уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния школьников [1, 2, 6]. Все тесты изначально были выбраны, главным образом, опираясь на общепринятую логическую информативность, т. е. тесты, которые так или иначе характеризуют разностороннюю физическую подготовленность, и которые применяются в практической работе.
Исходя из математической теории, тесты должны отвечать специальным требованиям, таким как стандартность, наличие системы оценок, надежность, информативность [7, 4]. Известно, что тесты должны, прежде всего, соответствовать критерию надежности, подчеркивается, в частности, их стабильность и согласованность. Несмотря на то, что теоретически для оценки надежности наиболее предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых коэффициентов корреляции, во многих работах применяется обычный коэффициент корреляции, рассчитываемый по данным двух попыток или двух средних из нескольких попыток, что также, с определенными оговорками, допускается теорией. В теории и практике спорта используются следующие примерные значения надежности: 0,95^0,99 - отличная надежность, 0,90^0,94 - хорошая,
0,80^0,89 - приемлемая, 0,70^0,79 ^ плохая, 0,60^0,69 ^ для индивидуальных оценок сомнительная (тест пригоден лишь для характеристики группы испытуемых). Для показателей, выбираемых в качестве контрольных, обязательна проверка на информативность.
Различают логическую (содержательную) и эмпирическую информативность. Оба критерия самым широким образом используются при формировании тестовых батарей. Нет фиксированной величины информативности теста, после которой можно считать тест пригодным, однако для диагностики используются тесты, информативность которых не меньше 0,3. Для прогноза, как правило, нужна более высокая информативность — не менее 0,6. Информативность батареи тестов, естественно, выше, чем информативность одного теста. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью определения наиболее адекватного комплекса критериев для оценки уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юных легкоатлетов все выбранные тесты и контрольные упражнения были проверены на надежность и информативность (таб. 1-3).
Таблица 1
Надежность и информативность контрольных показателей и тестов для оценки
уровня физического развития
Контрольные показатели и тесты Возраст детей
10 лет 11 лет 12 лет
Н* И** Н* И** Н* И**
Рост 0,93 0,88 0,94 0,89 0,95 0,90
Вес 0,91 0,82 0,93 0,83 0,94 0,85
Окружность грудной клетки 0,92 0,85 0,95 0,86 0,96 0,86
Кистевая динамометрия 0,95 0,86 0,92 0,88 0,94 0,88
Становая динамометрия 0,90 0,82 0,93 0,86 0,92 0,88
Жизненная емкость легких 0,84 0,81 0,92 0,83 0,94 0,87
Индекс Пинье 0,92 0,81 0,92 0,85 0,94 0,88
* - надежность;
** - информативность.
Так, в возрастном аспекте 10-12 лет определено 7 тестов, характеризующих уровень физического развития. Все они с отличной и хорошей надежностью и информативностью (табл. 2).
Таблица 2
Надежность и информативность контрольных упражнений для оценки ________________________уровня физической подготовленности___________________________
Контрольные упражнения Возраст детей
10 лет 11 лет 12 лет
Н* И** Н* И** Н* И**
Бег 60 м. 0,91 0,83 0,95 0,89 0,92 0,80
Бег 100 м. - - 0,91 0,81 -
Бег 800 м. 0,90 0,84 - - - -
Челночный бег 3х10 м. - - - - 0,95 0,88
Прыжок в длину с места 0,95 0,88 0,93 0,85 0,92 0,81
Подтягивание на перекладине - - - - 0,90 0,82
Сгибание рук в упоре лежа 0,90 0,82 0,91 0,80 - -
Вис на согнутых руках 0,91 0,80 - - - -
Поднимание ног в висе до перекладины - - 0,92 0,81 - -
Метание тенистого мяча 0,92 0,80 - - 0,91 0,83
Сгибание туловища лежа на спине за 20 сек. 0,92 0,81 - - 0,90 0,81
Бросок ядра 4 кг снизу вперед - - 0,94 0,88 - -
* - надежность;
** - информативность.
Так в возрастном аспекте 10 лет определено 7 тестов характеризующих уровень физической подготовленности, в 11 и 12 лет - по 6 тестов. Все они с отличной и хорошей надежностью и информативностью (табл.3).
Таблица 3
Надежность и информативность контрольных упражнений __________________для оценки уровня функционального состояния______________________
Контрольные упражнения Возраст детей
10 лет 11 лет 12 лет
Н* И** Н* И** Н* И**
ЧСС уд/мин 0,95 0,88 0,95 0,89 0,97 0,88
Систолическое давление 0,95 0,88 0,96 0,87 0,96 0,87
Диастолическое давление 0,96 0,89 0,96 0,88 0,97 0,88
Систолический объем крови 0,91 0,81 0,92 0,83 0,95 0,87
Минутный объем крови 0,89 0,86 0,89 0,83 0,92 0,80
Реакция на функциональную физическую пробу - - - - 0,89 0,83
Проба Руфье 0,89 0,85 - - - -
Проба Штанге - - - - 0,90 0,83
Индекс Кердо 0,89 0,86 - - - -
Ортостатическая проба - - - - 0,89 0,83
Проба Серкина 0,89 0,86 - - - -
Проба Генче - - 0,89 0,84 0,90 0,81
Реакция на движущийся объект - - 0,89 0,86 - -
Клиностатическая проба - - - - 0,89 0,81
* - надежность;
** - информативность.
В возрастном аспекте 10 лет определено 8 тестов характеризующих уровень функционального состояния, в 11 лет - 7 и в 12 лет - 10 тестов. Все они с отличной и хорошей надежностью и информативностью. В таблицу было включено несколько тестов с удовлетворительной надежностью (г=0,89), которые имеют высокий уровень информативности (г=от 0,81 до 0,88).
В результате проведенных исследований следует отметить, что по физическому развитию было определено 7 тестов имеющих хорошую и отличную надежность и информативность, все они являются сквозными. По физической подготовленности определилось в пределах 6-7 тестов, из них два сквозных, это бег на 60 метров и прыжок в длину с места. По данным функционального состояния определилось в пределах 7-10 тестов, из них 5 сквозных, это ЧСС, систолическое и диастолическое давление, систолический и минутный объем крови. Следует подчеркнуть тот факт, что тесты характеризующие физическую подготовленность имеют скоростно-силовую направленность - это бег 60 и 100 м, челночный бег 3^10 м, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, метание теннисного мяча, сгибание туловища лежа на спине за 20 сек.
Можно констатировать, что выявленные тесты, характеризующие физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояния юных спортсменов могут быть использованы в качестве критериев для отбора детей в учебнотренировочные группы спортивных школ в скоростно-силовые виды спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков : Основа, 1993. - 241 с.
2. Апанасенко, Г. А. Физическое развитие детей и подростков / Г.А. Апанасенко.
- Киев : Здоровье, 1985. - 80 с.
3. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсе-
вич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.
4. Годик, М. А. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
5. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине : монография / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
6. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Ни-китушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
7. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
8. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
REFERENCES
1. Alabin, V. G., Alabin, A.V. and, Bizin V.P. (1993), Long-term training of young athletes, publishing house “Basis”, Kharkov, Ukraine.
2. Apanasenko, G. A. (1985), Physical development of children and teenagers, publishing house “Health”, Kiev, Ukraine.
3. Balsevich, V. K. (2009), Sketches on age kinesiology of person, Soviet sports, Moscow, Russian Federation.
4. Godik, M. A. (1988), Sports metrology: The textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
5. Karpman, V. L. (1988), Testing in sports medicine: monograph, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
6. Nikitushkin, V. G. (2010), Theory and technique of youthful sports: textbook, Physical culture, Moscow, Russian Federation.
7. Ed. Zatsiorsky, V.M. (1982,), Sports metrology: The textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
8. Filin, V. P. and Fomin, N. A. (1980), Bases of youthful sports, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2013.
УДК 159.9:331.101.3
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Алексей Александрович Бобрищев, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
Борис Михайлович Лопухин, аспирант,
Институт экономики и бизнеса, Москва
Аннотация
Статья посвящена изучению структуры личностных ресурсов определяющих уровни стрес-соустойчивости и адаптированности к экстремальной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России. Приводятся результаты факторного анализа показателей личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения обследованных сотрудников с высоким и низким уровнями адаптированности. Факторная структура психологических показателей у сотрудников ГПС с высоким уровнем адаптированности обладает более высокой степенью интегрированности и единой её направленности на формирование высокой устойчивости к экстремальной профессиональной деятельности. Факторная структура психологических показателей сотрудников ГПС с низким уровнем адаптированности интегрирована в меньшей степени, что указывает на большее число переменных, способствующих низким личностным ресурсам стресс-преодолевающего поведения, слабой взаи-