39 (342) - 2013
Экономика природопользования
УДК 504.052
ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Е. В. ГРИБОВА,
студентка института экономики и финансов E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Высокий уровень субсидирования выступает инструментом снижения реальной стоимости «грязной» энергетики и барьером для развития возобновляемых источников энергии и программ по энергоэффективности. При сохранении нынешнего уровня потребления энергии доступные запасы будут исчерпаны в обозримом будущем, что ставит вопрос о необходимости перехода к новой, альтернативной энергетике.
Ключевые слова: энергия ископаемого топлива, возобновляемые источники энергии, субсидирование, энергоэффективность, «зеленые» технологии, инвестирование, концепция биоэкономики.
Распространенная в настоящее время модель «коричневой» экономики в высокой степени зависима от энергии, извлекаемой из ископаемого топлива. Основными источниками такой энергии являются уголь, нефть и природный газ. От перечисленных видов ископаемого топлива человечество зависимо в своих энергетических потребностях на всех уровнях: начиная от простого домашнего отопления и электричества до топлива массовых перевозок и пр. При нынешнем уровне потребления (рис. 1) ископаемое топливо не может так быстро образовываться, а имеющихся запасов явно недостаточно для того, чтобы обеспечить будущие предполагаемые потребности человечества в энергии.
Значимой угрозой для природы выступает добыча (обедняющая места обитания) и потребление (разоряющее места обитания) ископаемого топлива. При разработке и последующем использовании месторождений нефти, угля и природного газа происходит процесс уничтожения экосистем. Топливная горная промышленность и нефтедобыча наносят непоправимый ущерб экологии и окружающей среде. Наравне с загрязнением воздуха и образованием смога еще одним результатом использования ископаемого топлива является обширное воздействие глобального потепления. Производной горения ископаемого топлива является углекислота (Ш2), или парниковый газ. В XX в. в период наибольшего роста численности населения, а также активного индустриального развития средняя температура нашей планеты поднялась на один градус по Фаренгейту [2]. Вызванные сжиганием ископаемого топлива выбросы углекислого газа за 2012 г. достигли рекордной отметки в 35,6 млрд т, превысив зафиксированный рекорд 2010 г. на 2,2 млрд преимущественно за счет выбросов такими странами, как Индия и Китай.
В атмосферу за 2012 г. в результате сжигания ископаемого топлива поступило около 35,6 млрд т углерода в составе различных парниковых газов, что на 2,6 % больше величины предыдущего года и почти на 60 % превышает уровень 1990 г. (базовый
20
1970
1980
1990
2000
2010
Источник: [21].
Рис. 1. Мировое потребление энергии в 1965-2011 гг., ТВт/г: 1 - нефть; 2 - уголь; 3 - газ; 4 - гидроэнергия; 5 - атомная энергия 6 - другие возобновляемые источники энергии
для Киотского протокола, обязывающего развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов). Основными поставщиками С02 в атмосферу, как и прежде, являются Китай с 28 % от общего объема выбросов, США (16 %), страны Европейского союза (11 %) и Индия (7 %). Наибольший рост выбросов пришелся на развивающиеся страны, широко использующие уголь. Китай только за год увеличил объем выбрасываемого СО2 на 9,9 %, а Индия - на 7,5 %.
Америка продолжает удерживать звание развитой страны с самым высоким показателем выбросов на душу населения. На одного гражданина США приходится 17,2 т СО2, тогда как на долю жителей Китая и ЕС - 6,6 и 7,3 т углекислоты соответственно [2]. Однако за последний год США сократили объем выбросов С02 на 1,8 %, а Евросоюз - на 2,8 %. В качестве внутренней цели ЕС по снижению выбросов С02 на 2030 г. установлен показатель в 40 % от уровня 1990 г., а на 2020 г. - 20 % [3]. По официальным данным, к 2011 г. выбросы стран Евросоюза снизились примерно на 17 % от этого уровня. Доля возобновляемой энергетики в общем энергобалансе данных стран должна к 2020 г. составлять порядка 20 %. Сокращение объемов выбросов в атмосферу
парниковых газов будет способствовать снижению скорости повышения температуры и таяния льдов в мире и поможет замедлить процесс глобального потепления. Любая страна способна сократить свои выбросы при использовании энергии за счет возобновляемых источников.
Суммарная мировая ежегодная потребность энергии составляет порядка 400 квадриллионов (миллион в 4-й степени) британских тепловых единиц (1 тыс. м3 природного газа содержит 35 800 000 британских тепловых единиц) [16]. Около 87 % всемирных потребностей в энергии, или почти 350 квадриллионов британских тепловых единиц обеспечивают нефть, уголь и природный газ. Среди перечисленных ископаемых видов топлива большую долю занимает нефть - обеспечивает 41 % всемирного энергоснабжения, затем следует уголь - 24 %, и природный газ - 22 %.
По данным [16], в мире ископаемые топлива (включая атомную энергию) обеспечивают около 93 % всемирных ресурсов энергии (при этом 87 % из них приходится на нефть, уголь и природный газ, а 6 % - на атомную и другие виды энергии). В то же время источники альтернативной энергии обеспечивают только 7 % мировых потребностей в ней. Несмотря на все существующие проблемы и угрозы, до тех пор пока возобновляемые источники энергии не станут достаточно жизнеспособными как главные поставщики энергии, компании всего мира будут продолжать разработку месторождений ископаемого топлива, чтобы обеспечить потребности человека в энергии.
По многочисленным прогнозам, численность населения будет расти до 9 млрд чел. следующие 50 лет [20], соответственно, пропорционально возрастут и потребности в энергии. Рост численности населения выступает одним из ключевых стимулов для развития новой энергетики. Необходимо избавляться от зависимости от ископаемого топлива как источника энергии и переходить от исчерпаемой к новой энергетике. При сохранении
потребления альтернативных источников энергии на прежнем уровне доступные ископаемые запасы топлива будут исчерпаны в обозримом будущем. Таким образом, возобновляемые ресурсы энергии должны играть все более важную роль в смешанной энергетике.
В настоящее время происходит активное развитие глобального производства энергии для потребностей человека от источников альтернативной энергии. Под альтернативной (возобновляемой) энергией принято понимать энергию, получаемую из источников, отличных от основных источников, т. е. от ископаемого топлива. Все источники новой, так называемой совершенной энергии не загрязняют окружающей среды, возобновляемы и эффективны. Также использование такой энергии сокращает глобальное распространение СО2 и добавляет необходимую гибкость к смешанному ресурсу, уменьшая зависимость человека от ограниченных резервов ископаемого топлива.
Успешными, наиболее известными и широко применяемыми стали такие виды традиционных источников альтернативной энергии, как гидроэнергетика (один из самых популярных источников альтернативной энергии), ветроэнергетика, производство биотоплива (прежде всего этанола), фотоэлектрический сектор солнечной энергетики, гелиоэнергетика (солнечная энергия) и др. Перечисленные источники новой энергии являются экологически чистыми, что позволяет использовать их во всс возрастающих масштабах и не оказывать при этом негативного влияния на окружающую среду. Специалисты сходятся во мнении, что ни один вид получения альтернативной энергии при условии использования только его одного не сможет удовлетворить будущие потребности общества. Решение вопроса будет лежать в комплексе разнообразных энергетических технологий, имеющих общий признак - они не должны истощать природных ресурсов и уничтожать окружающей среды, что в полной мере соответствует концепции «зеленой» экономики.
Правительства стран мира в 2011 г. потратили порядка 623 млрд долл. [4] в виде субсидий на ископаемое топливо, что на 20 % превысило потраченную в 2010 г. сумму. Причем около 100 млрд долл. было направлено на производство энергии на основе ископаемого топлива и 523 млрд долл. - на ее потребление
(рис. 2). При этом отмечается, что общий объем субсидий не является конечной величиной, поскольку некоторые налоговые послабления, инвестиции в соответствующие разработки и исследования (связанные с ископаемым топливом) и другие виды государственной поддержки невозможно подсчитать или учесть.
Используя эти субсидии, правительства стран снижают реальную стоимость электроэнергии, производимой за счет сжигания нефти, газа или угля, тем самым сдерживая развитие возобновляемых источников энергии и программ по энергоэффективности. Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики и играет ключевую роль в проведении экономических преобразований. Однако субсидии оказывают неоднозначный и нередко негативный эффект на устойчивое развитие, приводя к значительным дисбалансам на рынках и обостряя множество проблем социально-экономического и экологического характера. Субсидии на потребление ископаемого топлива ТОП-20 стран в 2011 г. представлены на рис. 3.
Глобальные субсидии на потребление ископаемого топлива растут с каждым годом. Если в 2009 г. их общий размер составлял 312 млрд долл., то к 2010 г. он вырос до 409 млрд долл., а к 2011 г. достиг отметки в 523 млрд долл.. При этом за 2010-2011 гг. только субсидирование угля не изменилось и осталось на уровне 3 млрд долл., в то время как субсидии
Источник: [22].
Рис. 2. Субсидии на потребление ископаемого топлива по видам в 2011 г., млрд долл.
90
80 -70 60
50 -Н 40 30 20 10 0
82
61
40 40
31
-27
24
22 22 21
16
П 13 13 11 11 10 10
-6"
лш
X
(Л
0
1
О
(Л <
к ^
о о о о.
X
(Л
с
о >
о ф
X
ф
ш
о <
О
к (Л X 1- X (Л
^ (Л (Л X X
СО 1- Ф н (Л ^
Ф о о си о н
X < (Л 1— X
о ф ф
ч X 2 ф ю (Л с 1_
£ <
(Л X
(Л (Л
Источник: [4].
Рис. 3. Субсидии на потребление ископаемого топлива по странам мира в 2011 г., млрд долл.
на потребление природного газа возросли на 12,5 % (или 13 млрд долл.), на потребление электричества -почти на 7 % (9 млрд долл.), а нефти - более чем на 32 % (92 млрд долл.) (рис. 4).
Больше всего субсидий на поддержку ископаемого топлива в 2011 г. было выделено Ирану. Правительство потратило на эти цели около 82 млрд долл., или 17 % ВВП страны. Причем половина этих средств пошла на поддержку нефтедобычи и потребления нефтепродуктов. Второе место занимает Саудовская Аравия, потратившая 61 млрд долл. на поддержание уровня потребления нефтепродуктов. Третье место за Россией - субсидии на потребление ископаемых видов топлива в 2009 г. составляли почти 34 млрд долл., а к 2011 г. выросли до 40,15 млрд долл. (21,87 млрд был направлен на потребление природного газа, а 18,28 млрд - на покрытие расходов за использование электроэнергии).
Если рассматривать данные по субсидиям на ископаемое топливо в перерасчете на душу населения, то безоговорочным лидером являются Объединенные Арабские Эмираты, где на каждого жителя в 2011 г. приходилось более 4,2 тыс. долл. За ОАЭ следуют Кувейт и Катар, израсходовавшие около 3,6 тыс. долл. на каждого гражданина для поддержания потребления ископаемого топлива (преимущественно нефтепродуктов и газа).
В 2009 г. страны - участницы саммита «Большой двадцатки» ^20) впервые договорились о том, что будут постепенно устранять субсидии, направляемые на ископаемое топливо [17]. Было принято решение о проведении отчета о прогрессе в отказе от субсидирования неэффективных видов топлива. В 2010 г. лидеры стран G20 снова обсуждали вопрос отхода в среднесрочной перспективе от субсидирования на ископаемые виды топлива, стимулирующие расточительное потребление. Продолжающийся рост цен на нефть сильно отразился на бюджетах тех стран, где правительства выплачивали значительные субсидии, поддерживая стоимость бензина или дизельного топлива на определенном уровне. Поэтому ряд стран (например, Марокко и Мексика) уменьшили объемы государственного субсидирования потребления ископаемого топлива, а Иран принял пятилетнюю программу по снижению уровня субсидий, направленных на поддержание потребления нефтепродуктов [10].
Существующие аргументы за субсидирование потребления ископаемых видов топлива заключаются в сокращении масштабов нищеты и содействии экономическому развитию путем предоставления дешевой энергии. Тем не менее неэффективные топливные субсидии на производство и потребление ископаемых видов топлива не только
9
Иран
Саудовская Аравия
Россия
Индия
шшввш^^т
Китай
Венесуэла
Египет
Малайзия
10 ШЛ
Источник: [7, 12, 15].
40
50
2010
Рис. 4. Динамика субсидирования на потребление ископаемого топлива по странам мира
в 2009-2011 гг., млрд долл.
способствуют увеличению выброса углекислого газа в атмосферу, но и поощряют расточительное потребление, снижают уровень энергетической безопасности стран за счет увеличения импорта, препятствуют инвестированию в экологически чистые источники энергии, создают препятствия притоку инвестиций в новую энергетическую инфраструктуру и сдерживают принятие мер по повышению энергоэффективности.
В целом ВТО не запрещает субсидирования и признает его важным инструментов торговой политики. Запрещены только те субсидии, которые оказывают негативное влияние на международную торговлю. В связи с вступлением России в ВТО изменилась политика субсидирования различных секторов экономики, в том числе и энергетического. В нашей стране с 1990 г. не субсидируются потребительские цены на нефтепродукты и уголь, а субсидии на ископаемые виды топлива сконцентрированы вокруг природного газа и электроэнергии. И газ, и электричество продаются на территории России в среднем по ценам, которые значительно ниже мировых рыночных, что может показаться позитивным фактом для россиян. Но на самом деле таковым не является, потому что энергетические субсидии сдерживают экономическое развитие всей страны и не являются эффективным способом оказания помощи бедным, не говоря уже о негативных экологических последствиях. Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером природного газа и имеет самые большие запасы этого полезного ископаемого. Наша страна занимает 4-е место в мире (после США, Китая и Японии) по производству электроэнергии. Однако по сравнению с други-
60
70 2011
80
90
ми странами России плохо удается использовать богатство энергетическими ресурсами во благо своего экономического роста. Неэффективное использование ускоряет истощение ресурсов, уменьшает доступное для экспорта количество энергии, сокращает государственные доходы, которые могут использоваться на социальные программы и развитие инфраструктуры.
В силу искусственного занижения цен у поставщиков энергии остается мало стимулов для инвестирования в новое производство или расширение существующей инфраструктуры из-за низкой перспективы финансовой отдачи от таких вложений. Как следствие, некоторые населенные пункты страдают от нехватки электроэнергии, а также существуют большие потери энергии из-за ненадежности и неэффективности электросетей. Недостаточные инвестиции в газовый сектор препятствуют развитию нового производства и развитию инфраструктуры (в частности, трубопроводов и транспорта), что сдерживает экономическое развитие страны. Таким образом, искусственное снижение потребительских цен в России на ископаемое топливо ведет к снижению стимулов к инвестированию в существующие источники чистой энергии и технологии. Энергетические субсидии препятствуют внедрению инноваций в производство и использованию экологически более чистых видов энергии.
Энергетические субсидии на ископаемые виды топлива, безусловно, сыграли важную роль в развитии экономики России, сделав энергию доступной для большинства потребителей. Однако для перехода к концепции устойчивого развития необходимо реформировать энергетический сектор страны в сторону намного более рационального использования богатейших природных ресурсов, широкого внедрения «зеленых» технологий и развития возобновляемой энергетики на муниципальном и региональном уровнях.
В настоящее время столь высокий уровень субсидирования в извлекаемую из ископаемого топлива энергию по всему миру выступает сдерживающим фактором для перехода к использованию возобновляемых видов энергии. С экономической точки зрения субсидии искусственно снижают цены, тем самым способствуя более высокому уровню потребления и препятствуя притоку инвестиций в новую энергетическую инфраструктуру. Субсидии, направленные на развитие возобновляемых источников энергии, составили в 2011 г. всего 8 8 млрд долл. [9]. Эта вели-
чина была почти поровну распределена между субсидированием солнечной энергии, энергией ветра, биомассой и биотопливом. Согласно данным [12], в 2010 г. субсидии на возобновляемые источники энергии составили еще меньше - только 66 млрд долл., причем две трети этой суммы были направлены на выработку электроэнергии из ветра, биомассы и других источников, а треть - на биотопливо.
Причин для стимулирования использования возобновляемых источников энергии множество. Эти источники энергии не только выгодны в перспективе для снижения концентрации в атмосфере углекислого газа, но также имеют существенное значение для местных энергосистем, способствуют созданию рабочих мест и дополнительных доходов, экономическому росту и равенству для сельских и лесных поселков, городских поселений и малых городов, которые имеют либо ограниченный доступ к энергии, либо вообще его не имеют. Более широкое использование возобновляемых источников энергии, повышение эффективности использования энергии, применение передовых энергетических технологий могли бы содействовать удовлетворению растущих потребностей человечества в долгосрочном энергообеспечении для достижения устойчивого мирового развития. Основные аргументы в пользу возобновляемых источников - децентрализованное производство энергии, надежность поставок, меньшая зависимость от импорта энергии и в долгосрочной перспективе - готовность к нехватке в поставках ископаемого топлива.
Постепенный отказ от субсидий на потребление ископаемых видов топлива и на ядерную энергетику к 2020 г., по предварительному прогнозу, будет связан с ростом глобального спроса на энергию на 4,1 % и снижением роста спроса на нефть на 3,7 млн барр. в сутки, что приведет к снижению выбросов углерода до 1,7 млрд т. Многие страны уже начали или планируют реформы, направленные на изменение политики субсидирования потребления различных видов энергоносителей. Однако не существует универсального рецепта, подходящего для любой страны. Очевидно, что переход к «зеленой» экономике во многом зависит от сложившихся в государстве политических и институциональных условий, уровня развития, богатства природных ресурсов и др. Но общие рекомендации могут быть правомерными для любой страны, намеренной встать на путь «зеленого роста». Предполагается, что политика экономическая, а также в сфере защиты окружающей среды и использования природных
ресурсов должны быть взаимодополняемы и вырабатываться в тесной связи друг с другом.
Ключевую роль при этом будут играть инновации. При существующей модели производства и потребления рост мировой экономики неизбежно ограничен точкой, когда ущерб от разрушения окружающей среды начнет превалировать над благами, получаемыми за счет экономического развития. Преодоление этого рубежа представляется возможным только благодаря инновациям, которые смогли бы обеспечить сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Задачей правительства при этом выступает стимулирование инновационной активности, чему могут послужить соответствующие изменения в налоговой, конкурентной и торговой политике, финансовые поощрения «зеленых» инноваций, ужесточение правил использования природных ресурсов. В целом необходимо, чтобы производства, связанные с загрязнением окружающей среды, большими объемами выбросов парниковых газов в атмосферу или перерасходом энергетических, водных и других ресурсов, стали невыгодны с финансовой точки зрения.
В современном мире развитие альтернативной энергетики идет все более интенсивными темпами. Ключевая причина повсеместного распространения возобновляемых источников энергии - снижение нагрузки на окружающую среду, что полностью соответствует концепции «зеленой» экономики. Особенно интенсивно альтернативная энергетика развивается в странах G20, министры финансов и главы центральных банков которых регулярно совещаются по ряду важных вопросов. С 2002 г. эти страны более чем в три раза увеличили объем электроэнергии, получаемой при помощи ветра, солнца, геотермальных источников и приливных электростанций. Также выросли и глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии. По информации центра ЮНЕП по проблемам энергетики, изменения климата и устойчивого развития [6], рост возобновляемых источников энергии в 2011 г. составил 17 %, а инвестиции в альтернативную энергетику достигли рекордных 257,7 млрд долл.
Несмотря на все эти успехи, доля электроэнергии из возобновляемых источников в общем объеме остается относительно невысокой. По странам G20 этот показатель составляет лишь 2,6 % в общей структуре источников электричества. По данным доклада NRDC [14] под названием «Развитие возобновляемых источников энергии по всему миру: как обстоят дела у ключевых стран?», среди стран
G20 по состоянию на 2011 г. Германия генерировала больше всего электроэнергии из возобновляемых источников. Европейский союз (как единый блок) занял второе место. Первую пятерку стран замыкали Италия, Индонезия и Великобритания.
Поток инвестиций в чистую энергетику значительно увеличился за последние десять лет. Россия расширила долю электроэнергии, производимой из возобновляемых источников, на 190 п. п., а США -на 341 п.п. Соединенные Штаты занимают второе место по общему объему энергии, произведенной из ветра, солнца, геотермальных и приливных источников. В 2011 г. их показатель составил 111,93 млрд КВт-ч. В России при помощи альтернативной энергетики было получено лишь 0,5 млрд КВт-ч электричества. Доля возобновляемых источников в общем объеме генерирующих мощностей для России оказалась на уровне 0,5 %, а для США - 2,7 %, что позволило стране занять в рейтинге NRDC 7-е место после Франции, Великобритании и ряда других европейских стран. Такие страны, как Испания, Португалия, Исландия и Новая Зеландия, производят 15 % электроэнергии при помощи солнечных батарей, ветровых, геотермальных и приливных электростанций. В Южной Корее был зафиксирован самый большой рост альтернативной энергетики с 2002 г., за ней следуют Китай и Бразилия.
В рамках биозависимой модели экономического развития ископаемое топливо должно быть заменено возобновляемыми источниками энергии и технологиями по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Инвестиционная привлекательность существующих «зеленых» альтернатив снижается в условиях массового субсидирования неустойчивой деятельности, низкой стоимости и малой рискованности ископаемой энергии. Субсидии, направляемые на искусственное занижение стоимости использования грязного топлива в странах мира, удерживают как целые компании, так и индивидуальных потребителей от принятия мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Мер, которые в ситуации приостановления предоставления субсидий быстро бы окупились. Таким образом, субсидирование ископаемой энергии не только в высшей степени непродуктивно, но еще и выступает сдерживающим барьером для развития чистых технологий производства энергии из возобновляемых источников и для повсеместного развития биоэкономики. Согласно прогнозам [11], отказ от такого субсидирования усилит энергетическую безопасность, а также к 2020 г.
позволит почти на 6 % уменьшить мировой спрос на первичную электроэнергию и практически на 7 % сократить выбросы парниковых газов.
Выделение 1 % мирового ВВП на повышение эффективности использования энергии и увеличение доли возобновляемой энергетики создали бы дополнительные рабочие места, а также повысили бы конкурентоспособность электроэнергии. Почти половина общих инвестиций будет направлена на повышение эффективности использования энергии и использование возобновляемой энергии (включая расширение использования биотоплива второго поколения), что к 2050 г. приведет к повышению занятости на 20 % по сравнению с моделью «коричневой» экономики, а также способствует стабильному экономическому росту на фоне уменьшения вредных выбросов. В секторе возобновляемых источников энергии прямо или косвенно заняты более 2,3 млн чел. во всем мире [6, с. 20], в первую очередь в таких странах, как Бразилия, Китай, Германия, Япония и США. В секторе возобновляемой энергетики существует значительный потенциал для дальнейшего роста, выраженный в том числе за счет инвестиций в повышение эффективности использования электроэнергии при условии проведения соответствующей политики государства.
Увеличение энергии из возобновляемых источников в общей доле снабжения способно нивелировать риски повышения цен на ископаемое топливо и уменьшить рост их волатильности, а также снизить негативные воздействия на окружающую среду. Функционирующая в современном обществе энергетическая система основана преимущественно на ископаемом топливе, приводит к заметным изменениям климата и осуществляет две трети выбросов парниковых газов в атмосферу Земли. Необходимое «озеленение» энергетического сектора требует сокращения субсидирования и инвестирования в углеродоемкие источники энергии. Инвестирование в возобновляемые источники энергии способствовало бы значительному повышению не только их энергетического потенциала, но и финансово-экономической безопасности. С ростом инвестиций в технологии производства чистой энергии повышается и конкурентоспособность таких технологий. За пятилетний период (2006-2011 гг.) среднегодовой темп роста мощностей возобновляемой энергетики и биотоплива составил [18]:
- фотоэлектрические солнечные модули - на
58 %;
- концентрация солнечной тепловой энергии -37 %;
- производство биодизеля - 27 %;
- ветроэнергетика - 26 %;
- солнечное горячее водоснабжение - 17 %;
- производство этанола - 17 %;
- гидроэлектроэнергия - 3 %;
- геотермальная энергия - 2 %.
При этом рост мощности возобновляемых источников энергии в 2011 г. по миру составил 390 ГВт, в странах ЕС - 174 ГВт, в странах БРИКС - 101 ГВт. Лидером среди стран по установлению новых мощностей возобновляемых источников энергии в 2011 г. стал Китай - 70 ГВт, за ним следуют США и Германия - 68 и 61 ГВт соответственно.
С каждым годом доля возобновляемых источников энергии в мировой энергетике становится все более заметной. В США и странах Евросоюза доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства в 2010 г. составила 11 и 9,6 %, соответственно. По прогнозам [8], к 2020 г. она вплотную приблизится к 25 %, при этом количество энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии, возрастет в странах Евросоюза в 3,8 раза, а в США - в 22,5 раза. На ранних стадиях находится уровень освоения и развития чистой энергии в России. В 2010 г. доля возобновляемой энергетики в общем объеме производства составила менее 1 % с установленной мощностью в 2,1 ГВт. Приоритетной сферой экономически эффективного практического использования возобновляемых источников энергии в России является распределенная энергетика. Прогнозируется, что к 2020 г. доля «зеленой» энергетики возрастет и составит 4,5 % с установленной мощностью в 25 ГВт. Возобновляемые технологии представляются еще более конкурентоспособными, если учесть связанные с ними технологии утилизации грязного топлива. Успешное заключение глобального соглашения по выбросам углерода является сильным стимулом роста бизнес-инвестирования в возобновляемую энергию.
Все большее число стран оптимизирует свои будущие закупки возобновляемой энергетики путем проведения аукционов по отбору мощности. Такие мероприятия организуются для проведения конкурсного отбора и последующего заключения фьючерсных контрактов на поставку мощности и закупку электроэнергии. Аукционы являются далеко не единственным в наши дни инструментом, используемым для повышения эффективности этого
направления бюджетной политики, установления концессионных отношений государства с участниками рынка и инвесторами. В рамках проводимого исследования [19, с. 16], специалисты составляют индексы привлекательности (выраженные в баллах) для 40 стран на основании всестороннего анализа их рынков возобновляемых источников энергии, инфраструктуры и ее соответствия определенным технологиям. В таблице приведен ТОП-10 наиболее привлекательных для инвестирования в возобновляемые источники энергии стран на начало 2013 г.
По индексу привлекательности инвестирования не первый год лидирует Китай с показателем 70,1. Правительство страны в течение 2013 г. планирует не только продолжать строительство новых мощностей на своей территории, но и увеличивать объемы инвестирования в перспективные зарубежные проекты. Следующие строки рейтинга принадлежат Германии (65,6) и США (64,9), правительства которых активно расширяют сложившуюся инфраструктуру для будущего развития чистой электроэнергетики. Соединенные штаты сконцентрировали внимание на развитии такого вида альтернативной энергии, как ветроэнергетика (в предыдущем году на ее долю приходилось более половины общего
Страны - лидеры по индексу привлекательности инвестирования на основе анализа рынков возобновляемых источников энергии за 2013 г.
Место Страна Индекс
1-е Китай 70,1
2-е Германия 65,6
3-е США 64,9
4-е Индия 61,8
5-е Франция 57,3
6-е Великобритания 54,7
7-е Япония 53,2
8-е Канада 53,1
9-е Италия 52,4
10-е Австралия 51,0
Источник: [1, 19].
прироста выработки энергии), что подтверждает пролонгация срока действия программы налоговых льгот на производство возобновляемых источников энергии - Production Tax Crédit. Мировой объем инвестирования чистой энергетики в 2012 г. составил 268,7 млрд долл. [1], в то время как в 2011 г. во все виды возобновляемых источников энергии поступило 257,7 млрд долл. [5] инвестиций. Структура инвестирования по видам возобновляемой энергетики в 2010-2011 гг. представлена на рис. 5.
95,5
83,8
3,1 2,9
3,6
5,8
8,5 6,8
12 10,6
0
1
1
0,3 0,2
Солнечная Геотермальная Малые ГЭС Биотопливо Биомасса Ветровая Морская энергетика энергетика и переработка энергетика энергетика
отходов
2010 | | 2011
Источник: [5].
Рис. 5. Структура инвестирования по видам возобновляемых источников энергии, млрд долл., 2010-2011 гг
В структуре наиболее привлекательных для инвестирования возобновляемых источников энергии наибольший интерес по-прежнему вызывает солнечная энергетика. В 2011 г. в этот сектор было направлено 147,4 млрд долл., или 57 % от общего объема инвестиций. На втором месте по объемам инвестирования - ветровая энергетика, куда поступило 83,8 млрд долл., или 33 % общего объема инвестиций. Эти виды возобновляемых источников энергии демонстрируют наибольший рост развития на протяжении последних 8 лет. За 2004-2011 гг. потоки инвестиций в сектор солнечной энергетики возросли более чем в 10 раз, в ветровую энергетику -в 6 раз. На остальные виды чистой энергетики в 2011 г. пришлось лишь 26,3 млрд долл., или 10 % инвестиций всей отрасли.
В 2011 г. инвестиции в сектор возобновляемой энергетики увеличились как в развитых странах (на 21 %, или до 168 млрд долл), так и в развивающихся (11 %, или 89 млрд долл.). Развитые страны укрепили свое лидерство в качестве донора инвестиций в возобновляемые источники энергии. Доля развивающихся стран сократилась до 35 % против 37 и 40 % в 2010 и 2009 гг. соответственно. Если проанализировать вклад отдельных стран в рост финансирования, то можно выделить, что укрепление позиций произошло в основном за счет активизации проектного финансирования в США (на 57 % в 2011 г.) и роста объемов финансирования некрупных проектов в Италии и Германии, в том числе за счет реализации программ государственного субсидирования. Между тем среди развивающихся стран рост инвестиций в возобновляемые источники энергии существенно замедлился лишь в Китае, однако эта стагнация частично была компенсирована колоссальным ростом инвестиций во все виды «зеленой» энергетики в Индии (на 62 % только за 2011 г.).
Объемы инвестиционных вложений в сектор возобновляемой энергетики в 2012 г. увеличивали такие страны, как Китай, Австралия и Мексика. Достаточно оптимистично выглядят и прогнозы на 2013 г. Компании будут обеспечивать высокую активность на рынке и продолжат реализовывать активы. Ожидается и дальнейшее продолжение продемонстрированной в 2012 г. тенденции основного прироста инвестиций в секторе солнечной энергетики. Должны увеличиться доля инвестирования и число сделок с активами ветровой и морской энергетики. Устойчивое развитие отрасли повышает
ее привлекательность для различных инвесторов. Дальнейшая разработка и реализация стратегий по всестороннему использованию возобновляемых источников энергии все большим числом компаний будет обусловлена необходимостью эффективного управления рисками в силу волатильности цен на традиционные энергоносители и ненадежности энергоснабжения в целом, а также способствовать снижению себестоимости производства новой энергии. Безусловно, с технической точки зрения внедрение подобных стратегий является непростой задачей, однако, по прогнозам, доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе генерирующих компаний будет неизменно расти.
Список литературы
1. В мире появилась новая тактика развития зеленой энергетики // Комп@ньон. URL: http://www. companion. ua/articles/content?id=233750.
2. Выбросы СО2 в 2012 году достигнут рекордных значений // РИА Новости. URL: http://ria. ru/science/20121202/913126449.html.
3. Еврокомиссия предложила ЕС снизить выбросы CO2 к 2030 году на 40 % // РИА Новости. URL: http://ria. ru/eco/20130328/929658156. html#ixzz2RbcJm1dG.
4. Идрисов Т. Экологическая организация «маленькая земля» // Clicr. ru. URL: http://www. clicr. ru/post/show/id/1420.
5. Мировые инвестиционные тенденции в секторе возобновляемой энергетики // inVenture. URL: http://www. inventure. com. ua/main/analytics/ analysis/mirovye-investicionnye-tendencii-v-sektore-vozobnovlyaemoi-energetiki.
6. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности -обобщающий доклад для представителей властных структур // UNEP. URL: http://www. un. org/ru/ development/sustainable/ger_synthesis. pdf.
7. Приоров Г. Е. Влияние субсидирования энергетического сектора на глобальную экономику // Лесопромышленник. URL: http://www. lesopromyshlennik. ru/bioenergia/WE1111.html.
8. Технологии возобновляемой энергетики // Электротехнический рынок. URL: http://market. elec. ru/nomer/44/.
9. Adams E. E. Data Highlights. The Energy Game is Rigged: Fossil Fuel Subsidies Topped $620 Billion in 2011 // Earth Policy Institute. URL: http://www. earth-policy. org/data_highlights/2013/highlights3 6.
10. Adams E. E. The Energy Game is Rigged: Fossil Fuel Subsidies // Treehugger. URL: http://www. treehugger. com/energy-policy/energy-game-rigged-fossil-fuel-subsidies-topped-620-billion-2011.html.
11. Analysis of the Scope of Energy Subsidies and Suggestions for the G20 Initiative. IEA, OPEC, OECD, World bank, 2010 // OECD. URL: http://www. oecd. org/env/45575666.pdf.
12. Brown L. R. Governments Spend $1.4 Billion Per Day to Destabilize Climate // Earth Policy Institute. URL: http://www. earth-policy. org/data_ highlights/2012/highlights24.
13. Climate Collapse // M3GA V 7.1. URL: http:// chem11.proboards. com/index. cgi?board=Discussion &action=print&thread=269.
14. Delivering on Renewable Energy around the world. «How do key countries stack up? // Natural Resources defense council (NRDC). URL: http://www. nrdc. org/energy/12060701.asp.
15. Developing Countries Subsidize Fuels, Artificially Lowering Prices // Institute for energy research. URL: http://www. instituteforenergyresearch. org/2013/01/03/developing-countries-subsidize-fossil-fuel-consumption-creating-artificially-lower-prices/.
16. Fossil Fuels and Renewable Energy Resources. Energy's Future Today // Ecology Global Network. URL: http://www. ecology. com/2011/09/06/fossil-fuels-vs-renewable-energy-resources/.
17. G20 постепенно откажется от субсидий на неэффективные виды топлива // Минфин. URL: http://minfin. com. ua/2010/06/27/180809/.
18. Global Status Report // REN21. URL: http://www. ren21 .net/Portals/0/documents/ Resources/ %20GSR_2012 %20highres. pdf.
19. Renewable energy country attractiveness indices. February 2013 // EY. URL: http://www. ey. com/Publication/vwLUAssets/Renewable_energy_ country_attractiveness_indices_February_2013/$FILE/ Renewable_energy_country_attractiveness_indices.pdf.
20. Staniford S. Powering Civilization to 2050 // The Oil Drum. URL: http://www. theoildrum. com/ node/3540.
21. World energy consumption // Wikipedia. URL: http://en. wikipedia. org/wiki/File:World_energy_ consumption. svg.
22. World Energy Outlook 2012, Energy Subsidies // International Energy Agency. URL: http://www. worldenergyoutlook. org/resources/energysubsidies/.